Файл: Якорное устройство судна.pptx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 59

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Презентация по дисциплине: «Теория и устройство судна» На тему: «Якорное устройство судна.»

Выполнил:

Студент группы С-36

Сербиненко А.Ю.

Проверил:

Преподаватель

Саламех А.Х.

Якорное устройство предназначено для удержания судна на месте во время стоянки вне береговых причалов, для снятия судна с мели, для быстрого гашения инерции движущегося судна, при маневрировании в стесненных условиях и т. п. Основными элементами устройства являются: якорь, якорная цепь, стопоры, якорные механизмы, контроллер, якорные клюзы, цепной ящик, устройство для крепления и отдачи коренного конца якорной цепи, цепные трубы, крышки якорных клюзов. Устройство располагают на палубе бака Основные элементы якорного устройства: якорь; якорная цепь; стопоры; якорные механизмы; командоконтроллер; якорные клюзы и крышки к ним; цепной ящик и трубы; устройства для крепления и отдачи концов. Каждый элемент имеет собственное устройство и назначение.
Удержание судна в нужном положении обеспечивается не только якорем, но и соединяющей с ним цепью. Вся ее длина формируется смычками по 25 метров. Смычки бывают якорными, промежуточными и коренными, последняя крепится к самому судну. Между собой они соединяются специальными звеньями. Для прохождения плашмя имеют нечетное количество звеньев.

Во избежание перекручивания смычка цепи с якорем оборудуется вертлюгом. Соединения участков цепи обязательно маркируют краской и проволочными шлагами. Они позволяют ориентироваться в длине выпущенной цепи.

Схема якорно-швартовного устройства не обходится без соответствующих механизмов. Для спуска и подъема якоря применяются лебедки. Такие механизмы могут работать на электрическом или электрогидравлическом приводе.

Устройство лебедки включает следующие элементы:

панель и плата управления;

мотор с редуктором, для простых моделей – ручной механический привод;

катушку с якорной цепью (канатом);

профили, помогающие править выборку;

крепления, роульсы и другие узлы.

По размещению вала различают два типа таких устройств – шпили и брашпили. В первом случае
намотка производится на вертикальный вал, такой вариант отличается компактностью. Во втором случае механизм размещается горизонтально.

Якорные механизмы — брашпили, шпили и якорно-швартовные лебедки — служат для отдачи и выбирания якорной цепи с якорем, а также для стопорения цепи при стоянке судна на якоре. Могут быть с электрическим и электро-гидравлическим приводом.

Приводной двигатель якорного механизма должен обеспечивать: выбирание одной якорной цепи вместе с якорем в течение не менее 30 мин со скоростью не менее 0,15 м/с, а при подходе якоря к клюзу -не более 0,17 м/с (рекомендуется не более 0,12 м/с); одновременную выборку двух якорей с глубины, равной половине расчетной.
Стопоры необходимы для крепления якорной цепи при стоянке судна на якоре и крепления якоря по-походному. Наиболее часто между якорем и якорным механизмом устанавливают стопоры винтовые или с закладным палом. При вращении рукоятки шпинделя винтового стопора колодки обжимаются и зажимают якорную цепь, одновременно прижимая ее к основанию стопора.Защитная дуга предохраняет резьбу шпинделя при быстром вытравливании якорной цепи. Наиболее распространенными типами якорей являются: Адмиралтейские – рассчитаны на хорошее удержание с зарыванием одной лапы в морской грунт, хранятся обычно на палубе, неудобны для использования на малых глубинах; Якорь Холла – падает плашмя, зарывается в грунт двумя лапами, однако под действием различных факторов на судно может переворачиваться, что требует вытравливания дополнительной цепи, часто используется на промысловых судах; Якорь Матросова – имеет сходства с предыдущим, но лучше сопротивляется опрокидыванию за счет более треугольной формы сечения. Выделяют и некоторые другие типы якорей. К примеру, «мертвые» применяются для удержания буйков, «кошки» с четырьмя лапами рассчитаны на удержание небольших плавсредств или подцепление предметов со дна.
Устройство для крепления и отдачи коренного конца якорной цепи работает при полностью вытравленной цепи и в случае необходимости экстренной отдачи якорной цепи с якорем за борт. Дистанционное управление с помощью валикового привода обеспечивает безопасность и быстроту отдачи.

Якоря и якорные цепи испытывают на заводе-изготовителе, что подтверждается соответствующим сертификатом. После сборки якорного устройства на судне проверяют взаимодействие всех частей устройства, а также работу якорного механизма с вытравливанием якорной цепи за борт и с последующим втягиванием якоря в якорный клюз. Здесь же контролируют работу стопоров. На ходовых испытаниях производят выборку якоря с глубины не менее 80 м, одновременную выборку двух якорей и т. д. Испытания проводят в соответствии с программой.


По Правилам Регистра становые якоря для судов подбирают­ся по характеристике снабжения: где Δ — водоизмещение судна при осадке по летнюю грузовую ватерлинию, т; В — ширина судна, м; hy — условная высота от летней грузовой ватерлинии до верхней кромки настила палубы у борта самой высокой рубки, имею­щей ширину более чем 0,25В, м*; А — площадь парусности в пределах длины судна L, м2. (При определении этой величины учитывается площадь парус­ности только корпуса, надстроек и рубок шириной более 0,25 В.) Суда неограниченного района плавания, имеющие характеристику снабжения Nc более 200, должны иметь не менее трех становых яко­рей, из которых один запасной. Масса станового якоря должна быть не менее, чем определяемая по формуле Q=k·Nc, где Q — масса якоря, кг; k — коэффициент, равный: 3,00 — для судов неограниченного района плавания; 2,75 — ограниченного района плавания I; 2,50 — ограниченного района плавания II; 2,00 — огра­ниченного района плавания III; Nc — характеристика снабжения. В качестве становых якорей по Правилам Регистра допуска­ются якоря Холла или Грузона и адмиралтейские. При ежегодном возобновлении судну документов на право плавания якорное устройство должно быть предъявлено инспекции Регистра для испытаний в действии. Один раз в два года якорные цепи должны быть предъявлены инспекции Регистра для освидетельствования. Якорные цепи и цепные ящики надо не реже одного раза в год тщательно осматривать. Очистку от ржавчины рекомендуется приурочивать ко времени очередного ремонта либо докования. Перед каждым выходом судна в море, приходом, якорной стоянкой, а также перед входом в узкость надо проверять состояние и действие якорного устройства, убеждаясь в его исправности. Брашпиль (шпиль) следует проверять на холостом ходу каждый раз перед его использованием. После стоянки судна на якоре в штормовую погоду следует при подъеме якоря осмотреть цепь, скобы и якорь, обращая особое внимание на соединительные скобы и вертлюги.