Файл: 1Понятие продуктивной деятельности и особенности организации занятий по аппликации во второй младшей группе. 5.docx
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 118
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Игровой метод.
Преобладают занятия по аппликации, поскольку ведущий вид деятельности - игра, соответственно учебный процесс имеет обучающе-игровой характер.
Содержание работ детей младшей группы, несмотря на возраст, может быть разнообразным. Все зависит от того, насколько четко определены действия ребенка и педагога. Важно не сводить деятельность детей до минимума, выполняя за него всю предварительную работу. Ведь подготовить кусочки цветной бумаги, необходимой для фона, ребенок может самостоятельно. Тогда на занятии внимание будет уделено процессу создания аппликационного образа. Эффективность обучения зависит еще и от адекватности приемов работы с различными материалами. К примеру, не могут дети за время занятия наклеить травку, состоящую из отдельных полосочек. Пусть травка будет из салфеток разных оттенков, которые предварительно мнутся и укладываются на основу, имитирую целую поляну. Или травку можно сделать из полоски бумаги, на которой дети делают надрезы.[10]
Воспитатель, занимающийся художественным творчеством с детьми младшего дошкольного возраста, должен проявить всю свою творческую фантазию и педагогический опыт, чтобы заинтересовать малышей работой с бумагой и стимулировать их к дальнейшим творческим успехам.
-
Методическое обеспечение процесса обучения детей аппликации во второй младшей группе-
Разработка методических материалов, обеспечивающих организацию занятий аппликацией во второй младшей группе
-
Аппликация- один из любимых детьми видов изобразительной деятельности: детей радует яркий цвет бумаги, удачное ритмическое расположение фигур, большой интерес вызывает у них техника наклеивания.[16]
Каждый ребенок абсолютно уникален, у каждого - свои интересы, способности и склонности, свой исходный уровень и темп развития. Полноценное развитие ребенка с учетом всех его особенностей возможно в условиях индивидуализации образовательной деятельности. Об этом четко сказано в Стандарте: «… построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка...» (п. 4.1).
Среди условий, определенных Стандартом, «..для создания социальной ситуации
развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста..» (п. 3.2.5), важно построение развивающего обучения, ориентированного на зону ближайшего развития каждого ребенка. Л.С. Выготский в своих исследованиях обосновал, что для каждого ребенка свойственна «зона ближайшего развития», т.е, то, что ребенок умеет делать вместе со взрослым, но еще не способен сделать самостоятельно.
В культурно-исторической теории Л.С. Выготский отмечал: «То, что сегодня ребенок умеет делать в сотрудничестве и под руководством, завтра он становится способен выполнять самостоятельно….
Исследуя, что ребенок способен выполнить
самостоятельно, мы исследуем развитие вчерашнего дня.
Исследуя, что ребенок способен выполнить в сотрудничестве, мы определяем развитие завтрашнего дня…Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития».
Разработанная диагностика учитывает возрастные психофизиологические особенности развития детей, основные новообразования каждого возраста, социальную ситуацию развития, ведущий вид деятельности и соответствует требованиям ФГОС ДО. При определении показателей развития детей раннего и дошкольного возраста акцент делался не на знаниевом компоненте, а на овладении детьми видами детской деятельности, что также соответствует идеям Стандарта.
Важное место занимают показатели, связанные с детской инициативой, активностью и самостоятельностью, что в значительной степени отражает задачи ФГОС: «формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных. физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности» (п. 1.6).
Практическое использование результатов педагогической диагностики
Кроме опенки индивидуального развития каждого ребенка диагностическая таблица развития детей всей группы покажет, в первую очередь, эффективность организации педагогического процесса и каждого вила деятельности в данной группе.
Если по результатам диагностики уровни «высокий» и «достаточный» составляют 50% и менее, это является прямым указанием для педагога на коррекцию методов, приемов деятельности или всего образовательного процесса и форм организации данного вида деятельности или всего образовательного процесса в целом, т.е. для оптимизации работы с группой детей.
Если результаты развития высокие, значит, организация образовательного процесса в груше оптимальна, технологии используются эффективно и процесс развития детей осуществляется успешно. Таким образом, диагностика развития поможет педагогу и руководителю ДОО более объективно провести анализ и самоанализ образовательной деятельности по реализации основной образовательной программы дошкольного образования, оценить эффективность работы собственной или всего педагогического коллектива.
Периодичность проведения диагностики в ДОО указывается в основной образовательной программе дошкольной образовательной организации.
Проведение диагностики дважды в год: в сентябре и апреле (мае). При этом необходимо учитывать адаптационный период пребывания детей в детском саду. Так, если он еще не закончен для ребенка, диагностику его развития для большей объективности целесообразно перенести на более поздний срок
Процедура проведения педагогической диагностики
Педагогическая диагностика осуществляется на основе результатов наблюдения педагога за детьми в разных видах деятельности, анализа продуктов их творчества (рисунков, работ по лепке и аппликации, построек и поделок и пр.).
Процедура диагностики осуществляется в два этапа по каждому виду деятельности два раза в год.
Шкала оценки диагностики содержит три уровня оценки: «Выше нормы», «Норма» и «Ниже нормы».
Шкала оценки
Выше нормы (высокий уровень) - показатель развития проявляется в полном объеме, всегда и наблюдается в самостоятельной деятельности ребенка.
Норма (достаточный уровень) - проявляется не всегда или не в полном объеме: с небольшой помощью взрослого (с помощью наводящих вопросов, дозированной подсказки, показа, образца и др.).
Ниже нормы (недостаточный уровень) - проявляется крайне редко или совсем не проявляется; ребенок не справляется лаже с небольшой помощью взрослого (требуется дополнительная диагностика)
Количественный анализ показателей
1. Если у ребенка по шкале оценки в количество показателей «Достаточный уровень» составляет свыше 70%, в графе «Итог» результат отмечается зеленым цветом или буквой «Д», что означает «достаточный уровень».
2. Если у ребенка по шкале оценки в дополнительной диагностике количество показателей «Недостаточный уровень» составляет 30% и выше, в графе «Итог» результат отмечается синим цветом или буквой «Н», что означает «недостаточный уровень». В этом случае ребенок нуждается в психологической диагностике и индивидуальной образовательной траектории развития.
Известно, что игра — ведущий вид деятельности дошкольников. Особое значение мы придаем взаимосвязи занятий рисованием, лепкой, аппликацией с игрой. И в игре, и в изобразительной деятельности дети отражают впечатления об окружающей жизни. Связь этих видов деятельности определяется спецификой изобразительной деятельности ребенка, заключающейся в игровых проявлениях в процессе создания изображения и в игровом отношении к образу
Для того, чтобы развивать у детей знания, умения и навыки в области аппликации мы используем дидактические игры, пальчиковые игры.
В дидактических играх мы формируем умения предварительно выкладывать на листе бумаге готовые детали, развиваем умение подбирать предметы по цвету, развиваем умение аккуратно пользоваться клеем и т.д.
В пальчиковых играх мы развиваем мелкую моторику пальцев рук, развивать воображение и т.д.[23]
Картотека дидактически и пальчиковых игр для второй младшей группы в Приложении 1.
Изобразительная деятельность в детском саду является частью всей воспитательной работы с детьми и несет на себе нагрузку решения задач всестороннего воспитания дошкольников. Через непосредственную образовательную деятельность по аппликации, формируются приобщение к искусству, развитие мелкой моторики, формируется интерес к аппликации и тд.
Конспекты НОД представлены в Приложении 2, 3.
Роль семьи в воспитании и развитии ребёнка очень важна! Главной особенностью семейного воспитания признаётся особый эмоциональный микроклимат, благодаря которому у ребёнка складываются определённые ценностные ориентиры, мировоззрение, формируется поведение в разных сферах общественной жизни, отношение к себе, а также формируются разнообразные знания, умения и навыки.[21]
В Приложении 4 представлены: «Рекомендации родителям в проведении занятий по аппликации с детьми младшего дошкольного возраста».
В Приложении 5 представлена Консультация для родителей «Аппликация. Хорошо или плохо?».
Заключение
Дошкольный возраст является уникальным периодом развития личности ребенка, так как в этот период формируются представления ребенка об окружающем мире, происходит его интенсивное физическое и психическое развитие. Одним из аспектов развития является становление творческой личности. Поэтому детская изобразительная деятельность не только несёт в себе общие черты дошкольного детства, но и функции, общие для всех видов деятельности. Под изобразительной деятельностью дошкольника понимаются художественная деятельность, которая способствует всестороннему развитию личности, активному познанию им окружающего мира, воспитанию способности правдиво и творчески отражать свои впечатления в графической и пластической форме.
По результатам проведённой работы можно сделать следующие выводы:
-
От качества обучения и воспитания детей во второй младшей группе зависит успех развития изобразительного творчества на протяжении всего дошкольного периода. -
При обучении детей 4го года жизни особое значение имеет взаимосвязь занятий рисованием, лепкой, аппликацией с игрой. -
Важно соблюдать особенности при организации занятий по аппликации во второй младшей группе.
Все изученные методы и приёмы будут способствовать развитию знаний, умений и навыков необходимых для аппликации.
Список использованных информационных источников
-
Доронова, Т. Н. Развитие детей от 3 до 5 лет в изобразительной деятельности: учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов и групп кратковременного пребывания / Т. Н. Дронова – Москва : Детство Пресс, 2019. – 96 с. -
Комарова, Т. С. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию: учебное пособие для педагогических училищ / Т. С. Комарова, Н. П. Сакулина, Н. Б. Халезова. – 3-е изд., дораб. – Москва : Просвещение, 2018. – 255 с. -
Косминская, В. Б. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду: учебное пособие для студентов педагогических институтов / В. Б. Косминская, Е. И. Васильева, Н. Б. Халезова. – Москва : Просвещение, 2018. – 145 с. -
Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Вторая младшая группа.(Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие): учебно-методическое пособие для реализации парциальной программы « Цветные ладошки». – Москва.: «Цветной мир», 2017.-152с. -
Шайдурова, Н. В. Теоретические и методические основы организации продуктивных видов деятельности детей дошкольного возраста: учебно-методическое пособие / Н. В. Шайдурова. Барнаул : АлтГПУ, 2022. – 100 с. – Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. – URL: https://e.lanbook.com/book/292169 (дата обращения: 02.02.2023). -
Комарова, Т. С. Дошкольная педагогика. Коллективное творчество детей: учебное пособие для среднего профессионального образования / Т. С. Комарова, А. И. Савенков. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Юрайт, 2023. – 96 с. (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-08234-0. – Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/513477 (дата обращения: 02.02.2023). -
Дубровская, Е. А. Дошкольная педагогика. Эстетическое воспитание и развитие: учебник и практикум для вузов / Е. А. Дубровская, С. А. Козлова; под ред. Е. А. Дубровской, С. А. Козловой. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Юрайт, 2023. – 179 с. – (Высшее образование). – ISBN 978-5-534-06300-4. – Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/512680 (дата обращения: 02.02.2023). -
Дубровская, Е. А. Дошкольная педагогика. Эстетическое воспитание и развитие: учебник и практикум для среднего профессионального образования / Е. А. Дубровская, С. А. Козлова; под ред. Е. А. Дубровской, С. А. Козловой. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Юрайт, 2023. – 179 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-07221-1. – Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/513077 (дата обращения: 02.02.2023). -
Иванникова, С. В. Практические и семинарские занятия по курсу «Теория и методика развития детского изобразительного творчества»: учебно-методическое пособие / С. В. Иванникова. – Елец : ЕГУ им. И.А. Бунина, 2019. – 114 с. – Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. – URL: https://e.lanbook.com/book/195877 (дата обращения: 02.02.2023). -
Изотова, Е. И. Психология дошкольного возраста в 2 ч. Часть 1 : учебник и практикум для среднего профессионального образования / Е. И. Изотова; под редакцией Е. И. Изотовой. – Москва : Юрайт, 2023. – 222 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-10206-2. – Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/517630 (дата обращения: 02.02.2023). -
Изотова, Е. И. Психология дошкольного возраста в 2 ч. Часть 1 : учебник и практикум для вузов/ Е. И. Изотова; под редакцией Е. И. Изотовой. – Москва : Юрайт, 2023. – 222 с. – (Высшее образование). – ISBN 978-5-534-01720-5. – Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/511241 (дата обращения: 02.02.2023).