Файл: Курсовая работа особенности изучения систем счисления в школьном курсе информатики.docx
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 534
Скачиваний: 19
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Теоретические основы изучения систем счисления в школьном курсе информатики
Анализ темы: «Системы счисления» в школьном курсе информатики
Методические аспекты изучения системы счисления в школьном курсе информатики
2.1 Разработка контрольно-измерительных материалов по теме «Системы счисления»
2.2 Методические рекомендации изучения систем счисления в школьном курсе информатики
Тип урока – урок обобщения и систематизации знаний.
Планируемые результаты
-
предметные – обеспечение прочного и сознательного овладения учащимися основ систем счисления знаний и умений при решении примеров на перевод чисел из одной системы в другую, выполнении арифметических действии различных систем; -
метапредметные – выделение и формулирование познавательной цели, выделение необходимой информации из условий задачи, моделирование (преобразование условий задачи в символьную форму), выбор эффективных способов решения задач, рефлексия способов действия, анализ условий задачи, подведение под понятие; -
личностные – смолообразование (установление связей между целями и мотивами решения задании на систему счисления), оценивание личностной ценности изучаемых методов и алгоритмов (решения арифметических задач);
Формы работы учащихся: коллективная, индивидуальная, групповая.
Дидактические средства: учебник Л.Л. Босовой и др., рабочая тетрадь, презентация «Системы счисления», методическое пособие.
Оборудование: Персональный компьютер (ПК), пк учащихся, проектор, экран, учебник, рабочая тетрадь.
Далее в Приложении А представлена технологическая карта урока информатики по теме «Системы счисления».
Заключение
Главной целью исследования данной работы является проработка проблемы изучения основ линии представления темы «Системы счисления» в базовом курсе информатики.
Основная цель изучения систем счисления - систематическое повторение сведений о натуральных числах, их позиционной записи. Традиционно эта тема изучается в старших классах в курсе теоретической информатики.
После изучения материала учащиеся овладевают следующими знаниями, умениями и навыками:
-
умеют представлять числа и выполнять арифметические действия в различных системах счисления; -
умеют устанавливать связь между системами счисления; -
умеют осуществлять перевод чисел из одной системы счисления в другую; -
умеют находить оптимальный и рациональный способ решения поставленной задачи.
Подведём итоги проделанной работы. Была разработана методика преподавания раздела «Системы счисления» в школьном курсе информатики. Также в ходе курсовой работы был изучен теоретический материал школьного курса информатики, проведен анализ особенностей изучения раздела «Системы счисления» в учебниках разных авторов – Л. Л. Босовой и Н. Д. Угриновича. Далее была разработана контрольная работа по данной теме. В нее входило шесть заданий разного уровня сложности. И в конце был разработан урок по теме «Системы счисления» К уроку была создана презентация для лучшего понимания и представления изучаемого материала.
Список используемых источников
-
Андреева, Е.В., Фалина И.Н. Системы счисления и компьютерная арифметика. Изд. 2-е / Е.В. Андреева. - М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2000 г. - 248 с: ил. — Текст: электронный. -
Бауэр, Ф.Л., Гооз, Г. Информатика. Вводный курс: В 2-х ч. 4.1 / Ф.Л. Бауэр. - М.: Мир, 1990. - 336 с; 4.2. - М.: Мир, 1990. - 423 с. — Текст: электронный. -
Босова Л., Босова А. Информатика 10 класс / Издательство Бином/Просвещение 2020. – 208 стр. / ISBN 978-5-09-079969-0. — Текст: электронный. -
Босова Л., Босова А. Информатика 9 класс / Издательство Бином/Просвещение 2021. – 176 стр. / ISBN 978-5-9963-5479-5. — Текст: электронный. -
Бочкарев, В. В. Методика обучения информатике и информационным технологиям: учебное пособие / В. В. Бочкарев. — Тюмень: ТюмГНГУ, 2013. — 140 с. — ISBN 978-5-9961-0677-6. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — Текст: электронный. -
Гафурова, Н. В. Методика обучения информационным технологиям. Практиум: учебное пособие / Н. В. Гафурова, Е. Ю. Чурилова. – Красноярск: Сибирский федеральный университет (СФУ), 2011. – 181 с. – Режим доступа: по подписке. — Текст: электронный. -
Гейн А.Г., Сенокосов А.И. Справочник по информатике для школьников. - Екатеринбург: «У-Фактория», 2003 -
Горячев А., Шафрин Ю. Практикум по информационным технологиям. - М.: Лаборатория базовых знаний, 2000. — Текст: электронный. -
Гриценко В. И. Применение компьютерных игр в учебном процессе общеобразовательной и профессиональной школы. К., 1997. — Текст: электронный. -
Ефимова О., Морозов В., Угринович Н. Курс компьютерной технологии с основами информатики: Уч. пособие для старших классов. - М.: ООО «Издательство АСТ»; ABF, 2002. — Текст: электронный. -
Кузнецов А., Пугач В., Добудько Т., Матвеева Н. Информатика. Тестовые задания. Методическое пособие - М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2002. — Текст: электронный. -
Лапчик М. П., Рагулина М. И., Семакин И. Г., Хеннер Е. К. / Методика обучения информатике: учебное пособие; под редакцией М. П. Лапчика. — 3-е изд., стер. — Санкт-Петербург: Лань, 2020. — 392 с. — ISBN 978-5-8114-5280-4. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. -
Малев, В. В. Общая методика преподавания информатики: учебное пособие / В. В. Малев. – Воронеж: Воронежский государственный педагогический институт, 2005. – 273 с. — Текст: электронный. -
Медникова, О. В. Теоретические основы информатики: учебно-методическое пособие / О. В. Медникова. — Москва: РУТ (МИИТ), 2019. — 56 с. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. -
Методика преподавания информатики, учебник, 2013 — Текст: электронный. -
Н. Д. Угринович, Информатика и ИКТ. Профильный уровень: учебник для 10 класса / Н. Д. Угринович. - 6-е изд. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. - 387 с. / ISBN: 978-5-09-084869-5 – Текст: электронный. -
Пузанкова, Л. В. Рабочая тетрадь по дисциплине Теория и методика обучения информатике: учебное пособие / Л. В. Пузанкова. — Рязань: РГУ имени С.А.Есенина, 2014. — 60 с. — ISBN 978-5-88006-845-6. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. -
Растригин Л. Компьютерное обучение и самообучение. // Информатика и образование, № 6, 1991. — Текст: электронный. -
Роберт И. В. Учебный курс "Современные иформационные и коммуникационные технологии в образовании". // Информатика и образование №8, 1997. — Текст: электронный. -
Романова, М. В. Информатика: учебное пособие / М. В. Романова, Е. П. Романов. – 2-е изд., испр. – Москва: ФЛИНТА, 2017. – 190 с.: табл., граф., схем., ил. — Текст: электронный. -
Семакин И., Залогова Л., Русаков С., Шестакова Л. Информатика. Базовый курс. Учебник для 7-9 кл. - М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2000 – 2003. — Текст: электронный. -
Соболева, М. Л. Методика обучения информатике: практикум / М. Л. Соболева; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Московский педагогический государственный университет. – Москва: Московский педагогический государственный университет (МПГУ), 2018. – 60 с.: схем., табл. — Текст: электронный. -
Софронова, Н.В.Теория и методика обучения информатике: учебное пособие для среднего профессионального образования / Н. В. Софронова, А. А. Бельчусов. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 401 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-13244-1. — Текст: электронный. -
Цацкина, Е. П. Информатика и методы математического анализа: учебно-методическое пособие / Е. П. Цацкина, А. В. Царегородцев. — Москва: Проспект, 2020 — Часть 1: Информатика — 2020. — 94 с. — ISBN 978-5-392-31461-4. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. -
Шевченко Г. И. / Методика обучения и воспитания информатике: учебное пособие / составители Г. И. Шевченко [и др.]. — Ставрополь: СКФУ, 2017. — 172 с. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система.
Приложение А. Технологическая карту урока
Технологическая карта урока «Система счисления»
Этап, количество минут | Виды работы, формы, методы, приемы | Содержание педагогического взаимодействия | Слайд презентации (Запись на доске, в тетрадях) | УУД | |||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||||||
1. Организационный момент. | Самоопределение к деятельности. Анализ жизненных ситуаций | – Здравствуйте, ребята, садитесь. Проверьте свою готовность к уроку. Меня зовут Кирилл Сергеевич | Дети рассаживаются по местам. Проверяют наличие принадлежностей. | | Личностные УУД: - формирование навыков самоорганизации - формирование навыков письма | ||
2. Актуализация знаний и формулирование темы и целей урока | Актуализация опорных знаний и способов действий | На экране вы видите поговорки:
Что необычного в этих поговорках? Что необходимо сделать, чтобы поговорки стали звучать правильно? | Перевести числа из двоичной системы счисления в десятичную.
| Рисунок А1. Слайд 1. | Познавательные УУД: структурирование знаний, рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности Регулятивные: - развитие умения формулировать тему и цель урока в соответствии с задачами и нормами русского языка Коммуникативные: Ориентация на партнера по общению, умение слушать собеседника, умение аргументировать свое мнение, убеждать и уступать Личностные: развитие логического мышления, знание основных моральных норм | ||
3. Формулирование темы и целей урока | Беседа | Итак, вы уже, наверное, догадались, чем мы сегодня на уроке будем заниматься. Сегодня мы проведем урок – урок обобщения по теме «Системы счисления». Вспомним определение системы счисления. | Тема урока: «Системы счисления» Отвечают на вопросы. | | Регулятивные: - развитие умения формулировать тему и цель урока в соответствии с задачами и нормами русского языка Личностные: - развитие логического мышления | ||
4. Объяснение темы | Объяснение | Первобытные люди для счета использовали:
Так появилась Самая простейшая СС – УНАРНАЯ, в которой используется всего 1 символ (палочка, узелок, зарубка, камушек и т.д.) С развитием торговли людям понадобились счетные устройства. В V веке до н.э. в Древней Греции первым таким устройством стал абак или калькули (камешки). Абак внешне напоминает современные счеты. Знакомые всем счеты впервые появились на Руси в XVI веке. Они выглядели так: и за последние 500 лет их внешний вид практически не изменился. 60-ричная Вавилонская система известна нам как первая система, основанная на позиционном принципе. Эта система сыграла большую роль в математике астрономии. Так мы делим час на 60 минут, а минуту на 60 секунд, окружность делим на 360 частей, и т.д. Римская система счисления распространена и в наши дни. Мы встречаем ее в книгах, фильмах, циферблат на часах. Историческая справка Начало десятичной системе счисления было положено в Древнем Египте и Вавилоне, в основном ее формирование было завершено индийскими математиками в V-VII вв. н.э. Арабы первые познакомились с этой нумерацией и по достоинству ее оценили. В XII веке арабская нумерация чисел распространилась по всей Европе. К каким группам систем счисления относятся эти системы счисления? Вспомним: Перевод числа, из какой-либо СС в десятичную с.с. 10001012= 1*26+1*22+1*20 =64+4+1=6910 Перевод чисел из десятичной СС в любую другую. | Слушают, записывают в тетрадь определения Позиционные Непозиционные | Рисунок А2. Слайд 2. Рисунок А3. Слайд 3. Рисунок А4. Слайд 4. | Познавательные УУД: - формирование навыков отбора нужной информации в видео источнике - развитие грамотности; - развитие познавательной активности; Личностные УУД: - развитие зрительной памяти и внимания;; Коммуникативные УУД: - формирование умения общения со сверстниками, умения добиваться совместных результатов исследования, - воспитание уважительного отношения к одноклассникам, умения управлять своим поведением. | ||
5. Закрепление материала через компьютерный практикум | Установление правильности и осознанности изучения темы. Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу | Выполнение операций сложения, вычитания и умножения двоичных чисел.
Индивидуально ученики работают с интерактивной доской. Цепочкой выхолят к доске. Работа за компьютером. Откройте программу калькулятор, в инженерном режиме У каждого на рабочем столе компьютера есть папка Системы счисления Откройте папку двойным щелчком мыши. Вы увидите два текстовых документа: Первый документ Задача: В классе 100002 девочек и 178 мальчиков. Сколько учеников в классе? Ответ: в X10? ответ запишите в 10-ой с.с. Проверьте свой ответ с ответом на экране =3110 Решение примеров:
Проведите взаимопроверку. При правильном решении ставят в тетради «+», неправильном - «-». | Выполняют задание Работа у доски | Рисунок А5. Слайд 5. | Личностные УУД: - формирование навыков работы с фрагментами текста Коммуникативные УУД: - умение работать в парах, - развитие диалогической речи | ||
6. Итоги урока, рефлексия | Беседа, мотивация к дальнейшей работе Контрольно-оценочная деятельность | Проводится самостоятельно суммирование количества «+» за каждое задание, по общей сумме на отметку 5 должно быть пять «+». | Ученики вместе с учителем подводят итоги урока. Работа с дневниками. | | Личностные УУД: - рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности | ||
7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | Беседа. Инструктирование по выполнению домашнего задания | Сообщает результаты урока и выставляет отметки в электронный журнал, задает задание на дом. | Записывают домашнее задание | | |