— обеспечение социальной защиты в области занятости населения, проведение социальных мероприятий, способствующих обеспечению занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы (инвалиды и другие); — активные меры нацелены на снижение уровня безработицы и повышение конкурентоспособности человека в борьбе за рабочее место путем проведения мероприятий, связанных с предотвращением (предупреждением, профилактикой) увольнений работников, и сохранения рабочих мест. Это обучение, переподготовка и повышение квалификации лиц, ищущих работу; активный поиск и подбор рабочих мест; субсидирование создания новых рабочих мест (как на существующих предприятиях, так и путем развития самозанятости); организация новых рабочих мест через систему общественных работ и др.; — пассивные меры направлены на сглаживание негативных последствий безработицы, предполагающие ответственность государства за положение субъектов на рынке труда и включающие регистрацию ищущих работу, страхование от безработицы, не денежные формы поддержки безработных и др.
В 1991 г. в России была сформирована государственная служба занятости. В настоящее время в стране действуют Федеральная служба занятости (ФСЗ), 89 региональных организаций ФСЗ в областях, краях, республиках, 2390 городских и районных центров (бюро) занятости, 54 их филиала, 52 учебно-методических центра, 7 центров профориентации. В них работают почти 36 тысяч человек. В службах занятости, на базе учебных центров, проходят обучение безработные. Учебные центры бывают многофункциональными, многоуровневыми, общеобразовательными и предоставляющими дополнительное образование. Источники финансирования учебных центров — средства, привлекаемые из республиканских и местных бюджетов, а также из государственного фонда занятости. Федеральная государственная служба занятости (ФГСЗ) — это структура специальных государственных органов. Задачи службы: обеспечение координации, решение вопросов занятости населения, регулирование спроса и предложения на рабочую силу, содействие неработающим гражданам в трудоустройстве, организации их профессиональной подготовки, оказании социальной поддержки безработным. Работу ФГСЗ возглавляет и организует федеральный орган исполнительной власти — Федеральное агентство по трудоустройству и занятости, которое для осуществления своих полномочий создает территориальные органы. Органы службы занятости совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления разрабатывают и реализуют государственную политику в области содействия полной, продуктивной и свободно избранной занятости населения, которая включает: — разработку мер финансово-кредитной, инвестиционной и налоговой политики, направленных на рациональное размещение производительных сил, повышение мобильности трудовых ресурсов, развитие временной и самостоятельной занятости, поощрение применения гибких режимов труда и других мер, способствующих сохранению и развитию рабочих мест; — правовое регулирование в области занятости на основе соблюдения законных прав, интересов граждан и соответствующих государственных гарантий, направленное на дальнейшее совершенствование законодательства о занятости населения;
Для финансирования мероприятий, связанных с разработкой и реализацией государственной политики занятости, ранее действовал Государственный фонд занятости населения (ГФЗ). Порядок формирования и расходования средств ГФЗ был определен законом «О занятости населения в Российской Федерации». ГФЗ в настоящее время не существует, его функции переданы Федеральной службе по труду и занятости. Финансирование реализуется из федерального бюджета. Сейчас и в ближайшие годы будет снижаться доля людей возраста 20-24 на рынке труда. Уже сейчас доля молодежи 14-24 резко снизилась. В настоящее время молодежи всего 7 млн человек, при норме для нашей страны — 12 млн (показатели РСФР). Причина — демографическая яма 90-х годов. Конкуренция за молодежь будет сильно нарастать. Работодателям стоит пересмотреть желание нанимать молодых людей. Последние 5 лет есть признаки возникновения новой демографической ямы — детей 0-4 года мало. А в 2022 году формируется новый шок в демографии из-за всех событий этого и предыдущих годов. Часть уехавших не вернется, часть молодых мужчин погибло и гибнет, семьи не хотят заводить детей из-за неуверенности в будущем. Есть ожидание, что у молодежи будет психическая травма подобная травме от развала Союза из-за шквала негативной информации угрозам безопасности после почти 20 лет спокойной жизни. Для российского рынка труда существует позитивный фактор в виде новоприобретенных территорий, населенных образованным трудоспособным населением. С территории Украины и бывшей Украины наблюдается приток людей, многие из которых остаются в других регионах России навсегда. Пока трудно оценить долгосрочные результаты включения новых регионов и людей, получивших российское гражданство в последние месяцы. В первую очередь, стали массово требоваться специалисты, которые перешли на удаленный график работы. Для работодателя это очень выгодно, поскольку на работу можно нанять человека с высокой квалификацией из другого города и даже региона. При этом нет необходимости платить за аренду помещения, искать оборудование, офис.
Рынок сельского хозяйства и производства продукции стал постепенно выходить из кризиса, требовались работники для участия в программах по импорту и экспорту. Руководители предприятий, в связи с этим проводили модернизацию производства, где постоянно не хватает водителей тракторов и грузового транспорта, инструментальщиков, станочников, в том числе и тех, что могут работать на станках с ЧПУ. Структура рынка труда и трудовых ресурсов в нынешнем году демонстрирует процессы, которые будут характерны для российской занятости населения в последующие несколько лет. Тотальная роботизация, переход к информтехнологиям, изменение экономической конъюнктуры рынка говорят о том, что работодателям нужны не просто работники, умеющие делать все. На работу будут нанимать людей, которые способны креативно мыслить, быть компетентными в нескольких сферах одновременно, владеть иностранными языками, быть готовыми к обучению и погружению в более узкие сферы производства. В 2022 году на одни из первых строк по востребованности выходят специалисты в сфере ИТ. Айтишники, маркетологи, инженеры, менеджеры вынуждены конкурировать с людьми, которые разбираются в нескольких сферах одновременно. В основном это фрилансеры или специалисты, сумевшие освоить смежную профессию, углубить практические и теоретические навыки. Офисные работники постепенно вытесняются фрилансерами, которые не хотят целый день сидеть в душном офисе, а предпочитают работать удаленно. В связи с этим аналитики рекрутеры отмечают, что в 2022рынок труда стабилизировался, на 4–6 % увеличилась средняя заработная плата. В профессионалах ценятся стрессоустойчивость, коммуникативные способности, эмпатия, нестандартное мышление, широкий спектр практических навыков. Во многих регионах, как и прежде, наблюдается нехватка рабочих кадров. Это связано с тем, что профессии каменщика или сварщика не пользуются популярностью среди выпускников школ.
Наиболее востребованными в 2022 году останутся разработчики, DevOps-инженеры, тестировщики программного обеспечения: около 213 200 вакансий разработчиков и 12 500 предложений для DevOps-инженеров размещены на платформах поиска работы, при этом зарплаты сотрудников отрасли IT за последние два года выросли в среднем на 38,5%. В 2022 году спрос на IT-специалистов только вырастет — в том числе из-за начавшейся в пандемию ускоренной цифровизации торговли, образования и сервисов услуг. Дефицит кадров ощущается и среди медицинского персонала — число вакансий для врачей выросло на 52%, для среднего и младшего медперсонала — на 132%. Даже если рост заболеваемости коронавирусом замедлился, спрос на сотрудников здравоохранения сохранится на высоком уровне. В завершении я делаю вывод, что Квалифицированные специалисты, искренне увлеченные делом найдут работу всегда и в любой сфере т.к рынок труда в России достаточно быстро и гибко реагирует на все изменения. Работодатели и кадровые службы научились эффективно выстраивать отношения с государством и с собственными сотрудниками, стали больше уделять внимания поддержке людей.