Файл: Образовательная программа по специальности 40. 02. 01 Право и организация социального обеспечения Форма обучения заочная.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 73
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретико-правовые основы страховых пенсий в России
1.1. Исторический аспект становления и развития института страховых пенсий в РФ
1.2. Правовые основы назначения и выплаты страховых пенсий
Глава 2. Основания и порядок назначения досрочных страховых пенсий
2.1. Специальный страховой стаж, как основание для назначения страховой пенсии по старости
2.2. Проблемы защиты прав граждан на получение страховых пенсий
Право на страховую пенсию имеют граждане, застрахованные в системе обязательного пенсионного страхования.[3]
Застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, а также проживающие на ее территории иностранные граждане и лица без гражданства:
· работающие по страховому договору или по договору гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ и оказание услуг, а также по авторскому и лицензионному договорам;
· самостоятельно обеспечивающие себя работой (индивидуальные предприниматели, частные детективы, занимающиеся частной практикой нотариусы, адвокаты);
· являющиеся членами крестьянских (фермерских) хозяйств;
· работающие за пределами территории Российской Федерации в случае уплаты страховых взносов, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;
· являющиеся членами родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования;
· иные категории граждан, у которых отношения по обязательному пенсионному страхованию возникают в соответствии с Законом о страховых взносах.
Пенсии, предусмотренные ОПС формируются за счет страховых взносов, уплачиваемых работодателями (страхователями) за своих работников и за себя в ПФР. Существует несколько видов таких пенсий:
· страховая пенсия по старости;
· страховая пенсия по инвалидности;
· страховая пенсия по потере кормильца.
Страховая пенсия является основным видом пенсии в России. Все граждане, вступившие в систему ОПС, а значит получившие СНИЛС, являются застрахованными лицами. В роли страховщика таких пенсий выступает Пенсионный фонд РФ.
Страховая пенсия по старости устанавливается при наличии определенных условий:
1. Достижение пенсионного возраста либо права на досрочное назначение;
2. Наличие минимального страхового стажа;
3. Необходимое количество пенсионных баллов.
Возраст выхода на пенсию остался неизменным: 60 лет для мужчин, 55 лет для женщин. Требование к минимальному страховому стажу составляет 15 лет. Такое условие будет выполняться постепенно с требуемых 6 лет в 2015 году до 15 лет к 2025 году. Также ежегодно будет увеличиваться и минимальное количество баллов от 6,6 в 2015 году до требуемых 30 к 2025 году.
После вступления в силу реформы пенсионной системы и Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях»[4], выражению "трудовая пенсия" часто приходит на смену понятие «страховой пенсии». Исходя из данного документа, страховая пенсия - это один из видов ежемесячной выплаты гражданам, которые потеряли возможность получать доход вследствие потери трудоспособности из-за старости, по причине в связи с инвалидностью или утраты дохода кормильца, связанного с его смертью.
До 2015 года трудовая пенсия была совокупностью двух частей: накопительной и страховой. Трудовая пенсия реформой 2015 года была разделена на две пенсии: страховую и накопительную. Теперь это две разные пенсии, которые граждане будут получать отдельно друг от друга.
Данная выплата является самым распространенным видом пенсий в Российской федерации.
По большому счету, пенсионная реформа практически не коснулась порядка оформления, назначения и требований к будущему пенсионеру и, если гражданин был знаком с процедурой раньше, многие моменты покажутся знакомыми.
Страховая пенсия по старости - вид страховой выплаты, назначающийся гражданам при следующих условиях, описанных в статье 8 Федерального закона «О страховых пенсиях»:
1. Продолжительность страхового стажа (периода, когда в Пенсионный фонд России отчислялись страховые взносы от работодателя) не менее 7 лет в 2016 году.
2. Достижение пенсионного возраста. Для мужчин он составляет 60 лет, для женщин - 55 лет.
3. Сумма пенсионных баллов или ИПК (индивидуального пенсионного коэффициента) должна составлять в 2016 году не менее 9.0.
В соответствии со статьей 35 Федерального закона "О страховых пенсиях", условия относительно страхового стажа и требуемой величины индивидуального пенсионного коэффициента вводятся постепенно в течение установленного переходного периода.[5]
Необходимые продолжительность страхового стража и минимальное значение индивидуального пенсионного коэффициента и их увеличение с течением времени описаны в таблице 1 Приложения.
Значение пенсионного балла, необходимое для назначения данной выплаты, определяется на день достижения пенсионного возраста, в случае же досрочного выхода - на день установления такой пенсии. Определение необходимого стажа идет также на день установления выплаты.
Если все вышеуказанные условия соблюдены, страховая пенсия по старости назначается бессрочно.
Согласно принятому закону «О страховых пенсиях в РФ» расчет размера страховой выплаты осуществляется по формуле:
СП = ИПК х СПК,
где:
СП — размер пенсии;
ИПК — индивидуальный пенсионный коэффициент;
СПК — значение индивидуального коэффициента в денежном выражении на день назначения выплаты.
Данная формула полностью относится к расчету пенсионных выплат тем, кто начинает свою трудовую деятельность в 2015 году. Для тех, кому до пенсии осталось немного времени, накопленные до этого права тоже переведут в баллы, а далее будут считать по-новому.
Таким образом, пенсионные права граждан, сформированные до 2015 года, будут конвертированы в сумму индивидуальных коэффициентов, а уже к этой величине будут прибавляться коэффициенты за каждый год стажа после 2015 года.
Как видно из формулы, определяющей страховую выплату, основным ее элементом является ИПК. Данный коэффициент учитывает как периоды работы, имевшие место до вступления нового закона, так и периоды после. Таким образом, в расчет принимаются ожидания граждан, формировавших свои пенсионные права в условиях действия прежнего законодательства.
Значение ИПК определяется по формуле:
ИПК = (ИПКс + ИПКн) х КвСП,
где:
ИПК — индивидуальный коэффициент на день, с которого назначается выплата;
ИПКс — индивидуальный коэффициент за периоды до 1 января 2015 года;
ИПКн — индивидуальный коэффициент за периоды работы после 1 января 2015 года;
КвСП — повышающий коэффициент для расчета пенсий по старости и по случаю потери кормильца.
Коэффициент повышения при расчете ИПК является стимулом к более позднему выходу на пенсию. Например, если гражданин отложит свой выход на пенсию по старости на год, то сумма ИПК увеличится на 7%, через 5 лет она повысится на 45%, а через 8 лет — уже на 90%.
Фиксированная выплата по новому законодательству является аналогом базового размера трудовой пенсии. Эта выплата устанавливается одновременно с назначением пенсии и гарантируется государством, выплачивается в твердо установленном размере.[6]
Сумма базовой (фиксированной) выплаты ежегодно индексируется 1 февраля на индекс роста потребительских цен по результатам прошлого года.
Некоторым категориям граждан устанавливается повышенный размер фиксированной выплаты, а именно:
-
достигшим 80-летнего возраста или являющихся инвалидами I группы; -
имеющим на иждивении нетрудоспособных членов семьи; -
имеющим 15-20 лет работы на Крайнем Севере и приравненных к ним местностях при наличии страхового стажа 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин; -
детям, оставшимся без родителей; -
проживающим на Крайнем Севере; -
неработающим и проживающим в сельской местности, если они имеют 30 лет стажа в сельском хозяйстве.
К базовому размеру, также как и к страховой пенсионной выплате, применяется повышающий коэффициент, если гражданин решил уйти на пенсию в более поздние сроки.
Ежегодно 1 февраля государство осуществляет повышение всех видов страховых пенсий с учетом роста цен и среднемесячной зарплаты по стране.
В 2019 году с учетом планирования бюджета с инфляцией в большем размере, чем получилась фактическая (факт — 4,3%), было принято решение увеличить страховые пенсии на 7,05%, причем со смещением даты индексации на один месяц — 1-го января. Такая мера направлена на обеспечение более значимого роста реального размера пенсий.
Важно помнить, что минимальный размер пенсионной выплаты не может быть ниже прожиточного минимума, установленного в каждом конкретном регионе. Если пенсионное обеспечение будет ниже этого уровня, то гражданин имеет право на установление социальной доплаты из федерального или регионального бюджета.
Глава 2. Основания и порядок назначения досрочных страховых пенсий
2.1. Специальный страховой стаж, как основание для назначения страховой пенсии по старости
С 1 января 2015 года в России введен новый порядок формирования пенсии в системе обязательного пенсионного страхования, согласно Федерального закона от 28.12.2013г. № 400 — ФЗ «О страховых пенсиях». Устанавливаются страховая пенсия по старости, страховая пенсия по инвалидности, страховая пенсия по случаю потери кормильца.
Условием возникновения право на страховую пенсию является достижение общеустановленного возраста: 60 лет — для мужчин, 55 лет — для женщин. Отдельные категории граждан могут выйти на пенсию досрочно. Списки производств, должностей и показателей, которые дают право на пенсию по старости на льготных условиях, утверждены Правительством Российской Федерации.[7]
Страховая пенсия по старости, как вид социального обеспечения, имеет ряд отличительных признаков по сравнению с другими выплатами.
Во-первых, она назначается пожизненно.
Во-вторых, право на нее обусловливается страховым стажем.
В-третьих, пенсия предоставляется только лицам, достигшим установленного в законе возраста.
Страховой стаж - учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж .
Согласно Федеральному закону от 28.12.2013 № 400 «О страховых пенсиях» в страховой стаж включаются периоды:
1. Периоды работы, за которые уплачивались отчисления в ПФР (как в России, так и за рубежом).
2. Периоды, когда гражданин получает пособие по безработице, а также в связи с нетрудоспособностью (больничный).
3. Периоды службы во внутренних органах, армии и т. п.
4. Периоды ухода за ребенком (осуществлять такой уход могут: мать, отец, усыновитель или иной работающий родственник). При этом засчитывается в стаж только отпуск до 1,5 лет, но суммируя все отпуска он может составлять до 6 лет.
5. Периоды проживания за границей супругов дипломатических работников, если они не смогли трудоустроиться (суммарно также не более 5 лет).
6. Если гражданин ухаживает за ребенком-инвалидом, за инвалидом (группы I) или за человеком 80-летнего возраста.
7. Период проживания супругов военнослужащих в местах, где они не смогли найти работу. Суммарно же такой период не может быть больше 5 лет.
8. Периоды отбывания наказания или содержания под стражей, если человек был осужден незаконно.
Исчисление страхового стажа производится в календарном порядке. В случае совпадения по времени периодов, предусмотренных ФЗ «О страховых пенсиях», при исчислении страхового стажа учитывается один из таких периодов по выбору лица, обратившегося за установлением страховой пенсии. При исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы или иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в страховой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы, могут включатся в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством(в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
При исчислении страхового стажа, требуемого для приобретения права на страховую пенсию по старости гражданами, получающими пенсию за выслугу лет либо пенсию по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», в страховой стаж не включаются периоды службы, предшествовавшие назначению пенсии по инвалидности, либо периоды службы, работы и иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с указанным Законом. При этом учтенными считаются все периоды, которые были засчитаны в выслугу лет, в том числе периоды, не влияющие на размер пенсии за выслугу лет либо пенсии по инвалидности, в соответствии с указанным Законом.