Файл: Курсовая работа особенности изучения систем счисления в школьном курсе информатики.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 528

Скачиваний: 19

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В учебнике Л. Л. Босовой информация объясняется доступным языком, есть много примеров решения тех или иных задач. В излагаемом материале нет сложных терминов, которые не смогли бы понять восьмиклассники. Материал преподносится в соответствии с возрастом учащихся.

Учебник Н. Д. Угриновича представлен профильным уровнем. Задания имеют более сложный характер. Но также присутствует плавный переход от тем, имеющих теоретический характер, к темам, которые направлены уже на практическое изучение и применение основ Системы счисления. В конце каждого параграфа представлены контрольные вопросы, направленные на проверку изученного материала. Учебник вполне соответствует подготовке 10 класса, с уточнением лишь, что учебник все-таки профильного, а значит более усложнённого уровня. И для более хорошего понимания, нужно иметь базовые знания по информатике.

Далее описаны особенности представления материала в данных учебниках.

В учебнике Н. Д. Угринович информация представляется последовательно. Изучение систем счисления начинается с позиционных и непозиционных систем. Сначала в отдельной части параграфа рассказывается о непозиционных системах, в конце которого есть практическое задание, которое нужно выполнять на компьютере. Затем позиционные системы также задания в конце, только уже письменно. Так же в теме присутствует некоторое количество таблиц. В параграфе, посвященный переводу из одной системы счисления в другу, в таблицах показано, как это можно сделать.

После параграфа присутствует компьютерный практикум.

У Л. Л. Босовой изучение систем счисления начинается с общих сведениях о них. Далее двоичная, восьмеричная и т.д. системы счисления разбиты на отдельные мини разделы параграфа. Это удобно, так как ты точно знаешь, где начинается изучение, например, двоичной системы, и где она переходит в другу. Задание дается только на решение на месте, в тетради. Нет задания на компьютерах во время изучения данной темы.

Методы и формы обучения предполагаются при изучении данной темы:

Методы: Проблемный или частично-поисковый, постановка и решение проблемы, интерактивный (работа с ФЦИОР); Практический (самостоятельная работа учащихся);

Формы деятельности учащихся:
самостоятельная работа; контроль знаний, компьютерный практикум

В учебнике Л. Л. Босовой не представлены задания для работы за компьютером.

У Н. Д. Угриновича присутствует 2 компьютерных практикума во время изучения темы системы счисления.

У Л. Л. Босовой предполагается использование мультимедийных средств обучения, представлены презентации по данной теме. Ссылка на презентацию по теме «Системы счисления» представлена ниже – https://lbz.ru/metodist/authors/informatika/3/eor8.php



Рисунок 1.2.3. Пример мультимедийных обучения по учебнику Л. Л. Босовой.

У Н. Д. Угриновича вначале учебника есть список дополнительных материалов, которые можно использовать при изучении тем.



Рисунок 1.2.4. Рекомендации по использованию учебника у Н. Д. Угриновича.

В обоих рассматриваемых учебниках представлены практические задания.

В учебнике под авторством Л. Л. Босовой по данной теме присутствуют практические задания, направленные только на решение на месте, в тетради. Нет заданий, которые нужно было бы решать на компьютере или в группе. Так же задания представлены в виде теста.

Учебник же Н. Д. Угриновича более разнообразен в плане заданий. В нем присутствуют задания после каждой мини-темы. Есть практикумы после изучения перевода систем счисления, а также после непозиционных систем счисления.

Даются и задания на решение в тетради, заполнение таблиц, и вопросы для самопроверки.

Далее рассмотрим контрольно-измерительные материалы, которые предусматриваются по данной теме в рассматриваемых мною учебниках. В учебнике Л. Л. Босовой в конце каждого параграфа представлен небольшой тест. Он состоит из теоретических вопросов, а также задания, требующих решения.





Рисунок 1.2.5. Контрольно-измерительные материалы учебника Л. Л. Босовой 

У Н. Д. Угриновича вопросы и задания представлены в конце каждого небольшого раздела темы.



Рисунок 1.2.6. Контрольно-измерительные материалы учебника Н. Д. Угриновича.

Был проведен анализ по онлайн учебникам Л. Л. Босовой, Н. Д. Угринович, а также методическим пособиям по данным учебникам. Ссылки на них представлены ниже.

Методические пособия по учебникам Л. Л. Босовой, Н. Д. Угринович представлены на сайтах:

  1. https://s.11klasov.net/8584-informatika-i-ikt-pourochnye-razrabotki-dlja-8-klassa-metodicheskoe-posobie-bosova-ll.html

  2. http://www.eduportal44.ru/Kostroma_EDU/gcoko/inform/inf_ikt/DocLib/mpPolyakov10-11fgos.pdf?ID=10

  3. https://lbz.ru/metodist/authors/informatika/3/eor8.php



  1. 1   2   3   4   5

Методические аспекты изучения системы счисления в школьном курсе информатики



2.1 Разработка контрольно-измерительных материалов по теме «Системы счисления»


Тема «Системы счисления» сегодня рассматривается в курсе информатики в 9 и 10 классах. В 9 классе она изучается в разделе «Кодирование числовой информации» и нужна преимущественно для подготовки к успешной сдачи экзамена в форме государственной итоговой аттестации (ГИА); в 10 классе – является элементом повторения, закрепления и углубления, подготовки к сдаче единого государственного экзамена (ЕГЭ) в 11 классе.

Как правило, при изучении темы «Системы счисления» рассматриваются следующие вопросы:

  • позиционные и непозиционные системы счисления;

  • основные понятия позиционных систем счисления: основание, алфавит;

  • формы представления чисел в позиционных системах;

  • перевод чисел из одной системы счисления в другую;

  • особенности арифметики в позиционных системах счисления.

Была разработана контрольная работа по теме «Системы счисления». В ней представлены шесть заданий, разного уровня сложности. Контрольная рассчитана на весь урок.

Контрольная работа по теме «Системы счисления»

1. Переведите десятичные числа 19 и 11 в двоичную систему счисления и вычислите их произведение.

2. Решите уравнение 11012 + Х8 = 11310.

3. Найдите значение х, для которого верны следующие неравенства: 101х = 1710

4. Выпишите натуральные целые числа, принадлежащие следующим числовым промежуткам:

а)

б)

в)

5. Найдите значение выражения

20C16 + 3078 - 111111112 в двоичной системе счисления, а затем ответ запишите в шестнадцатеричной системе счисления. (1А16; 1F
16)

6. Один мудрец писал: «Мне 33 года. Моей матери 124 года, а отцу 131 год. Вместе нам 343 года». Какую систему счисления использовал мудрец и сколько ему лет?

Далее представлена таблица с расставляемыми баллами за каждое задание. Как из нее видно, за первые 4 задания ученик может получить максимум 2 балла, 5 и 6 задания имеют вес в 3 балла. Таким образом, у нас получается следующая система оценивания:

  • оценка «5» – 11-14 баллов;

  • оценка «4» – 9-10 баллов;

  • оценка «3» – 6-8 баллов.

Таблица 2. Критерии оценивания.

задания

1

2

3

4

5

6

Баллы

2

2

2

2

3

3

2.2 Методические рекомендации изучения систем счисления в школьном курсе информатики


Метод обучения можно определить, как способ деятельности учащихся, как совокупность приемов работы, как путь, по которому учитель ведет учащихся от незнания к знанию. Таким образом, метод обучения содержит в себе и правила как действовать, и сами способы действия.

Методов обучения множество. Их можно классифицировать по нескольким основаниям.

По характеру взаимной деятельности учителя и учащихся – объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, метод проблемного изложения, частично-поисковый метод или эвристический, исследовательский метод.

Рассмотрим урок изучения систем счисления по учебнику Л. Л. Босовой 9 класс. В качестве примера возьмём первый урок, посвященный данной теме. (План-конспект урока представлен в Приложении А.)

Класс – 9.

Тема урока – «Системы счисления».

Цель урока: обобщить, углубить и расширить знания методов, приёмов и подходов к решению заданий систем счисления.

Задачи:

  • закрепление, обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «Системы счисления» – правила перевода целых чисел из десятичной системы счисления в двоичную и обратно, использование нестандартных заданий;

  • развивать познавательный интерес, речь и внимание учащихся;

  • развивать навыки индивидуальной практической деятельности и умения работать в команде;

  • развивать коммуникационную компетентность у учащихся;

  • повышать мотивацию учащихся путем использования нестандартных задач;

  • формировать творческий подход к решению задач, умения оценивать свою деятельность и деятельность своих товарищей;

  • воспитывать дух здорового соперничества, дружелюбного отношения друг к другу, чувства коллективизма.