ВУЗ: Не указан

Категория: Дипломная работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 222

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.2. Предмет, содержание и методы эстетического воспитания школьников.
Как уже говорилось выше эстетика, есть чувственное познание природы и эстетическое освоение действительности. Наука, эстетика носит философский характер, но она имеет свою специфику, свои закономерности – закономерности эстетического освоения действительности. Искусство как генератор эстетической ценности оказывает решающее влияние на развитие эстетики. В качестве предмета эстетики, как науки рассматривается сущность и закономерности развития эстетического в природе, обществе и человеческой деятельности.

В основе методики эстетического воспитания лежит совместная деятельность педагога и ребёнка по развитию у него творческих способностей к восприятию художественных ценностей, к продуктивной деятельности, осознанного отношения к социальной, природной, предметной среде.

Успех этой работы во многом определяется тем, в какой мере учитываются индивидуальные особенности, потребности и интересы воспитуемого, уровень его общего развития.

Эстетическое восприятие жизненных явлений всегда индивидуально и избирательно. В основе его лежит эмоциональный отклик на прекрасное. Ребёнок всегда откликается на красивое в природе, предметном мире, искусстве, на добрые чувства людей.

Методы эстетического воспитания очень разнообразны. Они зависят от многих условий: объёма и качества художественной информации, форм организации и видов деятельности, возраста ребёнка.

Педагогическая наука и практика определяет ряд наиболее эффективных методов, способствующих формированию у детей эстетических чувств, отношений, суждений, оценок, практических действий:

  • метод убеждения, направленный на развитие эстетического восприятия, оценки, первоначальных проявлений вкуса;

  • метод приучения, упражнения и практических действий, предназначенных для преобразования окружающей среды и выработки навыков культуры поведения;

  • метод проблемных ситуаций, побуждающий к творческим и практическим действиям;

  • метод побуждения к сопереживанию, эмоционально положительной отзывчивости на прекрасное и отрицательному отношению к безобразному в окружающем мире.

Важно знать, что методы убеждения и приучения не существуют изолированно. Убеждая ребёнка в значении добрых поступков, воспитатель возвращается к этому, как бы приучая детей к ним [3, с.66]


Методологически важным для эстетики является объективное требование эстетического освоения мира с помощью самых разнообразных видов человеческой деятельности: через трудовую, бытовую, игровую, и конечно художественно-творческую деятельность. Эстетическое освоение человеком мира проявляется в художественной форме, в различных видах искусства, являющихся особой, специфической формой общественного сознания. Основной формой познания эстетической реальности является образ-обобщение и художественный образ. Эстетика как наука наряду с искусством изучает эстетические аспекты явлений природы и общества. Это обеспечивает ей органическую и плодотворную связь с естественными и общественными науками [17, с. 25].

Эстетическое отношение человека к действительности есть субъективное отражение объективно-эстетической действительности. Сущность эстетического состоит в развитии, изменении, движении соотношения содержания и формы явлений мира в соответствии с законами диалектики. Эстетические явления отражаются людьми в эстетических переживаниях и выражаются в эстетических категориях [47, с. 141].

В категориях эстетики раскрываются и предстают в наиболее обобщенном виде эстетические отношения человека к действительности. Эстетическое – мета-категория. Оно рождается в виде прекрасного, возвышенного, безобразного, трагического и комического, в том или ином явлении, в процессе его движения, развития, преодоления противоречий, перехода и превращения в новое качественное состояние. Оно изменяется в пространстве, распадается и возрождается во времени. [17, с. 9]

Современная система категорий эстетики включает в себя около 20-ти главных типов. Это помимо мета-категории эстетическое или прекрасное, ещё и искусство, дизайн, художественный образ, шедевр, гений, направление или течение в искусстве, эстетическое созерцание, катарсис и т.д. Категория эстетического воспитания это одно из фундаментальных понятий, аппарат анализа эстетического воздействия. Она включает в себя такие понятия как всестороннее развитие личности, духовное богатство, эстетические способность и потребность.
1.3. Анализ типовых и альтернативных программ и учебников по «Окружающему миру» для начальных классов.



Содержание предмета «Окружающий мир» отражается в ряде нормативных документов, учебниках, учебных планах, учебных программах, методических пособиях. Базисный учебный план является обязательным для всех учебных заведений, дающих среднее образование.

«Окружающий мир» – это, прежде всего, мировоззренческий курс, который формирует основы мировоззрения ребенка, а также представляет самые широкие возможности для развития его личности. Изучая данный курс, младшие школьники получают научные знания, у них формируется научный взгляд на окружающий мир. Учащиеся приходят к выводу, что этот мир реально существует, развивается, его можно познать. Также на уроках по предметам, реализующим образовательный компонент «Окружающий мир», младшие школьники усваивают этические нормы поведения.

При изучении содержания курса «Окружающий мир» ставится задача не только ознакомления ребенка с ближним и дальним природным окружением, но и обогащения его социального опыта, опыта коммуникативного взаимодействия с окружающими. Таким образом, данный курс решает крайне важную для начальной школы задачу социализации ребенка.

Уроки по предмету «Окружающий мир» облегчают задачу адаптационного периода для младшего школьника, ведь содержание данных уроков выстраивается на более близком ребенку материале, чем содержание других уроков.

Образовательный компонент «Окружающий мир» включает две образовательные области: «Естествознание» и «Обществознание» и может быть представлен в двух вариантах:

1) интегрированным курсом «Окружающий мир» (I-IV классы);

2) курсом «Окружающий мир» (I-II классы), природоведением и обществознанием (III-IV классы).

«Для традиционной начальной школы разработано для всех четырех классов пять курсов: «Зеленый дом», автор А.А. Плешаков (М.: Просвещение); «Природа и люди», автор З.А. Клепинина (Смоленск: Ассоциация «ХХI век»); «Окружающий мир», авторы Н.Ф. Виноградова, Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов (М.: Просвещение); «Мир и человек», авторы А.А. Вахрушев, А.С. Раутиан (М.: Дрофа); «Окружающий мир», авторы О.Т. Поглазова, В.Д. Шилин (М.: Инпро-Рес). Эти курсы представлены авторскими программами и обеспечены учебниками, учебными пособиями и методическими разработками для учителя» [23].

В каждом курсе полностью реализуется обязательный минимум содержания начального общего образования.

Мы постараемся проанализировать эти программы и учебники с целью определения в них материала, который формирует эстетические потребности, ценности и чувства.


«Зеленый дом» (система учебных курсов с экологической направленностью). Автор А.А. Плешаков.

  1. Мир вокруг нас (1-2 класс).

  2. Природоведение (3-4 класс).

  3. Экология для младших школьников (3 класс, факультативный курс).

  4. Планета загадок (4 класс, факультативный курс).

Приоритетной задачей курса является формирование в сознании учащихся единого, ценностно окрашенного образа окружающего мира как дома, своего собственного и общего для всех людей, для всего живого. Содержание курса охватывает весьма широкий круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете, о странах и народах мира. При этом человек, природа и общество рассматривается в их неразрывном, органичном единстве. Это позволяет уже на самом раннем этапе школьного обучения начать формирование у детей целостного представления об окружающем мире, о месте в нем человека. В курсе раскрываются доступные пониманию учащихся взаимосвязи, существующие в природе и общественной жизни [51].

Учебный курс «Природа и люди», автор З.А. Клепинина.

Главной задачей курса: развивать личностные качества ребенка, мышление и речь, экологическую, санитарно - гигиеническую и этическую культуру; дать знания о взаимоотношениях в системах «человек – человек», «природа – природа», «природа – человек» как основа экологизации сознания.

Реализация принципа экологической направленности в представленной системе способствует формированию экологической культуры.

Содержание материала первых классов о сезонных изменениях в природе своей местности группируется в трех темах: «Летние и осенние изменения в природе», «Зимние изменения в природе», «Весенние изменения в природе». В каждой теме в основном выдержан единый план изложения: изменения в неживой природе; изменения в жизни растений и их охрана; изменения в жизни животных и их охрана; сезонный труд людей. Эта последовательность вытекает из естественных связей, существующих в самой природе.

Интересно, что тема «Природа нашего края» изучается во всех классах. Однако, в I – II классах учащиеся знакомятся с природой местности, окружающей школу, в III – IV классах они изучают природу своей области (края, республики).

Кроме этого дети знакомятся с планом и картой, узнают о форме и размерах Земли, материках и океанах
, об особенностях рельефа. Учащиеся знакомятся с основными видами горных пород, полезных ископаемых почвой и ее свойствами, вопросами охраны недр и рационального природопользования. На доступном уровне они изучают свойства воды, ее круговорот в природе, разнообразие водоемов, знакомятся с проблемами их охраны от загрязнений. Изучение природы идет последовательно от неживой к живой природе.

Растительный и животный мир изучается по сообществам. Учащиеся получают представления о ландшафтах своего края, природных зонах Земли, взаимосвязях факторов неживой природы и их влиянии на живые организмы, хозяйственной деятельности человека и в связи с этим знакомятся с проблемами сохранения животного и растительного мира.

В теме «организм человека и охрана его здоровья» даются общие представления об органах, их положении в организме человека и выполняемой ими функции. Эти сведения необходимы для того, чтобы помочь учащимся представить организм человека как единое целое. Основное внимание уделено вопросам личной и общественной гигиены и особенно тем мероприятиям, которые могут и должны выполнять сами дети для сохранения и укрепления своего здоровья [13].

Учебный курс «Окружающий мир». Авторы О.Т. Поглазова, В.Д. Шилина.

Курс «Окружающий мир» является интегративным, объединяющим знания о природе, человеке и обществе. В качестве линий интеграции содержания выступают следующие концептуальные положения:

  1. Окружающий ребенка мир многогранен, прекрасен и все время изменяется, его можно наблюдать и познавать, интересоваться тем, каким он был.

  2. Опыт человечества и предков каждого ребенка богат и пригодится человеку в жизни, его нужно уважать и изучать.

  3. Природа жизненно необходима человеку и ранима - об этом нужно знать и беречь ее красоту и гармонию.

Данные положения реализуются в учебниках-тетрадях, которые своим содержанием, структурой и системой развивающих заданий, создают условия для ознакомления с новым учебным материалом, для его закрепления на уроке и для самостоятельной работы. Система заданий составлена с учетом разных уровней усвоения знаний, что дает возможность варьировать индивидуальную нагрузку, обеспечивая развитие всех учащихся.

        Учебники-тетради выполняют системообразующую, координирующую и собственно интегрирующую функцию, служат своеобразным «каркасом», объединяющим учебную информацию и методический аппарат (технологию усвоения), ориентированных не на передачу готовых знаний, добытых многими поколениями людей и ставших как бы статичными для усвоения учениками, а на самостоятельный процесс познания учениками окружающего мира. Готовые научные знания преобразованы в такую форму передачи, при которой ребенок самостоятельно (или с помощью учителя) действуя с учебным материалом, овладевает различными способами и методами познания окружающего мира и разными видами учебной деятельности [30].