ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 59
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Презентация по дисциплине: «Теория и устройство судна» На тему: «Якорное устройство судна.»
Выполнил:
Студент группы С-36
Сербиненко А.Ю.
Проверил:
Преподаватель
Саламех А.Х.
Якорное устройство предназначено для удержания судна на месте во время стоянки вне береговых причалов, для снятия судна с мели, для быстрого гашения инерции движущегося судна, при маневрировании в стесненных условиях и т. п. Основными элементами устройства являются: якорь, якорная цепь, стопоры, якорные механизмы, контроллер, якорные клюзы, цепной ящик, устройство для крепления и отдачи коренного конца якорной цепи, цепные трубы, крышки якорных клюзов. Устройство располагают на палубе бака Основные элементы якорного устройства: якорь; якорная цепь; стопоры; якорные механизмы; командоконтроллер; якорные клюзы и крышки к ним; цепной ящик и трубы; устройства для крепления и отдачи концов. Каждый элемент имеет собственное устройство и назначение.Удержание судна в нужном положении обеспечивается не только якорем, но и соединяющей с ним цепью. Вся ее длина формируется смычками по 25 метров. Смычки бывают якорными, промежуточными и коренными, последняя крепится к самому судну. Между собой они соединяются специальными звеньями. Для прохождения плашмя имеют нечетное количество звеньев.
Во избежание перекручивания смычка цепи с якорем оборудуется вертлюгом. Соединения участков цепи обязательно маркируют краской и проволочными шлагами. Они позволяют ориентироваться в длине выпущенной цепи.
Схема якорно-швартовного устройства не обходится без соответствующих механизмов. Для спуска и подъема якоря применяются лебедки. Такие механизмы могут работать на электрическом или электрогидравлическом приводе.
Устройство лебедки включает следующие элементы:
панель и плата управления;
мотор с редуктором, для простых моделей – ручной механический привод;
катушку с якорной цепью (канатом);
профили, помогающие править выборку;
крепления, роульсы и другие узлы.
По размещению вала различают два типа таких устройств – шпили и брашпили. В первом случае
намотка производится на вертикальный вал, такой вариант отличается компактностью. Во втором случае механизм размещается горизонтально.
Якорные механизмы — брашпили, шпили и якорно-швартовные лебедки — служат для отдачи и выбирания якорной цепи с якорем, а также для стопорения цепи при стоянке судна на якоре. Могут быть с электрическим и электро-гидравлическим приводом.
Приводной двигатель якорного механизма должен обеспечивать: выбирание одной якорной цепи вместе с якорем в течение не менее 30 мин со скоростью не менее 0,15 м/с, а при подходе якоря к клюзу -не более 0,17 м/с (рекомендуется не более 0,12 м/с); одновременную выборку двух якорей с глубины, равной половине расчетной.
Стопоры необходимы для крепления якорной цепи при стоянке судна на якоре и крепления якоря по-походному. Наиболее часто между якорем и якорным механизмом устанавливают стопоры винтовые или с закладным палом. При вращении рукоятки шпинделя винтового стопора колодки обжимаются и зажимают якорную цепь, одновременно прижимая ее к основанию стопора.Защитная дуга предохраняет резьбу шпинделя при быстром вытравливании якорной цепи. Наиболее распространенными типами якорей являются: Адмиралтейские – рассчитаны на хорошее удержание с зарыванием одной лапы в морской грунт, хранятся обычно на палубе, неудобны для использования на малых глубинах; Якорь Холла – падает плашмя, зарывается в грунт двумя лапами, однако под действием различных факторов на судно может переворачиваться, что требует вытравливания дополнительной цепи, часто используется на промысловых судах; Якорь Матросова – имеет сходства с предыдущим, но лучше сопротивляется опрокидыванию за счет более треугольной формы сечения. Выделяют и некоторые другие типы якорей. К примеру, «мертвые» применяются для удержания буйков, «кошки» с четырьмя лапами рассчитаны на удержание небольших плавсредств или подцепление предметов со дна.
Устройство для крепления и отдачи коренного конца якорной цепи работает при полностью вытравленной цепи и в случае необходимости экстренной отдачи якорной цепи с якорем за борт. Дистанционное управление с помощью валикового привода обеспечивает безопасность и быстроту отдачи.
Якоря и якорные цепи испытывают на заводе-изготовителе, что подтверждается соответствующим сертификатом. После сборки якорного устройства на судне проверяют взаимодействие всех частей устройства, а также работу якорного механизма с вытравливанием якорной цепи за борт и с последующим втягиванием якоря в якорный клюз. Здесь же контролируют работу стопоров. На ходовых испытаниях производят выборку якоря с глубины не менее 80 м, одновременную выборку двух якорей и т. д. Испытания проводят в соответствии с программой.
По Правилам Регистра становые якоря для судов подбираются по характеристике снабжения: где Δ — водоизмещение судна при осадке по летнюю грузовую ватерлинию, т; В — ширина судна, м; hy — условная высота от летней грузовой ватерлинии до верхней кромки настила палубы у борта самой высокой рубки, имеющей ширину более чем 0,25В, м*; А — площадь парусности в пределах длины судна L, м2. (При определении этой величины учитывается площадь парусности только корпуса, надстроек и рубок шириной более 0,25 В.) Суда неограниченного района плавания, имеющие характеристику снабжения Nc более 200, должны иметь не менее трех становых якорей, из которых один запасной. Масса станового якоря должна быть не менее, чем определяемая по формуле Q=k·Nc, где Q — масса якоря, кг; k — коэффициент, равный: 3,00 — для судов неограниченного района плавания; 2,75 — ограниченного района плавания I; 2,50 — ограниченного района плавания II; 2,00 — ограниченного района плавания III; Nc — характеристика снабжения. В качестве становых якорей по Правилам Регистра допускаются якоря Холла или Грузона и адмиралтейские. При ежегодном возобновлении судну документов на право плавания якорное устройство должно быть предъявлено инспекции Регистра для испытаний в действии. Один раз в два года якорные цепи должны быть предъявлены инспекции Регистра для освидетельствования. Якорные цепи и цепные ящики надо не реже одного раза в год тщательно осматривать. Очистку от ржавчины рекомендуется приурочивать ко времени очередного ремонта либо докования. Перед каждым выходом судна в море, приходом, якорной стоянкой, а также перед входом в узкость надо проверять состояние и действие якорного устройства, убеждаясь в его исправности. Брашпиль (шпиль) следует проверять на холостом ходу каждый раз перед его использованием. После стоянки судна на якоре в штормовую погоду следует при подъеме якоря осмотреть цепь, скобы и якорь, обращая особое внимание на соединительные скобы и вертлюги.