Файл: Образовательная программа по специальности 40. 02. 01 Право и организация социального обеспечения Форма обучения заочная.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 76
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретико-правовые основы страховых пенсий в России
1.1. Исторический аспект становления и развития института страховых пенсий в РФ
1.2. Правовые основы назначения и выплаты страховых пенсий
Глава 2. Основания и порядок назначения досрочных страховых пенсий
2.1. Специальный страховой стаж, как основание для назначения страховой пенсии по старости
2.2. Проблемы защиты прав граждан на получение страховых пенсий
Продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, начиная с 1 января 2016 года ежегодно увеличивается на один год. См. Таблица 2 Приложения. При этом необходимая продолжительность страхового стажа определяется на день, с которого возникает право на страховую пенсию по старости.
Правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
2.2. Проблемы защиты прав граждан на получение страховых пенсий
В статье 7 Конституции страны Российская Федерация провозглашена социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека Конституция Российской Федерации. Таким образом, социальное государство должно выступать гарантом и защитником интересов, прав и свобод не какой-то одной социальной группы или нескольких групп населения, а всех членов общества. В связи с этим статья 39 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому гражданину социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потере кормильца и в иных случаях, установленных федеральным законом.
Анализ обращений граждан по вопросам социальной защиты, пенсионного обеспечения и льгот показывает, что основное количество заявлений граждан связано с реализацией в стране пенсионной реформы. Среди наиболее характерных и острых проблем, поднимаемых пенсионерами, выделяются вопросы, связанные с главным хроническим недостатком пенсионной системы - низким уровнем пенсионного обеспечения. Поступающие жалобы в основном не содержат указаний на конкретные нарушения пенсионного законодательства, в них заявители указывают на низкий размер пенсии, на тяжелую жизненную ситуацию и на то, что государство не обеспечивает возможность пенсионерам вести достойный образ жизни.
Другой острой проблемой является отказ Пенсионного фонда по включению в страховой стаж работников отдельных периодов трудовой деятельности. Это связано прежде всего с тем, что многие граждане не могут доказать свой трудовой стаж, размер своей заработной платы, что прямым образом влияет на уровень пенсии, возможность ее досрочного назначения. Причиной такого положения является утрата архивов предприятий, организаций, которые впоследствии были ликвидированы или реорганизованы, нахождением предприятий на территории одной из республик бывшего СССР или территории других регионов. Как правило, обращения к архивным органам ни к чему не приводят. Ответ один - в архиве документов по личному составу ликвидированного предприятия нет. В данной ситуации даже активная позиция государственных органов края оказывается безрезультатной.
Нередко подтвердить свой страховой стаж граждане не могут из-за халатности лиц, ответственных за ведение кадровых документов. Это характерно прежде всего для частных предприятий. Небрежное хранение, утрата документов, умышленное уничтожение, невыполнение обязанности о передаче документов по личному составу в архив - все это свойственно частному бизнесу. В итоге нарушается конституционное право граждан на социальное обеспечение.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 10 июля 2007 года № 9-П отдельные положения Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и Правил учета страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал, признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации в той мере, в какой содержащиеся в них нормативные положения позволяют не включать в периоды трудовой деятельности граждан страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию в случае неуплаты или неполной уплаты страхователем (работодателем) страховых взносов, что приводит к снижению размера страховой части трудовой пенсии при ее назначении или перерасчете.
Федеральному законодателю в целях обеспечения прав застрахованных лиц, работавших по трудовому договору, на трудовую пенсию предписано установить правовой механизм, гарантирующий реализацию приобретенных ими в системе обязательного пенсионного страхования пенсионных прав, в том числе источник выплаты той части страхового обеспечения, которая не покрывается страховыми взносами страхователя. Однако такой порядок пока не разработан, что вызывает проблемы в правоприменительной практике органов Пенсионного фонда в части реализации прав граждан на получение пенсионного обеспечения с учетом позиции Конституционного Суда Российской Федерации.
В соответствии со ст. 7 проекта Федерального закона N 364062-6 «О страховых пенсиях», казалось бы, увеличены минимальные требования к продолжительности страхового стажа до 15 лет, что повышает ценность трудового вклада, однако данное положение вызывает настороженность и определенные сомнения в справедливости данной нормы Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 28 декабря 2013 года. Дело в том, что пенсионное законодательство, действовавшее до 1 января 2002 г., устанавливало достаточно высокие стажевые требования к пенсии по старости: для мужчин - не менее 25 лет, для женщин - не менее 20 лет. Вместе с тем те же законы позволяли назначить пенсию по старости при неполном трудовом стаже не менее 5 лет, размер которой рассчитывался пропорционально имеющемуся стажу. Таким образом, на протяжении десятков лет социальные пенсии, т. е. нетрудовые, никак не связанные с трудовой деятельностью граждан, либо, как их предыдущий аналог, надбавка на иждивенца кормильцу, назначались, если трудовой стаж не достигал 5 лет. Проект Федерального закона «О страховых пенсиях», подняв нижнюю границу требуемого страхового стажа с 5 до 15 лет, фактически перечеркивает трудовой вклад населения в экономику страны, если он менее 15 лет, и лишает данную категорию лиц их же собственных перечисленных в Пенсионный фонд РФ страховых платежей ввиду того, что судьба этих платежей в законопроекте отражения не нашла. Кроме того, проект Федерального закона «О накопительной пенсии»
[10] также не определяет дальнейшее использование вышеуказанных страховых платежей, поскольку ст. 5 данного законопроекта в условия назначения накопительной пенсии включает приобретение право на страховую пенсию по старости, а исключение делает лишь для получателей страховых пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца. На наш взгляд, достойная пенсия должна быть связана с длительным трудовым стажем, однако и минимальные стажевые требования в 5 лет для назначения страховой и накопительной пенсий должны быть сохранены в качестве соблюдения принципа социальной справедливости. То, что пенсии при неполном страховом стаже потеряют в размерах, не подвергается сомнению.
Если требования к продолжительности страхового стажа являются традиционными условиями для назначения пенсий, то появление в ст. 7 проекта Федерального закона «О страховых пенсиях» дополнительного, неизвестного действующему законодательству условия вызывает определенные сомнения в его целесообразности. Причем он влияет не только на право, но и на размер пенсии. Речь идет о величине индивидуального пенсионного коэффициента, размер которого не может составлять менее 30.[11] Дело в том, что одновременно учитывать при определении права на пенсию и трудовой вклад и страховые отчисления практически невозможно, так же как и спорить о том, чей труд полезнее. Согласно ч. 3 ст. 93 Трудового кодекса РФ, работа на условиях неполного рабочего времени не влечет для работников каких-либо ограничений трудовых прав, к числу которых ст. 21 того же Кодекса относит право на обязательное социальное страхование. Кроме того, ч. 3 ст. 133 ТК РФ устанавливает, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда. Таким образом, на наш взгляд, минимальный размер величины индивидуального пенсионного коэффициента должен быть привязан к размеру отчислений в Пенсионный фонд РФ исходя из минимальной заработной платы в месяц за 15 лет. Только в этом случае условия назначения страховой пенсии будут соответствовать и трудовому вкладу лица, и денежным вливаниям в пенсионную систему работодателя за этот период в виде страховых платежей.
Заключение
Страховая пенсия представляет собой денежную выплату, получаемую застрахованным лицом каждый месяц. Пенсия назначается для материального поддержания гражданина, не получающего зарплату или иные выплаты и вознаграждения, что связано с потерей трудоспособности на основе старости, инвалидности или же утрате дохода кормильца по его смерти. Она выплачивается в зависимости от страхового стажа и возраста.
Получая пенсию, мы в принципе понимаем, из чего она состоит, и за какие заслуги начисляется надбавка. Хотя немногие знают, что такое страховая часть пенсии. Известно, что базовая часть пенсии абсолютно не связана с тем, сколько зарабатывал конкретный пенсионер, непосредственно до выхода на пенсию.
Страховая часть пенсии напрямую зависит, от размера заработной платы застрахованного пенсионера. Соответственно существует прямая взаимосвязь; чем выше размер вашей заработной платы, тем выше будут страховые платежи с неё и, исходя из этого, тем выше будет размер вашей будущей пенсии.
Финансирование страховой части пенсии и накопление средств и источников для её обеспечения, равно как и назначение должной части при выходе пенсионера на заслуженный отдых происходи следующим образом:
Страховой платеж поступает на лицевой счет гражданина РФ и суммируется. Полученный пенсионный капитал регулярно индексируется,
Индексация, в свою очередь, даёт регулярный прирост, как личного пенсионного капитала, так и общего в целом.
В срок выхода пенсионера на пенсию, образовавшаяся сумма окончательно индексируется, выверяется и делится на средний расчетный период нахождения гражданина на пенсии. Согласно законодательству Российской Федерации, средний расчетный период составляет двести двадцать восемь календарных месяцев.
Получившийся результат и составляет сумму ежемесячной страховой выплаты пенсионеру. Сумма может повышаться, благодаря проведению индексации.
Стоит отметить, что пенсионер может полностью отказаться от начисления страховой части пенсии либо же получать её в полном или частичном размере.
Условия получения:
-
для женщин - 55 лет, для мужчин - 60 лет; -
стаж страхования не меньше 15 лет; -
достижение размера ИПК 30; -
лицо должно быть застраховано с соблюдением всех правил, которые устанавливает Федеральный закон, и являться гражданином РФ.
Порядок оформления пенсии основан на предъявлении следующих документов:
-
паспорт или иной документ, предоставляющий информацию о личности застрахованного лица, о его возрасте, месте проживания и гражданстве; -
трудовая книжка, раскрывающая информацию о стаже; -
документ, имеющий информацию о среднемесячном заработке гражданина.
В зависимости от вида назначаемой страховой пенсии требуется предъявление дополнительного пакета документов:
-
содержащих информацию о нетрудоспособных членах семьи застрахованного лица; -
содержащих информацию о наличии на иждивении застрахованного лица членов семьи, утративших трудоспособность; -
информирующих о месте проживания или пребывания застрахованного лица на территории России; -
сообщающих о фактах изменения Ф.И.О. застрахованного гражданина; -
содержащих информацию об инвалидности лица.
В нынешних условиях, становится очевидно, что реформы не приносят ожидаемого результата и Правительство уже приняло и продолжает обсуждать ряд новых мер, которые смогут ликвидировать недостаток средств, необходимых для обеспечения работы системы пенсионного обеспечения. Никаких, документально зафиксированных решений пока еще не принято, но состояние финансово-экономической и социальной сферы, не оставляет сомнений в том, что в ближайшем будущем пенсионную систему ждут серьезные изменения.
Список использованных источников и литературы
-
Российская Федерация. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ)//СЗ РФ. -26.01.2009. -№ 4. — Ст. 445. -
Российская Федерация. Законы. Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» // «Российская газета», № 247, 20.12.2001. -
Российская Федерация. Законы. Федеральный закон от 28.12.2013 № 424-ФЗ «О накопительной пенсии» // «Российская газета», № 295, 30.12.2013. -
Российская Федерация. Законы. Федеральный закон «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ // «Российская газета», № 296, 31.12.2013. -
Российская Федерация. Законы. Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» от 03.10.2018 № 350-ФЗ // «Собрание законодательства РФ», 08.10.2018, № 41, ст. 6190. -
Российская Федерация. Законы. Федеральный закон от 28.11.2018 № 432-ФЗ «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» // [Электронный ресурс] – URL: http://www.pfrf.ru/info/order/budzhet_pfr/ -
Российская Федерация. Законы. Федеральный закон от 27.11.2017 N 329-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» // [Электронный ресурс] – URL: http://www.pfrf.ru/info/order/budzhet_pfr/ -
Российская Федерация. Законы. Федеральный закон от 19.12.2016 N 416-ФЗ «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» // [Электронный ресурс] – URL: http://www.pfrf.ru/info/order/budzhet_pfr/ -
Албогачиева Б.М. Модели построения систем пенсионного обеспечения / Б.М. Алюогачиева // Аллея науки. — 2017. — Т. 1. — № 11. — С. 271-274. -
Алябьева Т.С. Особенности пенсионного обеспечения зарубежных стран / Т.С. Алябьева // Символ науки. — 2017. — Т. 1. — № 4. — С. 21-24. -
Веровая С.С. Основные проблемы пенсионной системы РФ / С.С. Веровая // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2018. № 27(48). – С. 75-76. -
Глинская Д. Р. Основные проблемы пенсионного обеспечения в Российской Федерации / Д.Р. Глинская // ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарева». – 2018. – С. 96-107. -
Глинская Д. Р. Основные проблемы пенсионного обеспечения в РФ / Д.Р. Глинская // «Научно-практический журнал Аллея Науки» — №8(24). – 2018. – С. 1-3 -
Горохов А.А. Сравнительный анализ моделей пенсионного обеспечения России и Германии // А.А. Горохов // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. — 2017. — № 4 (22). — С. 61-68. -
Губанова О.А. История и реформирование пенсионного обеспечения в России / О.А. Губанова // Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России. — №2 (39) – 2018. – С. 79-82 -
Евстратова А.С. Совершенствование системы пенсионного обеспечения в России / А.С. Евстратова // Воронежский государственный технический университет — 2018. – С. 81-84 -
Иванова Т.А. Пенсионное обеспечение как элемент социально – экономической безопасности РФ / Т.А. Иванова // Studium. — 2017. — № 3 (44). — С. 4. -
Казова З. М. Оценка эффективности и финансовой устойчивости пенсионной системы РФ / З.М. Казова // Научно-практический журнал Аллея Науки» — №14. – 2017. – С. 2 -
Катковская М.А. Понятие пенсии как вида социального обеспечения / М.А. Катковская // Национальный исследовательский Томский государственный университет. – 2018. – С. 140-142 -
Криулин В.А. Оценка уровня достаточности финансового обеспечения Пенсионного фонда РФ / В.А, Криулин // Политика, экономика и инновации. — 2018. — № 1 (18). — С. 5. -
Кузьмичева Ю.В. Пенсионная реформа в России: перспективы развития / Ю.В. Кузьмичева // «Научно-практический журнал Аллея Науки». — №11(27). – 2018. – С. 1-4. -
Мадатов А.А. Пенсионная система России: Перспективы развития / А.А. Мадатов, В. Ю. Михальчук // Финансы и Кредит. — 2015. — № 25. — С.77 — 81. -
Маркова В.С. У Пенсионного фонда появился двойник / В.С. Маркова // [Электронный ресурс] — URL: https://vecherka74.ru/news/17201-u-pensionnogo-fonda-poyavilsya-dvoynik.html -
Омшанова Э.А. Новые пенсионные правила: сбалансированность или эффективность бюджета Пенсионного фонда / Э.А. Омшанова // Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова. — Выпуск №10 – 2018. – С. 1-9 -
Пудова В.С. Проблемы пенсионного обеспечения в Российской Федерации и способы их решения / В.С. Пудова // «Научно-практический журнал Аллея Науки». – 2018. — №4(20) – С. 4. -
Рязанцева Т.Е. Пенсионное обеспечение в Российской Федерации / Т.Е. Рязанцева // Вестник Института мировых цивилизаций. — 2017. — № 14. — С. 151-154. -
Сергеева И.С. Взносы на накопительную часть пенсии отменены? / И.С, Сергеева // [Электронный ресурс] — http://www.buhgalteria.ru/article/n162108 -
Садыкова Л.М. Проблемы и перспективы пенсионного страхования в РФ / Л.М. Садыкова // «Научно-практический журнал Аллея Науки». — №11(27). – 2018. – С. 1-5 -
Станчин И.М. Пенсионное обеспечение как инструмент социальной защиты / И.М. Станчин // Воронежский экономико-правовой институт. – 2018.- №7. – С. 192-196. -
Стародубова В.С. Сравнительная характеристика пенсионной системы РФ и США / В.С. Стародубова // International Journal of Humanities and Natural Sciences, №12(2). – 2018. – С. 134-136 -
Степанченко О.А. Пенсионная реформа и демографическая ситуация в РФ // Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(12). – С. 70-73. -
Тарманова В.С. Выплата накопительной части пенсии и порядок ее формирования / В.С. Тарманова // [Электронный ресурс] — https://pf-magazine.ru/articles/obshhaya-informacziya/vyplata-nakopitelnoj-chasti-pensii-i-poryadok-ee-formirovaniya.html -
Черепанов В.А. Политическая реформа в России: проблема и поиск путей решения / В.А. Черепанов // Вопросы правоведения. — 2014. — № 3. — С. 21-38. -
Яруллин Р.Р. Проблемы Пенсионного фонда РФ и пути их решения / Р.Р. Яруллин // Инновационное развитие. — 2017. — № 12 (17). — С. 152-154. -
В Пенсионный фонд Дагестана пришли с обысками [Электронный ресурс] — URL: https://pasmi.ru/archive/230801/ -
Пенсионный индекс Natixis Global Asset Management по 45 странам / информационно-аналитический проект о реальных инвестициях 2017. Режим доступа [Электронный ресурс] — URL: http://www.investinfra.ru/novosti/891-opublikovan-pensionnyi-indeks-melbournemercer-global-pension-index-po-27-stranam.html -
Пенсионный фонд Российской Федерации. Официальный сайт. [Электронный ресурс] — URL: http://www.pfrf.ru -
Сотрудница пенсионного фонда оформила своему отцу пенсию в 150 тысяч рублей [Электронный ресурс] — URL: http://corrypcii.net/news/sotrudnica_pensionnogo_fonda_oformila_svoemu_otcu_pensiju_v_150_tysjach_rublej/2019-04-08-2629 -
Федеральная служба государственной статистики // [Электронный ресурс] — URL: http://www.gks.ru/