Файл: Курсовая работа особенности изучения систем счисления в школьном курсе информатики.docx
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 528
Скачиваний: 19
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Теоретические основы изучения систем счисления в школьном курсе информатики
Анализ темы: «Системы счисления» в школьном курсе информатики
Методические аспекты изучения системы счисления в школьном курсе информатики
2.1 Разработка контрольно-измерительных материалов по теме «Системы счисления»
2.2 Методические рекомендации изучения систем счисления в школьном курсе информатики
В учебнике Л. Л. Босовой информация объясняется доступным языком, есть много примеров решения тех или иных задач. В излагаемом материале нет сложных терминов, которые не смогли бы понять восьмиклассники. Материал преподносится в соответствии с возрастом учащихся.
Учебник Н. Д. Угриновича представлен профильным уровнем. Задания имеют более сложный характер. Но также присутствует плавный переход от тем, имеющих теоретический характер, к темам, которые направлены уже на практическое изучение и применение основ Системы счисления. В конце каждого параграфа представлены контрольные вопросы, направленные на проверку изученного материала. Учебник вполне соответствует подготовке 10 класса, с уточнением лишь, что учебник все-таки профильного, а значит более усложнённого уровня. И для более хорошего понимания, нужно иметь базовые знания по информатике.
Далее описаны особенности представления материала в данных учебниках.
В учебнике Н. Д. Угринович информация представляется последовательно. Изучение систем счисления начинается с позиционных и непозиционных систем. Сначала в отдельной части параграфа рассказывается о непозиционных системах, в конце которого есть практическое задание, которое нужно выполнять на компьютере. Затем позиционные системы также задания в конце, только уже письменно. Так же в теме присутствует некоторое количество таблиц. В параграфе, посвященный переводу из одной системы счисления в другу, в таблицах показано, как это можно сделать.
После параграфа присутствует компьютерный практикум.
У Л. Л. Босовой изучение систем счисления начинается с общих сведениях о них. Далее двоичная, восьмеричная и т.д. системы счисления разбиты на отдельные мини разделы параграфа. Это удобно, так как ты точно знаешь, где начинается изучение, например, двоичной системы, и где она переходит в другу. Задание дается только на решение на месте, в тетради. Нет задания на компьютерах во время изучения данной темы.
Методы и формы обучения предполагаются при изучении данной темы:
Методы: Проблемный или частично-поисковый, постановка и решение проблемы, интерактивный (работа с ФЦИОР); Практический (самостоятельная работа учащихся);
Формы деятельности учащихся:
самостоятельная работа; контроль знаний, компьютерный практикум
В учебнике Л. Л. Босовой не представлены задания для работы за компьютером.
У Н. Д. Угриновича присутствует 2 компьютерных практикума во время изучения темы системы счисления.
У Л. Л. Босовой предполагается использование мультимедийных средств обучения, представлены презентации по данной теме. Ссылка на презентацию по теме «Системы счисления» представлена ниже – https://lbz.ru/metodist/authors/informatika/3/eor8.php
Рисунок 1.2.3. Пример мультимедийных обучения по учебнику Л. Л. Босовой.
У Н. Д. Угриновича вначале учебника есть список дополнительных материалов, которые можно использовать при изучении тем.
Рисунок 1.2.4. Рекомендации по использованию учебника у Н. Д. Угриновича.
В обоих рассматриваемых учебниках представлены практические задания.
В учебнике под авторством Л. Л. Босовой по данной теме присутствуют практические задания, направленные только на решение на месте, в тетради. Нет заданий, которые нужно было бы решать на компьютере или в группе. Так же задания представлены в виде теста.
Учебник же Н. Д. Угриновича более разнообразен в плане заданий. В нем присутствуют задания после каждой мини-темы. Есть практикумы после изучения перевода систем счисления, а также после непозиционных систем счисления.
Даются и задания на решение в тетради, заполнение таблиц, и вопросы для самопроверки.
Далее рассмотрим контрольно-измерительные материалы, которые предусматриваются по данной теме в рассматриваемых мною учебниках. В учебнике Л. Л. Босовой в конце каждого параграфа представлен небольшой тест. Он состоит из теоретических вопросов, а также задания, требующих решения.
Рисунок 1.2.5. Контрольно-измерительные материалы учебника Л. Л. Босовой
У Н. Д. Угриновича вопросы и задания представлены в конце каждого небольшого раздела темы.
Рисунок 1.2.6. Контрольно-измерительные материалы учебника Н. Д. Угриновича.
Был проведен анализ по онлайн учебникам Л. Л. Босовой, Н. Д. Угринович, а также методическим пособиям по данным учебникам. Ссылки на них представлены ниже.
Методические пособия по учебникам Л. Л. Босовой, Н. Д. Угринович представлены на сайтах:
-
https://s.11klasov.net/8584-informatika-i-ikt-pourochnye-razrabotki-dlja-8-klassa-metodicheskoe-posobie-bosova-ll.html -
http://www.eduportal44.ru/Kostroma_EDU/gcoko/inform/inf_ikt/DocLib/mpPolyakov10-11fgos.pdf?ID=10 -
https://lbz.ru/metodist/authors/informatika/3/eor8.php
- 1 2 3 4 5
Методические аспекты изучения системы счисления в школьном курсе информатики
2.1 Разработка контрольно-измерительных материалов по теме «Системы счисления»
Тема «Системы счисления» сегодня рассматривается в курсе информатики в 9 и 10 классах. В 9 классе она изучается в разделе «Кодирование числовой информации» и нужна преимущественно для подготовки к успешной сдачи экзамена в форме государственной итоговой аттестации (ГИА); в 10 классе – является элементом повторения, закрепления и углубления, подготовки к сдаче единого государственного экзамена (ЕГЭ) в 11 классе.
Как правило, при изучении темы «Системы счисления» рассматриваются следующие вопросы:
-
позиционные и непозиционные системы счисления; -
основные понятия позиционных систем счисления: основание, алфавит; -
формы представления чисел в позиционных системах; -
перевод чисел из одной системы счисления в другую; -
особенности арифметики в позиционных системах счисления.
Была разработана контрольная работа по теме «Системы счисления». В ней представлены шесть заданий, разного уровня сложности. Контрольная рассчитана на весь урок.
Контрольная работа по теме «Системы счисления»
1. Переведите десятичные числа 19 и 11 в двоичную систему счисления и вычислите их произведение.
2. Решите уравнение 11012 + Х8 = 11310.
3. Найдите значение х, для которого верны следующие неравенства: 101х = 1710
4. Выпишите натуральные целые числа, принадлежащие следующим числовым промежуткам:
а)
б)
в)
5. Найдите значение выражения
20C16 + 3078 - 111111112 в двоичной системе счисления, а затем ответ запишите в шестнадцатеричной системе счисления. (1А16; 1F
16)
6. Один мудрец писал: «Мне 33 года. Моей матери 124 года, а отцу 131 год. Вместе нам 343 года». Какую систему счисления использовал мудрец и сколько ему лет?
Далее представлена таблица с расставляемыми баллами за каждое задание. Как из нее видно, за первые 4 задания ученик может получить максимум 2 балла, 5 и 6 задания имеют вес в 3 балла. Таким образом, у нас получается следующая система оценивания:
-
оценка «5» – 11-14 баллов; -
оценка «4» – 9-10 баллов; -
оценка «3» – 6-8 баллов.
Таблица 2. Критерии оценивания.
№ задания | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Баллы | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 3 |
2.2 Методические рекомендации изучения систем счисления в школьном курсе информатики
Метод обучения можно определить, как способ деятельности учащихся, как совокупность приемов работы, как путь, по которому учитель ведет учащихся от незнания к знанию. Таким образом, метод обучения содержит в себе и правила как действовать, и сами способы действия.
Методов обучения множество. Их можно классифицировать по нескольким основаниям.
По характеру взаимной деятельности учителя и учащихся – объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, метод проблемного изложения, частично-поисковый метод или эвристический, исследовательский метод.
Рассмотрим урок изучения систем счисления по учебнику Л. Л. Босовой 9 класс. В качестве примера возьмём первый урок, посвященный данной теме. (План-конспект урока представлен в Приложении А.)
Класс – 9.
Тема урока – «Системы счисления».
Цель урока: обобщить, углубить и расширить знания методов, приёмов и подходов к решению заданий систем счисления.
Задачи:
-
закрепление, обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «Системы счисления» – правила перевода целых чисел из десятичной системы счисления в двоичную и обратно, использование нестандартных заданий; -
развивать познавательный интерес, речь и внимание учащихся; -
развивать навыки индивидуальной практической деятельности и умения работать в команде; -
развивать коммуникационную компетентность у учащихся; -
повышать мотивацию учащихся путем использования нестандартных задач; -
формировать творческий подход к решению задач, умения оценивать свою деятельность и деятельность своих товарищей; -
воспитывать дух здорового соперничества, дружелюбного отношения друг к другу, чувства коллективизма.