Файл: Реферат по дисциплине Правоведение фио студента Попова Анастасия Викторовна.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 28

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Более сложна оценка характера власти в буржуазном государстве. Формально все люди равны перед законом, обладают равными правами, что закрепляется юридически в декларациях и конституциях. Фактически же в раннебуржуазном обществе законы вопреки декларациям устанавливают имущественный, образовательный и иные цензы, ограничивающие избирательные права малоимущих слоев населения. Тем самым обеспечивается реальная принадлежность власти экономически господствующему классу - буржуазии.

В восточных государствах власть находилась в руках бюрократического чиновничьего аппарата (точнее, его верхушки). При этом она также в значительной степени выражала интересы не всего общества, а соответствующих социальных групп, стоящих у власти. Во многих случаях эти социальные группы фактически становятся классами, отличаются от других слоев общества и особым местом в системе распределения общественного продукта, присваивая значительную его часть, и особым отношением к средствам производства, становясь фактически их реальными собственниками, закабаляя и самих производителей, которые попадают в положение «коллективного рабства», хотя формально они свободны и являются собственниками земли. Подобное всевластие государственного (а иногда и партийно-государственного) аппарата может иметь место и в обществе с господствующей частной собственностью на основные средства производства. Государственный аппарат приобретает «чрезвычайную относительную самостоятельность», становится во многих случаях практически от общества независимым. Это может достигаться, например, за счет балансирования между антагонистическими классами, натравливания их друг на друга, как это имело место во Франции при бонапартистском режиме в 50-60-х гг. XIX в. Но тот же результат нередко получается посредством осуществления жестких мер подавления любого инакомыслия, любого противодействия действиям правящей верхушки. Такое положение было, например, в условиях фашистских режимов Германии и Италии, тоталитарных или авторитарных режимов стран Латинской Америки.

Значит, классовый подход дает возможность выявить существенные черты государства, обнаружить имеющиеся в нем социальные противоречия. Ведь во все исторические периоды имели место выступления эксплуатируемых классов и слоев общества против угнетателей, в руках которых находилась государственная власть: восстания рабов в Риме, крестьянские восстания и войны в Англии, Франции, Германии, Китае, забастовочное и революционное движение рабочих и т.п.


Тем не менее, установление классового (сословного) характера государственной власти не исчерпывает проблемы сущности государства, и использование только классового подхода существенно ограничивает возможности научного познания государства и политической власти.

Любое государство должно осуществлять (и всегда осуществляет) общесоциальные функции, действовать в интересах всего общества. И любое государство не только является орудием подавления, машиной господства какого-то класса или социальной группы, но и представляет все общество, является средством его объединения, способом его интеграции. Общесоциальная роль государства также является его сущностной чертой, которая неразрывно связана с классовой и составляет, таким образом, вторую сторону его единой сущности. В государстве всегда сочетаются узкоклассовые или групповые интересы господствующей верхушки и интересы всего общества.

3.Ситуационная задача


Назовите отличия в содержании понятий « правоспособность «, «дееспособность « и «деликтоспособность»
Правоспособность означает установленную законом способность ли­ца или организации быть носителем субъективных прав и юридических обязанностей.Она выступает в качестве первоначального условия, общей предпосылки к участию в правоотношениях.

Дееспособность — это признаваемая нормами права способность субъекта самостоятельно, своими осознанными действиями осуществлять принадлежащие ему юридические права и исполнять возложенные на него юридические обязанности. Подобно правоспособности, дееспособность имеет исторический ха­рактер. Она обусловливается (зависит) особенностями государственного строя и права, историческими, национальными и религиозными традициями, уровнем развития экономики и гражданского общества. Дееспособность для физического лица наступает с достижением определенного возраста. Дееспособность зависит от индивидуальных качеств человека, от его способности к обладанию собственной волей, позволяющей совершать разумные действия, понимать и осо­знавать их последствия и значение. Помимо этого дееспособность физического лица может зависеть от его законопослушности. Лицо, совершившее преступление и находящееся в местах лишения свободы, ог­раничивается в дееспособности и не может реализовывать ряд гражданских, политических и иных прав, составляющих объем его дееспособности.



Деликтоспособность - способность лица отвечать за свои поступки, прежде всего за совершенное правонарушение. Теоретически в составе правосубъектности правоспособность является определяющим моментом, а дееспособность и деликтоспособность вторичны: если лицо неправоспособно, то оно не может действовать с целью осуществления прав и ответственности за неисполнение обязанностей. Деликтоспособность является вторичным к дееспособности: если лицо недееспособно, то оно в силу закона не может отвечать за свои деяния (действие или бездействие).

Деликтоспособность:

1) в уголовном праве: за наиболее тяжкие преступления - с 14 лет; за остальные преступления - с 16 лет; за воинские - с 18 лет; за неправосудный приговор - с 25 лет;

2) в административном праве - с 16 лет;

3) в трудовом праве (дисциплинарная ответственность) - с 14 лет.

Общей правоспособностью обладают лица, достигшие 18-летнего возраста и не признанные судом недееспособными или невменяемыми.

Общая правосубъектность по общему правилу одинакова для всех.

Специальная правосубъектность необходима для некоторых правоотношений, субъекты которых должны иметь специальные или воинские звания, определенный возраст, соответствовать каким-то дополнительным требованиям.

Заключение



На основании вышеизложенного, можно сделать следующие выводы:

Государство - это особая организация публичной, политической власти господствующего класса (социальной группы, блока классовых сил, всего народа), располагающая специальным аппаратом управления и принуждения, которая, представляя общество, осуществляет руководство этим обществом и обеспечивает его интеграцию.

Сущность государства - то главное в этом явлении, что определяет его содержание, цели, функционирование, т.е. власть, ее принадлежность. Возникновение государства всегда связано с изменением характера публичной власти, с превращением ее в политическую власть, осуществляемую, в отличие от власти первобытного общества, в интересах прежде всего привилегированной части общества. Поэтому классовый подход дает богатые возможности для анализа характера такой власти, для определения сущности государства.

Государство возникает как закономерный, объективно обусловленный результат естественного развития первобытного общества. Это развитие включает в себя ряд направлений и прежде всего совершенствование экономики, связанное с ростом производительности труда и появлением избыточного продукта, укрупнение организационных структур общества, специализация управления, а также изменения в нормативном регулировании, отражающие объективные процессы. Эти направления развития общества взаимосвязаны и взаимообусловлены: экономическое развитие определяет возможность укрупнения общественных структур и специализации управления, а те, в свою очередь, способствуют дальнейшему росту производства.

Список использованных источников





  1. Алексеев С. С. Государство: основные понятия. Екатеринбург: Сократ, 2019. 175 с.

  2. Алексеев С.С. Общая теория права. М.: Юридическая литература, 2020. 382с.

  3. Бастиа Ф. Государство // Социальное обеспечение. 2020. N 14. - С. 1-8.

  4. Венгеров А. Б. Теория государства и права. Ч. 2. М., 2021. 391с.

  5. Комаров С.А. Общая теория государства и права. М.: Юрайт, 2021. 362с.

  6. Общая теория государства и права / Под ред. В.В. Лазарева. М.: Юристъ, 2021. 570с.

  7. Общая теория государства и права. Академический курс / Под ред. М.Н. Марченко. Т. 2. М.: Юристъ, 2022. 743с.

  8. Осипов Ю. М. Государство // Российская юстиция. 2020. N 1. С. 274-285.

  9. Основы государства и права / Под ред. О.Е. Кутафина М.: Юрист, 2020. 296с.