Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 257
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Задачи ДР:
1) исследовать исторические аспекты формирования системы социальной защиты детей, оставшихся без попечения родителей;
2) проанализировать социально-правовой статус детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в системе социальной защиты населения;
3) выделить виды социальных пособий и компенсаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
4) охарактеризовать социальные гарантии в сфере образования, медицины и трудоустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- исследовать особенности и выявить проблемы имущественного и жилищного обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Объектом ДР являются общественные отношения, возникающие в сфере социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Предмет ДР - положения Конституции РФ, федеральных законов, подзаконных нормативных актов, иных источников права социального обеспечения, а также судебной практики по вопросам защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В качестве методов исследования были выбраны исторический, формально-юридический, системно-структурный, логический анализ, исследование документов, каждый из которых выполняет определенную функцию, помогая достичь цели исследования.
Эмпирической основой исследования выступили статистические данные, судебные решения и акты судебных органов РФ.
Структура работы образована настоящим введением, двумя главами, заключением, списком использованных источников.
Глава 1. Теоретико-правовые основы социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
1.1. Исторические аспекты формирования системы социальной защиты детей, оставшихся без попечения родителей
Сиротство как социальное явление известно человечеству с древнейших времен. Формирование основ цивилизации и появление первых организованных сообществ сопровождалось войнами, локальными конфликтами, в которых массово гибли люди, оставляя своих детей сиротами. Умирали жители поселений и от других внешних факторов: голода, болезней, природных катастроф, пожаров. Выжившие несовершеннолетние члены семьи обрекались на сиротство, что усугубляло их и без того нелегкое социальное положение.
По мнению отечественных исследователей, на раннем этапе развития общества дети практически не являлись субъектами правоотношений, не имели каких-либо гражданских и социальных прав, считались собственностью родителей.2 При этом древнее законодательство не содержало норм, позволяющих обеспечить ребенку социальную защиту со стороны государства, в силу практически полного отсутствия социальной политики как отдельного направления государственной деятельности.
В качестве отдельного исключения можно привести в пример обряд, именуемый «сынотворенье». Таким способом осиротевший ребенок передавался на усыновление в другую семью.3 Порядок и условия усыновления регулировались церковным правом (религиозными обрядами), однако на этом роль государства в предоставлении социальной защиты ребенку исчерпывалась. Семья, принявшая ребенка на воспитание, не могла рассчитывать на какую-либо помощь или поддержку со стороны правителей. Тем не менее, нельзя не признать, что осиротевший ребенок практически всегда находил себе новую семью. Способствовали этому процессу как поддерживаемые в обществе исторические традиции, так и контроль со стороны церкви, имевшей в древние времена крайне высокую власть и авторитет.
Между тем, проблема сиротства продолжала оставаться актуальной. Поэтому еще в 996 году, сразу после крещения Руси, российский правитель князь Владимир поручил духовенству организовать институт «общественного призрения», в задачи которого входили устройство осиротевших несовершеннолетних детей в семьи, а при отсутствии такой возможности - в учреждения, создаваемые церковью.4
Тем самым государство впервые на официальном уровне
сформировало институт социальной защиты детей, оставшихся без попечения родителей, посредством создания гарантий их устройства в приемную семью, либо передачи под опеку религиозных учреждений.
В первом случае забота о детях-сиротах перекладывалась на приемных родителей, во втором - дети-сироты получали минимально необходимую социальную поддержку со стороны государства в лице церкви. Дети-сироты обеспечивались жильем, питанием, одеждой, получали начальный уровень церковного образования. Впоследствии почти все сироты оставались служить при церкви, выполняя работы по хозяйству, собирая подаяние, становясь монахами.
Содержание сирот требовало средств, поэтому при церкви имелись так называемые «всемирные коробки» - ящики для сбора денег, которые пополнялись прихожанами добровольно. На эти денежные средства впоследствии строились дома для проживания подросших сирот и других социально незащищенных лиц, оставшихся без попечения близких и родных людей. В этом аспекте также имеется определенное проявление государственной заботы о детях-сиротах.
Развитию социальной политики государства способствовала его централизация, усиление власти в руках царя, формирование первых государственных органов, выполнявших различные социальные функции. Так, в период правления царя Алексея Михайловича были созданы приказы, в задачи которых входила реализация социальной политики государства в отношении сирот, бедняков, престарелых. Продолжалось строительство социальных учреждений, упорядочивалась система нормативной регламентации порядка и условий оказания социальной помощи нуждающимся лицам.
По свидетельству историков, в 1650 г. были уточнены и перепечатаны тексты церковных книг, где устанавливались правила приема детей-сирот, их призрения либо передачи в семью. Положения об оказании социальной поддержки доводились до религиозных учреждений по всей стране. В 1682 г. был подготовлен проект указа, согласно которому дети, оставшиеся без попечения родителей и помещаемые в социальные дома, должны были обучаться грамоте и другим наукам, «потребным государству».
По мнению А.М. Нечаевой, именно к концу XVII века окончательно формируется концепция социальной заботы государства о детях, оставшихся без попечения родителей. Государство продолжало всемерно поощрять благотворительность и различные формы устройства сирот в семьи, однако теперь проблемы призрения соотносились и с государственной заботой о пользе населения.
5
В период правления Петра I система государственных социальных учреждений для детей-сирот еще более расширилась, как и круг задач, поставленных перед государством по отношению к сиротам. Так, известно, что в 1706 году в Холмово-Успенском монастыре был построен «дом для зазорных младенцев». В это учреждение женщины могли приносить незаконнорожденных или внебрачных детей, оставляя их для дальнейшего содержания. Впоследствии в Новгороде было основано еще около десяти таких учреждений, в каждом из которых воспитывалось до 300 сирот.
В этих приютах ребенок находился до совершеннолетия, после чего, имея достаточно неплохой уровень церковного образования, мог стать духовным лицом или перейти на государственную службу. Однако существовала проблема передачи детей-сирот в услужение в семьи, без оформления опекунства или усыновления. Ребенок в возрасте 7-8 лет уже становился работником, выполняя тяжелую работу по хозяйству наравне со взрослыми. Контроль за физическим и психическим состоянием сироты, условиями его содержания церковью не осуществлялся.6
Фактически, после передачи ребенка в кабалу, социальная поддержка от государства в отношении сироты полностью прекращалась, и такое состояние продолжалось довольно долго. Церкви было выгодно отдавать детей в другие семьи, поскольку отпадала необходимость воспитания, обучения сирот, их содержания. Частные лица также охотно пользовались возможностями псевдоопеки, держа сирот на положении рабов.
Существенно изменилось социальное положение сирот в царствование Екатерины II. Если ранее судьба сироты была достаточно неопределенной, и ребенок, оставшийся без попечения родителей, мог находиться в социальном учреждении; под опекой; быть усыновленным; попасть в кабалу в чужую семью, то с приходом к власти императрицы ситуация в этой сфере была приведена к единому знаменателю.
В первую очередь, согласно указанию Екатерины II, все незаконнорожденные дети, поступившие в социальные учреждения, закреплялись за специальным государственным ведомством - «Ведомством приказов общественных учреждений». Ведомство распределяло несовершеннолетних сирот по социальным учреждениям, где они и находились до своего совершеннолетия, обучаясь профессиям и наукам.
Далее, впервые в истории России на должностных лиц была возложена обязанность выявлять и брать на учет осиротевших детей, уведомляя городовой сиротский суд о вдовах и осиротевших малолетних детях «всякого звания городовых жителей». То есть к социальным функциям государства добавляется функция по контролю за состоянием сиротства в городах.
Активно проводила Екатерина II и политику усыновления. Считалось, что наилучший способ устройства ребенка, оставшегося без родителей, - передача его в семью. При этом усилился контроль за социальным положением семей, берущих детей на воспитание, а также за условиями содержания ребенка. Приемной семье необходимо было обладать такими качествами, как «добродетель и добронравие». Также на усыновителей накладывалось обязательство содержать и воспитывать приемного ребенка, обучать его наукам, промыслу или ремеслу, и в любое время «предоставить приказу» для контроля.
Интересно отметить, что ребенок передавался в семью за плату. Деньги передавались на благотворительность и социальные нужды.
Продолжалось строительство социальных учреждений для брошенных и подкинутых детей. 1 сентября 1763 г. был издан манифест «Об учреждении в Москве воспитательного дома с особым гошпиталем для неимущих родильниц». Воспитательный дом выполнял две основные функции:
1) являлся местом, где роженице, не имевшей средств, могли оказать медицинскую помощь при рождении ребенка;
2) принимал брошенных и подкинутых детей, что гарантировало их выживание и дальнейшее устройство в семью или социальное учреждение.7
Как отмечают исследователи, на постройку Воспитательного дома сама Екатерина II в разное время пожертвовала 1 млн. рублей. Другими источниками сбора средств стали штрафы, добровольные пожертвования, доходы от ломбардов. Вскоре аналогичные учреждения были открыты в Санкт-Петербурге, Воронеже, Новгороде, Оренбурге и других городах. Финансирование социальных учреждений для детей-сирот осуществлялось за счет казны. Большие поступления шли и от добровольных пожертвований.8
Достаточно острыми оставались проблемы необходимого социального обеспечения детей-сирот. Несмотря на государственное и частное финансирование, бытовые и медицинские условия содержания в приютах оставляли желать лучшего. Смертность среди воспитанников приюта была чрезвычайно высока, как и различные болезни. Так, за четыре года существования Московского Воспитательного дома из принятых 3147 детей умерло больше 82 %.