Файл: Практические задания 1 3.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 174

Скачиваний: 11

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


М ИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Тольяттинский государственный университет»
Гуманитарно – педагогический институт

(наименование института полностью)
Кафедра /департамент /центр1 Дошкольная педагогика, прикладная психология

(наименование кафедры/департамента/центра полностью)

37.03.01 Психология

(код и наименование направления подготовки, специальности)

Организационная психология

(направленность (профиль) / специализация)


Практические задания № 1 - № 3
по учебному курсу «Психокоррекция»

(наименование учебного курса)
Вариант ____ (при наличии)


Студент

Диденко Ксения Юрьевна







(И.О. Фамилия)




Группа

ПСХбд-1800г













Преподаватель

Бутрина Юлия Викторовна







(И.О. Фамилия)





Тольятти 2023

Проверяемое задание № 1

Глава 1. «Основные принципы, виды и этапы психологической коррекции»



1. Сформулируйте специфические черты психологического консультирования, психотерапии и психологической коррекции. Проведите сопоставительный анализ данных видов психологической помощи. Определите сходство и различия психокоррекции и психоконсультирования как видов деятельности практического психолога. Для выполнения задания заполните таблицу № 1.
Таблица 1.1 – Сравнительная характеристика особенностей

психологической коррекции и психологического консультирования


Вид психо-

логической

помощи

Характеристики

Психотерапия

Психологическая коррекция

Психологическое консультирование


Цели психологического воздействия

Восстановление психо-эмоционального состояния

Исправления недостатков психологии или поведения психически здорового человека


Является краткосрочным и направлено на достижение клиентами их жизненных актуальных целей.

Особенности клиента и его проблем

Конфликты между супругами в семье

Поведенческие конфликты в школе, на работе


Эмоциональная нестабильность, ситуационные вопросы и темы


Характеристики методов

Психоанализ,

гештальдтерапия


Убеждение, внушение, подражание, подкрепление. Различают индивидуальную и групповую психокоррекцию.


Цели психологического консультирования зависят от конкретной психологической школы

Длительность работы с клиентом

В зависимости от сложности ситуации.
(от 2 недель до 1года)


Периодическая, раз в неделю, несколько раз в месяц

Ситуационная, краткосрочная

Ожидаемый

результат

Полное или частичное восстановление проблемной ситуации

Методы психокоррекции направлены на выработку норм личностного поведения, межличностного взаимодействия, развитие способности гибко реагировать на ситуацию, быстро перестраиваться в различных условиях, группах, то есть на методы социального приспособления.

Цель психологического консультирования — помочь клиенту в решении его проблемы. Осознать и изменить малоэффективные модели поведения, для того, чтобы принимать важные решения, разрешать возникающие проблемы, достигать поставленных целей, жить в гармонии с собой и окружающим миром.



2. Изучите раздел учебника с классификацией видов психологической коррекции. Выберите из перечня нарушений, представленного ниже, 7 любых примеров и опишите вид психологической коррекции или консультирования, который подходит в данном случае. Для выполнения задания заполните таблицу 2. В колонке «Конкретные виды психокоррекции или консультирования» проанализируйте вид психокоррекции согласно учебному пособию (лекция 1.1).


Примеры проблем для анализа:

  • буллинг и групповая изоляция подростка в классе;

  • непослушание ребенка 3 лет;

  • жалобы взрослого на потерю смысла жизни;

  • дезадаптация школьника в первом классе;

  • демонстративность ребенка 7 лет;

  • задержка психического развития ребенка;

  • страх темноты у дошкольника;

  • конфликты между супругами в семье;

  • депрессия у женщины после развода;

  • потеря работы и состояние безработицы;

  • боязнь публичных выступлений;

  • переживание потери близкого человека;

  • проблемы с установлением контактов в межличностных отношениях;

  • постоянные истерики у дошкольника в магазине;

  • трудности профессиональной адаптации;

  • ребенок, переживший насилие;

  • возврат ребенка в детский дом из приемной семьи;

  • неразделенная любовь в подростковом возрасте;

  • конфликт ребенка с отцом;

  • проблема с выбором профессии в юношеском возрасте.


Таблица 1.2 – Описание вида психологической помощи для выбранных из перечня проблем

Проблема

Вид психологической помощи

Конкретные виды психокоррекции или консультирования

Цель работы психолога

Пример: истерика пострадавшего в экстремальной ситуации

Психокоррекция

Симптоматическая, эмоциональной сферы, индивидуальная, программированная, директивная, короткая, специальная


Нормализация психоэмоционального состояния

1. Трудности профессиональной адаптации


Консультирование

Психологический тренинг

Восстановление психоэмоционального состояния


2.  Неразделенная любовь в подростковом возрасте


Психокоррекция

Симптоматическая, эмоциональной сферы, индивидуальная, программированная


Восстановление психоэмоционального состояния

3. Конфликт ребенка с отцом


Психокоррекция

Психотерапия, длительная, индивидуальная

Восстановление психоэмоционального состояния


4. Проблема с выбором профессии в юношеском возрасте


Консультирование

Психологический тренинг,

когнитивное консультирование

Раскрытие внутреннего потенциала и скрытых возможностей

5. Переживание потери близкого человека


Психокоррекция

Психотерапия, длительная, индивидуальная

Нормализация психоэмоционального состояния

6. Конфликты между супругами в семье



Психокоррекция

Психотерапия, длительная, индивидуальная, совместно парная

Восстановление психоэмоционального фона отношений супругов

7. Страх темноты у дошкольника


Консультирование

Мультимодальное консультирование

Нормализация психоэмоционального состояния



Проверяемое задание №3

Глава 1. «Основные принципы, виды и этапы психологической коррекции»



  1. Повторите материал учебника (глава 1, лекция 1.3. «Этапы психокоррекционной деятельности психолога»).

  2. Выберите ситуацию для анализа из предложенных.

  3. Проведите планирование работы по психокоррекции в соответствии с этапами в рамках выбранного психокоррекционного случая.

  4. Опираясь на описание основных этапов коррекционной работы из учебного пособия, заполните таблицу 3.1.


Психокоррекционные случаи для выбора
1. Сергей, 17 лет

Причина обращения Сергея сформулирована так: постоянно сниженное настроение, одиночество; ему кажется, что он «ничего из себя не представляет», не может ни для кого быть интересным. Учится в 10 классе достаточно успешно, хорошо справляется с учебой. Отношения с родителями хорошие. Отношения со сверстниками бесконфликтные, поводов для беспокойства нет, но это не успокаивает и не придает уверенности в себе. Наблюдение за Сергеем на первой встрече: производит приятное впечатление, обаятельный; по словам учителей, его высоко оценивают одноклассники. В общение со сверстниками Сергей включен мало, сверстники считают его замкнутым, не имеющим общих интересов с ними. Предварительная беседа показала, что Сергей глубоко переживает отсутствие близких человеческих отношений с другими людьми. Погруженность в учебу выглядит как психологиче­ская защита, которая позволяет снижать остроту переживания одиночества. Хорошая учеба под­держивается ожиданиями и одобрением родителей и учителей, а их мнение имеет большое значение. Предполагается конфликт между вытесненными и недостаточно осознаваемыми потребностями эмоционального плана и направленностью на учебную деятельность. Результатом является высокая эмоциональная напряженность, которая привела за помощью к психологу. Сергей не осознает этой причины и в качестве повода для обращения называет отсутствие у себя черт, которые могут привлечь внимание других и вызвать их интерес.
2. Наталья, 14 лет

Родители обратились в связи с тем, что девочка стала замкнутой, конфликтной, проявляет негативизм, строптивость. Год назад семья сменила квартиру
, переехав из другого района. Адаптация к школьному классу прошла тяжело. Педагоги отмечали демонстративность, грубость, плохое поведение на уроках. Начались прогулы занятий в школе. Были отмечены случаи курения и участия в драках. Администрация ста­вила вопрос об исключении из школы. На прежнем месте жительства поведение не было идеальным, но таких инцидентов и особых проблем не возникало. По характеристике родителей, в первое время после переезда Наталья была в приподнятом настроении и проводила много времени во дворе, в группе сверстников. Но вскоре попытки войти в группу прекратились и Наталья стала большую часть времени проводить дома или в уединенных местах вне дома, например, в сквере или на набережной. Первичная беседа позволила предположить высокий уровень эмоциональной напряженности. Социальное окружение (вклю­чая и взрослых, и сверстников) характеризуется Натальей как враждебно настроенное по отношению к ней. Поведение во время встречи с психологом настороженное и недоверчивое. Прошлое идеализировано, что говорит о желании вернуть все, как было. Во всех неудачах обвиняет других людей и судьбу. Переживает из-за отсутствия общения.
3. Кирилл, 24 года

Кирилл закончил институт в прошлом году, но пока не устроился на работу. Причиной отсутствия работы считает сложности в налаживании межличностных отношений, неспособность поддерживать разговор, большое волнение при общении с малознакомыми людьми. Отмечает сложности во взаимоотношениях и на предыдущих этапах своей жизни – в детском саду, в школе и институте. Кирилл – единственный сын своих родителей, которые не отличались общительностью, вели уединенный образ жизни. Друзей, девушки, приятелей у молодого человека нет. Инициативы в установлении контактов не проявляет.
4. Максим, 8 лет

Мальчик учится во 2 классе. Растет в неполной семье: родители развелись, когда Максиму было 3 года. Он единственный ребенок в семье. Посещал детский сад, где часто конфликтовал с другими детьми. Сложности в сосредоточении на занятиях, повышенная активность, неусидчивость, стремление вмешаться в действия других детей, хождение по классу, невыполнение инструкций педагога. Успеваемость в школе низкая. Постоянно получает замечания, но практически не обращает на них внимания, делает много ошибок в письменных работах. При неудачах бросает начатое дело. Вспыльчивый, но отходчивый и добрый. Любит общение с другими людьми — как с детьми, так и со взрослыми; подвижен, много бегает. Со стороны мамы постоянный контроль и хороший контакт, доверительные отношения.