Файл: Оценка актуального состояния эмоциональной сферы личности в деятельности практического психолога.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 122
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2.2 Анализ физиологических проявлений эмоций (изменение сердечного ритма, дыхания, выделение пота)
Физиологические процессы, связанные с эмоциями, представляют собой сложный механизм, который возникает под воздействием внешних или внутренних раздражителей и передается по нервной системе в центральную нервную систему. Оттуда импульсы достигают различных органов тела. Эмоции могут возникать как в результате внешних, так и внутренних раздражителей. Передача рефлекторных импульсов в процессе возникновения эмоций осуществляется центростремительными нервами и центробежными нервными проводниками, что ведет к возбуждению различных отделов мозга и органов тела.
Эмоции могут вызывать физиологические изменения в организме, такие как учащенное сердцебиение, изменения дыхания и бледность или покраснение кожи. Ретикулярная формация ствола мозга играет важную роль в активизации эмоциональных реакций, влияя на кору головного мозга. В формировании эмоций также большую роль играют динамические стереотипы, связанные с положительными или отрицательными эмоциональными состояниями.
Большую роль в активизации эмоциональных реакций играет ретикулярная формация ствола мозга. По данным многих исследований, ретикулярная формация оказывает тонизирующее влияние на кору головного мозга, которое заключается в активизации или подавлении деятельности коры, регулирующей наше поведение.
В корковом механизме различных эмоций большое значение имеют процессы формирования и преобразования динамических стереотипов. Легкость формирования динамического стереотипа связывается с 16 положительными эмоциями, с переживаниями удовольствия, приятного состояния, непринужденности. Трудность образования динамического стереотипа с его ломкой и переделкой связана с отрицательными эмоциями, с чувством тоски, безысходности и т. и. [2]
В возникновении и протекании эмоций у человека важную роль играют механизмы второй сигнальной системы. Они приобретают значение высшего коркового регулятора эмоциональных переживаний и их проявлений. Благодаря второй сигнальной системе изменяются характер и сложность эмоциональных переживаний, а также появляется возможность осознать свои эмоциональные состояния, передать эмоциональный опыт и целенаправленно управлять своими эмоциями.
Рассматривая невербальные формы проявлений эмоциональных состояний человека, следует говорить о реакциях психофизиологического порядка, вегетативных изменениях, жестах, мимике, поведении и субъективных переживаниях человека, который находится в том или ином психическом состоянии. [20]
1) физиологические реакции, представляющие собой рефлекторную реакцию на стимулы физиологического, психофизиологического порядка и связанные с ними вегетативные изменения. Гнев, страх, любовь, ненависть, радость, печаль и различные оттенки этих эмоций, согласно У. Джеймсу, являются более грубыми формами эмоций, будучи связаны с относительно сильным телесным возбуждением, а к более утонченным эмоциям относятся моральные и эстетические чувствования [3].
Так, например, эмоция страха ассоциируется у человека с усиленным сердцебиением, коротким дыханием, дрожанием губ. Гнев, как правило, сопровождается стискиванием зубов и стремлением к энергичным поступкам; эмоциональное состояние печали и горя - слезами, рыданиями, болью под ложечкой.
Сильные эмоции, в том числе гнев, страх и радость, могут вызвать стрессовые реакции в организме, такие как чувство напряжения в желудке, сухость во рту и учащенное сердцебиение. Кроме того, такие эмоции могут вызвать у человека усиленное потоотделение, покраснение лица, учащенное дыхание, расширение зрачков и напряжение мышц.
Эмоции могут влиять на деятельность человека по-разному, в зависимости от типа эмоции. Относятся эмоции к стеническим, если они стимулируют деятельность, увеличивают энергию и побуждают к поступкам и высказываниям. С другой стороны, астенические эмоции могут привести к скованности и пассивности. Все это зависит от ситуации и индивидуальных особенностей человека. Например, страх может вызвать как повышение, так и падение мускульной силы, в зависимости от конкретной ситуации и реакции организма. Испытывающий страх человек может броситься навстречу опасности, а может же обессилеть и «подгибаться коленями».
Стрессовое состояние активизирует многие физиологические процессы: увеличиваются показатели артериального давления, количество сокращений сердечной мышцы, растет мышечное кровообращение,
отмечается рост содержания адреналина в крови, становятся более интенсивными частота и глубина дыхания, меняется кожно-гальваническая проводимость.
Наиболее распространенным способом внешнего проявления смущения и стыда является покраснение лица. Оттенки цвета лица (красный, розовый, алый, багровый, румяный, пунцовый) непосредственно связаны с силой переживаемого эмоционального состояния.
Как справедливо считал К.Г. Юнг, «чувства которые носят эмоциональный характер, сопровождаются физиологическими изменениями»; а «чувства, которые не вызывают физиологических изменений, имеют не эмоциональную, а четко выраженную умственную природу» [3].
Эмоции способны повысить тонус организма, положительно влияя на результаты деятельности (мобилизующая функция). Однако при сильных эмоциях, особенно в критических ситуациях, может проявляться их дезорганизующая функция.
Неоднозначность влияния эмоций на результаты деятельности человека поднимает вопрос о необходимости управления эмоциями, использования их позитивных функций и преодоления негативных. [2]
2.3 Направления практической деятельности психолога
Практическая деятельность психолога может включать в себя различные направления, которые зависят от его специализации и области работы. Рассмотрим некоторые из них:
Психологическое просвещение — это одно из направлений практической деятельности психолога, которое направлено на распространение знаний о психологии, ее различных областях и применении в повседневной жизни. Целью психологического просвещения является повышение психологической культуры и осведомленности населения в области психологии.
Каждый психолог, занимающийся психологическим просвещением, имеет свою программу работы. Например, психолог может проводить беседы со студентами, родителями, работниками компаний, их сотрудниками, а также прочее.
В рамках психологического просвещения психолог может обусловить как различные форматы бесед, так и организацию психологических тренингов, лекций и консультаций, направленных на расширение знаний и практических навыков по общению, психическому здоровью, разрешению конфликтов, повышению самооценки и многим другим аспектам психологии.
На практике, психологическое просвещение является весьма востребованным видом деятельности практического психолога для различных возрастных категорий и социальных групп населения.
Психологическая профилактика – это одно из наиболее важных направлений деятельности практического психолога, которое направлено на профилактику возможных психологических проблем с целью сохранения и укрепления психического здоровья людей.
Психологическая профилактика включает в себя несколько основных аспектов:
1. Ранняя диагностика и обнаружение психологических проблем. Психологические проблемы могут возникнуть у любого человека, независимо от возраста, пола и социального положения. Цель ранней диагностики и обнаружения проблем - это своевременная помощь и поддержка, которые позволяют в будущем избежать развития тяжелых форм психических заболеваний.
2. Консультации и поддержка для тех, кто нуждается в помощи. Консультации могут быть профилактическими, мотивационными, когнитивными или любыми другими и направлены на укрепление психического здоровья, развитие психологической устойчивости, сильной личности, а также помогают облегчить эмоциональное напряжение и страхи.
3. Развитие компетенций и навыков, направленных на улучшение психологического здоровья. Психолог может помочь людям научиться управлять своим состоянием, повышать психологическую устойчивость, эффективно справляться со стрессом, эмоциями, ситуациями конфликта, а также готовить к кардинальным жизненным изменениям.
4. Проведение тренингов, семинаров и образовательных программ по психологии и психическому здоровью. Проведение таких программ является одним из важнейших методов профилактики психологических проблем.
В целом, психологическая профилактика позволяет людям находиться в более устойчивом и здоровом психологическом состоянии, справляться со стрессом и сложными жизненными ситуациями, а также развиваться как личность.
Психологическая диагностика - это процесс определения, оценки и интерпретации психологических явлений, свойств, состояний и процессов человека. Это одно из основных направлений деятельности практического психолога. Цель психологической диагностики состоит в том, чтобы помочь людям понять свои индивидуальные особенности и потребности в различных сферах жизни, таких как образование, работа, личные отношения и др.
Основные методы психологической диагностики включают в себя тестирование, опросы, интервью, наблюдение, анализ документов и другие. На основе проведенных исследований психологический консультант составляет диагностический отчет о психологическом состоянии конкретного человека или группы людей, который позволяет определить уровень развития психических функций, выявить проблемы и трудности, а также разработать индивидуальные рекомендации по управлению своими эмоциями, улучшению коммуникативных и других навыков.
Кроме того, психологическая диагностика охватывает различные области жизни, где практический психолог может применять свои знания, такие как:
1. Профессиональная диагностика, которая оценивает пригодность человека к выполнению определенных типов профессиональной деятельности.
2. Психологическая диагностика в личных отношениях, которая предполагает выявление проблем в отношениях людей, их конфликтов, способов их разрешения и т.д.
3. Диагностика личностных особенностей, которая позволяет определить индивидуальные особенности личности, такие как эмоциональная устойчивость, уровень мотивации, темперамент и т.д.