Файл: Оценка актуального состояния эмоциональной сферы личности в деятельности практического психолога.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 113
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Перечень использованных информационных ресурсов
-
Анохин, П.К. Эмоции / П.К. Анохин // Психология эмоций. Тексты. / Под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер. – М.: МГУ, 1984. – С. 172–177. -
Алейникова, Т. В. Возрастная психофизиология / Т.В. Алейникова. - М.: Феникс, 2016. – 288 с. -
Бехтерева Н. П. Магия мозга и лабиринты жизни / Под ред. Бехтеревей Н. П. М.: АСТ; СПб.: Сова, 2008. - 383 с. -
Баданина Л. П. Основы общей психологии. М., 2016. С. 410-413. -
Бреслав, Гершон Психология эмоций / Гершон Бреслав. - Москва: Наука, 2018. - 544 c. -
Бреслав Г.М. Психология эмоций / Г.М. Бреслав. - М.: Смысл; Издательский центр «Академия», 2004. с. 544. -
Ведяев, Ф.П. Мозг, эмоции, здоровье / Ф.П. Ведяев. - М.: Знание, 2016. - 64 c. -
Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. - СПб.: Питер, 2003. с. 260. -
Выготский Л. С. Психология. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. - 1008 с. 7. -
Гоулман Алхимия эмоций / Гоулман. - М.: Будущее Земли, 2020. - 230 c. -
Дэвидсон, Ричард Как эмоции управляют мозгом / Ричард Дэвидсон, Шарон Бегли. - М.: Питер, 2017. - 256 c -
Дружинин, В. Психология эмоции/В.Е. Дружинин. - М.: ТЦ Сфера, 2003. с. 95. -
Забродин Ю. М. Психология личности и управление человеческими ресурсами. — М.: Финстатинформ, 2002. с.358. -
Изард, К. Э. Н. Теория и исследования эмоций: основные моменты, вопросы без ответов и возникающие проблемы. Ежегодный обзор психологии, (2009). 60, 1-25. -
Кравченко, Ю.Е. Психология эмоции. Классические и современные теории и исследования / Ю.Е. Кравченко. - М.: Форум, 2018. - 798 c. -
Лазарус, Р. Об оценке: коротко и в деталях / Р. Лазарус // Психология мотивации и эмоций: Учеб. пособие для студентов, обучающихся по направлению и специальностям психологии / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, М.В. Фаликман. - М.: ЧеРо: Моск. психол.-соц. ин-т, 2002. – C. 228. -
Липер Р. У. Мотивационная теория эмоций // Психология эмоций. СПб.: Питер, 2007. - С. 210-224. -
Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность : учебное пособие / А.Н. Леонтьев. – 2-е издание, стереотипное. – Москва: Смысл: Академия, 2005. – 352 с. -
Моросанова, В. И. Стилевая саморегуляция поведения человека / В. И. Моросанова, Е. М. Коноз // Вопросы психологии. — 2000. — № 2. — С. 118—127. -
Маценко, В.Ф. Имидж: Психология создания / В.Ф. Маценко. - М.: Ника-Центр, 2021. - 112 c. -
Немов Р.С. Общая психология. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 400 с. -
Панжинская-Откидач, В. А. В. Г. Перов. Эмоции и переживания человека / В.А. Панжинская-Откидач. - М.: Детство-Пресс, 2019. - 527 c. -
Рогов Е. И. Психология для студентов вузов /Под общ. Ред. проф. Е. И. Рогова. - М.: ИКЦ «МарТ», 2004. - 560 с. -
Рубинштейн, С.Л. Эмоции / С.Л. Рубинштейн // Общая психология. – М.: 2000. – 720 с. -
Спиноза, Бенедикт Бенедикт Спиноза. Сочинения. В 2 томах. Том 1 / Бенедикт Спиноза. - М.: Наука, 2022. - 570 c. -
Шадриков, В. Д. Введение в психологию: эмоции и чувства / В.Д. Шадриков. - М.: Логос, 2019. - 156 c. -
Якобсон П.М. Психология чувств: научное издание / П.М. Якобсон; АН СССР, Ин-т психологии. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958. - 384 с. -
Barrett L. F. How Emotions Are Made: The Secret Life of the Brain" Houghton Mifflin Harcourt (2018) с. 448. -
Michael Lewis, Jeannette M. Haviland-Jones и Lisa F. Barrett. The Handbook of Emotions, Third Edition" Guilford Press 2019 c. 800.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Психодиагностические методики и тесты по изучению
эмоционального реагирования, применяемые в деятельности
практического психолога
Опросник САН
Опросник САН (самочувствие, активность, настроение) разработан В.А. Доскиным, Н.А. Лаврентьевой, В.Б. Шарай и М.П. Мирошниковым (1973) и предназначен для оперативной оценки психоэмоционального состояния взрослого человека на момент обследования. При разработке методики авторы исходили из того, что три основные составляющие функционального психоэмоционального состояния − самочувствие, активность и настроение могут быть охарактеризованы полярными оценками, между которыми существует континуальная последовательность промежуточных значений.
Однако есть данные о том, что шкалы САН имеют чрезмерно обобщенный характер. Факторный анализ позволяет выявить более дифференцированные шкалы: «самочувствие», «уровень напряженности», «эмоциональный фон», «мотивация» (А.Б. Леонова, 1984). Конструктная валидность САН устанавливалась на основании сопоставления с результатами психофизиологических методик с учетом показателей критической частоты мельканий, температурной динамики тела, хронорефлексометрии. Текущая валидность устанавливалась путем сопоставления данных контрастных групп, а также путем сравнения результатов испытуемых в разное время рабочего дня. Разработчиками методики проведена ее стандартизация на материале обследования выборки 300 студентов. САН представляет собой карту (таблицу), которая содержит 30 пар противоположных характеристик, отражающих исследуемые особенности психоэмоционального состояния (самочувствие, активность, настроение).
Каждое состояние представлено 10 парами слов. На бланке обследования между полярными характеристиками располагается рейтинговая шкала. Испытуемому предлагают соотнести свое состояние с определенной оценкой на шкале (отметить степень выраженности той или иной характеристики своего состояния). При обработке результатов обследования оценки пересчитываются в «сырые» баллы от 1 до 7. Количественный результат представляет собой сумму первичных баллов по отдельным категориям (или их среднее арифметическое). 8 САН нашел широкое распространение при оценке психического состояния больных и здоровых лиц, психоэмоциональной реакции на нагрузку, при выявлении индивидуальных особенностей и биологических ритмов психофизиологических функций. Инструкция: Вам предлагается описать свое состояние, которое Вы испытываете в настоящий момент, с помощью таблицы, состоящей из 30 полярных признаков. Вы должны в каждой паре выбрать ту характеристику, которая наиболее точно описывает Ваше состояние, и отметить цифру, которая соответствует степени (силе) выраженности данной характеристики.
Обработка и интерпретация результатов
При подсчете крайняя степень выраженности негативного полюса пары оценивается в один балл, а крайняя степень выраженности позитивного полюса пары − в семь баллов. При этом нужно учитывать, что полюса шкал постоянно меняются, но положительные состояния всегда получают высокие баллы, а отрицательные − низкие. Полученные баллы группируются в соответствии с ключом в три категории, и подсчитывается количество баллов по каждой из них.
Самочувствие − сумма баллов по шкалам №: 1, 2, 7, 8, 13, 14, 19, 20, 25, 26;
Активность − сумма баллов по шкалам №: 3, 4, 9, 10, 15, 16, 21, 22, 27, 28;
Настроение − сумма баллов по шкалам №: 5, 6, 11, 12, 17, 18, 23, 24, 29, 30.
Полученные результаты по каждой категории делятся на 10. Средний балл шкалы равен 4. Оценки, превышающие 4 балла, говорят о благоприятном состоянии испытуемого, оценки ниже четырех свидетельствуют об обратном. Нормальные оценки состояния лежат в диапазоне 5-5,5 баллов. Следует учесть, что при анализе функционального состояния важны не только значения отдельных его показателей, но и их соотношение. В частности, у отдохнувшего человека оценки самочувствия, активности, настроения обычно примерно равны, а по мере нарастания усталости соотношение между ними изменяется за счет относительного снижения самочувствия и активности по сравнению с настроением.
Типовая карта методики САН Ф.И.О.________________________________________________________ Пол__________ Возраст____________ Дата__________ Время_________ ____________________________________________________________________
-
Самочувствие хорошее 3 2 1 0 1 2 3 Самочувствие плохое -
Чувствую себя сильным 3 2 1 0 1 2 3 Чувствую себя слабым -
Пассивный 3 2 1 0 1 2 3 Активный -
Малоподвижный 3 2 1 0 1 2 3 Подвижный -
Веселый 3 2 1 0 1 2 3 Грустный -
Хорошее настроение 3 2 1 0 1 2 3 Плохое настроение -
Работоспособный 3 2 1 0 1 2 3 Разбитый -
Полный сил 3 2 1 0 1 2 3 Обессиленный -
Медлительный 3 2 1 0 1 2 3 Быстрый -
Бездеятельный 3 2 1 0 1 2 3 Деятельный -
Счастливый 3 2 1 0 1 2 3 Несчастный -
Жизнерадостный 3 2 1 0 1 2 3 Мрачный -
Напряженный 3 2 1 0 1 2 3 Расслабленный -
Здоровый 3 2 1 0 1 2 3 Больной -
Безучастный 3 2 1 0 1 2 3 Увлеченный -
Равнодушный 3 2 1 0 1 2 3 Взволнованный -
Восторженный 3 2 1 0 1 2 3 Унылый -
Радостный 3 2 1 0 1 2 3 Печальный -
Отдохнувший 3 2 1 0 1 2 3 Усталый -
Свежий 3 2 1 0 1 2 3 Изнуренный -
Сонливый 3 2 1 0 1 2 3 Возбужденный -
Желание отдохнуть 3 2 1 0 1 2 3 Желание работать -
Спокойный 3 2 1 0 1 2 3 Озабоченный -
Оптимистичный 3 2 1 0 1 2 3 Пессимистичный -
Выносливый 3 2 1 0 1 2 3 Легко утомляемый -
Бодрый 3 2 1 0 1 2 3 Вялый -
Соображать трудно 3 2 1 0 1 2 3 Соображать легко -
Рассеянный 3 2 1 0 1 2 3 Внимательный -
Полный надежд 3 2 1 0 1 2 3 Разочарованный -
Довольный 3 2 1 0 1 2 3 Недовольный
Тест-опросник Оценка настроения
Тест-опросник «Оценка настроения» используется как облегченная версия опросника «САН» (согласно источнику, применение опросника «САН» иногда затруднительно в силу свойственной многим людям недостаточно тонкой дифференцировки своего функционального состояния). Тест опросник «Оценка настроения» отличается краткостью и простой формой вопросов и ответов. В опроснике предлагается 21 утверждение, на которые следует ответить одним из трех вариантов ответов: «да», «нет», «наоборот» (противоположное чувство). По ответам составляется мнение о том, какое настроение преобладает в момент обследования − обычное, эйфорическое или негативное (астеническое). Значимые данные по процедуре разработке и стандартизации методики отсутствуют.
Инструкция: Вам дан перечень утверждений, относящихся к вашему состоянию и настроению в данный момент. Оцените утверждения относительно себя, используя варианты ответов: «да», «нет», «наоборот» (противоположное чувство).
Текст опросника:
1. Чувствую себя исключительно бодро.
2. Соседи (другие учащиеся и т. п.) очень мне надоели.
3. Испытываю какое-то тягостное чувство.
4. Скорее бы испытать чувство покоя (закончились бы урок, занятия, четверть и т. п.)
5. Оставили бы меня в покое, не беспокоили бы.
6. Состояние такое, что, образно говоря, готов горы свернуть.
7. Оценка по тесту неприятна, вызывает чувство неудовлетворенности.
8. Удивительное настроение: хочется петь и плясать, целовать от радости каждого, кого вижу.
9. Вокруг меня очень много людей, способных поступить неблагородно, сделать зло. От любого человека можно ожидать неблаговидного поступка.
10. Все здания вокруг, все постройки на улицах кажутся мне удивительно неудачными.
11. Каждому, кого встречаю, способен сказать грубость.
12. Иду радостно, не чувствую под собой ног.
13. Никого не хочется видеть, ни с кем не хочется разговаривать.
14. Настроение такое, что хочется сказать: «Пропади все пропадом!»
15. Хочется сказать: «Перестаньте меня беспокоить, отвяжитесь!»
16. Все люди без исключения мне кажутся чрезвычайно благожелательными, хорошими. Все они без исключения мне симпатичны.
17. Не вижу впереди никаких трудностей. Все легко! Все доступно!
18. Мое будущее мне кажется очень печальным.
19. Бывает хуже, но редко.
20. Не верю даже самым близким людям.
21. Автомашины гудят на улице резко, но зато эти звуки воспринимаются как приятная музыка.
Обработка и интерпретация результатов.
Оценка результатов проводится по следующим критериям:
Астеническое состояние: ответы «да» на вопросы № 2, 3, 4, 5, 7, 9, 10, 11, 13, 14, 15, 18, 19, 20; ответы «наоборот» на вопросы № 1, 6, 8, 12, 16, 17. Чем меньше указанных ответов, тем лучше состояние: 9 баллов − 1-2 ответа; 8 баллов − 3 ответа; 7 баллов − 4 ответа; 6 баллов − 5-6 ответов; 5 баллов − 7-8 ответов; 4 балла − 9-10 ответов; 3 балла − 11-13 ответов; 2 балла − 14-15 ответов.
Состояние эйфории: ответы «да» на вопросы № 1, 6, 8, 12, 16, 17; ответы «наоборот» на вопросы № 2, 3, 4, 5, 7, 9, 10, 11, 13, 14, 15, 18, 19, 20. Чем больше указанных ответов, тем более выражено эйфорическое состояние (неадекватно восторженная оценка событий): 9 баллов − 6 и менее ответов; 8 баллов − 7 ответов; 7 баллов − 8-9 ответов; 6 баллов − 10-11 ответов; 5 баллов − 12-13 ответов; 4 балла − 14-15 ответов; 3 балла − 16-17 ответов; 2 балла − 18-19 ответов; 1 балл − 20 ответов и более.