Файл: Физические качества и их основные характеристики.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 46

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Курский государственный университет»

Факульет: иностранных языков
Направление подготовки - Теория и методика иноязычного образования
Форма обучения :очная
Реферат на тему:
«Физические качества и их основные характеристики»

Выполнила студент:
Студентка 3 курса
Цаканян Ануш Павловна

Научный руководитель:
Фоменко Владимир Вячеславович

Оглавление


Введение 4

1. Понятие « физические качества» 4

1.1.Сила 5

1.2. Быстрота 6

1.3. Ловкость 7

1.4. Выносливость 9

1.5. Гибкость 10

2.Особенности возрастного развития физических качеств 10

3. Младший школьный возраст 11

Заключение 13

Литература 14


Введение


За последние годы вопросы физического воспитания все больше и больше привлекают внимание педагогической, медицинской и родительской общественности. И это не случайно. Известно, какое большое значение имеет хорошо организованное физическое воспитание для укрепления здоровья детей, гармоничного развития, повышения работоспособности их организма и расширения функциональных возможностей. Одной из важнейших задач физического воспитания является физическое совершенствование, которое наряду с укреплением здоровья является одним из необходимых условий, обеспечивающих достижение высокого уровня профессионализма в различных видах деятельности. При этом успешное решение всех задач физического воспитания, а также спортивной подготовки, напрямую зависит от эффективности системы занятий, то есть целенаправленного педагогического процесса, который представляет собой «специально организованный процесс адаптации к физическим нагрузкам, параметры которых определены закономерностями тренировки и согласованы с состоянием организма тренирующихся, ритмом их возрастного развития.»

Известно, что база физической подготовленности создается в период школьного обучения. Именно в этом возрасте закладываются и развиваются основные двигательные качества детей, которые являются плацдармом для формирования физически здоровой полноценной личности. В связи с этим возникает вопрос о поисках путей, ведущих к построению гармоничного комплекса физических качеств школьников, не оставляя без внимания интеллектуальные компоненты физической культуры.

1. Понятие « физические качества»


Направленность работы по воспитанию физических качеств у детей школьного возраста определена государственной программой по физической культуре для учащихся средней общеобразовательной школы, которая в каждом разделе, посвященном формированию и совершенствованию двигательных умений и навыков, предусматривает материал для воспитания физических качеств.

Физическими качествами человека принято называть отдельные его двигательные возможности, такие как сила, быстрота, выносливость, ловкость, гибкость и др. Это те природные задатки к движениям, которыми все люди наделены от рождения. Физические качества человека претерпевают естественные изменения в процессе роста и развития организма. В спорте нельзя серьезно мечтать о каких-либо успехах без достаточно высокого уровня воспитания целого комплекса физических качеств.

Физические качества, по существу, являются выражением достигнутого уровня отдельных физических способностей, их определенности, своеобразия, значимости. Физические качества органически связаны с физическими способностями человека и определяются особенностями их проявления в разных движениях.

В настоящее время принято различать пять основных физических способностей (качеств): силовые(сила), скоростные(быстрота), координационные (ловкость и равновесие), выносливость, гибкость.

1.1.Сила


Сила - способность преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать внешним силам посредством мышечных усилий и напряжений. В первом случае человек стремится придать ускорение неподвижному объекту (спортивному снаряду — при метаниях, собственному телу — при прыжках и гимнастических упражнениях), во втором, наоборот, стремится сохранить в исходном положении тело или его части при действии сил, нарушающих статику.

Средства развития: упражнения с повышенной сопротивляемостью.Они делятся на две группы:

  • упражнения с внешним сопротивлением. В качестве сопротивления используют вес предметов (например, набивные мячи), противодействие партнера, игры с перетягиванием, сопротивление внешней среды (бег по песку, глубокому снегу и т. п.), метание и толкание мячей.

  • упражнения с преодолением тяжести собственного тела (например, упражнения в висах, упорах, лазание по канату).


В связи с возрастными особенностями школьников использование силовых упражнений на уроках физического воспитания ограничено. В младшем и среднем школьном возрасте не следует форсировать развитие собственно силовых способностей. Упражнения должны иметь скоростно-силовую направленность, с ограничением статических компонентов. Однако полностью исключать последние не следует, так как, например, упражнения, связанные с сохранением статических поз, полезны для выработки правильной осанки.

Основной задачей силовой подготовки в школе является развитие крупных мышечных групп спины и живота, от которых зависит правильная осанка, а также тех мышечных групп, которые в обычной жизни развиваются слабо (косые мышцы туловища, отводящие мышцы конечностей, мышцы задней поверхности бедра и др.).

Типичными средствами развития силы являются: в 7-9 лет — общеразвивающие упражнения с предметами, лазанье по наклонной скамейке, по гимнастической стенке, прыжки, метания; в 10-11 лет — общеразвивающие упражнения с небольшими отягощениями (набивными мячами, гимнастическими палками и пр.), лазанье по вертикальному канату в три приема, метание легких предметов на дальность и т.д.

1.2. Быстрота


Быстрота - способность человека совершать действия в минимальный, для данных условий, отрезок времени.

Средства развития:

  • упражнения комплексного воздействия: спортивные и подвижные игры, эстафеты, виды единоборств;

  • упражнения, направленные на развитие отдельных компонентов скоростных способностей, обработка скорости отдельных движений, стартовая скорость, спурты, скоростная выносливость компонентов скоростных способностей, обработка скорости отдельных движений, старт;

  • скоростно-силовые упражнения: метания, прыжки;

  • упражнения в размахивании, кружении, ударах, бросании и толкании предметов, поворотах, выполняемых с максимальной частотой.

Если скоростная работа выполняется на фоне утомления, то развивается скоростная выносливость, а не максимальное проявление быстроты.

Возрастные особенности существенно ограничивают возможности развития быстроты движений. Наиболее благоприятным является возраст 11-12 лет у девочек и 12-13 лет у мальчиков.

При развитии быстроты движений у детей предпочтение следует отдавать естественным формам движений и нестереотипным способам их выполнения. Стандартное повторение упражнений с максимально возможной скоростью может уже в детском возрасте привести к образованию скоростного барьера. Подвижные игры в младшем школьном возрасте и спортивные игры в среднем и старшем имеют явное преимущество перед стандартными пробежками на быстроту.


В младшем школьном возрасте используют разнообразные упражнения, требующие быстрых кратковременных перемещений и локальных движений. Это упражнения с короткой и длинной скакалкой (вбегание и выбегание), эстафеты с бегом, упражнения с бросками и ловлей мяча и т.п.

1.3. Ловкость


Ловкость (координация движений) - способность быстро овладевать новыми движениями и их сочетаниями, а также умение перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями меняющейся обстановки.

Средства развития:Для развития ловкости могут быть использованы любые упражнения, но при условии, что они имеют элементы новизны.

  • Гимнастические упражнения.

  • Прыжки в длину и высоту.

  • ОРУ с предметами различной формы, массы, объема.

  • Подвижные игры.

  • Совместные упражнения в парах, небольшой группой с мячами, гимнастическими палками, скакалками.

  • Применение необычных исходных положений, быстрая смена различных положений (сесть, встать, лечь).

  • Изменение скорости или темпа движений, введение различных ритмических сочетаний, различной последовательности элементов.

  • Любые физические упражнения, выполняемые в различных сочетаниях, представляющих элементы координационной трудности.

Развитие равновесия – еще один путь развития координации человека.

Равновесие – способность человека сохранять устойчивое положение во время выполнения разнообразных движений и поз на уменьшенной и приподнятой над уровнем земли (пола) площади опоры.

Существует два способа развития этой способности:

1) упражнения в действиях, затрудняющих сохранение равновесия, например, в ходьбе на ограниченной опоре;

2) упражнения в действиях с прямолинейными и угловыми ускорениями, например, в кувырках с различными направлениями.

В младшем школьном возрасте имеются существенные морфологические и психофизиологические предпосылки координационных способностей. Именно в этом возрасте развитие координации дает наибольший эффект. Школьники младшего возраста очень легко схватывают технику довольно сложных физических упражнений, поэтому в технически сложных видах спорта отмечается ранняя спортивная специализация. В младшем и среднем школьном возрасте сравнительно легко развивается способность поддерживать равновесие тела, усиленно развивается точность движений (способность дифференцирования и воспроизведения пространственных, силовых и временных параметров движений). В дальнейшем в связи с наступлением периода полового созревания происходит либо замедление,
либо даже ухудшение показателей, характеризующих это качество.

1.4. Выносливость


Выносливость - способность к длительному выполнению какой-либо деятельности без снижения ее интенсивности, способность организма противостоять утомлению при какой-либо деятельности.

Средства развития: физические упражнения, требующие умеренного напряжения, но выполняемые продолжительное время:

  • циклические упражнения: бег, ходьба, чередование ходьбы и бега в различном темпе, ходьба на лыжах в переменном темпе;

  • подвижные игры с повышенной моторной плотностью.

У младших школьников целесообразно развивать выносливость, прежде всего к работе умеренной и переменной интенсивности, не предъявляющей больших требований к анаэробно-гликолитическим возможностям организма.

Различают выносливость общую и специальную.

Общая выносливость – это способность к непрерывной двигательной деятельности с умеренным напряжением в течение длительного времени (например, ходьба на лыжах).

Специальная выносливость – выносливость в определенной деятельности:

  • Скоростная выносливость – сочетание быстроты и выносливости (бег на короткую дистанцию), силовая выносливость – сочетание силы и выносливости (многократное выполнение приседаний, подтягиваний).

  • Силовая выносливость – способность длительно выполнять сложно-координационные движения с максимальным напряжением мышц.

  • Скоростно-силовая выносливость – способность длительно выполнять сложно-координационные движения с критической скоростью и максимальным напряжением мышц.

1.5. Гибкость


Гибкость - способность выполнять движения с большой амплитудой. Это свойство организма человека, характеризующееся подвижностью звеньев опорно-двигательного аппарата.

Средства развития:

  • Выполнение упражнений с большой амплитудой, так называемые упражнения в растягивании;

  • Общеразвивающие упражнения с предметами и без;

  • Прыжки в шаге, прыжки на месте, сгибая ноги к груди;

  • Упражнения у гимнастической стенки;

  • Глубокие приседания на всей ступне;

  • Наклоны вперед, назад, в стороны;

  • Махи ногами вперед-назад;

  • “Стретчинг” – методика развития гибкости с помощью статических упражнений.