Файл: Методические указания по выполнению дипломной работы по специальности.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 172
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Обязательным элементом введения является формулировка объекта и предмета исследования. Объект и предмет исследования как категория научного процесса соотносятся между собой как общее и частное.
Объект исследования – организация или продукт, для которого выполняется исследование. Объект исследованиядолжен обязательно указываться в теме ДР и служить источником информации для формулирования предмета исследования.
Например, если выбрана тема «Кредитные риски банка: виды, факторы, их обусловливающие и способы снижения на примере (ПАО «Росбанк»)», объектом исследования является ПАО «Росбанк».
Предмет исследования – элементы, которые подлежат непосредственному анализу в данной работе. Собственно, из предмета исследования вытекают его цель и задачи. Предмет определяет тему дипломной работы, конкретизирует объект. Для выше приведенного объекта предметом исследования являются кредитные риски ПАО «Росбанк».
Цель исследования формулируется кратко и предельно точно, в смысловом отношении выражая то основное, что намеревается сделать исследователь. Она подробно конкретизируется и развивается в задачах исследования. То есть целью дипломной работы является комплексный анализ сформулированной проблемы, лежащей в основе предмета исследования, что ориентирует само исследование на получение новых результатов, способствующих разрешению практических задач.
Например:
Целью работы по вышеприведенной теме ДР является разработка рекомендаций по снижению кредитного риска в банке путем применения кредитных лимитов и совершенствования системы оценки кредитоспособности заемщиков.
Для достижения поставленной цели следует сформулировать ряд задач. Это обычно делается в форме перечисления, используя ряд стандартных начальных слов: изучить…, уточнить…, описать…, рассмотреть…, установить…, выявить…, сформулировать…, построить…, разработать…, предложить… и т.д.
Перечень поставленных задач должен быть согласован со структурой дипломной работы и отражать ее содержание. Формулировку задач необходимо делать как можно более тщательно, поскольку описание их решения должно составить содержание глав работы. Это важно также и потому, что заголовки глав или параграфов проистекают именно из формулировок задач предпринимаемого исследования.
Например:
Исходя из вышеприведенной цели работы, основными задачами для ее достижения являются:
-
изучить понятие банковских рисков и причины их возникновения; -
рассмотреть кредитные риски и факторы их обусловливающие; -
определить способы снижения кредитных рисков банка; -
изучить понятие «качество» кредитного портфеля банка, показатели, его характеризующие; -
провести анализ и оценку качества кредитного портфеля ПАО «Росбанк»; -
провести анализ уровня кредитных рисков банка ПАО «Росбанк»; -
разработать рекомендации по снижению кредитных рисков банка ПАО «Росбанк».
Первая глава, как правило, носит теоретический, методологический характер. Здесь дается краткая история изучаемого вопроса, показывается степень его изученности на основе обзора соответствующей отечественной и зарубежной литературы, раскрываются основные положения нормативно-правового регулирования изучаемого предмета, явления или процесса.
В первой главе должны быть раскрыты:
-
понятия, экономическое содержание изучаемых категорий, явлений или процессов, на основе анализа подходов различных авторов, представленных в учебной и научной литературе, уточнены определения, формулировки рассматриваемых категорий, экономическое содержание явлений или процессов; -
структура, состав и факторы, оказывающие влияние на изучаемые предмет,
явление, процесс;
-
содержание основных нормативно-правовых документов, типовые методики Банка России, внутрибанковские регламенты и методики, обеспечивающие проведение анализа и оценки исследуемого явления или процесса, по результатам которых принимается решение об их использовании в практической части ДР; -
тенденции развития тех или иных процессов, обобщающий анализ по различным взглядам на тот или иной вопрос, способствующий раскрытию заявленной темы ДР. Целесообразно, на основании обобщения приводимых данных, изложить свою точку зрения.
Материал главы целесообразно сопровождать различными схемами, поясняя логику и актуальность процессов, факторов и т.д.
По объему первая глава, как правило, не должна превышать 30% всей работы.
Например, по вышеприведенной теме ДР:
Глава 1
посвящается рассмотрению теоретических основ управления кредитными рисками банка.
В разделе 1.1 необходимо раскрыть понятие «риск», охарактеризовать банковские риски, перечислить основные виды рисков, с которыми сталкивается банк в процессе своей деятельности. При этом желательно рассмотреть в работе существующие в экономической литературе классификации рисков банка со ссылками на использованные публикации или электронные ресурсы. Указать основные причины возникновения банковских рисков, основываясь на теоретических основах деятельности банка как финансового посредника.
В разделе 1.2 необходимо показать значимость кредитного риска и его влияние на финансовую устойчивость банка, раскрыть сущность кредитных рисков, охарактеризовать их виды. Необходимо также раскрыть источники возникновения кредитных рисков банка.
В разделе 1.3 следует раскрыть способы снижения кредитных рисков банка, для этого необходимо проанализировать процессы управления кредитными рисками: способы их выявления, идентификации и оценки. Особое внимание в данном разделе следует уделить способам оценки кредитоспособности заемщиков банка.
Содержание второй и последующих глав (при необходимости) носит практический характер.
Это самостоятельный экономический, правовой, финансовый, управленческий, проектный и статистический анализ собранного материала.
Помимо анализа и оценки собранного материала, в этой главе должна осуществляться разработка и обоснование мероприятий, проистекающих из характера анализируемых процессов и необходимости управления ими. Также в этих главах целесообразно привести решение задач прикладного характера, вытекающих из цели проводимого исследования.
В тексте ДР необязательно приводить формулы и описывать методы, содержащиеся в специальной литературе, но ссылки на материалы, использованные в процессе изучения этой литературы должны присутствовать в тексте обязательно. Все расчеты, выполненные с применением вычислительной техники, рекомендуется вынести в «Приложение».
Объем этой части ДР составляет 50-60% общего объема работы.
Например, по вышеприведенной теме ДР:
Глава 2 должна быть посвящена рассмотрению важнейшего показателя эффективности управления банком кредитными рисками – качеству кредитного портфеля.
В разделе 2.1 необходимо раскрыть понятие «качество» кредитного портфеля, дать характеристику показателей, его характеризующих. Особое внимание при этом следует уделить Указанию Банка России №4336-У, в котором дана методика оценки качества активов банка, которое определяется по результатам оценок показателей качества ссуд, риска потерь, доли просроченных ссуд, размера резервов на потери по ссудам и иным активам, концентрации крупных кредитных рисков, концентрации кредитных рисков на акционеров (участников) и концентрации кредитных рисков на инсайдеров.
В разделе 2.2 необходимо дать общую характеристику ПАО «Росбанк», раскрыть систему управления рисками, принятую в данном банке. Основная задача данного раздела – анализ состава и структуры его кредитного портфеля и оценка его качества (уровень доходности и рискованности). Результатом проведенного анализа должны быть рекомендации по повышению качества кредитного портфеля банка и снижению кредитных рисков – если их уровень достаточно высок.
В разделе 2.3 необходимо провести анализ уровня кредитных рисков банка (нормативы: максимального размера риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков (Н6); максимального размера крупных кредитных рисков (Н7), используя для анализа Инструкцию 199-И Банка России, которая содержит числовые значения и методику расчета обязательных нормативов банков, регулируя их кредитные риски. Данный раздел должен содержать рекомендации по улучшению качества кредитного портфеля и снижению кредитных рисков.
Заключение должно содержать общие выводы, обобщенное изложение основных проблем, авторскую оценку работы с точки зрения результативности решения задач, поставленных в дипломной работе, данные о практической эффективности от внедрения рекомендаций или научной ценности решаемых проблем. Дополнительно могут быть указаны перспективы дальнейшей разработки изученной темы.
Примерный объем заключения 5-10% от общего объема работы.
После «Заключения» приводится «Список использованной литературы».
Список использованной литературы в тексте ДР Список использованных источников должен быть выполнен в соответствии с ГОСТ Р7.0.100-2018 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления».
Приложения помещают после списка использованной литературы в порядке их упоминания в тексте. Они содержат дополнительные материалы, подтверждающие основные положения работы, отсутствие которых в основном тексте не нарушает логическую целостность дипломной работы. Кроме того, приложения содержат вспомогательный материал, который с целью сокращения объема ДР не вошел в основную часть работы. В тексте работы необходимо делать соответствующие ссылки на приложения, а сами приложения располагаются в порядке появления ссылок на них.
В приложения могут входить статистические таблицы, схемы, диаграммы, графики, рисунки и т.д., которые могут служить наглядным материалом при защите дипломной работы. Кроме того, в приложениях может приводиться базовая (например, формы финансовой отчетности организации) и информационно-вспомогательная информация (например, различного рода инструкции, положения и пр.), использованная при написании дипломной работы. Каждое приложение следует начинать с нового листа, в правом верхнем углу которого пишется слово «Приложение» и номер, обозначенный арабской цифрой (без знака №). Количество приложений не ограничено.
-
ОФОРМЛЕНИЕ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ
ДР должна быть представлена на белой бумаге формата А4. Допускается представлять таблицы и иллюстрации на листах бумаги формата не более А3. Текст следует печатать через 1,5 интервала (Times New Roman, размер шрифта – 14, полужирное начертание, подчеркивания и курсив не применяются), соблюдая следующие размеры полей: левое поле - 30 мм; правое - 15 мм; верхнее и нижнее 20 мм. Не должно быть дополнительного интервала между абзацами. Текст выравнивается по ширине страницы, отступ первой строки – 1,25 см.
Все страницы работы обязательно должны быть пронумерованы. Нумерация страниц начинается с ВВЕДЕНИЯ с порядковым номером, учитывая титульный лист, задание, содержание, заканчивается «Последний лист ДР», который располагается после списка использованных источников. Номера страниц проставляются внизу страницы в центре.
Бланк титульного листа ДР оформляется самостоятельно по прилагаемому образцу (Приложение 3). За титульным листом располагают задание на ДР, СОДЕРЖАНИЕ, с выделением глав и параграфов (разделов и подразделов).