Файл: Белгородский государственный национальный исследовательский университет.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 210

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
"БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ"
( Н И У " Б е л Г У " )
ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ
КАФЕДРА МЕНЕДЖМЕНТА И МАРКЕТИНГА
РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
Выпускная квалификационная работа обучающегося по направлению подготовки 38.03.02 Менеджмент очной формы обучения, группы 05001321
Акиншина Александра Николаевича
Научный руководитель к.и.н., доцент, Гукова Е. А.
БЕЛГОРОД 2017

2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение.....................................................................................................
3
Глава 1 Основные идеи и сущность конкурентоспособности….....
6 1.1 Конкуренция и конкурентоспособность предприятия......................
6 1.2Методы анализа и оценки конкурентоспособности предприятия....
12 1.3Построение и реализация программы повышения конкурентоспособности на предприятии……………………………….
22
Глава 2 Основные проблемы и пути повышения
конкурентоспособности в ООО «Додо пицца Белгород»…………..
29 2.1 Организационно – экономическая характеристика ООО «Додо пицца Белгород»………………………………………………………….
29 2.2 Анализ конкурентоспособности ООО «Додо Пицца»
Белгород»....................................................................................................
41 2.3 Разработка программа повышения конкурентоспособности…….
48
Заключение................................................................................................
59
Список литературы..................................................................................
63
Приложения...............................................................................................
68

3
Введение
Актуальность темы исследования исходит из того, что современная экономика ставит перед всеми предприятиями, вне зависимости от их размеров и форм собственности, множество задач, но их главной и основной задачей можно считать выживание фирмы среди себе подобных. В условиях современного рынка невозможно добиться положительного и стабильного успеха в бизнесе, если при этом не планировать его дальнейшее и эффективное развитие, не накапливать постоянно информацию о собственных перспективах развития и возможностях, о состоянии целевых рынков, а так же о положении на них конкурентов и своей конкурентоспособности.
Конкурентоспособность предприятия - относительная характеристика, которая выражает степень отличия данного предприятия от конкурентов в сфере удовлетворения потребностей клиентов [8, c. 224].
Высокий уровень конкурентоспособности предприятия объясняется удовлетворенностью и объективной готовностью потребителей раз за разом приобретать и использовать продукцию только данной фирмы, отсутствием претензий к предприятию со стороны общества, акционеров, партнеров, престижностью работы на данном предприятии. Конкурентоспособность предприятия, будучи многогранным понятием, не только включает качественные и ценовые параметры промышленной продукции, но так же зависит от уровня менеджмента, сложившейся системы управления финансовыми потоками, инвестиционной и инновационной составляющими его деятельности. Кроме того, на конкурентоспособность оказывает влияние конъюнктура, складывающаяся на том или ином рынке, степень конкуренции, испытываемая данным предприятием со стороны других участников рынка, техническая оснащенность, степень внедрения инновационных технологий, мотивация и квалификация персонала, а так же финансовая устойчивость.


4
Современное экономическое развитие можно охарактеризовать ведущим значением технико-технологических факторов, являющихся основным материальным источником экономического роста. Внедрение новых технологий на сегодняшний день стало главным средством повышения эффективности производства, улучшения качества продаваемых товаров и услуг, а также основным условием конкурентоспособности предприятий.
Оценка конкурентоспособности организации может рассказать сложившуюся ситуацию на предприятии, определить его положение на рынке, помочь в решении определѐнных проблем в производстве, менеджменте, а так системе сбыта товаров. А поэтому можно сказать, что актуальность темы данной работы не вызывает сомнения.
Объект исследования – ООО «Додо Пицца Белгород».
Предмет исследования – процесс разработки программы повышения конкурентоспособности предприятия.
Цель исследования – разработка программы повышения конкурентоспособности ООО «Додо Пицца Белгород».
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих
задач:

раскрыть понятие конкуренции и конкурентоспособности предприятия;

разобрать различные методы оценки и анализа конкурентоспособности;

ознакомиться с построением и реализацией программы повышения конкурентоспособности;

рассмотреть организационно экономическую характеристику деятельности ООО «Додо Пицца»;

провести анализ конкурентоспособности ООО «Додо Пицца»;

разработать программу повышения конкурентоспособности ООО
«Додо Пицца»;

5
Теоретика - методическая основа исследования: представлена отечественными и зарубежными учеными в сфере конкурентоспособности.
В частности труды таких авторов как: Елсукова Ю. Ю. [25], Сысоева Е.А.
[40], Фатхутдинов Р. A. [42], Портер М. [35] .
Информационной базой исследования послужили работы в области конкурентоспособности предприятия, а именно: Хасанова А.Р. [44], Зайцев
Н. Л. [26], Пястолов С. М. [37], Поляничкин Ю.А. [34], Юрьева Т.В. [48] и др.
Большую часть в совершенствование конкурентных преимуществ внесли вклад специалисты : Яшин Н.С. [49], Дубинина Н. А. [24], Горбашко
Е. А. [20], Чувин В. А. [45] и другие.
Но на данный момент проблема конкуренции подобных заведений в городе Белгороде изучена не так хорошо, а это в свою очередь говорит о еѐ нынешней актуальности.
Эмпирическая база исследования: различная нормативно – правовая документация, различные информационные документы, а так же данные о предоставляемой продукции, финансовая и бухгалтерская отчѐтность ООО
«Додо Пицца», включающая в себя баланс, устав предприятия.
Методы исследования: экономический анализ, метод сравнений и графический.
Практическая значимость результатов исследования: имеющиеся конечные данные возможно применить для улучшения конкурентоспособности ООО «Додо Пицца».
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введение, двух глав,6 пунктов, а также заключение, списка литературы, приложений.


6
Глава 1 Основные идеи и сущность конкурентоспособности
1.1
Конкуренция и конкурентоспособность предприятия
Невозможно переоценить роль и значение конкуренции как фактора, который определяет характер и направления маркетинга, его дальнейшей практической деятельности.
Понятие конкуренции так же как и маркетинга имеет очень большое количество значений, а это в свою очередь говорит о тот, что на сегодняшний день универсального ее определения не существует. Конкуренция – это соперничество, соревнование между товаропроизводителями на рынке за более выгодные условия производства и сбыта товаров для получения на этой основе максимально возможной прибыли [5, c. 213]. Так же конкуренция - это и некий механизм автоматического регулирования различных пропорций общественного производства [14, c. 128].
Являясь обязательным атрибутом рынка, конкуренция безусловно возникает из рынка и в то же время, ещѐ служит неотъемлемым условием его жизни и дальнейшего развития.
Конкурентные направления на развитом рынке, как рассказывает нам практическая деятельность, относятся к более сильным и устойчивым в отличии от монополистических. Главенствующими в конкуренции оказываются и большие, и маленькие, и сильные, а порой и даже слабейшие фирмы. Монополия не выталкивает конкуренцию, по причине того, что борющиеся друг с другом сильно отличаются между собой. Нельзя рассказывать о конкуренции лишь как о борьбе сильнейшего против слабейшего – в данном случае сильнейшие монополии действительно уничтожили бы всех своих более слабых соперников [47, c.304].
В действительности и на сегодняшний день, конкурентная борьба обладает наиболее усложнѐнной базой. Совершенно каждому типу хозяйственных единиц свойственны свои определѐнные особенности: у ведущих мощных монополий – это их сила, у мелких фирм – их гибкость, у

7 специализированных компаний – приспособленность к особым сегментам и
«нишам» рынка, у фирм-новаторов – преимущества первооткрывателей и т.д.
В конкретных рыночных ситуациях решающее преимущество получает то одно, то другое качество.
Для участников рыночных отношений, и в главной степени для товаропроизводителей, конкуренция носит объективно вынужденный характер, заставляя их регулярно применять новые и различные технологии, повышать производительность труда, снижать или сдерживать рост цены на производимую продукцию [23, c.152]. По-другому заявляя, конкурентная борьба систематически вынуждает уменьшать индивидуальные издержки, соблюдать экономию средства, достигать более рационального и правильного комбинирования применяемых условий изготовления.
Работа каждой хозяйственной единицы в обстоятельствах конкурентной борьбы подвергается парному контролю: внутреннему непосредственному контролю в границах фирмы, а так же наружному опосредованному контролю на рынке со стороны фирм – конкурентов, через конечные результаты рыночной деятельности. Вторая форма контроля является более жесткой, однако более объективной. Беспристрастность и объективность оценки возможностей любой хозяйственной единицы определяется тем, что в конечном счете данную оценку проводит непосредственный потребитель, который, пользуясь различными собственными интересами, отдает своѐ предпочтение товарам того или иного конкурента. Конкуренция – это самый действенный и недорогой метод экономического контроля, так как стоит обществу минимальных затрат [12, c. 208]. Такого рода контроль, как упоминалось, постоянно вынуждает производителя сокращать свои издержки производства и цены, увеличивать объем сбыта собственной продукции, бороться за заказы и каждого потребителя, а так же непрестанно улучшать качество продукции.
Тем не менее далеко не каждая конкуренция сможет обеспечить эффективную работоспособность рынка – недобросовестная конкуренция


8 проявляет отрицательное воздействие на всю экономику. Закон РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» запрещает недобросовестную конкуренцию, для которой характерно распространение неверных, ложных и искаженных сведений, которые способны нанести вред другим хозяйствующим субъектам; самостоятельное использование товарных знаков фирменных наименований, маркировки и внешнего оформления товаров других фирм; получение, использование, разглашение научно – технической, производственной, коммерческой и иной информации без согласия ее владельцев и т.п [3, c. 524].
Суть конкурентного противостояния и его двигающей силы подробно и точно рассматриваются в работах знаменитейшего современного экономиста Майкла Портера. Он сделал выводы о том, что в конкурентной борьбе принимают участие далеко не лишь еѐ прямые кандидаты [1, c. 216].
Скорее, конкуренция в определѐнной отрасли, лежащая в основе экономики, и конкурирующие силы распространяются значительно дальше простого противостояния двух сторон в отдельной отрасли промышленности.
Потребители, поставщики, потенциальные участники и продукты – заменители – все обозначаются конкурентами, в различной степени оказывающими влияние на определѐнно выбранную отрасль.
Итогом исследований Портера стала концепция пяти сил конкуренции, позволяющая определить детерминанты, оказывающие наибольшее воздействие на хозяйствующие субъекты в условиях рыночной конкуренции.
Согласно указанному учению, состояние конкуренции на определенном рынке можно рассматривать как результат взаимодействия пяти конкурентных сил:

угроза вторжения новых конкурентов;

угроза появления продуктов-заменителей;

экономический потенциал поставщиков;

экономический потенциал покупателей;

соперничество среди существующих конкурентов.

9
Ниже указан рисунок, показывающий их непосредственное направление их взаимодействие (рис. 1.1.1).
Рисунок 1.1.1 Пять конкурентных сил М. Портера
Указанные силы, в конечном итоге, выстраивают определѐнные условия, в которых уже функционирует конкретный рынок и составляющие его единицы. Положение любой силы и их коллективное влияние устанавливают способности компании в конкурентоспособной войне и еѐ конкурентоспособные возможности [15, c. 218]. Значение каждой из пяти данных сил определяется внутренней структурой выбранной отрасли, ее производственными, технологическими, экономическими и другими характеристиками.
Майкл Портер отмечает, что конкуренция – это именно динамичный и развивающийся процесс, который непрерывно меняет ландшафт, на котором появляются новые товары, новые различные направления для маркетинга, новые производственные процессы и новые рыночные сегменты. Условия на рынке не стоят на месте, а постоянно изменяются, потому что в движении находятся те силы, которые в силу своих возможностей создают условия для будущих перемен. Сам М. Портер выделяет около одиннадцати основных
Угроза появления новых конкурентов
Экономический потенциал поставщиков
Экономический потенциал покупателей
Соперничество среди имеющихся конкурентов
Угроза со стороны товаров- заменителей


10 движущих конкурентных сил, изменяющих условия и характер конкурентной борьбы. Очевидно, что указанный перечень хотя и является достаточно полным, но все же не полностью исчерпывающим. Рассмотренная модель пяти сил конкуренции Портера является концептуальным средством для формулирования и диагностики принципиальных структурных сил механизма рыночной конкуренции.
На сегодняшний день даны различные определения конкурентоспособности (табл. 1.1.2).
Таблица 1.1.1 – Примеры определения конкурентоспособности
1 2
Р. А. Фатхутдинов
Свойство объектов, характеризующее степень удовлетворения конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке.
Определяет способность объекта выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами на данном рынке
П. Завьялов
Концентрированное выражение экономических, научно- технических, производственных, организационно- управленческих, маркетинговых и иных возможностей страны, которые реализуются в товарах и услугах, успешно противостоящим конкурирующим аналогам как на внутреннем, так и на внешнем рынке
Калашникова Л.М.
Конкурентоспособность предприятия – комплексное понятие, которое обусловлено системой и качеством управления, качеством продукции, широтой и глубиной ассортимента, востребованного обществом или отдельными его членами, стабильным финансовым состоянием, способностью к инновациям, эффективным использованием ресурсов, целенаправленной работой с персоналом, уровнем системы товародвижения и сервиса, имиджем фирмы

11
Продолжение табл. 1.1.1
Различия учѐных в определениях категории «конкурентоспособность» определяются особенностями ее экономической сущности. Прежде всего следует отметить сложный характер конкурентоспособности. В современной экономике термин «конкурентоспособность» используется применительно к категориям разного уровня: конкурентоспособность товара, фирмы, отрасли, региона и, наконец, конкурентоспособность страны [43]. Чтобы иметь более точное и понятное представление о взаимосвязи и взаимообусловленности различных уровней конкурентоспособности, воспользуемся (рис. 1.1.2), представляющей собой некую «пирамиду конкурентоспособности» [32].
Рисунок 1.1.2 Пирамида конкурентоспособности
1 2
Дементьева А.В.
Конкурентоспособность предприятия – это способность использовать свои сильные стороны и концентрировать свои усилия в той области производства товаров или услуг, где она может занять лидирующие позиции на внутреннем и внешнем рынках
Конкурентоспособность товара
Конкурентоспособность фирмы
Конкурентоспособность отрасли
Конкурентоспособность экономики
Конкурентоспособ ность страны