ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 176
Скачиваний: 11
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Таблица 3.1 – Анализ консультативного случая и планирование коррекционной работы
Психодиагностический этап психокоррекции | |
Психологический анамнез | |
Проблемный анализ | |
Аналитический этап психокоррекции. Структурирование психологической информации | |
Эмоциональная сфера | |
Социальная сфера и межличностная сфера | |
Поведенческая сфера и сфера деятельности | |
Личностная сфера | |
Психологический диагноз | |
Психологический прогноз | |
Стратегия психокоррекции | |
Теоретический подход, в русле которого определяются причины нарушения и концепция психокоррекционной работы, предполагаемый результат | |
Обозначение видов коррекции по семи основаниям, рассмотренным в учебнике | |
Цель и задачи психокоррекционной работы | |
Методы психокоррекции | |
Предполагаемые продолжительность и частота встреч | |
Пример выполнения задания: ситуация для анализа
Даниил, 26 лет, обратился на консультацию к психологу с запросом о достижении чувства уверенности в себе, обретения определенности, независимости. Поводом послужила необходимость разобраться в ситуации и принять решение относительно трудоустройства. Он окончил университет год назад, но не смог устроиться по специальности; пытался работать по предлагаемым в центре занятости вакансиям дважды, но работа не устроила по вопросам оплаты труда и содержания работы. На вакансии по специальности Даниил устроиться не смог из-за отсутствия требуемого стажа работы. Он начал сомневаться, что его настойчивое желание найти работу по специальности ошибочно и ему надо соглашаться на любой более или менее приемлемый вариант. Выбор специальности и поступление в университет были осознанным и самостоятельным решением, которое соответствовало способностям и склонностям Даниила. Во время обучения у Даниила не было долгов по учебе, сессии сдавались на хорошие отметки, учиться было в целом интересно. Учеба нравилась, но не все предметы вызывали интерес. В научной и внеучебной деятельности он не проявил себя, в целом степень социальной и учебно-профессиональной активности можно оценить как среднюю. Выбранная профессия стала понятной и всерьез заинтересовала на последнем курсе. Дипломный проект был защищен на «отлично». В настоящее время молодой человек живет отдельно от родителей во временно свободной квартире родственника. Родители оказывают финансовую поддержку, у Даниила с ними хорошие отношения, но его не устраивает позиция иждивенца. К тому же он встречается с девушкой. Лето после окончания университета было решено посвятить отдыху, а осенью начались поиски работы, не увенчавшиеся успехом. Для Даниила было важно работать по специальности, он искал работу, связанную с темой диплома. Год безуспешных попыток найти удачное место работы и
временные подработки привели к унынию, чувству безнадежности, невостребованности и бесполезности усилий. Даниил жалуется на раздражительность, упадок сил, нежелание что-либо предпринимать. Появились эмоции страха перед неопределенностью, неуверенность в себе.
Таблица 3.2 – Пример выполнения задания
Психодиагностический этап психокоррекции | |
Психологический анамнез | Наличие стрессовых факторов (профессиональные неудачи). Относительно стабильное эмоциональное состояние с преобладанием негативных эмоций тревоги и фрустрации. Состояние неопределенности. Осознанная потребность в выборе. Выраженное желание стабильности, уверенности в себе и независимости. Удовлетворенность отношениями с близкими людьми |
Проблемный анализ |
|
Аналитический этап психокоррекции. Структурирование психологической информации | |
Эмоциональная сфера | Раздражительность, вспыльчивость, страх перед неопределенностью, неуверенность, в некоторых моментах подавленность, депрессивные тенденции |
Социальная сфера | 26 лет, вырос в полной семье, выпускник университета, молодой специалист, социальный статус – находится в поисках постоянной работы, временно подрабатывает |
Межличностная сфера | Эмоционально значимы отношения с семьей и близкими, однако отмечается тенденция к автономии и независимости; имеет широкий круг дружеских отношений |
Поведенческая сфера и сфера деятельности | Окончил университет, находится в поисках работы по специальности, имеет временную работу, предпринимает активные действия, пробует варианты |
Личностная сфера | Потребность в независимости (финансовой сепарации от других членов семьи) и базовая потребность в безопасности (стабильности и определенности). Самооценка предположительно адекватная |
Психологический диагноз | Состояние фрустрации потребности в независимости, которое находит выражение в агрессивном поведении (раздражительности, вспыльчивости) вследствие длительного поиска постоянной работы и внутриличностного конфликта из-за несоответствия притязаний реальному положению (предложениям работодателей). В качестве ресурсных личностных свойств можно рассматривать рациональность, активность, интеллект, наличие хороших межличностных отношений |
Психологический прогноз | Условно-благоприятный, возможна стабилизация эмоционального состояния при условии решения внутриличностного конфликта (кризиса экспектаций) и решения проблемы выбора пути трудоустройства |
Стратегия психокоррекции | |
Теоретический подход, в русле которого определяются причины нарушения и концепция психокоррекционной работы, предполагаемый результат | Гуманистический клиент-центрированный подход; рационально-эмотивный подход А. Эллиса |
3. Кирилл, 24 года
Кирилл закончил институт в прошлом году, но пока не устроился на работу. Причиной отсутствия работы считает сложности в налаживании межличностных отношений, неспособность поддерживать разговор, большое волнение при общении с малознакомыми людьми. Отмечает сложности во взаимоотношениях и на предыдущих этапах своей жизни – в детском саду, в школе и институте. Кирилл – единственный сын своих родителей, которые не отличались общительностью, вели уединенный образ жизни. Друзей, девушки, приятелей у молодого человека нет. Инициативы в установлении контактов не проявляет.
Психодиагностический этап психокоррекции | |
Психологический анамнез | Наличие стрессовых факторов (профессиональные неудачи). Относительно стабильное эмоциональное состояние с преобладанием негативных эмоций тревоги и фрустрации. Состояние неопределенности. Осознанная потребность в выборе. Выраженное желание стабильности, уверенности в себе и независимости. Удовлетворенность отношениями с близкими людьми. |
Проблемный анализ | 1.Проблема выбора – принятия решения и ответственности за позитивные и негативные последствия решения о выборе профессиональной деятельности; 2.запрос связан со стабилизацией эмоционального состояния; 3.конфликт, вызванный несоответствием ожиданий и притязаний клиента; 4.неопределенная профессиональная идентичность. |
Аналитический этап психокоррекции. Структурирование психологической информации | |
Эмоциональная сфера | Большое волнение при общении с малознакомыми людьми |
Социальная сфера и межличностная сфера | Сложности в налаживании межличностных отношений, неспособность поддерживать разговор. |
Поведенческая сфера и сфера деятельности | Сложности во взаимоотношениях и на предыдущих этапах своей жизни – в детском саду, в школе и институте. |
Личностная сфера | Потребность в независимости (финансовой сепарации от других членов семьи) и базовая потребность в безопасности. Самооценка предположительно адекватная. |
Психологический диагноз | Состояние фрустрации потребности в независимости, которое находит выражение в агрессивном поведении (раздражительности, вспыльчивости) вследствие длительного поиска постоянной работы и внутриличностного конфликта из-за несоответствия притязаний реальному положению (предложениям работодателей). |
Психологический прогноз | Условно-благоприятный, возможна стабилизация эмоционального состояния при условии решения внутриличностного конфликта (кризиса экспектаций) и решения проблемы выбора жизненного пути. |
Стратегия психокоррекции | |
Теоретический подход, в русле которого определяются причины нарушения и концепция психокоррекционной работы, предполагаемый результат | Социально-когнитивное консультирование |
Обозначение видов коррекции по семи основаниям, рассмотренным в учебнике |
|
Цель и задачи психокоррекционной работы | Приобрести новые образцы поведения через наблюдение за другими моделями поведения, которые они потом могут повторить. |
Методы психокоррекции | краткосрочная терапия Ирвинга Джайниса; психодинамическое (психоаналитическое) направление, в том числе: психоанализ З. Фрейда и др.; индивидуальная психология А. Адлера; аналитическая психология К. Г. Юнга; самоанализ. |
Предполагаемые продолжительность и частота встреч | 1-2 раза в неделю. |
1 Оставить нужное