Файл: Научнотехническая политика в регионе (на примере Республики Татарстан).docx
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 87
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы научно-технической политики
Глава 2. Основные проблемы социально-экономического развития Республики Татарстан
2.1 Общая характеристика региона
2.2 Анализ основных социально-экономических показателей развития региона
2.3 Приоритеты социально-экономической политики Республики Татарстан
Глава 3. Аналитическое исследование научно-технической политики в Республике Татарстан
3.1 Анализ научно-технической сферы Республики Татарстан
Показатель | Темп роста, % (по ФО) 2021 г. | Темп роста, % (по Республике) 2021 г. | |||
к 2020 году | к 2021 году | к 2020году | к 2021году | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
Площадь территории, тыс. км. | 100 | 100 | 100 | 100 | |
Численность населения, тыс. человек | 99,6 | 99,2 | 100,1 | 99,8 |
Продолжение Таблицы 5
Среднегодовая численность занятых в экономике, тыс. человек | 97,6 | 102,5 | 99,8 | 102,4 |
Среднедушевые денежные доходы (в месяц), руб. | 112,8 | 111,7 | 103,8 | 111,3 |
Потребительские расходы в среднем на душу населения (в месяц), руб. | 97,5 | 101,5 | 106,5 | 101,5 |
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций, руб. | 118,9 | 111,2 | 122,4 | 115,2 |
Валовой региональный продукт, млн. руб. | 110,9 | 101,7 | 123,5 | 106,6 |
Основные фонды в экономике (по полной учетной стоимости; на конец года), млн. руб. | 61,9 | 84,8 | 349 | 351,7 |
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по видам экономической деятельности, млн. руб. добыча полезных ископаемых | 79,4 | 77,8 | 83,5 | 83,6 |
обрабатывающие производства | 99,3 | 94,9 | 101,2 | 100,9 |
производство и распределение электроэнергии, газа и воды | 100,7 | 98,3 | 96,3 | 94,1 |
Продукция сельского хозяйства - всего, млн. руб., в т. ч. | 127,4 | 115,3 | 116,9 | 106,2 |
растениеводства | 43,5 | 122,3 | 43,8 | 136,7 |
животноводства | 107,1 | 110,5 | 117,7 | 108 |
Ввод в действие общей площади жилых домов, тыс. м2 | 103,6 | 97,4 | 111,2 | 100,1 |
Оборот розничной торговли, млн. руб. | 104,4 | 99,1 | 101,3 | 97,5 |
Сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) деятельности организаций, млн. руб. | 113,9 | 105,7 | 120,6 | 102,7 |
Инвестиции в основной капитал, млн. руб. | 110,7 | 107,9 | 100,5 | 101,7 |
Итоги социально-экономического развития Республики Татарстан в 2021 году показывают практически устойчивое восстановление позитивных тенденций, что позволяет дать положительный прогноз практически по всем показателям.
Приволжский федеральный округ и Республика Татарстан показали хорошие результаты, хочется отметить увеличение валового регионального продукта, что говорит об успешной экономической деятельности региона, характеризующей процесс производства товаров и услуг. Можно заметить увеличение доходов населения, но вместе с этим увеличиваются расходы. Основные фонды в экономике Республики Татарстан значительно увеличились. Объем товаров собственного производства уменьшается, что показывает на то, что Правительству федерального округа необходимо провести корректирующие мероприятия для увеличения данного показателя.
Республика Татарстан занимает всего 7% всей площади Приволжского федерального округа, но тем не менее данная Республика способна внести свой вклад в развитие округа (Таблица 6) и страны в целом.
Таблица 6 - Вклад Республики Татарстан в социально-экономическое развитие Приволжского федерального округа
Показатель | 2019 г., % | 2020 г., % | 2021 г., % | | Изменение, % 2021 | |
| к 2019 г. | к 2020 г. | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | | 5 | 6 |
Площадь территории, тыс. км. | 6,55 | 6,55 | 6,55 | | 0 | 0 |
Численность населения, тыс. человек | 13,3 | 13,3 | 13,4 | | 0,5 | 0,6 |
Среднегодовая численность занятых в экономике, тыс. человек | 14,4 | 14,8 | 14,8 | | 2,2 | -0,1 |
Среднедушевые денежные доходы (в месяц), руб. | 135,4 | 125 | 124,6 | | -9 | -0,4 |
Потребительские расходы в среднем на душу населения (в месяц), руб. | 118,6 | 129,7 | 129,6 | | 9 | 0 |
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций, руб. | 108,2 | 107,5 | 111,4 | | 3,5 | 4 |
Валовой региональный продукт, млн. руб. | 18,7 | 19,3 | 19,8 | | 12,6 | 4,9 |
Продолжение Таблицы 6
Основные фонды в экономике (по полной учетной стоимости; на конец года), млн. руб. | 1,6 | 2,2 | 9,1 | 287,1 | 266,9 |
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по видам экономической деятельности, млн. руб. добыча полезных ископаемых | 26,4 | 25,8 | 27,7 | 4,1 | 5,8 |
обрабатывающие производства | 20,1 | 20,2 | 21,5 | 1,9 | 6 |
производство и распределение электроэнергии, газа и воды | 14,8 | 14,7 | 14,1 | -4,4 | -4,2 |
Продукция сельского Хозяйства - всего, млн. руб., в т. ч. | 18,9 | 18,9 | 17,4 | -10.5 | -9,1 |
растениеводства | 13,3 | 11,9 | 13,4 | 0,3 | 14,4 |
животноводства | 12.5 | 14 | 13,7 | 10.6 | -2,5 |
Ввод в действие общей площади жилых домов, тыс. м2 | 15,8 | 16,5 | 16,9 | 7,6 | 2,7 |
Оборот розничной торговли, млн. руб. | 16,5 | 16,3 | 16,1 | -3,1 | -1,6 |
Сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) деятельности организаций, млн. руб. | 30,2 | 32,9 | 31,9 | 6,7 | -3 |
Инвестиции в основной капитал, млн. руб. | 26,2 | 25,2 | 23,8 | -10,2 | -6,2 |
Таким образом, Татарстан вносит существенный вклад в развитие Приволжского федерального округа. Как говорилось ранее, Татарстан занимает всего 6,5% площади Приволжского федерального округа, население составляет 13,3%.
Валовой региональный продукт составляет 19,8% за 2021 год по Приволжскому федеральному округу. Уменьшился вклад Татарстана по показателям инвестиций в основной капитал в 2020 году. В 2021 году прорыва не наблюдается, но результат улучшился на 4%. Тем не менее, вклад
Татарстана в показатель инвестиций значителен, он составляет около 25%. Отмечается медленное увеличение ввода в действие общей жилой площади жилых домов, с годами показатель продолжает расти. Среднегодовая численность занятых в экономике остается стабильной.
2.3 Приоритеты социально-экономической политики Республики Татарстан
В последнее время происходит увеличение самостоятельности регионов, каждый регион самостоятельно несет ответственность за результаты социально-экономического развития. Социально-экономическая политика регионов – это сфера управления в государстве экономическим, политическим, социальным и экологическим развитием страны в региональном аспекте, отражающейся во взаимоотношениях между регионами и государством и регионами между собой.
Анализ и прогноз социально-экономического развития является отправной точной работы, которая связана с управлением регионами. При прогнозе определяются цели развития региона, а также происходит выработка различных мероприятий и приоритетов развития регионального хозяйственного комплекса.
Основная цель социально-экономической политики – улучшение качества жизни населения. Объекты политики – население, социальные общности, которые объединены определенными связями и отношениями (акцент на социальную защиту малообеспеченных граждан или граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации). Субъекты социально-экономической политики – ведомства и государственные учреждения, органы местного самоуправления, благотворительные, общественные и иные объединения, добровольцы, внебюджетные фонды.
Основные проблемы социально-экономической политики представлены в Таблице 7.
Таблица 7 - Основные проблемы социально-экономического развития и приоритеты социально-экономической политики (СЭП) Республики Татарстан
Сфера социально-экономического развития | Проблемная область | Пути решения проблемы в рамках СЭП | Субъект СЭП, ответственный за решение проблемы | Объект СЭП |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Экономическая | Сельское хозяйство | Повышение эффективности сельской экономики и создание условий для сохранения сельского образа жизни | Руководителя департамента агропромышленного комплекса | Население Республики Татарстан |
Низкий уровень эффективности и конкуренто-способности значительного числа промыш-ленных, сельскохо-зяйственных, транспортных, строительных предприятий | Развитие и правильное размещение производительных сил | Правительство Республики Татарстан | Население Республики Татарстан | |
Социальная | Низкий уровень рождаемости | Разработка и реализация мер по повышению рождаемости | Правительство Республики Татарстан | Население Республики Татарстан |
Высокий уровень смертности | Укрепление здоровья населения, формирование здорового образа жизни | Правительство Республики Татарстан | Население Республики Татарстан | |
Политическая | Проблем не выявлено | - | - | - |
Духовная | Низкий уровень развития духовности | Формирование условий для развития духовности, нравственного здоровья и высокой культуры. | Правительство Республики Татарстан | Население Республики Татарстан |