Файл: Оценка актуального состояния эмоциональной сферы личности в деятельности практического психолога.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 121

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Страх - это эмоция, вызываемая сильной тревогой или ситуациями, которые считаются опасными. Страх включает физиологические реакции, такие как повышенный пульс и расширение зрачков, и может привести к длительному состоянию тревожности.

Злость – это эмоция, возникающая в ответ на несправедливость или неоправданное нарушение прав человека. Злость может произойти в разных формах, от иронической до агрессивной.

Удивление возникает, когда у человека происходит неожиданная ситуация, которую он не ожидал. Это может быть, как приятным, так и не очень приятным чувством.

Отвращение - это эмоция, вызываемая чувствами отвращения к людям, объектам или иным ситуациям. Это может быть, как результат личного опыта, так и социальной среды.

Доверие является эмоцией, вызываемой доверием и уверенностью в другом человеке или организации. Человек может доверять кому-то из-за определенных действий или личных взглядов.

Презрение – это эмоция, вызываемая отрицательным отношением к кому-то или чему-то. Это может быть связано с убеждениями, происхождением, положением в обществе и т.д.

Из соединения фундаментальных эмоций возникают такие комплексные эмоциональные состояния, как, например, тревожность, которая может сочетать в себе страх, гнев, вину и интерес. Каждая из указанных эмоций лежит в основе целого спектра состояний, различающихся по степени выраженности (например, радость, удовлетворение, восторг, ликование, экстаз и так далее). Эмоциональные переживания носят неоднозначный характер. Один и тот же объект может вызывать несогласованные, противоречивые эмоциональные отношения. Это явление получило название амбивалентность (двойственность) чувств. Обычно амбивалентность вызвана тем, что отдельные особенности сложного объекта по-разному влияют на потребности и ценности человека (так, можно уважать кого-то за работоспособность и одновременно осуждать за вспыльчивость). Амбивалентность может быть порождена и противоречием между устойчивыми чувствами к предмету и развивающимися из них ситуативными эмоциями (так, например, совмещаются любовь и ненависть при ревности).

Каждый человек сталкивается с эмоциями в своей жизни, и многие из нас знакомы с тяжелыми переживаниями, вызывающими грусть и скорбь. Однако, эти эмоции могут проявляться в разных формах и иметь разные характеристики в зависимости от конкретной ситуации. Изучение типов эмоций может помочь нам лучше понимать их природу и научиться управлять своими эмоциями более эффективно. Например, понимая, какой тип грусти вы переживаете, вы можете выбрать наиболее подходящий способ справиться с общим состоянием. [21.27.24.15.26]


1.3 Эмоциональные состояния


Качества, характеризующие каждую конкретную эмоциональную реакцию, могут сочетаться различным образом, что создает многообразие форм их выражения. Основные формы выражения эмоций – чувственный тон, ситуативная эмоция, аффект, страсть, чувство, настроение и стресс [20, с.172].

Человеческий опыт ощущений, впечатлений и восприятий несет в себе эмоциональный окрас - это значит, что мы не просто ощущаем какой-то аромат или вкус, но и имеем определенную эмоциональную реакцию на это ощущение, воспринимая его как приятное или неприятное. Даже когда мы чувствуем тепло или холод, наше восприятие связано с определенной эмоциональной реакцией. Особенностью человеческого познания является его пристрастность к эмоциональному окрашиванию восприятий, которую А. Н. Леонтьев называл "пристрастностью" и рассматривал как важную черту человеческой природы.

Ситуативные эмоции возникают в процессе жизнедеятельности человека чаще всех других эмоциональных реакций. Их основными характеристиками принято считать относительно небольшую силу, кратковременность, быструю смену эмоций, малую выраженность внешних проявлений.

Человек провел день, который начался с приятных эмоций из-за хорошей погоды, но в процессе дня появились неудачи, которые вызвали недовольство и раздражение. Однако, встреча с друзьями принесла радость и улучшила настроение. Хотя, ситуативные эмоции не оказывают сильного влияния на поведение человека, но если определенный тип эмоций постоянно преобладает, то он способен изменить настроение и работоспособность на длительный период. Если же события в жизни человека имеют огромную значимость и ситуация является очень сложной, то могут возникнуть сильные эмоции в форме аффекта.

Аффект – это эмоция, отличающаяся бурным протеканием, ярко выраженными поведенческими реакциями и вегетативными симптомами [6]. Аффекты характеризуются кратковременностью, большой силой как переживания, так и внешних проявлений – двигательных и вегетативных. Аффект полностью захватывает психику человека, так как обладает свойствами доминанты, тормозит все другие процессы. Это влечет за собой сужение, а порой и отключение сознания, изменения в мышлении и, как следствие этих изменений, неадекватное поведение [6].


При сильных эмоциональных переживаниях, таких как страх или гнев, человек может принимать ошибочные решения в результате неправильной оценки ситуации. Также чаще возникает непродуктивное поведение, такое как агрессия, крики или драки. В этих состояниях сложно контролировать свои действия и держаться в рамках конструктивного поведения. После окончания аффекта, часто бывает, что человек не помнит, что произошло во время эмоционального всплеска, и испытывает чувства вины и стыда за свои поступки.

Почти все эмоциональные переживания остаются в памяти человека на долгое время и могут вызывать следующие аффекты. Эти переживания оказывают такое воздействие на психику, что только воспоминание о них может вызвать реакцию нового эмоционального всплеска. А. Р. Лурия изучил этот механизм в начале 1930-х годов и создал первый детектор лжи, который работал на основе реакций человеческого организма на слова, связанные с пережитым аффектом. Ранее детектор лжи использовали при допросах, но в настоящее время он не применяется в российской криминалистике, так как его применение неэтично и может давать ложную информацию, так как изменения в организме могут быть вызваны различными эмоциями, а не только ложью.

Выражение эмоций в форме аффекта не желательно ни в семье, ни в трудовом коллективе, ни в других жизненных ситуациях. За исключением редких случаев развития патологического аффекта, сопровождающегося глубоким помрачением сознания, человек ответствен за свои действия, совершенные в состоянии аффекта.

Существуют специальные приемы, которые помогают человеку справиться с сильной эмоцией и не допустить ее превращения в аффект. Для этого рекомендуется вовремя заметить и осознать нежелательную эмоцию, проанализировать ее истоки, сбросить мышечный зажим и расслабиться, глубоко и ритмично дышать, привлечь заранее заготовленный «дежурный образ» приятного события в своей жизни, попытаться посмотреть на себя со стороны, развести само переживание от предмета, «вызвавшего его» [22].

Аффект можно не допустить, но это требует выдержки, самоконтроля, специальной тренировки, культуры производственных и межличностных отношений.

Страсти – это сильные, стойкие, длительные эмоции, порождающие высокую активность личности, направленную на достижение своей цели или предмета страсти [22, с. 273]. Вызвать страсть может другой человек, идея, деньги, вещи и др. Так же, как и аффекты, страсти характеризуются большой силой и доминантностью, но в отличие от аффектов это не кратковременные, а длительные эмоциональные состояния. Иногда человек обуреваем какой-либо страстью в течение всей жизни [22, с. 274].


Самая развитая и сложная форма эмоциональных процессов у человека – это чувства, которые представляют собой не только эмоциональное, но и понятийное отражение.

Чувства формируются в условиях жизни человека в обществе. Чувства, отвечающие высшим социальным потребностям, называются высшими чувствами [20]. Любовь к Родине, своему городу, своему народу, к другим людям – это примеры таких чувств. Они характеризуются сложностью строения большой силой и продолжительностью, стабильностью, независимостью от конкретной ситуации и от состояния организма. Любовь матери к своему ребенку – высшее чувство, не зависящее от настроения или от того, какую отметку он получил. Мама может рассердиться на ребенка, быть недовольной его поведением, наказать, но все это не влияет на ее чувство, которое остается сильным и относительно стабильным. Сложность высших чувств определяется их комплексным строением [22, с. 275].

Чувства могут быть сложными и состоять из нескольких, порой противоположных эмоций, которые закрепляются на определенном объекте. Например, любовь - это более сложное чувство, чем влюбленность, потому что в любви кроме влюбленности могут быть присутствовать такие эмоции, как нежность, дружба, привязанность, ревность и другие, которые в совокупности создают непередаваемое словами ощущение любви.

В зависимости от характера отношений человека к различным объектам социальной действительности выделены основные виды высших чувств: моральные, практические, интеллектуальные и эстетические [22, с.275].

Человек испытывает моральные чувства не только к самому себе, но и к окружающему обществу, эти эмоции также регулируют межличностные отношения. Среди таких чувств могут быть патриотизм, дружба, любовь и совесть. На человека могут влиять различные факторы, такие как условия жизни в обществе, взаимодействие с другими людьми и воспитание. Все эти факторы могут влиять на духовные потребности и ценностные установки личности и формировать ее направленность.

Чувства, которые связаны с осуществлением человеком трудовой и других видов деятельности, называются практическими [22, с. 276]. Они возникают в процессе деятельности в связи с ее успешностью или неуспешностью, при наличии трудностей и их преодолении, при завершении работы. К позитивным практическим чувствам относятся трудолюбие, чувство увлеченности работой, приятная усталость, удовлетворенность от выполненного дела. Они способствуют достижению целей трудовой деятельности и формированию отношения к труду как к ценности. При преобладании негативных практических чувств человек воспринимает труд как каторгу. Это влияет на его общее мироощущение, препятствует развитию и самореализации личности.