Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 241
Скачиваний: 7
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Также отдельного внимания заслуживает жанр придуманный Лесковым для русской литературы и этим жанром является сказ. Этимологически термин восходит к слову сказка и глаголу сказывать, то есть рассказывать какую-то историю.
Сказ, однако, не является сказкой и выделяется в совершенно особенный жанр, который отличается многогранностью и самобытностью. Он более всего похож на историю, которую один человек мог бы рассказать другому где-то в кабаке, либо в перерыве на работе. В общем, представляет собой нечто наподобие такой народной молвы.
Также сказ, характерным примером которого является произведение (наиболее известное у Лескова) «Сказ о тульском косом левше, который блоху подковал», представляет собой в какой-то степени эпическое произведение. Как известно, эпос отличается наличием какого-то грандиозного героя, который обладает особенными качествами и харизмой. Сказ, в свою очередь, основывается как бы на подлинной истории, но из этой истории делает нечто невероятное, эпичное и сказочное.
Манера изложения приводит читателя к мысли о каком-то рассказчике и о дружеском общении, которое происходит между читателем и этим рассказчиком. Так Сказ о левше, например, идет от лица какого-то оружейника из-под Сестрорецка, то есть Лесков говорит: мол, эти истории идут из народа, они настоящие.
К слову сказать, такая повествовательная манера, которая дополнительно подкрепляется характерной структурой произведения (где есть удивительные ритмы и рифмы, самоповторы, которые снова приводят к мысли о разговорной речи, каламбуры, просторечия, разговорная манера словообразования) нередко приводит читателя к мысли о подлинности истории. Сказ о левше у некоторых критиков создавал впечатление о простом пересказе историй тульских мастеровых, простые люди иногда вообще хотели отыскать этого левшу и узнать о нем подробности. При этом левша был полностью придуман Лесковым.
Каждый писатель в своем произведении создает мир (который принято называть художественным), отличающийся не только от других художественных миров, но и от мира реального. Причем давно замечено, что в разных произведениях одного и того же писателя “миры” могут быть тоже разными, варьируясь в зависимости от характеров изображаемых героев, от сложности социальной или духовной обстановки, изображаемой автором. Сказанное относится в первую очередь к творчеству таких оригинальных и самобытных писателей, как Н. С. Лесков. Сюжеты, герои, тематика его произведений настолько разнообразны, что порой бывает достаточно сложно составить представление о каком-либо художественном единстве. Однако в них много общего, в частности: мотивы, тональность, черты характеров персонажей и главных героев. Поэтому прочитав несколько произведений Лескова и открывая очередное, невольно уже настраиваешься на определенный лад, представляешь себе обстановку, среду, атмосферу, погрузившись в которую, открываешь удивительный и прекрасный в своем своеобразии мир.
Список использованных источников
1. Аграновский, А.А. Ответы на анкету журнала "Вопросы литературы" / А.А. Аграновский. // Вопросы литературы. - 2016. - №9. - С.6.
2. Азбукин, В.Н. Жанр очерка в творчестве Н.С. Лескова // Проблемы реализма в русской и зарубежной литературах: Тезисы докладов П-й Межвузовской научной конференции литературо- ведов / В.Н. Азбукин. - Вологда, 2019. - 84 с.
3. Богданов, В.А.Н.С. Лесков в русской литературе / В.А. Богданов. - Москва, 2020. - ЗЗ с.
4. Горелов, А.А. Лесков и народная культура / А.А. Горелов. - Ленинград, 2018. - 97 с.
5. Лебедев, Ю.В. У истоков эпоса (очерковые циклы в русской литературе 1840-1860-х годов) / Ю.В. Лебедев. - Москва, 2019. - 146 с.
6. Ленин, В.И. Сочинения / В.И. Ленин. - Москва, 1992. - 387 с.
7. Лесков, Н.С. Импровизаторы / Н.С. Лесков.- Ленинград, 2019. - 130 с.
8. Мюллер де Морог, И. Марфа и Мария. Образ идеальной женщины в творчестве Лескова / И. Мюллер де Морог. - Москва-Орёл, 2019. - 303 с.
9. Петров, М.В. Сокрушение мифа. Литера- турная учеба / М.В. Петров. - Москва, 1989. - 3 с.
10. Салтыков-Щедрин, М.Е. Напрасные опасения / М.Е. Салтыков-Щедрин. - Москва, 2017. - 127 с.
11. Столярова, И.В. В поисках идеала (Творчество Н.С. Лескова) / И.В. Столярова. - Ленинград, 1978. - З с.
12. Эйхенбаум, Б.М. Чрезмерный писатель / Б.М. Эйхенбаум. - Москва, 2019. - 121 с.
13. Явчуновский, Я.И. Документальные жанры / Я.И. Явчуновский. - Саратов, 2014. - 27 с.