Файл: Практические задания 1 3.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 176

Скачиваний: 11

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таблица 3.1 – Анализ консультативного случая и планирование коррекционной работы

Психодиагностический этап психокоррекции

Психологический анамнез




Проблемный анализ




Аналитический этап психокоррекции. Структурирование психологической информации

Эмоциональная сфера




Социальная сфера и межличностная сфера




Поведенческая сфера и сфера деятельности




Личностная сфера




Психологический диагноз




Психологический прогноз




Стратегия психокоррекции

Теоретический подход, в русле которого определяются причины нарушения и концепция психокоррекционной работы, предполагаемый результат




Обозначение видов коррекции по семи основаниям, рассмотренным в учебнике




Цель и задачи психокоррекционной работы




Методы психокоррекции




Предполагаемые продолжительность и частота встреч





Пример выполнения задания: ситуация для анализа

Даниил, 26 лет, обратился на консультацию к психологу с запросом о достижении чувства уверенности в себе, обретения определенности, независимости. Поводом послужила необходимость разобраться в ситуации и принять решение относительно трудоустройства. Он окончил университет год назад, но не смог устроиться по специальности; пытался работать по предлагаемым в центре занятости вакансиям дважды, но работа не устроила по вопросам оплаты труда и содержания работы. На вакансии по специальности Даниил устроиться не смог из-за отсутствия требуемого стажа работы. Он начал сомневаться, что его настойчивое желание найти работу по специальности ошибочно и ему надо соглашаться на любой более или менее приемлемый вариант. Выбор специальности и поступление в университет были осознанным и самостоятельным решением, которое соответствовало способностям и склонностям Даниила. Во время обучения у Даниила не было долгов по учебе, сессии сдавались на хорошие отметки, учиться было в целом интересно. Учеба нравилась, но не все предметы вызывали интерес. В научной и внеучебной деятельности он не проявил себя, в целом степень социальной и учебно-профессиональной активности можно оценить как среднюю. Выбранная профессия стала понятной и всерьез заинтересовала на последнем курсе. Дипломный проект был защищен на «отлично». В настоящее время молодой человек живет отдельно от родителей во временно свободной квартире родственника. Родители оказывают финансовую поддержку, у Даниила с ними хорошие отношения, но его не устраивает позиция иждивенца. К тому же он встречается с девушкой. Лето после окончания университета было решено посвятить отдыху, а осенью начались поиски работы, не увенчавшиеся успехом. Для Даниила было важно работать по специальности, он искал работу, связанную с темой диплома. Год безуспешных попыток найти удачное место работы и
временные подработки привели к унынию, чувству безнадежности, невостребованности и бесполезности усилий. Даниил жалуется на раздражительность, упадок сил, нежелание что-либо предпринимать. Появились эмоции страха перед неопределенностью, неуверенность в себе.
Таблица 3.2 – Пример выполнения задания

Психодиагностический этап психокоррекции

Психологический анамнез

Наличие стрессовых факторов (профессиональные неудачи). Относительно стабильное эмоциональное состояние с преобладанием негативных эмоций тревоги и фрустрации. Состояние неопределенности. Осознанная потребность в выборе. Выраженное желание стабильности, уверенности в себе и независимости. Удовлетворенность отношениями с близкими людьми

Проблемный анализ

  1. Проблема выбора – принятия решения и ответственности за позитивные и негативные последствия решения о выборе профессиональной деятельности;

  2. запрос связан со стабилизацией эмоционального состояния;

  3. конфликт, вызванный несоответствием ожиданий и притязаний клиента;

  4. неопределенная профессиональная идентичность (сомнения в необходимости продолжать деятельность по специальности)

Аналитический этап психокоррекции. Структурирование психологической информации

Эмоциональная сфера

Раздражительность, вспыльчивость, страх перед неопределенностью, неуверенность, в некоторых моментах подавленность, депрессивные тенденции

Социальная сфера

26 лет, вырос в полной семье, выпускник университета, молодой специалист, социальный статус – находится в поисках постоянной работы, временно подрабатывает

Межличностная сфера

Эмоционально значимы отношения с семьей и близкими, однако отмечается тенденция к автономии и независимости; имеет широкий круг дружеских отношений

Поведенческая сфера и сфера деятельности

Окончил университет, находится в поисках работы по специальности, имеет временную работу, предпринимает активные действия, пробует варианты

Личностная сфера

Потребность в независимости (финансовой сепарации от других членов семьи) и базовая потребность в безопасности (стабильности и определенности). Самооценка предположительно адекватная

Психологический диагноз

Состояние фрустрации потребности в независимости, которое находит выражение в агрессивном поведении (раздражительности, вспыльчивости) вследствие длительного поиска постоянной работы и внутриличностного конфликта из-за несоответствия притязаний реальному положению (предложениям работодателей). В качестве ресурсных личностных свойств можно рассматривать рациональность, активность, интеллект, наличие хороших межличностных отношений

Психологический прогноз

Условно-благоприятный, возможна стабилизация эмоционального состояния при условии решения внутриличностного конфликта (кризиса экспектаций) и решения проблемы выбора пути трудоустройства

Стратегия психокоррекции

Теоретический подход, в русле которого определяются причины нарушения и концепция психокоррекционной работы, предполагаемый результат

Гуманистический клиент-центрированный подход;

рационально-эмотивный подход А. Эллиса





3. Кирилл, 24 года

Кирилл закончил институт в прошлом году, но пока не устроился на работу. Причиной отсутствия работы считает сложности в налаживании межличностных отношений, неспособность поддерживать разговор, большое волнение при общении с малознакомыми людьми. Отмечает сложности во взаимоотношениях и на предыдущих этапах своей жизни – в детском саду, в школе и институте. Кирилл – единственный сын своих родителей, которые не отличались общительностью, вели уединенный образ жизни. Друзей, девушки, приятелей у молодого человека нет. Инициативы в установлении контактов не проявляет.


Психодиагностический этап психокоррекции

Психологический анамнез

Наличие стрессовых факторов (профессиональные неудачи). Относительно стабильное эмоциональное состояние с преобладанием негативных эмоций тревоги и фрустрации. Состояние неопределенности. Осознанная потребность в выборе. Выраженное желание стабильности, уверенности в себе и независимости. Удовлетворенность отношениями с близкими людьми.


Проблемный анализ

1.Проблема выбора – принятия решения и ответственности за позитивные и негативные последствия решения о выборе профессиональной деятельности;

2.запрос связан со стабилизацией эмоционального состояния;

3.конфликт, вызванный несоответствием ожиданий и притязаний клиента;

4.неопределенная профессиональная идентичность.


Аналитический этап психокоррекции. Структурирование психологической информации

Эмоциональная сфера

Большое волнение при общении с малознакомыми людьми


Социальная сфера и межличностная сфера

Сложности в налаживании межличностных отношений, неспособность поддерживать разговор.


Поведенческая сфера и сфера деятельности

Сложности во взаимоотношениях и на предыдущих этапах своей жизни – в детском саду, в школе и институте.


Личностная сфера

Потребность в независимости (финансовой сепарации от других членов семьи) и базовая потребность в безопасности. Самооценка предположительно адекватная.


Психологический диагноз

Состояние фрустрации потребности в независимости, которое находит выражение в агрессивном поведении (раздражительности, вспыльчивости) вследствие длительного поиска постоянной работы и внутриличностного конфликта из-за несоответствия притязаний реальному положению (предложениям работодателей).


Психологический прогноз

Условно-благоприятный, возможна стабилизация эмоционального состояния при условии решения внутриличностного конфликта (кризиса экспектаций) и решения проблемы выбора жизненного пути.


Стратегия психокоррекции

Теоретический подход, в русле которого определяются причины нарушения и концепция психокоррекционной работы, предполагаемый результат

Социально-когнитивное консультирование

Обозначение видов коррекции по семи основаниям, рассмотренным в учебнике

  1. Личностные факторы (независимо от того, обладает ли индивидуум высокой или низкой самоэффективностью по отношению к поведению)

    2) Факторы среды (влияние окружающей среды на поведение человека)

    3) Факторы реакции среды (реакция окружения на поведение индивидуума).




Цель и задачи психокоррекционной работы

 Приобрести новые образцы поведения через наблюдение за другими моделями поведения, которые они потом могут повторить.


Методы психокоррекции

краткосрочная терапия Ирвинга Джайниса;

психодинамическое (психоаналитическое) направление, в том числе:

психоанализ З. Фрейда и др.;

индивидуальная психология А. Адлера;

аналитическая психология К. Г. Юнга;

самоанализ.


Предполагаемые продолжительность и частота встреч

1-2 раза в неделю.



1 Оставить нужное