Файл: Особенности функционирования финансов индивидуальных предпринимателей.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 93
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Особенности функционирования финансов индивидуальных предпринимателей
1.2 Направления использования финансовых ресурсов индивидуальных предпринимателей
2. Влияние налоговой политики государства на организацию финансов индивидуальных предпринимателей
2.1 Общая система налогообложения
.2 Упрощенная система налогообложения
2.3 Вмененная система налогообложения
.4 Патентная система налогообложения
3. Особенности функционирования финансов индивидуальных предпринимателей в России
3.1 Государственная финансовая поддержка индивидуального предпринимательства в РФ
3.2 Проблемы организации финансов индивидуальных предпринимателей в России
3.3 Роль индивидуального предпринимательства в экономике страны
· бизнес - школы, отвечающие за повышение квалификации руководителей и непосредственно персонала предприятий малого бизнеса, их обучение и переподготовку (в категорию обучаемых входит не только руководство и сотрудники компаний, но и учащиеся старших классов, безработные, а также граждане, желающие открыть собственное дело).
Более 30 городов страны на сегодняшний день предлагают организованные на их территории агентства, осуществляющие поддержку малого предпринимательства. Это негосударственные структуры, хотя деятельность свою осуществляют при поддержке и участии местной администрации. Это консалтинговые компании, предлагающие услуги для получения инвестиций малыми предприятиями и обучения персонала.
Венчурные фонды на региональном уровне представляют собой коммерческие организации, за их счет малые предприятия инвестируют средства в сферы сельского хозяйства, биотехнологий, фармацевтику, здравоохранение и прочие субстанции, связанные с научно-техническим прогрессом. Финансирование фондов осуществляется Министерством экономики и развития, местной и региональной администрацией, иногда частными (заинтересованными) инвесторами. В настоящий момент в стране действует порядка 20 таких венчурных фондов, средства на развитие которых выделяются из бюджета. Но гораздо больше присутствует частных венчурных фондов.
При центрах занятости действуют социально-деловые центры, создающие новые рабочие места посредством развития малых предприятий. Чаще всего такие центры представляют собой государственные предприятия, единственным учредителем которого является центр занятости. В данный момент на территории России зарегистрировано чуть более 20 таких центров.
Существующая система микрозаймов представлена коммерческими предприятиями, предоставляющими займы на развитие бизнеса, сумма которых составляет до 1 миллиона рублей. В стране насчитывается чуть меньше 3000 таких организаций.
На сегодняшний день поддержка малого предпринимательства является одной из наиболее важных задач государства.
Реализация ее может осуществляться посредством целевых субсидий малому бизнесу или же через систему гарантийных фондов в каждом отдельно взятом регионе. Так, в 2013 году, решением Правительства Российской Федерации, в поддержку малого и среднего бизнеса направлено более 18 миллиардов рублей.
Средства выделенные из государственного бюджета направлены на выдачу субсидий малому и среднему предпринимательству, в том числе субсидирование крестьянских (фермерских) хозяйств. Планируется направить более 20 миллиардов рублей на субсидирование малого предпринимательства на период 2014-2015 годы.
Согласно мнению специалистов, создание многочисленных программ поддержки малого бизнеса способно объединить не только усилия властей на ведомственном уровне, но и охватить региональные структуры. Следовательно, данная тактика может и должна привести к оформлению устойчивого делового климата в стране.
Грамотная финансовая поддержка малого бизнеса является необходимым фактором для его развития и процветания.
3.2 Проблемы организации финансов индивидуальных предпринимателей в России
Основная часть трудностей и препятствий на пути становления и развития российского малого предпринимательства лежит за рамками самой сферы малого предпринимательства. На основании имеющихся статистических и аналитических данных можно выделить целый ряд острейших проблем, с которыми сталкиваются в своей деятельности представители малого бизнеса:
· несовершенство нормативно-правовых основ администрирования малого бизнеса со стороны государства, затруднение доступа субъектов малого предпринимательства к государственному и местному заказу;
· отсутствие реальных финансово-кредитных механизмов для инвестирования малых предприятий;
· несовершенство системы налогообложения;
· проблемы материально-ресурсного обеспечения малого бизнеса;
· трудность в осуществлении инновационных проектов и программ предпринимателей;
· неразвитость системы информационной поддержки малых предприятий;
· проблемы кадрового обеспечения и подготовки специалистов для малого предпринимательства;
· несовершенство государственной инфраструктуры поддержки малого бизнеса.
Практически во всех развитых странах существует гибкая система процентных ставок по кредитам для малого бизнеса, что обеспечивает достаточно высокую степень развития данной категории хозяйствующих субъектов и делает заемные средства чуть ли не основным источником финансовых ресурсов. В России же этот сектор субъектов хозяйствования развит значительно меньше. Поэтому важно рассмотреть проблему кредитования малого бизнеса в РФ, в частности ИП, более подробно.
На сегодняшний день индивидуальному предпринимателю доступен широкий перечень банковских продуктов: от классических видов кредитования (экспресс - кредиты, кредиты на пополнение оборотных средств и на развитие бизнеса) до предоставления банковской гарантии и открытие кредитной линии. Но ИП в большинстве случаев отказываются вообще пользоваться услугами банка, и на это существует ряд обоснованных причин:
. Многие ИП предпочитают оформить потребительский заем, чем платить "завышенные" процентные ставки по кредитам для предприятий малого бизнеса. Сразу пустить деньги в оборот или на расширение своего бизнеса, а не на уплату процентов по кредиту. А с сегодняшними процентными ставками чаще всего получается, что предприниматели работают только на банк.
2. Залоговое обеспечение. Чаще всего для оформления кредита на большую сумму необходимо предоставить залог, стоимость которого будет равна сумме кредита. При отсутствии такового сумма кредита в несколько раз ниже, и для ИП уже нет смысла вообще пытаться подавать документы на оформление кредита.
. Обязательное наличие поручителей для обеспечения кредита.
. Сроки рассмотрения заявки и всех документов заемщика могут варьироваться от пары дней - до пары недель, что в свою очередь еще не обеспечивает одобрение заявки. Именно поэтому сами банки советуют заранее собирать все документы и подавать их сразу в несколько кредитных учреждений.
. Отсутствие в банковской системе РФ единой формы подачи и рассмотрения заявок. Предпринимателю для подбора оптимального варианта кредитования приходиться обращаться в большое количество банков, а у каждого банка свои нюансы и требования: к предоставленным документам, к залоговому обеспечению, сроки рассмотрения могут везде отличаться, да и проценты по кредитам тоже.
Получается, что индивидуальные предприниматели, а это основная часть представителей малого бизнеса в России, вместо того чтобы тесно сотрудничать с кредитными учреждениями, относятся с недоверием к банковским продуктам. Кредитные учреждения в свою очередь с опаской их кредитуют, выставляя жесткие условия. Данное положение вещей тормозит кредитование индивидуальных предпринимателей и всей банковской системы страны в целом.
Самой же обсуждаемой проблемой, с которой пришлось столкнуться индивидуальным предпринимателям в 2013 году, стало тотальное повышение государством страховых взносов, которые за последние 6 лет увеличились на 2000%. В 2013 году суммарная стоимость пенсионных и медицинских взносов составляет 35 664,66 рублей (рисунок 1).
Рисунок 1. Динамика суммарной суммы пенсионных и медицинских взносов для ИП с 2007 по 2013 годы (в руб.)
Согласно постановлению правительства РФ от 17 января 2013 года №8, стоимость страхового года на 2013 год определена в размере 16 239 рублей 60 копеек. Но с 2013 года стоимость страхового года не используется для определения размеров страховых взносов ИП и суммарная стоимость пенсионных и медицинских взносов составляет 35 664 рублей 66 копеек.
Такая сумма страховых взносов является критической для следующих категорий предпринимателей:
начинающих, еще не успевших организовать доходное дело;
ведущих свою деятельность в небольших городах, селах;
являющимися, по сути, наемными рабочими.
Если рассматривать эти категории индивидуальных предпринимателей с годовым доходом от 70 до 300 тыс. рублей, то окажется, что от 1/2 до 1/8 этой суммы в 2013 году пойдет на уплату социальных и медицинских взносов. И если последнее значение еще сопоставимо с теми 13% процентами от заработной платы, которые выплачивают физические лица, то индивидуальные предприниматели с доходом менее 300 тыс. руб. становятся перед выбором: или закрывать дело, так и не успевшее стать достаточно доходным, либо уходить в тень. Так, по статистике ФНС РФ за декабрь 2012 года и январь 2013 года в России стало на 208000 ИП меньше.
Риск закрытия дела представителями малого бизнеса из-за повышения страховых взносов и уход их в "тень" действительно существует - об этом признают в аппарате правительства РФ.
Согласно первоначальным планам правительства, с 2014 года размер выплат индивидуальными предпринимателями в ПФР должен был вырасти до 32,5 тысячи рублей, в 2015 году - почти до 52 тысяч рублей. Но Президент Владимир Путин пообещал подумать над облегчением этого бремени и понизить выплаты в 2014 году. В утверждённой правительством пенсионной стратегии пока остается уровень отчислений 2013 года.