Файл: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Красноармейск Городской округ Пушкинский Московской области Средняя общеобразовательная школа 4.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 40
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Красноармейск Городской округ Пушкинский Московской области
«Средняя общеобразовательная школа № 4»
141290, Московская область, г. Красноармейск, ул. Новая Жизнь, д.1 а.
Тел. 8 (496) 538 22 33. E-mail: krarmbousosh4@mosreg.ru.
ПРИНЯТО на педагогическом совете МБОУ г. Красноармейск г.о. Пушкинский «СОШ N 4» Протокол №1 от 22.08.2022 | | УТВЕРЖДЕНА приказом директора МБОУ г. Красноармейск г.о. Пушкинский «СОШ N 4» Приказ №184 от 22.08.2022 |
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
«Русский язык как иностранный»
Направленность— социально-гуманитарная
Уровень — стартовый
Возраст обучающихся — 10 – 17 лет
Срок обучения — 1 год
Срок реализации программы — 2022 — 2023 год
Автор-составитель:
Рожкова Галина Михайловна, педагог дополнительного образования
г. Красноармейск, 2022 г
Пояснительная записка
Направленность дополнительной общеразвивающей программы «Русский язык как иностранный» социально- гуманитарная, она призвана обеспечить усвоение базовых основ русского языка, а также ознакомление с культурой, традициями и обычаями России.
В программе используется системный, комплексный, личностный и деятельный подход к развитию детей. При системном подходе рассматриваются пути освоения ребёнком языка в единстве сознания и деятельности.
Уровень освоения – общекультурный.
При разработке дополнительной общеразвивающей программы использовались следующие нормативные документы:
| Нормативные акты |
Основные характеристики программ | Федеральный закон №273-ФЗ (ст.2, ст.12, ст. 75) |
Порядок проектирования | Федеральный закон № 273-ФЗ (ст. 12, ст. 47, ст. 75) |
Условия реализации | Федеральный закон №273-ФЗ (гл. 2, ст. 13, п.1,2,3,9; гл.2, ст.13, п.3; ст. 14, п.1, 5, 6; ст.15,16; гл.4, ст.33, п.1; ст.34, п.1; гл.10, ст.75, п.3) СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей" (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41) |
Содержание программ | Федеральный закон №273-ФЗ (гл.1ст.2,п.9, 22, 25; гл.2, ст.12,п.5; гл.10, ст.75, п. 1 , п. 4), Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. № 1008 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» Концепция развития дополнительного образования детей //Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р |
Организация образовательного процесса | Федеральный закон №273-ФЗ (гл.2,ст.15, ст16, ст.17, п. 2,п.4,п.5; гл.10, ст.75, п. 2 , п.3) Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. № 1008 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей" (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41) |
В настоящее время одной из особенностей контингента учащихся школ является значительное число детей с билингвизмом (двуязычием), которые испытывают трудности на начальном этапе обучения.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Русский язык как иностранный» имеет целью оказание помощи обучающимся с билингвизмом и профилактику обусловленных этим трудностей в обучении.
Общей целью обучения по данной дополнительной программе является не получение суммы знаний по грамматике, а практическое владение русской устной речью. Культурно- языковая адаптация детей предполагает решение таких задач, как физическая и эмоциональная адаптации к новым условиям жизни, обеспечение необходимого уровня владения русским языком для активной бытовой и успешной учебной деятельности.
Актуальность данной программы обусловлена тем, что в школы Российской Федерации поступает большое количество детей из семей переселенцев ближнего и дальнего зарубежья.
Для данных детей русский язык не является родным и, если они не обучались по российским образовательным программам и учебникам, представляет огромную трудность. Как правило, такие дети не только слабо владеют русским языком, но и плохо понимают или почти не понимают русскую речь. К сожалению, проблема плохого знания русского языка не единственная. Не менее сложно протекает социальная и психологическая адаптация обучающихся к новой культуре, традициям и обычаям, ценностным ориентирам, новым
отношениям в коллективе.
Как организовать учебный процесс? Как помочь этим детям быстрее пройти этапы адаптации и интеграции? Мы считаем, что целесообразно, решать данную проблему через занятия во внеурочной деятельности.
Отличительные особенности программы не в получении суммы знаний по грамматике, а практическое владение русской устной речью. Культурно-языковая адаптация детей предполагает решение таких задач, как физическая и эмоциональная адаптации к новым условиям жизни, обеспечение необходимого уровня владения русским языком для активной бытовой и успешной учебной деятельности, подготовка к систематическим занятиям по программе начальной российской школы.
Адресат программы.
Данная программа рассчитана на детей в возрасте 10-17 лет. Предполагаемая наполняемость групп 15 человек.
Объем и срок реализации программы.
Продолжительность реализации программы – год. Занятия проводятся 1 раз в неделю, 34 часа в год. Продолжительность занятия: 40 минут.
Цель программы: оказание помощи обучающимся с билингвизмом и профилактику обусловленных этим трудностей в обучении, формирование элементарной коммуникативной компетенции младшего школьника на доступном для него уровне в основных видах речевой деятельности (говорение, письмо, чтение), расширение словарного запаса с учётом возможностей и потребностей школьников.
Задачи программы:
Обучающие:
-
обогащение и уточнение словарного запаса учащихся; -
формирование навыков словообразования и словоизменения; -
обучение правильному грамматическому оформлению предложений; -
формирование связной речи;
Развивающие:
-
развитие фонематического восприятия; -
формирование навыков общения на русском языке; -
развитие внимания к языковым явлениям, памяти, мышления;
Воспитательные:
-
воспитать гармонически развитую и образованную личность;
-дать представление о культуре, истории и традициях стран изучаемого языка, о роли родного языка и культуры в сравнении с культурой других народов;
-привить доброжелательное отношение к окружающим, способствовать воспитанию хороших манер и вежливого поведения;
-
воспитание толерантности и взаимоуважения в условиях межнационального общения.
Формы организации деятельности детей на занятии
фронтальная:работа педагога со всеми учащимися одновременно (беседа, показ, объяснение и т.п.);
групповая:организация работы (совместные действия, общение, взаимопомощь) в малых группах, в т.ч. в парах, для выполнения определенных задач; задание выполняется таким образом, чтобы был виден вклад каждого учащегося (группы могут выполнять одинаковые или разные задания, состав группы может меняться в зависимости от цели деятельности);
индивидуальная: организуется для работы детьми, для коррекции пробелов в знаниях и отработки отдельных навыков.
Формы проведения занятий.
Основной формой организации работы в рамках данной программы является занятие, на котором предполагается использование игровых методик, групповых форм работы, взаимообучения. Для формирования навыков письменной речи наряду с объяснительными диктантами запланировано проведение различных видов работ: орфографических минуток, словарных, зрительных и предупредительных диктантов, письмо по памяти. Программой предусмотрены и виды работ по развитию связной речи и навыков говорения. Разнообразие видов работ способствует мотивации к обучению, предотвращает утомление, способствует развитию орфографической зоркости.
В ходе реализации программы осуществляются межпредметные связи. Используются различные формы обучения: игровые, коллективные способы обучения, фронтальный и всесторонний опрос знаний, умений ребят. Применяются различные средства