Файл: 1Понятие продуктивной деятельности и особенности организации занятий по аппликации во второй младшей группе. 5.docx
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 119
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Содержание
Введение 3
1Понятие продуктивной деятельности и особенности организации занятий по аппликации во второй младшей группе. 5
1.1 Понятие и структура продуктивной деятельности 5
1.2Понятие продуктивных видов деятельности и их задачи во второй младшей группе. 9
1.3Особенности организации занятия по аппликации во второй младшей группе. 13
2Методическое обеспечение процесса обучения детей аппликации во второй младшей группе 19
2.1Разработка методических материалов, обеспечивающих организацию занятий аппликацией во второй младшей группе 19
Заключение 24
Список использованных информационных источников 25
ПРИЛОЖЕНИЯ 28
Введение
Изобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач эстетического воспитания, так как по своему характеру является художественной деятельностью. Специфика занятий изобразительным творчеством дает широкие возможности для познания прекрасного, для развития у детей эмоционально-эстетического отношения к действительности.
Каждый вид изобразительной деятельности, кроме общего эстетического влияния, имеет свое специфическое воздействие на ребенка. Аппликация имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует формированию и развитию многих личностных качеств личности, ее психических и эстетических возможностей.
В современных педагогических и психологических исследованиях доказывается необходимость занятий изобразительным творчеством для умственного, эстетического развития детей в дошкольном возрасте.
В работах Запорожца А.В., Давыдова В.В., Поддъякова Н.Н. установлено, что дошкольники способны в процессе предметной чувственной деятельности, в том числе и аппликации, выделять существенные свойства предметов и явлений, устанавливать связи между отдельными предметами и явлениями и отражать их в образной форме. Этот процесс особенно заметен в различных видах практической деятельности: формируются обобщенные способы анализа, синтеза, сравнения и сопоставления, развивается умение самостоятельно находить способы решения творческих задач, умение планировать свою деятельность.
Отсюда вытекает необходимость занятий не только изобразительным искусством, но и специфичными видами изобразительного творчества, в том числе и аппликацией.
Выше изложенное в целом на теоретико-методическом уровне определило проблему настоящего исследования: составление методических материалов, обеспечивающих организацию занятий аппликацией во второй младшей группе
Цель исследования: теоретическое обоснование психолого-педагогический особенностей методики обучения продуктивных видов деятельности во второй младшей группе
Объект исследования: психолого-педагогические особенности развития предпосылок в деятельности во 2ой младшей группы.
Предмет исследования: содержание работы с детьми младшей группы по аппликации.
Задачи исследования:
-
Изучить понятие и структуру продуктивной деятельности -
Изучить понятие продуктивных видов деятельности и их задачи во второй младшей группе -
Изучить особенности организации занятия по аппликации во второй младшей группе -
Разработать методические материалы, обеспечивающие организацию занятий аппликацией во второй младшей группе
Теоретическая значимость: подобранный в работе теоретический материал может являться базой для понимания работы с детьми во второй младшей группе по аппликации.
Практическая значимость: результаты данной работы могут быть использованы как методический комплект по обеспечению процесса реализации овладения детьми знаниями, навыками и умениями необходимыми для аппликации.
В работе были использованные следующие методы исследования: анализ-психолого-педагогической, изучение педагогического опыта, составление библиографии, конспектирование.
-
Понятие продуктивной деятельности и особенности организации занятий по аппликации во второй младшей группе.-
Понятие и структура продуктивной деятельности
-
Детская продуктивная деятельность предполагает создание ребенком определенного продукта (изделия). В дошкольный период такими продуктами являются рисунки, аппликации, поделки из бумаги, картона, природного, бросового и пластического материалов и т. д. В ходе продуктивной деятельности дети активно осваивают способы обработки художественных материалов и овладевают изобразительными, пластическими и конструктивными умениями. При этом создание принципиально нового от дошкольников не требуется. Такая ситуация обусловлена сущностью деятельности. [1]
Рассмотрим понятие детской продуктивной деятельности в трактовках различных исследователей.
В психолого-педагогической литературе упоминаются следующие понятия:
-
«продуктивная деятельность» — деятельность ребенка, организуемая с целью получения продукта (постройки, рисунка, аппликации, лепной поделки и т. п.), обладающего определенными заданными качествами; -
«продуктивность» — качество деятельности, оно характеризуется производительностью, эффективностью совершаемых действий, коэффициент полезности которых имеет высокие показатели; -
«продукт деятельности» — результат деятельности, который является следствием решения конкретной задачи; -
«продуктивное мышление» — тип мышления, дающий новый конечный продукт, который является следствием быстрого и глубокого усвоения знаний и умения применять их в новых условиях; -
«продуктивное воображение» — процесс создания принципиально новых представлений, не имеющих непосредственного образца, когда действительность творчески преобразуется, а не просто механически копируется или воссоздается; -
«продуктивное восприятие» — это отражение ребенком предмета или явления в целом при непосредственном их воздействии на органы чувств; -
«продуктивный подход» — способ деятельности, позволяющий формировать умение у детей решать важные для них проблемы, находить выход из нестандартных ситуаций.
Продуктивная же деятельность ограничивается только получением продукта в результате осуществления конкретных действий, обозначенных в задаче.
Развитие продуктивной деятельности характеризуется умением детей добиваться нужного результата либо по заданному образцу, либо в процессе реализации собственного замысла.[13]
Продуктивная деятельность напрямую связана с развитием познавательных процессов, поскольку созданный детьми продукт в большей степени отражает их представления о предметах, объектах и явлениях окружающего мира и эмоциональное отношение к ним. Продуктивная деятельность подкрепляется репродуктивной.
Репродуктивность деятельности предполагает только воспроизведение уже существующего продукта с повторением всех этапов его выполнения.
Репродуктивная деятельность дошкольников строится на четком алгоритме, который продуман педагогом. Отступление от алгоритма может нарушить общий ход деятельности и помешать получению задуманного результата. С одной стороны, такая особенность репродукции позволяет формировать у детей устойчивые знания и умения, с другой стороны, чрезмерное увлечение репродуктивной деятельностью будет тормозить проявление творческой активности, что осложнит творческое становление детей в целом.
Продуктивность может проявляться как взаимодействие способов создания уже имеющихся продуктов. В продуктивной деятельности ребенку предоставляются несколько вариантов выполнения продукта, каждый из которых представлен одним или несколькими алгоритмами. Ребенок в этом случае либо выбирает способ решения задачи, либо комбинирует части выполненных педагогом работ (педагогических эскизов). Поэтому считать такую деятельность творческой было бы неверно. Творческой она становится тогда, когда ребенок на основе имеющегося опыта продуктивной деятельности придумывает новый продукт, ранее им не созданный, в котором реализуется его собственный замысел.
Таким образом, репродуктивная и продуктивная деятельность представляют собой разные стороны одного процесса, который является преддверием творчества.
В развитии детской продуктивной деятельности можно выделить ряд важных подходов:
1.Интегративный подход
нацеливает педагога на всестороннее гармоничное развитие детей. Он позволяет дошкольникам комбинировать знания и умения для получения продукта.
Интегративный подход предполагает следующие основные виды интеграции:
-
деятельностная — предполагает корреляцию основных видов продуктивной деятельности детей дошкольного возраста: рисования, аппликации, лепки, конструирования; -
качественная — направлена на формирование интегративных качеств личности, которые предусмотрены ФГТ и ФГОС как конечный результат образовательной деятельности дошкольных образовательных организаций; -
содержательная — характеризуется использованием комплексно-тематического планирования, в котором осуществляется многоуровневая корреляция информационного поля различных образовательных областей и видов продуктивной деятельности; -
функциональная — предполагает сочетание различных форм организации педагогического процесса в условиях основного и дополнительного дошкольного образования; -
возрастная — нацеливает педагога на организацию совместной изобразительной деятельности, в которой участвуют дети разновозрастных групп и родители.
2.Системный подход связан с комбинацией различных методов и приемов в организации продуктивной деятельности. Чем шире диапазон используемого педагогического инструментария, тем лучше результат.
3.Функциональный подход отражает особенности овладения детьми каждым видом продуктивной деятельности с учетом их специфики.
4.Потенциальный подход — это возможность активизации детьми в ходе продуктивной деятельности своего художественного потенциала и имеющегося изобразительного, конструктивного и пластического опыта.
К видам продуктивной деятельности относятся те, которые направлены на получение продукта познания, создания, преобразования, использования в новом качестве предметов, объектов, ситуаций, явлений, ресурсов личности с опорой на имеющиеся эскизы.
Продуктивная деятельность имеет ряд