Файл: Билет 1 предыстория руси кто такие индоевропейцы 2 Билет Древнейшие сведения о славянах. 3.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 363
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Билет 1 предыстория руси кто такие индоевропейцы
Билет 2. Древнейшие сведения о славянах.
Билет 3 распад славянского единства восточные славяне в 6-7 вв
Билет 4. Восточные славяне в VIII – IX вв.
Билет 5 Язычество древних славян
Билет 6. Два центра государственности у восточных славян (Киев и Новгород).
Билет 7. Норманнская теория происхождения древнерусского государства
Билет 8. Полит ситуация 10 век
Билет 9 . Дань и полюдье в Х веке
Билет 10 крещение руси и языческие реформы
Билет 11. Полит организация конец 10-12в
Билет 12 эк и соц развитие руси 9-12
Билет 13. Князь и вече на Руси к. X-XI вв.
Билет 14. Город-государство в Киевской земле.
Билет 15. Город-государство в Новгородской земле.
Билет 16. Город-государство в смоленской земле.
Билет 17. Город-государство в Ростово-Суздальской земле.
Билет 18. Город-государство в Галицко-Волынской земле.
Билет 19. Культура Древней Руси.
Билет 20 слово о полку игореве и литературные традиции Киевской руси.
Билет 21 правовая культура руси
Билет 22 век турбулентности характеристика общая
Билет 23 борьба руси с западными угрозами:галицкий и невский
Билет 24 Экспансия литвы и возникновение великого княжества литовского
Билет 26 Борьба руси с ордой куликовская битва
Билет 27 смута во второй четверти 15 века
Билет 28 Господа великий новгород и псков в 13-15 в
Билет 29 образование российского централизованного государства
Билет 30 внешняя политика ивана 3
существовал общинный строй, своими корнями уходящий в предшествующий период. Здесь мы можем обнаружить самые разные типы общин, которые восходят к одному, - древнерусскому городу-государству. Все эти типы - разные стадии распада древнерусской общины и разные ее модификации. Общинное самоуправление долгое время уживалось с другими органами власти. Нельзя не отметить простоту этого аппарата. Это наместники, тивуны и др. Все эти люди так или иначе были связаны с князем и княжеским хозяйством, но одновременно занимались и проблемами местного населения. Огромную роль в государственном аппарате играли всякого рода «кормления и держания», что также было наследием Киевской Руси. В целом то новое, что появилось в государственном устройстве в период XIII-XV вв., - рост силы и влияния княжеской власти, которые проходили за счет расширения служебных отношений. «Служебная система» - круг лиц и служб, связанных с князем еще и в предшествующий период, начинает разрастаться и охватывает все население государства (речь идет пока о княжествах, которые шли на смену городамгосударствам). Такую государственность можно определить как военнослужилую. Ближайшие аналогии ей мы находим в Центральной Европе (Польша, Венгрия, Чехия). Дореволюционные историки, стараясь как-то определить эту государственность, чаще всего определяли ее в качестве «вотчинной». Управление единым государством при Иване III практически недалеко ушло от традиций военно-служилой государственности, так как использовался тот же аресенал средств и механизмов. Не случайно в дореволюционной историографии существовала точка зрения, представлявшая этот процесс как образование одной большой вотчины за счет слияния более мелких вотчин - местных княжеств. Действительно, главным общегосударственным ведомством был Дворец, который ведал личными, дворцовыми землями великого князя. И в новейшей литературе вполне справедливо называют такого рода форму правления пережитком «удельной старины». Главным государственным хранилищем и финансовым органом была казна, которая также своими корнями уходила в княжеский двор предшествующего времени. Здесь хранились не только деньги и драгоценности, но и государственный архив и государственная печать. Уже в этот ранний период большую роль в складывающемся аппарате власти играют писцы - дьяки. Отношения с населением строились по очень архаичной форме прежних военно-служилых государств. Вся территория делилась на уезды, границы которых, восходя к рубежам бывших княжеств, были разнообразны. Уезды делились на станы и волости. Власть в уезде принадлежала наместнику, в станах и волостях - волостелям. Переломным периодом в развитии русской государственности становится правление Ивана Грозного. Реформы 1550-х гг. - попытка изменить форму существования российского государства, приспособить ее к новым условиям. Но выдающуюся роль здесь сыграла опричнина. Среди всего сонма объяснений причин этого явления ближе к истине самое простое - шел процесс становления самодержавной монархии, которая, в свою очередь, была лишь отражением нового российского государственнокрепостнического строя, формирование которого приходится на период XVI-XVII вв
Билет 32. Культура Руси XIV - XV вв.
В это время выделяется два этапа развития культуры:
-
Первый этап (XIV-XV века) – основная идея – преодоление катастрофических последствий татаро-монгольского нашествия, ликвидация ордынского ига через собирание русских земель. -
Второй этап (конец XV-начало XVI века) – основная идея – укрепление государства, единство и централизация.
Фольклор. В XIV веке основная тема творчества – сказания (о битве при Калке, о разорении Рязани Батыем, о битве на поле Куликовом и другие). Былинный жанр после монгольского нашествия постепенно затухает, мы знаем лишь новгородский былинный эпос (Былина о Василии Буслаеве и Садко). Развивается жанр исторической песни (Песня о Щелкане Дюденьковиче). В конце XV-начале XVI века продолжается осовременивание былин киевского цикла в новой форме (герои эпоса – участники борьбы с осколками Золотой Орды).
Просвещение. Монастыри – центры книжности и образования: книгописные мастерские и библиотеки (Троице-Сергиев, Кирилло-Белозерский, Соловецкий монастыри и другие). В XIV веке на смену пергаменту приходит бумага (из Италии и Франции) – смена графики письма: полуустав и скоропись (с XV века).
Литература. В XIV веке основное произведение письменности – летопись (идея единства русской земли, государственный характер), центры Москва, Тверь, Новгород. 1409 год – первый общерусский летописный свод (Троицкая летопись). Литература XIV-XV веков: «Задонщина», «Сказание о Мамаевом побоище», «Слово о житии Дмитрия Ивановича», «Повесть о Московском взятии земли русской» (события 1382 года), «Хождение за три моря» (первое описание Индии, составленное европейцем), «Повесть о Петре и Февронье Муромских», «Житие митрополита Петра», «Житие Сергия Радонежского», «Житие Стефана Пермского» и т.д.
Архитектура. В Московском княжестве каменное строительство появилось с середины XIV века. В 1367-1368 гг. строится белокаменный московский кремль. В 1400 году строится Успенский собор в Звенигороде – древнейший памятник московского зодчества, дошедший до нас. Троице-Сергиев монастырь (Троицкий собор – 1422 г.), Андриапольский монастырь. Ансамбль Соборной площади московского кремля: Успенский собор (
Аристотель Фьораванти), Благовещенский собор (псковские мастера), Грановитая палата (Марко Руффо и Пьтро Антонио Солари) – конец XV века, Архангельский собор (Алевиз Новый) – начало XVI века. Конец XV-начало XVI веков построены кирпичные стены московского кремля.
Живопись. Расцвет иконописи и новгородской монументальной живописи. Феофан Грек работал в Константинополе, Новгорода (церковь Спаса на Ильинской улице), Москве (иконы Благовещенского и Архангельского соборов) – эмоциональность письма. Андрей Рублёв работал в Москве (фрески Благовещенского собора), Владимире (иконы Успенского собора), икона «Троица» (1425-1427 гг.) – персонажи Рублёва мягче, человечнее, нежнее. Дионисий работал в Москве (иконы и фрески Успенского собора), Ферапонтовом монастыре (роспись церкви Рождества Богородицы) – нежность, изысканность колорита, утончённость. В начале XVI века возникает техника миниатюрной иконописи, установление чётких канонов, жанр исторического портрета (князья, античные мудрецы).
Ремесло. Ювелирное дело, работа по серебро, строительное дело (новые методы кладки стен и кровли), деревообработка, литейное дело (государственный пушечный двор, Андрей Чохов отлил Царь-пушку весом 40 тонн).