Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 256
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Реализация данных предложений позволит повысить социальный статус детей-сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей.
2. Государство создает привилегированные условия для получения детьми-сиротами высокого уровня образования с последующим трудоустройством. Здоровье детей-сирот также является предметом особого внимания и контроля со стороны государства. В этих сферах РФ берет на себя обязательство обеспечить ребенку-сироте всю необходимую помощь и поддержку, в целях его социальной адаптации, полноценной интеграции в общество, с последующим обретением статуса успешного в жизни и трудовой деятельности человека с высоким уровнем здоровья.
3. Гарантии в сфере жилищного обеспечения являются наиболее значимыми для детей-сирот. Выступая неотъемлемым элементом достойного уровня жизни, собственное жилье обеспечивает важнейшие бытовые и социальные потребности человека. Граждане, не имеющие собственного жилья, как правило, стремятся использовать все свои возможности и финансовые средства для его приобретения, однако возможности детей-сирот в этом плане ограничены по объективным причинам, в первую очередь - вследствие отсутствия родительской поддержки и заботы.
В этой связи право на жилищное обеспечение детей-сирот должно находить безусловную реализацию на практике. Вместе с тем, как показал проведенный анализ, в данной сфере остаются нерешенными ряд проблем. Несовершенство законодательства и формальный подход органов местного самоуправления, судебных органов способствуют нарушениям жилищных и имущественных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Особую тревогу вызывает тот факт, что нередко гражданское дело проходит все возможные судебные инстанции, и только Верховный Суд разрешает его надлежащим образом.
4. Представляется, что в целях максимального обеспечения жилищных и имущественных прав детей-сирот необходимо на законодательном уровне закрепить такие положения, подкрепленные судебной практикой, как:
1) запрет для органов местного самоуправления отказывать в предоставлении жилого помещения детям-сиротам по причине отсутствия финансирования;
2) установление конкретного срока (периода), в течение которого детям-сиротам предоставляются жилые помещения. Как представляется, такая обязанность должна возникать при достижении ребенком возраста 18 лет, но не позднее одного месяца с момента достижения указанного возраста;
- определение минимальной площади жилого помещения, предоставляемого ребенку-сироте, на уровне федерального закона.
Заключение
В заключение представляется возможным сформулировать следующие выводы.
Проведенный анализ института социальной поддержки и защиты детей-сирот и детей, лишившихся попечения родителей, показал, что социальная политика государства в данной сфере последовательно усиливалась. При этом во все исторические периоды дети-сироты передавались в социальные учреждения, функции которых выполняли церкви, монастыри, приюты, воспитательные дома и иные видов учреждений для детей-сирот.
Позднее стало практиковаться оказание финансовой помощи матерям, решившим отказаться от ребенка, в целях сохранения семейных связей и необходимых условий воспитания. Женщинам выплачивались пособия до достижения ребенком возраста одного или двух лет, что позволяло пережить самые трудные периоды жизни.
В советский период социальная поддержка сирот расширилась за счет социальной помощи, которая предоставлялась уже непосредственно ребенку. Исторический опыт стал основой формирования современной социальной политики Российского государства.
На сегодняшний день дети, утратившие родительское попечение, подразделяются на две категории: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Социальные статусы таких несовершеннолетних фактически являются идентичными, несмотря на различные основания признания ребенка утратившим родительское попечение.
Социальная поддержка детей-сирот осуществляется по многим направлениям. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют безусловное право на пенсию по потере кормильца; на стипендию при обучении в образовательных организациях высшего и среднего профессионального образования за счет федерального, регионального или местного бюджета; на компенсацию за приобретение литературы и письменных принадлежностей; на иные выплаты, устанавливаемые региональными законами.
Наибольший объем социальной поддержки детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, оказывается в сфере образования, медицинской помощи, трудоустройства, жилищного обеспечения. В этих сферах РФ берет на себя обязательство обеспечить ребенку-сироте всю необходимую помощь и поддержку, в целях его социальной адаптации, полноценной интеграции в общество, с последующим обретением статуса успешного в жизни и трудовой деятельности человека с высоким уровнем здоровья.
Гарантии в сфере жилищного обеспечения следует признать наиболее значимыми для детей-сирот. Выступая неотъемлемым элементом достойного уровня жизни, собственное жилье обеспечивает важнейшие бытовые и социальные потребности человека. Граждане, не имеющие собственного жилья, как правило, стремятся использовать все свои возможности и финансовые средства для его приобретения, однако возможности детей-сирот в этом плане ограничены по объективным причинам, в первую очередь - вследствие отсутствия родительской поддержки и заботы.
В этой связи право на жилищное обеспечение детей-сирот должно находить безусловную реализацию на практике. Вместе с тем, как показал проведенный анализ, в данной сфере остаются нерешенными ряд проблем. Несовершенство законодательства и формальный подход органов местного самоуправления, судебных органов способствуют нарушениям жилищных и имущественных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Особую тревогу вызывает тот факт, что нередко гражданское дело проходит все возможные судебные инстанции, и только ВС РФ разрешает его надлежащим образом.
В ходе исследования был выявлен ряд проблем, требующих своего разрешения.
Во-первых, указано, что подтвержденная смерть родителей влечет безусловное признание ребенка сиротой. Тогда как объявление гражданина умершим является основанием для признания ребенка лицом, оставшимся без попечения родителей. Считаем, что данные основания должны быть объединены, поскольку юридически объявление умершим влечет аналогичные правовые последствия, что и при зафиксированном факте смерти гражданина.
В целях более четкого регулирования статуса ребенка-сироты следует определение, содержащееся в п.1 ст.1 ФЗ о социальной поддержке сирот, изложить в следующем виде: «дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли либо объявлены судом умершими оба или единственный родитель».
Во-вторых, обращено внимание на наличие формального подхода в решениях судов о предоставлении статуса лица, оставшегося без попечения родителей. Недопустимо проявлять формализм в отношении граждан данной категории. Каждое дело подлежит индивидуальному рассмотрению и оценке. Таким решением нарушаются права несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, на жилищное обеспечение и другие социальные льготы.
В-третьих, указано на крайне низкий размер социальных стипендий. Вносим предложение об установлении социальной стипендии для детей-сирот не ниже половины прожиточного минимума в конкретном субъекте РФ.
Также полагаем, что в сумму компенсации за приобретение литературы и письменных принадлежностей должны включаться только письменные принадлежности, а учебной литературой дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей должны обеспечиваться бесплатно.
Реализация данных предложений позволит повысить социальный статус детей-сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей.
В-четвертых, в целях максимального обеспечения жилищных и имущественных прав детей-сирот необходимо на законодательном уровне закрепить такие положения, подкрепленные судебной практикой, как:
1) запрет для органов местного самоуправления отказывать в предоставлении жилого помещения детям-сиротам по причине отсутствия финансирования;
2) установление конкретного срока (периода), в течение которого детям-сиротам предоставляются жилые помещения. Как представляется, такая обязанность должна возникать при достижении ребенком возраста 18 лет, но не позднее одного месяца с момента достижения указанного возраста;
3) определение минимальной площади жилого помещения, предоставляемого ребенку-сироте, на уровне федерального закона.
В целом, текущая социально-экономическая ситуация требует принятия дальнейших мер, направленных на максимальное решение наболевших вопросов в сфере социальной поддержки детей-сирот, снижение уровня сиротства, повышение роли общества и государства в сфере заботы о детях, нуждающихся в усиленном внимании.