Файл: Рабочая программа учебной дисциплины оуп. 05 История общеобразовательного цикла.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 64

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ





Наименование раздела

Количество часов

Всего учебных занятий

в том числе

теоретическое обучение

ЛР и ПЗ

Введение

1

1

-

Раздел 1. Человек. Человек в системе общественных отношений

Тема 1.1 Природа человека, врожденные и приобретенные качества

Тема 1.2 Духовная культура личности и общества

Тема 1.3 Наука и образование в современном мире

Тема 1.4Мораль, искусство и религия как элементы духовной культуры

21

17

4

Раздел 2. Общество как сложная динамическая система

Тема 2.1 Общество как сложная динамическая система

10

8

2

Раздел 3. Экономика

Тема 3.1Экономика и экономическая наука. Экономические системы

Тема 3.2Рынок. Фирма. Роль государства в экономике

Тема 3.3Рынок труда и безработица

Тема 3.4Основные проблемы экономики России. Элементы международной экономики

33

29

4

Раздел 4. Социальные отношения

Тема 4.1Социальная роль и стратификация

Тема 4.2Социальные нормы и конфликты

Тема 4.3 Важнейшие социальные общности и группы

22

19

3

Раздел 5. Политика

Тема 5.1Политика и власть. Государство в политической системе

Тема 5.2Участники политического процесса

18

13

5

Раздел 6. Право

Тема 6.1Правовое регулирование общественных отношений

Тема 6.2Основы конституционного права Российской Федерации

Тема 6.3Отрасли российского права

30

28

2

Итого

135

115

20


По учебному плану на проведение промежуточной аттестации в форме дифференцированного зачет отводится 2 часа

3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


ОУП.11 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ


Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

ВВЕДЕНИЕ




1

Введение

Содержание учебного материала: Введение. Обществознание как учебный курс. Социальные науки. Специфика объекта их изучения. Актуальность изучения обществознания при освоении специальностей СПО..

1

Демонстрации

не предусмотрено

Лабораторные работы

не предусмотрено

Практическое занятие

не предусмотрено

Контрольные работы

не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающихся

не предусмотрено

РАЗДЕЛ 1

ЧЕЛОВЕК. ЧЕЛОВЕК В СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ



32

Тема 1.1 Природа человека, врожденные и приобретенные качества


Содержание учебного материала:

1. Философскиепредставленияо социальных качествах человека. Человек, индивид, личность. Деятельность и мышление. Виды деятельности. Творчество. Человек в учебной и трудовой деятельности

2. Формирование характера, учет особенностей характера в общении и профессиональной деятельности. Потребности, способности и интересы. Самосознание и социальное поведение. Цель и смысл человеческой жизни

3. Социализация личности. Самосознание и социальное поведение. Цель и смысл человеческой жизни

4. Проблема познаваемости мира. Понятие истины, ее критерии. Виды человеческих знаний. Мировоззрение. Типы мировоззрения. Свобода как условие самореализации личности. Свобода человека и ее ограничители (внутренние — со стороны самого человека и внешние — со стороны общества)

5. Свобода как условие самореализации личности. Свобода человека и ее ограничители (внутренние — со стороны самого человека и внешние — со стороны общества). Выбор и ответственность за его последствия. Гражданские качества личности

6. Человек в группе. Многообразие мира общения. Межличностное общение и взаимодействие. Проблемы межличностного общения в молодежной среде. Особенности самоидентификации личности в малой группе на примере молодежной среды.

12

Демонстрации

не предусмотрено

Лабораторные работы

не предусмотрено

Практическое занятие № 1 «Человек, индивид, личность».

1

Контрольные работы

не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающихся

1. Составление плана и тезисов ответа.

2. Подготовка сообщения

3.Заполнение таблицы

4. Составление схемы

5. Написание эссе

7

Тема 1.2

Духовная культура личности и общества


Содержание учебного материала:.

Понятие о культуре. Духовная культура личности и общества, ее значение в общественной жизни. Культура народная, массовая и элитарная. Экранная культура — продукт информационного общества. Особенности молодежной субкультуры. Проблемы духовного кризиса и духовного поиска в молодежной среде. Формирование ценностных установок, идеалов, нравственных ориентиров. Взаимодействие и взаимосвязь различных культур. Культура общения, труда, учебы, поведения в обществе. Этикет. Учреждения культуры. Государственные гарантии свободы доступа к культурным ценностям

1

Демонстрации

не предусмотрено

Лабораторные работы

не предусмотрено

Практическое занятие №2«Духовная культура личности и общества»

1

Контрольные работы

не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающихся

Написание эссе

1

Тема 1.3 Наука и образование в современном мире

Содержание учебного материала:. Наука и образование в современном мире

1

Демонстрации

не предусмотрено

Лабораторные работы

не предусмотрено

Практическое занятие № 3 Наука в современном мире

1

Контрольные работы

не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающихся:

Написание эссе

1

Тема 1.4 Мораль, искусство и религия как

элементы духовной культуры

Содержание учебного материала:.

1. Мораль. Основные принципы и нормы морали. Гуманизм. Добро и зло. Долг и совесть. Моральный выбор. Моральный самоконтроль личности. Моральный идеал. Искусство и его роль в жизни людей. Виды искусств

2. Религия как феномен культуры. Мировые религии. Религия и церковь в современном мире. Свобода совести. Религиозные объединения Российской Федерации

3

Демонстрации

не предусмотрено

Лабораторные работы

не предусмотрено

Практическое занятия № 4 «Религия»

1

Контрольные работы

не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающихся:

1. Подготовка презентации

2. Подготовка сообщения

2

РАЗДЕЛ 2

ОБЩЕСТВО КАК СЛОЖНАЯ ДИНАМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА




15

Тема 2.1

Общество как сложная динамическая система

Содержание учебного материала:

1. Представление об обществе как сложной динамичной системе. Подсистемы и элементы общества. Специфика общественных отношений. Основные институты общества, их функции

2. Общество и природа. Значение техногенных революций: аграрной, индустриальной, информационной. Противоречивость воздействия людей

на природную среду

3. Многовариантность общественного развития. Эволюция и революция как формы социального изменения

4. Понятие общественного прогресса. Смысл и цель истории. Цивилизация и формация. Общество: традиционное, индустриальное, постиндустриальное (информационное)

5. Особенности современного мира. Процессы глобализации. Антиглобализм, его причины и проявления. Терроризм как важнейшая угроза современной цивилизации. Социальные и гуманитарные аспекты глобальных проблем

8

Демонстрации

не предусмотрено

Лабораторные работы

не предусмотрено

Практические занятия: № 5 Основные институты общества

6 Глобализация

2

Контрольные работы

не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающихся

1. Составление плана и тезисов ответа.

2.Заполнение таблицы

3. Составление конспекта

5

РАЗДЕЛ 3

ЭКОНОМИКА




50

Тема 3.1 Экономика и экономическая наука. Экономические системы


Содержание учебного материала:

1.Экономика семьи

2. Экономика как наука и хозяйство. Главные вопросы экономики. Потребности. Выбор и альтернативная стоимость. Ограниченность ресурсов. Факторы производства

3. Разделение труда, специализация и обмен. Типы экономических систем: традиционная, централизованная (командная) и рыночная экономика

5

Демонстрации

не предусмотрено

Лабораторные работы

не предусмотрено

Практическое занятие № 7 «Типы экономических систем»

1

Контрольные работы

не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающихся

1. Составление конспекта

2. Составление плана и тезисов ответа.

3.Заполнение таблицы

3

Тема 3.2 Рынок. Фирма. Роль государства в экономике


Содержание учебного материала:

1. Рынок одного товара. Спрос. Факторы спроса Предложение. Факторы предложения. Рыночное равновесие. Основные рыночные структуры: совершенная и несовершенная конкуренция

2. Роль фирм в экономике. Издержки, выручка, прибыль. Основные организационные формы организации бизнеса в России. Основные источники финансирования бизнеса

3. Основы менеджмента и маркетинга. Акции и облигации. Фондовый рынок

4. Банковская система. Роль Центрального банка. Основные операции коммерческих банков. Деньги. Процент

5. Инфляция. Виды, причины и последствия инфляции. Антиинфляционные меры. Основы денежной политики государства

6. Функции государства в экономике. Понятие ВВП и его структура. Экономический рост и развитие. Экономические циклы. Виды налогов. Государственные расходы. Государственный бюджет. Государственный долг. Основы налоговой политики государства

11

Демонстрации

не предусмотрено

Лабораторные работы

не предусмотрено

Практические занятия: № 8 «Факторы спроса и предложения»

9 «Функции государства в экономике»

2

Контрольные работы

не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающихся

. Составление схемы

2. Составление конспекта

3. Подготовка сообщения

4. Подготовка презентации

7

Тема 3.3

Рынок труда и безработица


Содержание учебного материала:

1. Спрос на труд и его факторы. Предложение труда. Факторы предложения труда

2. Роль профсоюзов и государства на рынках труда. Человеческий капитал.

3. Понятие безработицы, ее причины и экономические последствия

4. Рациональный потребитель. Основные доходы и расходы семьи. Реальный и номинальный доход. Сбережения

5. Защита прав потребителя

9

Демонстрации

не предусмотрено

Лабораторные работы

не предусмотрено

Практическое занятие № 10 «Причины безработицы и трудоустройство»

1

Контрольные работы

не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающихся:

1. Составление конспекта

2. Составление плана и тезисов ответа.

3. Подготовка сообщения

4. Заполнение таблицы

5

Тема 3.4

Основные проблемы экономики России. Элементы международной экономики

Содержание учебного материала:

.1 Становление современной рыночной экономики России. Особенности современной экономики России, ее экономические институты. Основные проблемы экономики России и ее регионов. Экономическая политика Российской Федерации.

2. Организация международной торговли. Государственная политика в области международной торговли. Глобальные экономические проблемы

4

Демонстрации

не предусмотрено

Лабораторные работы

не предусмотрено

Практическое занятие

не предусмотрено

Контрольные работы

не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающихся

1 Составление опорного конспекта

2. Составление плана и тезисов ответа

2

РАЗДЕЛ 4 СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ




33

Тема 4.1

Социальная роль и стратификация

Содержание учебного материала:

1.Социальные отношения. Понятие о социальных общностях и группах.

2. Социальная стратификация. Социальная мобильность

3. Многообразие социальных ролей в юношеском возрасте. Социальные роли человека в семье и трудовом коллективе. Социальный статус и престиж. Престижность профессиональной деятельности

5

Демонстрации

не предусмотрено

Лабораторные работы

не предусмотрено

Практическое занятие № 11 «Социальная стратификация»

1

Контрольные работы

не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающихся

1. Заполнение таблицы

2. Подготовка сообщения

3. Составление конспекта

3

Тема 4.2

Социальные нормы и конфликты

Содержание учебного материала:

1. Социальный контроль. Виды социальных норм и санкций. Самоконтроль

2. Профилактика негативных форм девиантного поведения среди молодежи. Опасность наркомании, алкоголизма. Социальная и личностная значимость здорового образа жизни

3. Социальный конфликт. Причины и истоки социальных конфликтов. Пути разрешения социальных конфликтов

5

Демонстрации

не предусмотрено

Лабораторные работы

не предусмотрено

Практическое занятие № 12 «Социальные конфликты»

1

Контрольные работы

не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающихся

1. Заполнение таблицы

2. Подготовка сообщения

3. Составление конспекта

3

Тема 4.3

Важнейшие социальные общности и группы

Содержание учебного материала:

1. Особенности социальной стратификации в современной России. Демографические, профессиональные, поселенческие и иные группы

2. Молодежь как социальная группа. Особенности молодежной политики в РФ

3. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения. Конституционные принципы национальной политики в РФ

4. Семья и брак. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации

5. Семейное право и семейные правоотношения. Понятие семейных правоотношений. Порядок, условия заключения и расторжения брака. Права и обязанности супругов. Брачный договор. Правовые отношения родителей и детей. Опека и попечительство

9

Демонстрации

не предусмотрено

Лабораторные работы

не предусмотрено

Практическое занятие № 13 «Межнациональные отношения»

1

Контрольные работы

не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающихся

1. Составление конспекта

2. Подготовка презентации

3. Подготовка сообщения

4. Составление схемы

5. Составление плана и тезисов ответа

5

РАЗДЕЛ 5

ПОЛИТИКА




27

Тема 5.1

Политика и власть. Государство в политической системе

Содержание учебного материала:

1. Понятие власти. Типы общественной власти. Политика как общественное явление. Политическая система, ее внутренняя структура. Политические институты

2. Государство как политический институт. Признаки государства. Государственный суверенитет

3. Внутренние и внешние функции государства. Особенности функционального назначения современных государств

4. Формы государства: формы правления, территориально-государственное устройство, политический режим. Типология политических режимов. Демократия, ее основные ценности и признаки. Условия формирования демократических институтов и традиций

4

Демонстрации

не предусмотрено

Лабораторные работы

не предусмотрено

Практические занятия:

14 «Политическая система общества, ее структура»

15 «Государство в политической системе общества»

16 «Функции государства»

17 «Формы государства»

4

Контрольные работы

не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающихся

1. Составление плана и тезисов ответа

2. Составление схемы

3. Заполнение таблицы

4. Подготовка презентации

4

Тема 5.2

Участники политического процесса

Содержание учебного материала:

1. Политический статус личности. Политическое участие и его типы. Политическое лидерство. Причины и особенности экстремистских форм политического участия. Политическое лидерство. Политическая элита, особенности ее формирования в современной России

2. Гражданское общество и государство. Гражданские инициативы

3. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Абсентеизм, его причины и опасность. Избирательная кампания в Российской Федерации

4. Политические партии и движения, их классификация. Законодательное регулирование деятельности партий в РФ

5. Современные идейно-политические системы: консерватизм, либерализм, социал-демократия, коммунизм

9

Демонстрации

не предусмотрено

Лабораторные работы

не предусмотрено

Практическое занятие № 18 «Личность и государство»

1

Контрольные работы

не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающихся

1. Составление конспекта

2. Подготовка презентации

3. Составление схемы

5

РАЗДЕЛ 6

ПРАВО




44

Тема 6.1

Правовое регулирование общественных отношений

Содержание учебного материала:

1. Юриспруденция как общественная наука. Право в системе социальных норм. Правовые и моральные нормы. Система права: основные институты, отрасли права. Частное и публичное право

2. Основные формы права. Нормативные правовые акты и их характеристика

3. Порядок принятия и вступления в силу законов в РФ. Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц

4. Правовые отношения и их структура. Правомерное и противоправное поведение. Виды противоправных поступков. Юридическая ответственность и ее задачи

7

Демонстрации

не предусмотрено

Лабораторные работы

не предусмотрено

Практические занятия № 19 «Система права. Формы права»»

1

Контрольные работы

не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающихся

1. Составление схемы

2. Подготовка сообщения

3. Составление плана и тезисов ответа

4. Заполнение таблицы

4

Тема 6.2Основы конституционного права Российской Федерации

Содержание учебного материала:

1. Конституционное право как отрасль российского права. Основы конституционного строя в РФ.

2. Законодательная, исполнительная и судебная власть. Институт президентства. Местное самоуправление

3. Правоохранительные органы РФ. Судебная система РФ. Адвокатура. Нотариат

4. Понятие гражданства. Порядок приобретения и прекращения гражданства в РФ

5. Право граждан РФ участвовать в управлении делами государства. Право на благоприятную окружающую среду. Обязанность защиты Отечества. Основания отсрочки от военной службы. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени

9

Демонстрации

не предусмотрено

Лабораторные работы

не предусмотрено

Практические занятия № 20 «Права и обязанности человека и гражданина»

1

Контрольные работы

не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающихся

1. Составление плана и тезисов ответа

2. Составление схемы

3. Подготовка сообщения

4. Составление конспекта

5. Подготовка презентации

5

Тема 6.3

Отрасли российского права

Содержание учебного материала:

1. Физические лица. Юридические лица. Гражданско-правовые договоры. Правовое регулирование предпринимательской деятельности. Имущественные права. Личные неимущественные права граждан: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав.

2. Право собственности на движимые и недвижимые вещи, деньги, ценные бумаги. Право на интеллектуальную собственность. Основания приобретения права собственности: купля-продажа, мена, наследование, дарение.

3. Понятие трудовых правоотношений. Занятость и трудоустройство. Органы трудоустройства. Порядок приема на работу. Трудовой договор: понятие и виды, порядок заключения и расторжения. Правовое регулирование трудовой деятельности несовершеннолетних. Коллективный договор. Трудовые споры и порядок их разрешения. Заработная плата. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения

4. Административное право и административные правоотношения. Административный проступок. Административная ответственность

5. Преступление как наиболее опасное противоправное деяние. Состав преступления. Уголовная ответственность. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних. Обстоятельства, исключающие уголовную ответственность

18

Демонстрации

не предусмотрено

Лабораторные работы

не предусмотрено

Практическое занятие

не предусмотрено

Контрольные работы

не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающихся

1. Подготовка сообщения

2. Составление схемы

3. Составление плана и тезисов ответа

4. Составление конспекта

5

Дифференцированный зачет

2

Всего:

202

  1. 1   2   3   4

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА



В результате изучения учебного предмета ОУП.11 Обществознание обучающийся должен обладать следующими результатами:
Личностные результаты:

−− сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития общественной науки и практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

−− российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, уважение государственных символов (герба, флага, гимна);

−− гражданская позиция в качестве активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие, гуманистические и демократические ценности;

−− толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, учитывая позиции всех участников, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; эффективно разрешать конфликты;

−− готовность и способность к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

−− осознанное отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;

−− ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;
метапредметные результаты:

−− умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;


−− владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности в сфере общественных наук, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

−− готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках социально-правовой и экономической информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

−− умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

−− умение определять назначение и функции различных социальных, экономических и правовых институтов;

−− умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;

−− владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства, понятийный аппарат обществознания;
предметные результаты:

−− сформированность знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;

−− владение базовым понятийным аппаратом социальных наук;

−− владение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов;

−− сформированнность представлений об основных тенденциях и возможных перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире;