Файл: Рабочая программа учебной дисциплины оуп. 05 История общеобразовательного цикла.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 64
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Наименование раздела | Количество часов | ||
Всего учебных занятий | в том числе | ||
теоретическое обучение | ЛР и ПЗ | ||
Введение | 1 | 1 | - |
Раздел 1. Человек. Человек в системе общественных отношений Тема 1.1 Природа человека, врожденные и приобретенные качества Тема 1.2 Духовная культура личности и общества Тема 1.3 Наука и образование в современном мире Тема 1.4Мораль, искусство и религия как элементы духовной культуры | 21 | 17 | 4 |
Раздел 2. Общество как сложная динамическая система Тема 2.1 Общество как сложная динамическая система | 10 | 8 | 2 |
Раздел 3. Экономика Тема 3.1Экономика и экономическая наука. Экономические системы Тема 3.2Рынок. Фирма. Роль государства в экономике Тема 3.3Рынок труда и безработица Тема 3.4Основные проблемы экономики России. Элементы международной экономики | 33 | 29 | 4 |
Раздел 4. Социальные отношения Тема 4.1Социальная роль и стратификация Тема 4.2Социальные нормы и конфликты Тема 4.3 Важнейшие социальные общности и группы | 22 | 19 | 3 |
Раздел 5. Политика Тема 5.1Политика и власть. Государство в политической системе Тема 5.2Участники политического процесса | 18 | 13 | 5 |
Раздел 6. Право Тема 6.1Правовое регулирование общественных отношений Тема 6.2Основы конституционного права Российской Федерации Тема 6.3Отрасли российского права | 30 | 28 | 2 |
Итого | 135 | 115 | 20 |
По учебному плану на проведение промежуточной аттестации в форме дифференцированного зачет отводится 2 часа
3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ОУП.11 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов |
ВВЕДЕНИЕ | | 1 |
Введение | Содержание учебного материала: Введение. Обществознание как учебный курс. Социальные науки. Специфика объекта их изучения. Актуальность изучения обществознания при освоении специальностей СПО.. | 1 |
Демонстрации | не предусмотрено | |
Лабораторные работы | не предусмотрено | |
Практическое занятие | не предусмотрено | |
Контрольные работы | не предусмотрено | |
Самостоятельная работа обучающихся | не предусмотрено | |
РАЗДЕЛ 1 ЧЕЛОВЕК. ЧЕЛОВЕК В СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ | | 32 |
Тема 1.1 Природа человека, врожденные и приобретенные качества | Содержание учебного материала: 1. Философскиепредставленияо социальных качествах человека. Человек, индивид, личность. Деятельность и мышление. Виды деятельности. Творчество. Человек в учебной и трудовой деятельности 2. Формирование характера, учет особенностей характера в общении и профессиональной деятельности. Потребности, способности и интересы. Самосознание и социальное поведение. Цель и смысл человеческой жизни 3. Социализация личности. Самосознание и социальное поведение. Цель и смысл человеческой жизни 4. Проблема познаваемости мира. Понятие истины, ее критерии. Виды человеческих знаний. Мировоззрение. Типы мировоззрения. Свобода как условие самореализации личности. Свобода человека и ее ограничители (внутренние — со стороны самого человека и внешние — со стороны общества) 5. Свобода как условие самореализации личности. Свобода человека и ее ограничители (внутренние — со стороны самого человека и внешние — со стороны общества). Выбор и ответственность за его последствия. Гражданские качества личности 6. Человек в группе. Многообразие мира общения. Межличностное общение и взаимодействие. Проблемы межличностного общения в молодежной среде. Особенности самоидентификации личности в малой группе на примере молодежной среды. | 12 |
Демонстрации | не предусмотрено | |
Лабораторные работы | не предусмотрено | |
Практическое занятие № 1 «Человек, индивид, личность». | 1 | |
Контрольные работы | не предусмотрено | |
Самостоятельная работа обучающихся 1. Составление плана и тезисов ответа. 2. Подготовка сообщения 3.Заполнение таблицы 4. Составление схемы 5. Написание эссе | 7 | |
Тема 1.2 Духовная культура личности и общества | Содержание учебного материала:. Понятие о культуре. Духовная культура личности и общества, ее значение в общественной жизни. Культура народная, массовая и элитарная. Экранная культура — продукт информационного общества. Особенности молодежной субкультуры. Проблемы духовного кризиса и духовного поиска в молодежной среде. Формирование ценностных установок, идеалов, нравственных ориентиров. Взаимодействие и взаимосвязь различных культур. Культура общения, труда, учебы, поведения в обществе. Этикет. Учреждения культуры. Государственные гарантии свободы доступа к культурным ценностям | 1 |
Демонстрации | не предусмотрено | |
Лабораторные работы | не предусмотрено | |
Практическое занятие №2«Духовная культура личности и общества» | 1 | |
Контрольные работы | не предусмотрено | |
Самостоятельная работа обучающихся Написание эссе | 1 | |
Тема 1.3 Наука и образование в современном мире | Содержание учебного материала:. Наука и образование в современном мире | 1 |
Демонстрации | не предусмотрено | |
Лабораторные работы | не предусмотрено | |
Практическое занятие № 3 Наука в современном мире | 1 | |
Контрольные работы | не предусмотрено | |
Самостоятельная работа обучающихся: Написание эссе | 1 | |
Тема 1.4 Мораль, искусство и религия как элементы духовной культуры | Содержание учебного материала:. 1. Мораль. Основные принципы и нормы морали. Гуманизм. Добро и зло. Долг и совесть. Моральный выбор. Моральный самоконтроль личности. Моральный идеал. Искусство и его роль в жизни людей. Виды искусств 2. Религия как феномен культуры. Мировые религии. Религия и церковь в современном мире. Свобода совести. Религиозные объединения Российской Федерации | 3 |
Демонстрации | не предусмотрено | |
Лабораторные работы | не предусмотрено | |
Практическое занятия № 4 «Религия» | 1 | |
Контрольные работы | не предусмотрено | |
Самостоятельная работа обучающихся: 1. Подготовка презентации 2. Подготовка сообщения | 2 | |
РАЗДЕЛ 2 ОБЩЕСТВО КАК СЛОЖНАЯ ДИНАМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА | | 15 |
Тема 2.1 Общество как сложная динамическая система | Содержание учебного материала: 1. Представление об обществе как сложной динамичной системе. Подсистемы и элементы общества. Специфика общественных отношений. Основные институты общества, их функции 2. Общество и природа. Значение техногенных революций: аграрной, индустриальной, информационной. Противоречивость воздействия людей на природную среду 3. Многовариантность общественного развития. Эволюция и революция как формы социального изменения 4. Понятие общественного прогресса. Смысл и цель истории. Цивилизация и формация. Общество: традиционное, индустриальное, постиндустриальное (информационное) 5. Особенности современного мира. Процессы глобализации. Антиглобализм, его причины и проявления. Терроризм как важнейшая угроза современной цивилизации. Социальные и гуманитарные аспекты глобальных проблем | 8 |
Демонстрации | не предусмотрено | |
Лабораторные работы | не предусмотрено | |
Практические занятия: № 5 Основные институты общества №6 Глобализация | 2 | |
Контрольные работы | не предусмотрено | |
Самостоятельная работа обучающихся 1. Составление плана и тезисов ответа. 2.Заполнение таблицы 3. Составление конспекта | 5 | |
РАЗДЕЛ 3 ЭКОНОМИКА | | 50 |
Тема 3.1 Экономика и экономическая наука. Экономические системы | Содержание учебного материала: 1.Экономика семьи 2. Экономика как наука и хозяйство. Главные вопросы экономики. Потребности. Выбор и альтернативная стоимость. Ограниченность ресурсов. Факторы производства 3. Разделение труда, специализация и обмен. Типы экономических систем: традиционная, централизованная (командная) и рыночная экономика | 5 |
Демонстрации | не предусмотрено | |
Лабораторные работы | не предусмотрено | |
Практическое занятие № 7 «Типы экономических систем» | 1 | |
Контрольные работы | не предусмотрено | |
Самостоятельная работа обучающихся 1. Составление конспекта 2. Составление плана и тезисов ответа. 3.Заполнение таблицы | 3 | |
Тема 3.2 Рынок. Фирма. Роль государства в экономике | Содержание учебного материала: 1. Рынок одного товара. Спрос. Факторы спроса Предложение. Факторы предложения. Рыночное равновесие. Основные рыночные структуры: совершенная и несовершенная конкуренция 2. Роль фирм в экономике. Издержки, выручка, прибыль. Основные организационные формы организации бизнеса в России. Основные источники финансирования бизнеса 3. Основы менеджмента и маркетинга. Акции и облигации. Фондовый рынок 4. Банковская система. Роль Центрального банка. Основные операции коммерческих банков. Деньги. Процент 5. Инфляция. Виды, причины и последствия инфляции. Антиинфляционные меры. Основы денежной политики государства 6. Функции государства в экономике. Понятие ВВП и его структура. Экономический рост и развитие. Экономические циклы. Виды налогов. Государственные расходы. Государственный бюджет. Государственный долг. Основы налоговой политики государства | 11 |
Демонстрации | не предусмотрено | |
Лабораторные работы | не предусмотрено | |
Практические занятия: № 8 «Факторы спроса и предложения» № 9 «Функции государства в экономике» | 2 | |
Контрольные работы | не предусмотрено | |
Самостоятельная работа обучающихся . Составление схемы 2. Составление конспекта 3. Подготовка сообщения 4. Подготовка презентации | 7 | |
Тема 3.3 Рынок труда и безработица | Содержание учебного материала: 1. Спрос на труд и его факторы. Предложение труда. Факторы предложения труда 2. Роль профсоюзов и государства на рынках труда. Человеческий капитал. 3. Понятие безработицы, ее причины и экономические последствия 4. Рациональный потребитель. Основные доходы и расходы семьи. Реальный и номинальный доход. Сбережения 5. Защита прав потребителя | 9 |
Демонстрации | не предусмотрено | |
Лабораторные работы | не предусмотрено | |
Практическое занятие № 10 «Причины безработицы и трудоустройство» | 1 | |
Контрольные работы | не предусмотрено | |
Самостоятельная работа обучающихся: 1. Составление конспекта 2. Составление плана и тезисов ответа. 3. Подготовка сообщения 4. Заполнение таблицы | 5 | |
Тема 3.4 Основные проблемы экономики России. Элементы международной экономики | Содержание учебного материала: .1 Становление современной рыночной экономики России. Особенности современной экономики России, ее экономические институты. Основные проблемы экономики России и ее регионов. Экономическая политика Российской Федерации. 2. Организация международной торговли. Государственная политика в области международной торговли. Глобальные экономические проблемы | 4 |
Демонстрации | не предусмотрено | |
Лабораторные работы | не предусмотрено | |
Практическое занятие | не предусмотрено | |
Контрольные работы | не предусмотрено | |
Самостоятельная работа обучающихся 1 Составление опорного конспекта 2. Составление плана и тезисов ответа | 2 | |
РАЗДЕЛ 4 СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ | | 33 |
Тема 4.1 Социальная роль и стратификация | Содержание учебного материала: 1.Социальные отношения. Понятие о социальных общностях и группах. 2. Социальная стратификация. Социальная мобильность 3. Многообразие социальных ролей в юношеском возрасте. Социальные роли человека в семье и трудовом коллективе. Социальный статус и престиж. Престижность профессиональной деятельности | 5 |
Демонстрации | не предусмотрено | |
Лабораторные работы | не предусмотрено | |
Практическое занятие № 11 «Социальная стратификация» | 1 | |
Контрольные работы | не предусмотрено | |
Самостоятельная работа обучающихся 1. Заполнение таблицы 2. Подготовка сообщения 3. Составление конспекта | 3 | |
Тема 4.2 Социальные нормы и конфликты | Содержание учебного материала: 1. Социальный контроль. Виды социальных норм и санкций. Самоконтроль 2. Профилактика негативных форм девиантного поведения среди молодежи. Опасность наркомании, алкоголизма. Социальная и личностная значимость здорового образа жизни 3. Социальный конфликт. Причины и истоки социальных конфликтов. Пути разрешения социальных конфликтов | 5 |
Демонстрации | не предусмотрено | |
Лабораторные работы | не предусмотрено | |
Практическое занятие № 12 «Социальные конфликты» | 1 | |
Контрольные работы | не предусмотрено | |
Самостоятельная работа обучающихся 1. Заполнение таблицы 2. Подготовка сообщения 3. Составление конспекта | 3 | |
Тема 4.3 Важнейшие социальные общности и группы | Содержание учебного материала: 1. Особенности социальной стратификации в современной России. Демографические, профессиональные, поселенческие и иные группы 2. Молодежь как социальная группа. Особенности молодежной политики в РФ 3. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения. Конституционные принципы национальной политики в РФ 4. Семья и брак. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации 5. Семейное право и семейные правоотношения. Понятие семейных правоотношений. Порядок, условия заключения и расторжения брака. Права и обязанности супругов. Брачный договор. Правовые отношения родителей и детей. Опека и попечительство | 9 |
Демонстрации | не предусмотрено | |
Лабораторные работы | не предусмотрено | |
Практическое занятие № 13 «Межнациональные отношения» | 1 | |
Контрольные работы | не предусмотрено | |
Самостоятельная работа обучающихся 1. Составление конспекта 2. Подготовка презентации 3. Подготовка сообщения 4. Составление схемы 5. Составление плана и тезисов ответа | 5 | |
РАЗДЕЛ 5 ПОЛИТИКА | | 27 |
Тема 5.1 Политика и власть. Государство в политической системе | Содержание учебного материала: 1. Понятие власти. Типы общественной власти. Политика как общественное явление. Политическая система, ее внутренняя структура. Политические институты 2. Государство как политический институт. Признаки государства. Государственный суверенитет 3. Внутренние и внешние функции государства. Особенности функционального назначения современных государств 4. Формы государства: формы правления, территориально-государственное устройство, политический режим. Типология политических режимов. Демократия, ее основные ценности и признаки. Условия формирования демократических институтов и традиций | 4 |
Демонстрации | не предусмотрено | |
Лабораторные работы | не предусмотрено | |
Практические занятия: № 14 «Политическая система общества, ее структура» № 15 «Государство в политической системе общества» № 16 «Функции государства» № 17 «Формы государства» | 4 | |
Контрольные работы | не предусмотрено | |
Самостоятельная работа обучающихся 1. Составление плана и тезисов ответа 2. Составление схемы 3. Заполнение таблицы 4. Подготовка презентации | 4 | |
Тема 5.2 Участники политического процесса | Содержание учебного материала: 1. Политический статус личности. Политическое участие и его типы. Политическое лидерство. Причины и особенности экстремистских форм политического участия. Политическое лидерство. Политическая элита, особенности ее формирования в современной России 2. Гражданское общество и государство. Гражданские инициативы 3. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Абсентеизм, его причины и опасность. Избирательная кампания в Российской Федерации 4. Политические партии и движения, их классификация. Законодательное регулирование деятельности партий в РФ 5. Современные идейно-политические системы: консерватизм, либерализм, социал-демократия, коммунизм | 9 |
Демонстрации | не предусмотрено | |
Лабораторные работы | не предусмотрено | |
Практическое занятие № 18 «Личность и государство» | 1 | |
Контрольные работы | не предусмотрено | |
Самостоятельная работа обучающихся 1. Составление конспекта 2. Подготовка презентации 3. Составление схемы | 5 | |
РАЗДЕЛ 6 ПРАВО | | 44 |
Тема 6.1 Правовое регулирование общественных отношений | Содержание учебного материала: 1. Юриспруденция как общественная наука. Право в системе социальных норм. Правовые и моральные нормы. Система права: основные институты, отрасли права. Частное и публичное право 2. Основные формы права. Нормативные правовые акты и их характеристика 3. Порядок принятия и вступления в силу законов в РФ. Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц 4. Правовые отношения и их структура. Правомерное и противоправное поведение. Виды противоправных поступков. Юридическая ответственность и ее задачи | 7 |
Демонстрации | не предусмотрено | |
Лабораторные работы | не предусмотрено | |
Практические занятия № 19 «Система права. Формы права»» | 1 | |
Контрольные работы | не предусмотрено | |
Самостоятельная работа обучающихся 1. Составление схемы 2. Подготовка сообщения 3. Составление плана и тезисов ответа 4. Заполнение таблицы | 4 | |
Тема 6.2Основы конституционного права Российской Федерации | Содержание учебного материала: 1. Конституционное право как отрасль российского права. Основы конституционного строя в РФ. 2. Законодательная, исполнительная и судебная власть. Институт президентства. Местное самоуправление 3. Правоохранительные органы РФ. Судебная система РФ. Адвокатура. Нотариат 4. Понятие гражданства. Порядок приобретения и прекращения гражданства в РФ 5. Право граждан РФ участвовать в управлении делами государства. Право на благоприятную окружающую среду. Обязанность защиты Отечества. Основания отсрочки от военной службы. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени | 9 |
Демонстрации | не предусмотрено | |
Лабораторные работы | не предусмотрено | |
Практические занятия № 20 «Права и обязанности человека и гражданина» | 1 | |
Контрольные работы | не предусмотрено | |
Самостоятельная работа обучающихся 1. Составление плана и тезисов ответа 2. Составление схемы 3. Подготовка сообщения 4. Составление конспекта 5. Подготовка презентации | 5 | |
Тема 6.3 Отрасли российского права | Содержание учебного материала: 1. Физические лица. Юридические лица. Гражданско-правовые договоры. Правовое регулирование предпринимательской деятельности. Имущественные права. Личные неимущественные права граждан: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав. 2. Право собственности на движимые и недвижимые вещи, деньги, ценные бумаги. Право на интеллектуальную собственность. Основания приобретения права собственности: купля-продажа, мена, наследование, дарение. 3. Понятие трудовых правоотношений. Занятость и трудоустройство. Органы трудоустройства. Порядок приема на работу. Трудовой договор: понятие и виды, порядок заключения и расторжения. Правовое регулирование трудовой деятельности несовершеннолетних. Коллективный договор. Трудовые споры и порядок их разрешения. Заработная плата. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения 4. Административное право и административные правоотношения. Административный проступок. Административная ответственность 5. Преступление как наиболее опасное противоправное деяние. Состав преступления. Уголовная ответственность. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних. Обстоятельства, исключающие уголовную ответственность | 18 |
Демонстрации | не предусмотрено | |
Лабораторные работы | не предусмотрено | |
Практическое занятие | не предусмотрено | |
Контрольные работы | не предусмотрено | |
Самостоятельная работа обучающихся 1. Подготовка сообщения 2. Составление схемы 3. Составление плана и тезисов ответа 4. Составление конспекта | 5 | |
Дифференцированный зачет | 2 | |
Всего: | 202 |
- 1 2 3 4
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В результате изучения учебного предмета ОУП.11 Обществознание обучающийся должен обладать следующими результатами:
Личностные результаты:
−− сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития общественной науки и практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
−− российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, уважение государственных символов (герба, флага, гимна);
−− гражданская позиция в качестве активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие, гуманистические и демократические ценности;
−− толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, учитывая позиции всех участников, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; эффективно разрешать конфликты;
−− готовность и способность к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
−− осознанное отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
−− ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;
метапредметные результаты:
−− умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
−− владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности в сфере общественных наук, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
−− готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках социально-правовой и экономической информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
−− умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
−− умение определять назначение и функции различных социальных, экономических и правовых институтов;
−− умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
−− владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства, понятийный аппарат обществознания;
предметные результаты:
−− сформированность знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;
−− владение базовым понятийным аппаратом социальных наук;
−− владение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов;
−− сформированнность представлений об основных тенденциях и возможных перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире;