Файл: Физические качества и их основные характеристики.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 45

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Наибольшее увеличение пассивной гибкости наблюдается в возрасте 9-10 лет, активной в 10-14лет. У девочек наиболее высокие темпы прироста отмечены в 14-15 лет и 16-17 лет, у мальчиков – в 9-10, 13-14 и 15-16 лет. Возраст – 13-15 лет наиболее благоприятны для развития подвижности в различных суставах. У девочек во всех возрастах показатели гибкости на 20-30% выше , чем у мальчиков.

Работа над развитием гибкости в младшем и среднем школьном возрасте оказывается в 2 раза более эффективной, чем в старшем. Амплитуда движений уменьшается с возрастом, и повысить уровень развития этого качества уже намного труднее.

2.Особенности возрастного развития физических качеств


Развитие физических качеств, следует начинать с детского возраста. При этом необходимо знать, что мышечная сила, выносливость, скоростные качества и ловкость в разные возрастные периоды развиваются не одновременно.Этапы ускоренного их формирования сменяются периодами замедления. Эти этапы, как правило, не совпадают по времени, что еще более усложняет возможность их учета в процессе физической подготовки школьников.

Степень проявления физических качеств зависит от функционального состояния мышц (их возбудимости, сократимости, лабильности), характера нервной регуляции и уровня деятельности вегетативных функций.

Каждое из физических качеств развивается в тесной взаимосвязи с другими. Например, развитие быстроты происходит одновременно с развитием силы.

Процесс физического воспитания направлен на решение 2-х основных задач в воспитании физических способностей ученика:

  • совершенствование физических качеств с учетом возрастного развития (благоприятных биологических предпосылок) для расширения функциональных возможностей организма;

  • уменьшение возрастных задержек в развитии физических качеств или ненормального их состояния вследствие субъективных причин (болезни, нарушения двигательного режима и др.).

Уровень развития физических качеств учащихся в период, когда происходят их возрастные изменения, естественно возрастает за счет изменения форм и функций организма. Наибольший эффект в повышении уровня развития физических качеств наблюдается при целенаправленном подборе средств и методики занятий. Требования, предъявляемые к методике воспитания физических качеств школьников: всесторонность воздействия, соразмерность нагрузок и функциональных возможностей растущего организма, соответствие воздействующих факторов особенностям возрастных этапов.

3. Младший школьный возраст


В младшем школьном возрасте необходимо развивать у детей все физические качества в плане общей физической подготовки (ОФП). Активная мышечная деятельность стимулирует вегетативные функции, влияющие на обмен веществ, рост и развитие всех систем и органов. Этот возраст можно считать лучшим, т.к. все показатели физических способностей обнаруживают высокие нормы прироста.

Развитие ловкости должно преимущественно идти за счет выполнения новых разнообразных движений. Овладение новыми навыками способствует образованию новых координационных связей. В 3-4 классах и в последующих ловкость как способность быстро выполнить двигательную задачу в меняющейся обстановке развивают регулярно, обновляя и варьируя упражнениями в новых и более сложных условиях. Упражнение приносит эффект пока оно не стало заученным.

Основным компонентом ловкости является координация движений. В младших классах надо давать упражнения на выполнение заданных параметров (направления, амплитуды, темпа, времени) для ее развития. Также необходимо использовать упражнения усложняющейся от класса к классу трудности, а также на развитие сопутствующих ей функций: точности и глазомера, вестибулярной устойчивости, на расслабление мышц.

Развитие гибкости (способность выполнять движения с большей амплитудой) в этом возрасте надо начинать осторожно, т.к. мышцы податливы к растягиванию. Развитие гибкости должно чередоваться с выполнением упражнений, развивающих силу, в связи с большей гибкостью позвоночника и слабостью мышц. Развитие гибкости достигается благодаря выполнению упражнений на растягивания (многократное повторение с возрастающей амплитудой). Эти упражнения применяются обычно в активном двигательном режиме: махи, наклоны, круговые движения.

Развитие скорости и быстроты реакции в младших классах направлено на развитие реакции, быстроты отдельных движений и темпа движений. Используя ОРУ, игры, бег, учащимся предлагается выполнять упражнения с постепенным повышением скорости (броски - ловля мяча, эстафеты с бегом и др.).

Развитие выносливости улучшает работоспособность школьника, снижает заболеваемость, содействует скоростно-силовой подготовке. Рекомендуют использовать равномерный бег умеренной интенсивности (40- 60 % от max скорости) на 1-1,5 км, ходьбу на лыжах и бег по местности до 2-х км.



Развитие выносливости, в первую очередь, способствует развитию миокарда, устраняет несоответствие размеров тела и объема сердца.

Показатели мышечной силы в младших классах низкие. Необходимо развивать силу мышц туловища, спины и живота (особенно статической), что имеет большое значение для формирования мышечного корсета и поддержания правильной осанки.

Заключение


У человека, только начинающего заниматься, имеющего низкий уровень общей физической подготовленности, упражнения, требующие проявления преимущественно одного физического качества, предъявляют  значительные требования и к проявлению других.   Однако в дальнейшем, при достижении определённого уровня развития  физических качеств, подобный параллельный прирост показателей прекращается.  Это происходит потому, что спринтерские упражнения  уже будут предъявлять  слишком малые требования в отношении силы и выносливости.  Происходит, так называемая,  диссоциация  (от лат. "разъединение”)  физических качеств.  Этот процесс заключается в том,  что упражнения, которые раньше вызывали развитие всех основных физических качеств, начинают оказывать тренирующее воздействие лишь на некоторые из них.  В последующем могут проявиться даже отрицательные взаимоотношения  между отдельными качествами, например, между максимальной силой и гибкостью, максимальной силой и выносливостью в марафоне и т.п.

Очень важно также учитывать, что наивысшие показатели в развитии одного из физических качеств могут быть достигнуты лишь при определённом уровне  развития остальных.   Вместе с тем это требование вовсе не предполагает одинаково интенсивное воздействия  на все физические качества  одновременно.  Скорее наоборот, - оно всегда должно предусматривать  акцентированное воздействие на одно из них, осуществляемое в соответствии с наиболее благоприятными периодами их естественного развития.  

Литература


1. “Комплексная программа физического воспитания учащихся. 1-11 классы”. В.И. Лях, А.А. Зданевич, Москва, “Просвещение”, 2011.

2. “Теория и методика физической культуры: Учебник” под ред. проф. Ю.Ф. Курамшина, М., Советский спорт, 2007.

3. “Поурочные разработки по физкультуре. 1-4 классы”. Ковалько В.И., М., ВАКО, 2005

4. Дронов А. А. Общеоздоровительный урок физической культуры для 1-2 классов. – Начальная школа, 2005, № 8, с. 63-65.


5. Дронов А.А. Общеоздоровительный урок физической культуры для 3-4 классов. – Начальная школа, 2005, № 10, с. 71-74.

6. Крупицкая Л. И. Будь здоров Начальная школа, 2005, № 9, с. 41-43.