Файл: Билет 1 предыстория руси кто такие индоевропейцы 2 Билет Древнейшие сведения о славянах. 3.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 374
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Билет 1 предыстория руси кто такие индоевропейцы
Билет 2. Древнейшие сведения о славянах.
Билет 3 распад славянского единства восточные славяне в 6-7 вв
Билет 4. Восточные славяне в VIII – IX вв.
Билет 5 Язычество древних славян
Билет 6. Два центра государственности у восточных славян (Киев и Новгород).
Билет 7. Норманнская теория происхождения древнерусского государства
Билет 8. Полит ситуация 10 век
Билет 9 . Дань и полюдье в Х веке
Билет 10 крещение руси и языческие реформы
Билет 11. Полит организация конец 10-12в
Билет 12 эк и соц развитие руси 9-12
Билет 13. Князь и вече на Руси к. X-XI вв.
Билет 14. Город-государство в Киевской земле.
Билет 15. Город-государство в Новгородской земле.
Билет 16. Город-государство в смоленской земле.
Билет 17. Город-государство в Ростово-Суздальской земле.
Билет 18. Город-государство в Галицко-Волынской земле.
Билет 19. Культура Древней Руси.
Билет 20 слово о полку игореве и литературные традиции Киевской руси.
Билет 21 правовая культура руси
Билет 22 век турбулентности характеристика общая
Билет 23 борьба руси с западными угрозами:галицкий и невский
Билет 24 Экспансия литвы и возникновение великого княжества литовского
Билет 26 Борьба руси с ордой куликовская битва
Билет 27 смута во второй четверти 15 века
Билет 28 Господа великий новгород и псков в 13-15 в
Билет 29 образование российского централизованного государства
Билет 30 внешняя политика ивана 3
Общины объединяются в племенные союзы (их было 15). Они упоминаются у Нестора. Каждый союз имел свой центр. Таким образом, князь – руководитель племенного союза, бояре – старшие дружинники, отроки детские – младшие дружинники, нарочитые мужи – племенная знать, люди – свободные люди, челядь – рабы.
Власть делилась между тремя структурами: князь, «старцы градские» - совет старейшин, вече. 2 вида войска: дружина – войско князя, сохраняется ополчение – «тысяча» («полк»).
Билет 5 Язычество древних славян
Религией восточных славян было язычество. Истоки его лежат за много тысячелетий до начала нашей эры, а отголоски сохраняются до наших дней. Происхождение названия «язычество» связано со словом «языцы» - так называемые народы, не принявшие христианств (монотеизм, политеизм). В восточнославянском язычестве можно обнаружить все те стадии, которые были свойственны и другим языческим культам разных народов. Древнейшая форма – анимизм и фетишизм (поклонение камням, лесам, деревьям, рощам и т.д.). Распространён был и тотемизм (вера в происхождения человеческого рода от конкретного тотема), например, у днепровских славян, которые поклонялись кабанам-вепрям. Широко был развит культ предков, почитание которых являлось обязательным: домовой – умерший глава рода, леший – умерший предок, ответственный за лесные угодья; кикимора – болота, водяной – вода, полевик – земельные угодья, русалка – подземный мир. Часть родственников, погибших насильственной смертью или не похороненных должным образом, стали злыми духами: мавки, упыри, вурдалаки.
У славян не существовало понятие «главный бог», но в разные периоды эту функцию исполняли разные божества: до появления государства – Сварог (бог-кузнец, бог неба, покровитель ремесленников, отец Даждьбога), Перун (бог грома и молнии, огня, покровитель князя и дружины, стал верховным по реформе 980 года).
Среди богов выделяются «солярные» (солнечные) боги: Даждьбог, Ярило, Купала, Хорс. Также были богини: Лада – любовь, Макошь – плодородие, женское рукоделие.
Часть божеств пришли от соседних народов: от финно-угров – Макошь, от иранцев – Семаргл (крылатый пёс, покровитель почвы, корней, подземного мира) и Хорс. Велес – бог скота, торговли, богатств, покровитель скотоводов. Род и роженицы – божества плодородия.
Большая часть божеств – антроморфны (человекоподобные), а несколько пришедших извне – зооморфны: Семаргл – пёс, Хорс – белый конь.
У славян был особый обряд похорон: ристалище – состязание родственников, тризна – обед. Использовались особые места (храмов не было): капище – место для проведение религиозных церемоний.
Среди служителей культа – 4 сословия:
-
Волхв – знаток церемоний, функция судьи, по рангу выше князя -
Вещун – знаток предсказаний -
Ведун – знаток религиозных текстов -
Кудесник – знаток магии.
В течение года славяне отмечали несколько языческих праздников – коляда, масленица, купала. С религией восточных славян связано множество обычаев. Летописец сообщает нам о том, что поляне имели кроткий и тихий обычай, почитали старших, уважали свекровей и снох, отцов и матерей, имели брачный обычай (не ходит зять за невестой, но приводят невесту в дом жениха вечером, а её родственники приносили приданое). Древляне жили зверским обычаем, убивали друг друга, ели всё нечистое, брачного обычая у них не было, но крали девиц у реки. Радимичи, вятичи, северяне имели единый обычай: браков у них не было, но когда сходились на языческие игрища между сёлами брали одну, две или три жены, предварительно с ними договорившись.
Летописец также описывает погребальный обычай племён. Когда кто-то умирал, делали большой погребальный костёр, творили тризну над мертвецом, труп сжигали, а прах и кости собирали в специальный сосуд и ставили на дорогах.
Билет 6. Два центра государственности у восточных славян (Киев и Новгород).
Начало возникновения государства у руссов относят к VI веку. Возникновение постоянных племенных союзов диктовалась необходимость защиты от врагов. На юге главным врагом были кочевники, например, хазары, печенеги, которые иногда проигрывали, а иногда побеждали и накладывали дань на покорённые племена. На севере главным врагом были викинги (норманны), сначала племена платили им дань, а затем образовали союз и изгнали варягов за море, и стали сами собой владеть. Но
вскоре выяснилось, что без внешней сдерживающей силы не получается жить в мире и согласии, и восстал род на род, и стали воевать друг с другом. В борьбе не смог никто одержать решающей победы, и тогда было принято решения отправить посланников к варягам, чтобы пришёл князь «править и володеть». В 862 году на призыв откликнулись три брата (возможно пришёл только Рюрик) – Рюрик, Трувор и Синеус. Рюрик сел в Старой Ладоге, потом в Новгороде, Синеус в Белоозере, а Трувор в Изборске.
Возможно братьев было не три, а один. Дело в том, что человек с своего появления на Земле обладал узкими знаниями об окружающем мире, видел один мир, один дом, как правило не задумывался о глобальных вещах. Постепенно, в процессе интеллектуального развития человека усложняются и его представление о мире. Он видит, что мир состоит из двух равноразличных вещей, например, добро и зло, день и ночь, богатство и бедность и т.д. Впоследствии человек видит, что окружающий мир ещё разнообразней и сложней, в нём три составляющие: мужчина, женщина, ребёнок, юность, зрелость, старость и т.д. Поэтому во многих описаниях и легендах число три символическое.
Двое дружинников Рюрика – Аскольд и Дир отделились от основной части дружины и ушли на юг, наткнулись на маленький городок Киев и стали там княжить. Они узнали, что Киев был основан тремя братьями – Кием, Щеком, Хоривом. Об этом подробно рассказывает легенда об основании Киева, в которой говориться, что город был назван Киевом, в честь старшего брата Кия. По легенде Кий сидел на горе, которая называлась Боричев, Щек сидел на горе Щековица, а Хорив сидел на горе Хоревица. Киев был построен на холмах, так что мы можем видеть правдоподобность этой легенды. Она также рассказывает о том, что Кий ходил в Константинополь и был принят византийским императором. В конце концов три брата и сестра их Лыбедь скончались в Киеве. Таким образом, мы видим, что образовались два центра государственности – на северо-западе (Новгород) и на юге (Киев).
В советское время выдвигалось множество разных версий о том, где зародилась государственность.
До революции считали, что Киев был очагом государственности, но после революции всё больше стали склоняться к версии, что государственность возникла в Новгороде. Сейчас многие историки полагают, что государственность зародилась одновременно и на северо-западе и на юге.