Файл: 1Понятие продуктивной деятельности и особенности организации занятий по аппликации во второй младшей группе. 5.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 122

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
струк­турных ком­по­нен­тов:

1.Мотив – эмоционально-волевые побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей ребенка, совокупность которых определяет характер активности.

- Личный мотив: «мне нравится эта открытка, хочу сделать такую же».

- Общественный мотив: «Скоро праздник, нам нужно сделать подарки для мам».

2. Цель – осознанное представление ребёнка о том результате, который должен быть достигнут с помощью определенных усилий, имеющих последовательность.

- Близкая цель реализуется в ближайшее время, не очень масштабна: «Я приду домой и нарисую такие же цветочки».

- Дальняя цель связана с временной отсрочкой: «Наши работы мы весной отправим н конкурс».

3. Действие по своему характеру близко к понятию «поведение» - ответная реакция организма на внутренние или внешние раздражители, т.е. действие – некоторые виды поведения.

Продуктивные действия – это определенная система поступков, средств,

методов, используя которые ребенок или группа детей получает конкретный продукт (материальный или духовный), представление о них, делает выводы. Основа продуктивного действия – совместная работа ребенка с педагогом или другими детьми.[4]


    1. Понятие продуктивных видов деятельности и их задачи во второй младшей группе.

1.Рисование – способ отражения предметов, объектов, явлений окружающей действительности, чувств, эмоций на плоскости с помощью выразительных средств живописи и графики.

Задачи:

Предлагать детям передавать в рисунках красоту окружающих предметов и природы (голубое небо с белыми облаками; кружащиеся на ветру и падающие на землю разноцветные листья; опускающиеся на землю снежинки и т. п.). Продолжать учить правильно держать карандаш, фломастер, кисть, не напрягая мышц и не сжимая сильно пальцы; добиваться свободного движения руки с карандашом и кистью во время рисования.

Учить набирать краску на кисть: аккуратно обмакивать ее всем ворсом в баночку с краской, снимать лишнюю краску о край баночки легким прикосновением ворса, хорошо промывать кисть, прежде чем набрать краску другого цвета. Приучать осушать промытую кисть о мягкую тряпочку или бумажную салфетку. Закреплять знание названий цветов (красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный), познакомить с оттенками (розовый, голубой, серый).

Обращать внимание детей на подбор цвета, соответствующего изображаемому предмету. Приобщать детей к декоративной деятельности: учить украшать дымковскими узорами силуэты игрушек, вырезанных воспитателем (птичка, козлик, конь и др.), и разных предметов (блюдечко, рукавички).


Учить ритмичному нанесению линий, штрихов, пятен, мазков (опадают с деревьев листочки, идет дождь, «снег, снег кружится, белая вся улица», «дождик, дождик, кап, кап, кап…»).

Учить изображать простые предметы, рисовать прямые линии (короткие, длинные) в разных направлениях, перекрещивать их (полоски, ленточки, дорожки, заборчик, клетчатый платочек и др.).

Подводить детей к изображению предметов разной формы (округлая, прямоугольная) и предметов, состоящих из комбинации разных форм и линий (неваляшка, снеговик, цыпленок, тележка, вагончик и др.).

Формировать умение создавать несложные сюжетные композиции, повторяя изображение одного предмета (елочки на нашем участке, неваляшки гуляют) или изображая разнообразные предметы, насекомых и т. п. (в траве ползают жучки и червячки; колобок катится по дорожке и др.). Учить располагать изображения по всему листу.[2]

2.Лепка – способ формообразования, основанный на «формосложнии» прибавлении, «прилипании» мягкого либо влажного материала.

Задачи:

Формировать интерес к лепке.

Закреплять представления о свойствах глины, пластилина, пластической массы и способах лепки.

Учить раскатывать комочки прямыми и круговыми движениями, соединять концы получившейся палочки, сплющивать шар, сминая его ладонями обеих рук.

Побуждать детей украшать вылепленные предметы, используя палочку с заточенным концом (спичку); учить создавать предметы, состоящие из 2–3 частей, соединяя их путем прижимания друг к другу.

Закреплять умение аккуратно пользоваться глиной, класть комочки и вылепленные предметы на дощечку.

Учить детей лепить несложные предметы из нескольких частей (неваляшка, цыпленок, пирамидка и др.).

Предлагать объединять вылепленные фигурки в коллективную композицию (неваляшки водят хоровод, яблоки лежат на тарелке и др.). Вызывать радость от восприятия результата общей работы.[2]

3.Аппликация (от лат. appllcatio — накладывать, прикладывать) — один из видов прикладного искусства, используемый для художественного оформления различных предметов (одежды, мебели, посуды и т. д.) при помощи прикрепления к основному фону вырезанных декоративных или тематических форм.

Задачи:

Приобщать детей к искусству аппликации, формировать интерес к этому виду деятельности.

Учить предварительно выкладывать на листе бумаги приготовленные воспитателем детали разной формы, величины, цвета; раскладывать их в определенной последовательности, составляя задуманный ребенком или заданный воспитателем предмет, а затем наклеивать полученное изображение на бумагу.



Учить аккуратно пользоваться клеем: намазывать его кисточкой тонким слоем на обратную сторону наклеиваемой фигуры (на специально приготовленной клеенке); прикладывать стороной, намазанной клеем, к листу бумаги и плотно прижимать салфеткой.

Вызывать у детей радость от созданного ими изображения.

Формировать навыки аккуратной работы.

Учить создавать в аппликации на бумаге разной формы не только предметные, но и декоративные композиции из геометрических форм и природных материалов, повторяя и чередуя их по форме и цвету.

Развивать чувство ритма.[2]


    1. Особенности организации занятия по аппликации во второй младшей группе.

При определении методов обучения следует выделить два основных направления работы воспитателя:

-подготовку к предстоящему занятию

-обучение на занятиях в младшей группе.

В процессе подготовки необходимо использовать информационно-рецептивный (ознакомление с предметами, которые предстоит изобразить) и репродуктивный метод, когда дети упражняются в различении формы, цвета предметов. При подготовке к занятию важно развивать восприятие детей, обучать их умению видеть предмет, совершать осязательный и зрительный анализ. Важным моментом в обучении является показ способов вкладывания и наклеивания. В работе с детьми данного возраста нельзя забывать об игровых приемах. Дети эмоционально реагируют на появление новых игрушек, охотно участвуют в предложенной игровой ситуации. Это повышает интерес детей к занятию, стимулирует их активности.[5]

Для просмотра детских работ необходимо выставить их для обозрения. Во время анализа нужно вызывать у детей положительные эмоции; похвалить всех, предложить полюбоваться аппликациями. Во второй половине года нужно обращать внимание детей на ошибки, учить видеть их.

Программные задачи (аппликация):

Формировать у воспитанников представления о (об):

- аппликационной деятельности (предметная, сюжетная, декоративная);

- цветовых сочетаниях элементов и фона;

- материалах аппликации.

Формировать умения:

- наклеивать простые формы, использовать способ обрывания;

- составлять узоры на различных геометрических формах, используемых в качестве фона, создавать из готовых форм простые предметы и элементарные сюжеты, украшать изделие (машина, солнышко, я еду на поезде, плывут кораблики, жар-птица, шапочка для куклы);


- создавать аппликации из разных материалов (бумаги, ткани);

- видеть и использовать в аппликации сочетание цвета деталей фона.

Помимо этих задач, решаются задачи познавательного развития: ориентация дошкольников в пространстве (правая-левая сторона, определение объектов на листе бумаги – в середине листа, сверху, снизу); закрепление геометрических форм (круг, квадрат, треугольник); цвета, величины предметов.[6]

Методика работы:

Развитие двигательных функций руки у детей четвертого года жизни еще не совершенно, поэтому они не могут пользоваться ножницами. Навык работы с ножницами формируется в семье и индивидуальной работе с ребенком.

Овладение навыками выполнения аппликации начинается с наклеивания нескольких готовых форм в один ряд на полоске бумаги. Это несложное задание вызывает у ребенка затруднение. Поэтому для наклеивания вначале предлагается несколько одинаковых по размеру и цвету кругов.

На первых занятиях ребенка обучают технике наклеивания: правильно держать кисточку, набирать немного клея, аккуратно намазывать форму с обратной стороны, пользуясь при этом клеенкой, раскладывать формы на нужное место намазанной стороной, прижимать их ветошью, не сдвигать, класть кисточку только на подставку.

Дальнейшее усложнение происходит за счет введения кругов другого цвета и расположения их по чередованию цветов.

Затем вводится новая форма – квадрат. Постепенно усложняется композиция аппликаций – расположение форм по углам квадрата и по краю круга.

Наклеивают дети сначала изображение, состоящее из одной части, затем из двух-трех (например, гриб, флажок, снеговик, домик и др.).

Для детей данного возраста важно, чтобы каждое задание по аппликации было связано с конкретным образом.

Задача воспитателя – ко всем декоративным заданиям по наклеиванию геометрических форм подобрать соответствующие предметные названия: «Украсим платочек» (квадрат), «Распишем тарелку» (круг) и др.[8]

Для воспитанников второй младшей группы большое значение имеет материал для работы. Каждому ребенку дают готовые формы яркого цвета. После объяснения задания и раздачи форм дети сначала раскладывают их на листе, и только после проверки воспитателем правильности выполнения задания на столы ставят клей. В дальнейшем все оборудование и инструменты, кроме цветных форм, можно подготовить заранее.

Учитывая психофизиологические особенности детей младшего дошкольного возраста, занятия аппликацией не могут быть слишком длительны по времени (более 20 минут), поскольку работа требует большой концентрации внимания, усидчивости. Во время занятий необходимо все время поддерживать интерес малышей к аппликации. С этой целью нужно, во-первых, предоставить детям возможность выбора, во-вторых, работу разделить на несколько этапов, которые энергично будут сменять друг друга. Важно на занятии создать ат­мосферу творчества, взаимной эмпатии и восхищения любыми успе­хами детей.


Для того чтобы дети овладели определенными конструктивно- изобразительными умениями, желательно использовать вариативную повторяемость при работе над аппликационным образом: чередовать индивидуальные формы обучения с фронтальными.

При проведении занятий следует учитывать специфику возраста детей и комплексно использовать методы обучения:

частично-поисковый,

эвристический,

репродуктивный,

игровой,

метод упражнений,

художественное слово.

Для большей эффективности формирования системы знаний, умений, навыков необходимо делить детей на подгруппы в соответствии с уровнем их творческого развития, чтобы у каждого ребенка была обозначена перспектива его личного роста. Следует поощрять любое стремление к творческим поискам.

Процесс обучения стоит проводить по нескольким направлениям, которые в основе содержат принцип преемственности между знаниями, умениями, навыками, впечатлениями.

Первое направление — движение ребенка от неосознанных, интуитивных действий к осознанным и целенаправленным.

Второе направление — качественное изменение процесса созда­ния аппликационного образа (от элементарных сенсомоторных экс­периментов к наглядно-действенным операциям, а затем и к проявлению наглядно-образного мышления.

Третье направление — создание индивидуальных и коллективных работ.

Четвертое направление — формирование у детей умения со­ставлять целостную композицию из нескольких предметных изображений.

Пятое направление — обучение детей ориентировке на различных форматах, формах, основах.

Шестое направление — стимулирование личной творческой ак­тивности детей (постепенное ее преобразование из сотворчества в самостоятельное творчество).

Каждое направление охватывает определенную группу задач, методов и приемов.

Поисковый метод побуждает малышей к активным поисковым действиям, они самостоятельно начинают сравнивать различные детали, соединять их, пробуя получить какое-нибудь изображение

Репродуктивный метод обусловливает развитие прежде всего необходимых конструктивно-изобразительных умений: аккуратно намазывать деталь клеем; убирать лишний клей салфеткой или тряпочкой; прикладывать детали в нужное место, чтобы получить целостное изображение, и т.д. Метод очень тесно связан с упражнениями, поскольку направлен на формирование некоего динамического стереотипа, позволяющего ребенку не задумываться над простейшими действиями, уделяя все внимание художественно-изобразительной стороне аппликации.