ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 18
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «ТЮМЕНСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Строительный институт Кафедра «Строительных конструкций»
Тюмень, 2023 г.
Противопожарные и санитарно-гигиенические требования предъявляемые к зрелищным сооружениям
ВВЕДЕНИЕ
Культурные учреждения предназначены для обслуживания населения и является центром проведения культурно -массовых мероприятий.
Рассмотрим правила и требования ПБ на примере театров, т.к. так как требования в зависимости от вида зрелищного учреждения варьируются
ВИДЫ И ПОЖАРНАЯ ОПАСНОСТЬ
КУЛЬТУРНО - ЗРЕЛИЩНЫХ
УЧРЕЖДЕНИЙ
* ТЕАТРЫ
* КИНОТЕАТРЫ
* КИНОКОНЦЕРТНЫЕ ТЕАТРЫ (КОМПЛЕКСЫ,
ЗАЛЫ), ДОМА КУЛЬТУРЫ, КЛУБЫ
* ЦИРКИ, СТАДИОНЫ, СПОРТИВНЫЕ ЗАЛЫ
(КОМПЛЕКСЫ)
* МУЗЕИ, ВЫСТАВКИ
Культурно-зрелищные учреждения Характерной особенностью указанных культурных учреждений является наличие залов с массовым пребыванием людей, поэтому особое внимание при их проектировании, строительстве и эксплуатации уделяется обеспечению безопасности людей
Мероприятия, обеспечивающие безопасность зрителей в кинотеатрах, клубах, театрах, цирках должны осуществляться на стадии проектирования и строительства указанных учреждений.
В театрально-зрелищных учреждениях необходимо строго соблюдать правила пожарной безопасности, а также действующие противопожарные требования Строительных Норм и Правил (СНиП 2.01.02-85; СНиП 21-01-97).
Угроза пожара
возникает главным образом из-за несоблюдения противопожарного режима (от короткого замыкания, непотушенных окурков и спичек) и наличия на сцене легковоспламеняющихся материалов: декораций, бутафорий, которые чаще всего выполняются из тканей и дерева, окрашенных масляными красками, и других горючих материалов.
К сгораемым материалам, имеющимся на сцене, помимо перечисленных ранее относятся: занавесы, мебель, решетки и колосники.
В помещениях сцены хранятся запасные декорации, костюмы персонала.
Наличие в сценических помещениях различного электротехнического оборудования, количество которого все время возрастает, значительно увеличивает опасность пожара.
Развитие пожара в помещениях сцены происходит чрезвычайно быстро, если не предусмотрена и не проведена огнезащитная обработка декораций.
В связи с этим должны предусматриваться автоматические средства защиты помещения сцены, позволяющие быстро обнаружить пожар или ограничить его последствия.
На случай пожара в первую очередь предусматриваются меры по спасению людей.
Особо важное значение приобретает правильная организация движения людских потоков.
Различают следующие виды движения:
- заполнение здания перед началом зрелища;
- движение во время антрактов;
- эвакуация зрителей из здания после окончания зрелища;
- эвакуация зрителей при возникновении аварийных условий.
Определяющими видами движения
в зрелищных зданиях следует считать эвакуацию зрителей в нормальных и аварийных условиях.
СОСТАВ И НАЗНАЧЕНИЕ ПОМЕЩЕНИЙ, ИХ ПОЖАРНАЯ ОПАСНОСТЬ
Наличие в театрах сцены, на которой находится большое количество сгораемых материалов, электротехнического оборудования, а также применение в ряде случаев в представлениях огневых эффектов обусловливает повышенную
пожарную опасность
этих предприятий.
Источники зажигания на сцене:
1. Неисправность электрических сетей, осветительной арматуры.
2. Постановочные эффекты с применением открытого огня.
При возникновении пожара на сцене линейная скорость распространения пламени:
- по деревянным конструкциям - 0,33 - 0,44 м/мин;
- по декорации и «одежде» сцены:
- по горизонтали - 0,4 м/мин;
- по вертикали - 18 м/мин.
Театральная сцена состоит из планшета (игровая площадка), верхней части (колосниковой) и трюма, ограничивается огнестойкими стенами, а со зрительным залом сообщается портальным проемом.
Все дверные проемы, ведущие на сцену, должны быть защищены противопожарными дверями.
При устройстве выхода со сцены непосредственно наружу устраивают огнестойкий тамбур.
В сценической коробке может
находиться до 3000 м2 тканей
и десятки тонн древесины.
Планшет сцены представляет собой деревянный настил, под ним расположен трюм, в котором находятся:
- лебёдка противопожарного занавеса;
- механизм трансформации сцены;
- сейф декораций;
- суфлёрская.
Сцена имеет колосники и
рабочие галереи, как правило,
в виде деревянной обрешетки.
Трюм сцены должен иметь не менее двух эвакуационных выходов (по одному с каждой стороны).
Выходы защищают противопожарными дверями шириной не менее 1,5 метров.
С планшетом сцены (игровой площадкой) сообщаются: арьерсцена, просцениум, карманы сцены, помещения технологического обслуживания, артистические и другие помещения.
Сцены театров в целях сокращения времени на антракты оборудуют вращающейся сценической площадкой.
Горючую нагрузку
зрительного
комплекса
составляют:
- конструкции полов;
- отделка спец потолков, балконов и ярусов;
- кресла.
Достигает она 50 кг / м2.
Зрительский комплекс отделён от сценического портальной стеной
ПРОТИВОПОЖАРНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ТЕАТРАМ
ОСНОВНЫМИ НОРМАТИВНЫМИ ДОКУМЕНТАМИ, ПРЕДЪЯВЛЯЮЩИМИ ТРЕБОВАНИЯ К КУЛЬТУРНО - ЗРЕЛИЩНЫМ УЧРЕЖДЕНИЯМ, ЯВЛЯЮТСЯ :
1. СНиП 2.01.02-85* «ПРОТИВОПОЖАРНЫЕ НОРМЫ»
2. СНиП 21-01-97 «ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ»
3. СП 118.13330.2022 «СНиП 31-06-2009 Общественные здания и сооружения»
4. СП 60.13330.2020 Свод правил. Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха.
С учетом уникальности и пожарной опасности здания театров проектируют не ниже II степени огнестойкости.
Все несущие элементы партера, амфитеатра, балконов, а также покрытия над зрительным залом выполняют из негорючих материалов.
Огнестойкость зданий
(Грушевский Б.В. и др. «Пожарная профилактика в строительстве»)
При размещении над зрительным залом других помещений балки и фермы защищают снизу и сверху настилом из негорючих материалов с пределом огнестойкости не менее 0,75 часа.
Помещения для освещения сцены ограждают перегородками с пределом огнестойкости не менее 0,5 часа.
Под зрительным залом запрещается размещать:
Несущие элементы планшета сцены, каркасы и заполнения подвесных потолков выполняют из негорючих материалов, а отверстия в них для установки громкоговорителей, светильников и т.д. защищают негорючими крышками с пределом огнестойкости не менее 0,75 часа.
- складские помещения;
- мастерские;
- помещения для монтажа декораций
и т.п.
Применяемую древесину, горючие декорации, бутафорию подвергают глубокой пропитке антипиренами, о чём составляют акт организации, выполнившей эту работу, с указанием даты пропитки и срока её действия.
Качество этой обработки проверяется администрацией театра ежегодно по окончании сезона.
В пределах сценической коробки могут находиться декорации и сценическое оформление не более чем для двух спектаклей. Остальные декорации и оборудование хранятся в отдельно стоящих складах.
Трюмы, колосники и рабочие площадки должны быть всегда свободными.
Использование пиротехнических изделий должно осуществляться в строгом соответствии с требованиями специальных правил.
Хранение их в зрелищных учреждениях и других местах с массовым пребыванием людей
не разрешается !!!
ПУТИ ЭВАКУАЦИИ
(ППБ-01-93 п. 1.3.3, СНиП 2.01.02 - 85 «Противопожарные нормы»,
Грушевский Б.В. «Пожарная профилактика в строительстве» стр. 347-348)
В зрительных залах все кресла и стулья следует соединять в ряды между собой и прочно крепить к полу.
Допускается не закреплять в ложах с количеством мест не более 12 при наличии самостоятельного выхода из ложи.
Зрительные залы театров и все помещения с массовым пребыванием людей должны иметь необходимое количество эвакуационных выходов, обеспечивающих безопасную эвакуацию людей.
Ширину проходов принимают
не менее 1 м,
а проходов,
расположенных против выходов,
- не менее ширины самих дверей.
В комплексе зрительских помещений театров открытыми могут быть не более двух лестниц, при этом остальные лестницы
(не менее двух)
должны быть в закрытых лестничных клетках.
В зрительных залах запрещается
- устанавливать дополнительные приставные
стулья и боковые откидные сиденья;
- применять ковры и ковровые дорожки из горючих
синтетических материалов.
Ковры и ковровые дорожки в зрительных залах жестко прикрепляют к полу.
ПРОТИВОПОЖАРНЫЙ ЗАНАВЕС
(СНиП 2.08.02-89 «Общественные здания и сооружения» с.34 приложение 5, ППБ-01-93 п.п.7.10; 7.11)
Противопожарный занавес предназначен для защиты портального проема в противопожарной стене, отделяющей сценический комплекс зрелищного предприятия от зрительского комплекса.
Причиной быстрого развития пожара в сценической коробке зрелищного предприятия является наличие большого количества пожарной нагрузки.
Противопожарный занавес
- следует изготавливать из негорючих
материалов, не выделяющих при нагревании
токсичных продуктов разложения;
- должен обладать достаточной
механической прочностью;
- должен обладать достаточной жесткостью;
- должен обладать огнестойкостью не менее 1 часа;
- конструкция занавеса должна быть герметичной;
- механизм перемещения должен быть надежным.
Полотно противопожарного занавеса должно:
- перекрывать проем строительного портала:
- с боковых сторон на 0,4 м;
- сверху на 0,2 м.
- быть газонепроницаемым.
Прогиб металлических элементов каркаса при давлении 10 Па на каждый метр высоты сцены от
планшета до конька кровли не должен превышать
1/200 расчетного пролёта.
Системы пожаротушения
(СНиП 2.08.02-89 «Общественные здания и сооружения»
приложение 8; приложение 10 п.9)
В театрах вместимостью 600 мест и более со сценами
панорамного, трехстороннего и центрального типов
следует предусматривать установки пожаротушения.
В производственных помещениях и резервных складах
театра следует предусматривать :
- внутренние пожарные краны;
- спринклерные установки.
- у входов в зрительный зал;
- у входов на сцену или эстраду;
Выполнил:
обучающийся гр. СТРбз 20-2
Ганиев Э.
Проверила:
преподаватель кафедры «Строительных конструкций» Землянова Олеся Владимировна
Тюмень, 2023 г.
Противопожарные и санитарно-гигиенические требования предъявляемые к зрелищным сооружениям
ВВЕДЕНИЕ
Культурные учреждения предназначены для обслуживания населения и является центром проведения культурно -массовых мероприятий.
Рассмотрим правила и требования ПБ на примере театров, т.к. так как требования в зависимости от вида зрелищного учреждения варьируются
ВИДЫ И ПОЖАРНАЯ ОПАСНОСТЬ
КУЛЬТУРНО - ЗРЕЛИЩНЫХ
УЧРЕЖДЕНИЙ
* ТЕАТРЫ
* КИНОТЕАТРЫ
* КИНОКОНЦЕРТНЫЕ ТЕАТРЫ (КОМПЛЕКСЫ,
ЗАЛЫ), ДОМА КУЛЬТУРЫ, КЛУБЫ
* ЦИРКИ, СТАДИОНЫ, СПОРТИВНЫЕ ЗАЛЫ
(КОМПЛЕКСЫ)
* МУЗЕИ, ВЫСТАВКИ
Культурно-зрелищные учреждения Характерной особенностью указанных культурных учреждений является наличие залов с массовым пребыванием людей, поэтому особое внимание при их проектировании, строительстве и эксплуатации уделяется обеспечению безопасности людей
Мероприятия, обеспечивающие безопасность зрителей в кинотеатрах, клубах, театрах, цирках должны осуществляться на стадии проектирования и строительства указанных учреждений.
В театрально-зрелищных учреждениях необходимо строго соблюдать правила пожарной безопасности, а также действующие противопожарные требования Строительных Норм и Правил (СНиП 2.01.02-85; СНиП 21-01-97).
Угроза пожара
возникает главным образом из-за несоблюдения противопожарного режима (от короткого замыкания, непотушенных окурков и спичек) и наличия на сцене легковоспламеняющихся материалов: декораций, бутафорий, которые чаще всего выполняются из тканей и дерева, окрашенных масляными красками, и других горючих материалов.
К сгораемым материалам, имеющимся на сцене, помимо перечисленных ранее относятся: занавесы, мебель, решетки и колосники.
В помещениях сцены хранятся запасные декорации, костюмы персонала.
Наличие в сценических помещениях различного электротехнического оборудования, количество которого все время возрастает, значительно увеличивает опасность пожара.
Развитие пожара в помещениях сцены происходит чрезвычайно быстро, если не предусмотрена и не проведена огнезащитная обработка декораций.
В связи с этим должны предусматриваться автоматические средства защиты помещения сцены, позволяющие быстро обнаружить пожар или ограничить его последствия.
На случай пожара в первую очередь предусматриваются меры по спасению людей.
Особо важное значение приобретает правильная организация движения людских потоков.
Различают следующие виды движения:
- заполнение здания перед началом зрелища;
- движение во время антрактов;
- эвакуация зрителей из здания после окончания зрелища;
- эвакуация зрителей при возникновении аварийных условий.
Определяющими видами движения
в зрелищных зданиях следует считать эвакуацию зрителей в нормальных и аварийных условиях.
СОСТАВ И НАЗНАЧЕНИЕ ПОМЕЩЕНИЙ, ИХ ПОЖАРНАЯ ОПАСНОСТЬ
Наличие в театрах сцены, на которой находится большое количество сгораемых материалов, электротехнического оборудования, а также применение в ряде случаев в представлениях огневых эффектов обусловливает повышенную
пожарную опасность
этих предприятий.
Источники зажигания на сцене:
1. Неисправность электрических сетей, осветительной арматуры.
2. Постановочные эффекты с применением открытого огня.
При возникновении пожара на сцене линейная скорость распространения пламени:
- по деревянным конструкциям - 0,33 - 0,44 м/мин;
- по декорации и «одежде» сцены:
- по горизонтали - 0,4 м/мин;
- по вертикали - 18 м/мин.
Театральная сцена состоит из планшета (игровая площадка), верхней части (колосниковой) и трюма, ограничивается огнестойкими стенами, а со зрительным залом сообщается портальным проемом.
Все дверные проемы, ведущие на сцену, должны быть защищены противопожарными дверями.
При устройстве выхода со сцены непосредственно наружу устраивают огнестойкий тамбур.
В сценической коробке может
находиться до 3000 м2 тканей
и десятки тонн древесины.
Планшет сцены представляет собой деревянный настил, под ним расположен трюм, в котором находятся:
- лебёдка противопожарного занавеса;
- механизм трансформации сцены;
- сейф декораций;
- суфлёрская.
Сцена имеет колосники и
рабочие галереи, как правило,
в виде деревянной обрешетки.
Трюм сцены должен иметь не менее двух эвакуационных выходов (по одному с каждой стороны).
Выходы защищают противопожарными дверями шириной не менее 1,5 метров.
С планшетом сцены (игровой площадкой) сообщаются: арьерсцена, просцениум, карманы сцены, помещения технологического обслуживания, артистические и другие помещения.
Сцены театров в целях сокращения времени на антракты оборудуют вращающейся сценической площадкой.
Горючую нагрузку
зрительного
комплекса
составляют:
- конструкции полов;
- отделка спец потолков, балконов и ярусов;
- кресла.
Достигает она 50 кг / м2.
Зрительский комплекс отделён от сценического портальной стеной
ПРОТИВОПОЖАРНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ТЕАТРАМ
ОСНОВНЫМИ НОРМАТИВНЫМИ ДОКУМЕНТАМИ, ПРЕДЪЯВЛЯЮЩИМИ ТРЕБОВАНИЯ К КУЛЬТУРНО - ЗРЕЛИЩНЫМ УЧРЕЖДЕНИЯМ, ЯВЛЯЮТСЯ :
1. СНиП 2.01.02-85* «ПРОТИВОПОЖАРНЫЕ НОРМЫ»
2. СНиП 21-01-97 «ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ»
3. СП 118.13330.2022 «СНиП 31-06-2009 Общественные здания и сооружения»
4. СП 60.13330.2020 Свод правил. Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха.
С учетом уникальности и пожарной опасности здания театров проектируют не ниже II степени огнестойкости.
Все несущие элементы партера, амфитеатра, балконов, а также покрытия над зрительным залом выполняют из негорючих материалов.
Огнестойкость зданий
(Грушевский Б.В. и др. «Пожарная профилактика в строительстве»)
При размещении над зрительным залом других помещений балки и фермы защищают снизу и сверху настилом из негорючих материалов с пределом огнестойкости не менее 0,75 часа.
Помещения для освещения сцены ограждают перегородками с пределом огнестойкости не менее 0,5 часа.
Под зрительным залом запрещается размещать:
Несущие элементы планшета сцены, каркасы и заполнения подвесных потолков выполняют из негорючих материалов, а отверстия в них для установки громкоговорителей, светильников и т.д. защищают негорючими крышками с пределом огнестойкости не менее 0,75 часа.
- складские помещения;
- мастерские;
- помещения для монтажа декораций
и т.п.
Применяемую древесину, горючие декорации, бутафорию подвергают глубокой пропитке антипиренами, о чём составляют акт организации, выполнившей эту работу, с указанием даты пропитки и срока её действия.
Качество этой обработки проверяется администрацией театра ежегодно по окончании сезона.
В пределах сценической коробки могут находиться декорации и сценическое оформление не более чем для двух спектаклей. Остальные декорации и оборудование хранятся в отдельно стоящих складах.
Трюмы, колосники и рабочие площадки должны быть всегда свободными.
Использование пиротехнических изделий должно осуществляться в строгом соответствии с требованиями специальных правил.
Хранение их в зрелищных учреждениях и других местах с массовым пребыванием людей
не разрешается !!!
ПУТИ ЭВАКУАЦИИ
(ППБ-01-93 п. 1.3.3, СНиП 2.01.02 - 85 «Противопожарные нормы»,
Грушевский Б.В. «Пожарная профилактика в строительстве» стр. 347-348)
В зрительных залах все кресла и стулья следует соединять в ряды между собой и прочно крепить к полу.
Допускается не закреплять в ложах с количеством мест не более 12 при наличии самостоятельного выхода из ложи.
Зрительные залы театров и все помещения с массовым пребыванием людей должны иметь необходимое количество эвакуационных выходов, обеспечивающих безопасную эвакуацию людей.
Ширину проходов принимают
не менее 1 м,
а проходов,
расположенных против выходов,
- не менее ширины самих дверей.
В комплексе зрительских помещений театров открытыми могут быть не более двух лестниц, при этом остальные лестницы
(не менее двух)
должны быть в закрытых лестничных клетках.
В зрительных залах запрещается
- устанавливать дополнительные приставные
стулья и боковые откидные сиденья;
- применять ковры и ковровые дорожки из горючих
синтетических материалов.
Ковры и ковровые дорожки в зрительных залах жестко прикрепляют к полу.
ПРОТИВОПОЖАРНЫЙ ЗАНАВЕС
(СНиП 2.08.02-89 «Общественные здания и сооружения» с.34 приложение 5, ППБ-01-93 п.п.7.10; 7.11)
Противопожарный занавес предназначен для защиты портального проема в противопожарной стене, отделяющей сценический комплекс зрелищного предприятия от зрительского комплекса.
Причиной быстрого развития пожара в сценической коробке зрелищного предприятия является наличие большого количества пожарной нагрузки.
Противопожарный занавес
- следует изготавливать из негорючих
материалов, не выделяющих при нагревании
токсичных продуктов разложения;
- должен обладать достаточной
механической прочностью;
- должен обладать достаточной жесткостью;
- должен обладать огнестойкостью не менее 1 часа;
- конструкция занавеса должна быть герметичной;
- механизм перемещения должен быть надежным.
Полотно противопожарного занавеса должно:
- перекрывать проем строительного портала:
- с боковых сторон на 0,4 м;
- сверху на 0,2 м.
- быть газонепроницаемым.
Прогиб металлических элементов каркаса при давлении 10 Па на каждый метр высоты сцены от
планшета до конька кровли не должен превышать
1/200 расчетного пролёта.
Системы пожаротушения
(СНиП 2.08.02-89 «Общественные здания и сооружения»
приложение 8; приложение 10 п.9)
В театрах вместимостью 600 мест и более со сценами
панорамного, трехстороннего и центрального типов
следует предусматривать установки пожаротушения.
В производственных помещениях и резервных складах
театра следует предусматривать :
- внутренние пожарные краны;
- спринклерные установки.
- у входов в зрительный зал;
- у входов на сцену или эстраду;