Файл: Билет 1 предыстория руси кто такие индоевропейцы 2 Билет Древнейшие сведения о славянах. 3.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 367
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Билет 1 предыстория руси кто такие индоевропейцы
Билет 2. Древнейшие сведения о славянах.
Билет 3 распад славянского единства восточные славяне в 6-7 вв
Билет 4. Восточные славяне в VIII – IX вв.
Билет 5 Язычество древних славян
Билет 6. Два центра государственности у восточных славян (Киев и Новгород).
Билет 7. Норманнская теория происхождения древнерусского государства
Билет 8. Полит ситуация 10 век
Билет 9 . Дань и полюдье в Х веке
Билет 10 крещение руси и языческие реформы
Билет 11. Полит организация конец 10-12в
Билет 12 эк и соц развитие руси 9-12
Билет 13. Князь и вече на Руси к. X-XI вв.
Билет 14. Город-государство в Киевской земле.
Билет 15. Город-государство в Новгородской земле.
Билет 16. Город-государство в смоленской земле.
Билет 17. Город-государство в Ростово-Суздальской земле.
Билет 18. Город-государство в Галицко-Волынской земле.
Билет 19. Культура Древней Руси.
Билет 20 слово о полку игореве и литературные традиции Киевской руси.
Билет 21 правовая культура руси
Билет 22 век турбулентности характеристика общая
Билет 23 борьба руси с западными угрозами:галицкий и невский
Билет 24 Экспансия литвы и возникновение великого княжества литовского
Билет 26 Борьба руси с ордой куликовская битва
Билет 27 смута во второй четверти 15 века
Билет 28 Господа великий новгород и псков в 13-15 в
Билет 29 образование российского централизованного государства
Билет 30 внешняя политика ивана 3
Владимир, уезжая из Корсуня забрал с собой иконы, церковные сосуды, два медных капища, мощи святого Климента и Фифа, 4 медных коня (квадрича). Странно то, что он берёт и христианскую утварь и языческую, ведь медные кони – это кони, на которых по легенде носились языческие боги. Мы замечаем, что, несмотря на крещение Руси, сохранилось множество суеверий, языческих ритуалов, праздников и многого другого. Храмы и церкви ставятся на тех местах, где были капища и стояли кумиры. Язычество сохранилось, таким образом, в той или иной мере и после принятия христианства.
Этапы Крещения – легендарный и исторический. 1 – крещение Руси Андреем Первозванным, 2 – 988г – крещение Киева, 991 г. (нет точной даты) – крещение Новгорода Добрыней Никитичем и Путятой. В Киеве христианство вводилось безболезненно, с согласия веча, но в других землях навязывалось силой. Вот почему вплоть до конца киевского периода нашей истории можно говорить о том, что христианство скользило на поверхности, не затрагивая основ жизни.
Значение Крещения Руси огромно – это и рост авторитета Руси, и расширение связей с Византией, и рост княжеской власти, и развитие культуры, и смягчение нравов в древнерусском обществе. Крещение привело к противопоставлению язычников и православных, способствовало дальнейшему развитию экономики и институтов частной собственности.
Билет 11. Полит организация конец 10-12в
Владимир продолжает политику своих предшественников, стараясь
укрепить достаточно рыхлый суперсоюз племен. В 981 и 982 гг. он совершил
успешные походы на вятичей, а в 984 г. - на радимичей. В 981 г. отвоевал у
поляков Червенские города в Юго-Западной Руси. В 983 г. русские войска
ходили на ятвягов - племена Прибалтики, а в 992 г. - «на Хорваты».
При Владимире растет Киев - «мати градом русским» - осваивается
территория, получившая название «город Владимира». Для борьбы с грозной
опасностью - печенегами в степи возводятся укрепления, закладывается город
Белгород, укрепляется Переяславль. Русские «заставы» богатырские уходят
далеко на юг, зорко высматривая степняков.
Однако в годы его правления набирал силу процесс внутреннего
глубинного распада суперсоюза: на смену родо-племенным отношениям шли
территориальные связи, формировались города-государства. Великий киевский
князь и его окружение стремятся остановить расползание суперсоюза. С этой
целью предпринимается ряд мер идеологического характера: устраивается за
городом большое языческое капище, затем создается знаменитый языческий
пантеон. Все эти меры должны были символизировать единство
восточнославянских племен - боги в киевский пантеон свозились со всех
земель. Однако остановить ход исторического процесса было невозможно -
союз продолжал распадаться. Именно тогда князь Владимир обратил свой взор
к христианству - религии, в которой идея централизации, монотеизма является
главенствующей.
Под 986 г. летопись сообщает нам о «выборе вер». К Владимиру в Киев
пришли посланцы соседних народов, каждый из которых предлагает и
расхваливает свою религию. Пришли волжские болгары магометанской веры
(ислам). Из перечня особенностей этой религии Владимиру больше всего не
понравилось обрезание, воздержание от свиного мяса и от питья. Он заявил:
«Руси есть веселие пить, не можем без того быть».
Борьба князей за Киев после смерти Владимира.
Борьба проходила в несколько этапов (Святополк против Бориса и Глеба; Святополк против Ярослава; Ярослав против Мстислав Тмутараканский).
Святополк – 1015-1019, Ярослав – 1019-1054. Владимир умер в 1015 году. После его смерти началась борьба его сыновей. В Киеве сидел Святополк, который сумел «удобрить» общину и убить Бориса и Глеба. Другой брат – Ярослав – находился в Новгороде. Новгородцы поддержали его в борьбе. В 1019 году Ярослав с помощью новгородцев овладел Киевом (он выдал им в благодарность какую-то грамоту, видимо, льготы).
В 1024 году из Тмутаракани пришел князь Мстислав с войском. Киевляне не приняли его. Мстислав отправился в Чернигов – там его приняли, т.к. хотели освобождения от Киева. Ярослав начал собирать войско. Ему были нужны деньги – с этой целью он отправился в Суздаль. Там в это время было восстание волхвов (голодный год, люди искали объяснения в язычестве). Ярослав расправился с волхвами и собрал дань. Затем Ярослав мобилизовал варягов и новгородцев, и дал бой Мстиславу. Бой произошел близ места под названием Листвен. Ярослав проиграл и бежал. Однако Мстислав понимал, что ему не рады в Киеве, и предложил Ярославу сесть там, а сам он сядет в Чернигове (некоторые называют это братолюбием).
1026 г – Ярослав с войском вернулся в Киев. Подписал мир с Мстиславом. В 1036 году Мстислав умер на охоте. После его смерти восстановилась власть Киева над Черниговом. Так началось единоличное правление Ярослава Мудрого, в целом ознаменовавшееся улучшением положения Руси (воевал с поляками – 3 раза, победил чудь, нанес решающее поражение печенегам, воевал с Литвой, последний поход на Царьград, развивал христианство, расширил и укрепил Киев, «правда Ярослава», издал «церковный уства»).
Ярославичи.
Ярослав Мудрый умер в 1054 году. У него было 5 сыновей, Изяслав, Святослав, Всеволод (большая роль этих), Игорь и Вячеслав (мелкая роль).
По завещанию Ярослава:
-
Изяславу (1054-1068 гг., 1069-1073 гг., 1077-1078 гг.) – Киев, Новгород -
Святославу (1073-1076 гг.) – Чернигов -
Всеволоду (1076-1077 гг., 1078-1093 гг.) – Переяславль.
Первое время князья жили в согласии, вместе воевали, создали «правду Ярославовичей». Непримиримая борьба завязалась с Всеславом. В 1068 г Ярославичи выиграли бой с Всеславом, вызвали его на переговоры, целовали крест, но арестовали его с сыновьями и посадили в тюрьму.
В этом же году Ярославичи выступили против половцев и проиграли на р. Альте (1068 г). Киевляне на вече запросили у Изяслава оружие и коней, он не дал. Тогда вечники посадили в Киеве Всеслава. Скоро Изяслав вернулся в Киев (с помощью поляков) и жестоко расправился с врагами. Ярославичи начали распри. В Киеве оказался Святослав, в 1076 г он погиб от фурункула на шее; в 1077 г в
Киев вернулся Изяслав, однако и он вскоре погиб в битве на Нежатиной ниве. В Киев пришел Всеволод, он княжил до смерти в 1093 году.
В это время Русь терпела набеги половцев (поражение на р. Альту в 1068 г). Реальную борьбу против них начали дети Ярославичей – Святополк Изяславич (1093-1113 гг.), Владимир Всеволодович (1113-1125 гг.), Олег Святославович. В 1094 году к власти в Киеве пришел Святополк (Владимир отдал ему свое место без сопротивление). Святополк и Владимир делали совместные походы на половцев, весьма удачные, а в 1097 году произошел Любический съезд – каждый держит отчину свою – окончательный распад государства.
. Правда Ярославовичей.
С 19 статьи по 41 статью – это «Правда Ярославичей», принята на съезде князей в 1068 году, после драматических событий в Киеве. Этот документ о вотчинной собственности князя. Жизнь общинника стоит 80 гривен, сельского старосты – 12 гривен (отвечает за пашню), старшего конюха – 80 гривен, рабов, холопов, рядовичей, смердов – 5 гривен. Т.е. у князя коневодство на первом месте, а земледелие на втором. Боевой конь стоит 3 гривны, княжеская птица или охотничья собака стоит 3 гривны. Рассматриваются такие отрасли хозяйства как рыболовство, бортничество, охота. Пахари, которые перепашут межу должны заплатить штраф.
Статья 42 «Покои вирник. От князя приходит вирник со своими людьми, собирает пошлины на княжеский суд, местное население платит деньги и содержит вирника. Развернулась дискуссия по поводу личности и функций вирника. Балтин и Стратонов считают, что вирник судит, как и князь, но тогда княжеский суд теряет свой сокральный смысл (например, Андрей Боголюбский передаёт свои судные функции своим доверенным людям).
Статья 43 «О мостниках». Мостники строят и ремонтируют мосты, получают за эту работу жалование. Может быть речь идёт о мостовых. Ярослав Мудрый ограничил кровную месть, ввел виру, головничество (компенсация родственникам убитого), была введена вира за оскорбление чести, достоинства, вреда здоровью. Размеры виры зависели от состава преступления.
Владимир Мономах.
Владимир Мономах – сын Всеволода Ярославича, внук Ярослава Мудрого. Княжил в Киеве до 1094 года, затем отдал место законному наследнику Святополку. В 1113 году Святополк умер, его вдова пыталась задобрить народ подарками, однако все богатые дворы разграбили, особенно еврейский квартал. Евреев били за ростовщичество, а также за попытки играть роль в политических делах.
Народ был за Мономаха, бояре и евреи – за Олега Черниговца. В итоге вызвали Мономаха. Мономах снял все долги, списал большие проценты за ростовщичество. Издал «правду о холопах» и «правду о закупах», «о резах», при Мономахе прекратились усобицы.
Владимир издал новую «Русскую Правду», которая называлась «устав». Он облегчил жизнь бедноты, избавил Русь от мятежей. Владимир восстановил единство Руси, заставив всех князей подчиниться киевскому, послал сыновей наместниками в разные города. Среди внешнеполитических деяний Мономаха надо отметить поход в степь на половцев в 1116 году. Владимир укрепился на Дунае, а также превратил Русь в полноправную часть европейского сообщества, связав браком Русь и Византию. Владимир умер в 1125 году, его сменил Мстислав Владимирович (1125-1132 гг.).
Устав о закупах, устав о холопах, устав о резах.
Устав о резах - Ст. 51 – Святополк Изяславич облегчил положение должников (снизил %). Владимир Мономах в уставе о резах ограничил % до 3х лет (после этого выплаты прекращаются, т к и так отдавалась мощная сумма)
Устав о закупах – было так: если закуп бежал, то он становился холопом. Новшество: можно отрабатывать свой долг в хозяйстве другого человека. Закуп теперь имеет право являться на суд и жаловаться на господина. Четко определены условия работы: если работает на пашне с орудием хозяина – он за них ответственен, если со своим – то нет. Если пасет скот, то он за него отвечает, если он уже запер их в хлеву и ушел – то нет. Бить можно – за дело, нельзя, когда господин пьяный. Закуп в нек случаях имел право выступать послухом на суде – если таковых не было свободных.
Устав о холопах – государство не заинтересовано в том, чтобы было много холопов. Ограничено холопство: самопродажа, женитьба на кале, тиунство без ряда.
Русско-половецкие войны - серия военных конфликтов, длившихся на протяжении примерно полутора веков между Киевской Русью и половецкими племенами. Была очередным столкновением интересов древнерусского государства и кочевников причерноморских степей. Другой стороной этой войны было усиление противоречий между раздробленными русскими княжествами, правители которых нередко делали половцев своими союзниками. Как правило, выделяется три этапа военных действий: начальный (вторая половина XI века), второй период, связанный с деятельностью знаменитого политического и военного деятеля Владимира Мономаха (первая четверть XII века), и заключительный период (до середины XIII века) (его частью был знаменитый поход новгород-северского князя Игоря Святославича, описанный в «Слове о полку Игореве»).