Файл: Билет 1 предыстория руси кто такие индоевропейцы 2 Билет Древнейшие сведения о славянах. 3.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 365

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

Билет 1 предыстория руси кто такие индоевропейцы

Билет 2. Древнейшие сведения о славянах.

Билет 3 распад славянского единства восточные славяне в 6-7 вв

Билет 4. Восточные славяне в VIII – IX вв.

Билет 5 Язычество древних славян

Билет 6. Два центра государственности у восточных славян (Киев и Новгород).

Билет 7. Норманнская теория происхождения древнерусского государства

Билет 8. Полит ситуация 10 век

Билет 9 . Дань и полюдье в Х веке

Билет 10 крещение руси и языческие реформы

Билет 11. Полит организация конец 10-12в

Билет 12 эк и соц развитие руси 9-12

Билет 13. Князь и вече на Руси к. X-XI вв.

Билет 14. Город-государство в Киевской земле.

Билет 15. Город-государство в Новгородской земле.

Билет 16. Город-государство в смоленской земле.

Билет 17. Город-государство в Ростово-Суздальской земле.

Билет 18. Город-государство в Галицко-Волынской земле.

Билет 19. Культура Древней Руси.

Билет 20 слово о полку игореве и литературные традиции Киевской руси.

Билет 21 правовая культура руси

Билет 22 век турбулентности характеристика общая

Билет 23 борьба руси с западными угрозами:галицкий и невский

Билет 24 Экспансия литвы и возникновение великого княжества литовского

Билет 25 возвышение москвы

Билет 26 Борьба руси с ордой куликовская битва

Билет 27 смута во второй четверти 15 века

Билет 28 Господа великий новгород и псков в 13-15 в

Билет 29 образование российского централизованного государства

Билет 30 внешняя политика ивана 3

Билет 31 эконом и соц развитие россии до 16 века

Билет 32. Культура Руси XIV - XV вв.

, которые в целом поддерживали противников великого князя. Итак, в сложной по составу и движущим силам борьбе второй четверти XV в. в полной мере сказались общинные демократические традиции древнерусского времени. Это было столкновение старого и нового. Но новыми были не северные порядки, как считал А.А. Зимин, а, наоборот, московский строй, несший начала самодержавия. И он победил. Важно отметить, что в период войны была своего рода альтернатива политического развития Восточной Европы. А.А. Зимин обратил внимание на то, что если предшественники Шемяки стремились утвердиться в Москве, то последний, «оставив Москву... приступил к созданию самостоятельного государства на севере...» Трудно сказать, какой была бы эта государственность, но ясно, что общинным порядкам там было бы вольготнее. Другой момент, который необходимо отметить, - сходство событий в Великом княжестве Московском с тем, что происходило в Великом княжестве Литовском. Здесь, во время также многолетней борьбы князя Свидригайло, он пошел к Полоцку и Смоленску и был посажен на «Великом княжестве Русском». Другими словами, и здесь была своего рода альтернатива, которая могла воплотиться в создании иного государственного образования с гораздо более богатыми общинными традициями. Во всяком случае, нет никаких оснований называть эти события «феодальной войной» - они связаны с путями государственного развития Восточной Европы, не имея никакого отношения к феодализму.

Билет 28 Господа великий новгород и псков в 13-15 в


1. Великий Новгород.

Земли, подвластные Новгороду, были огромны и заселены многими

народами: водью, ижорой, корелой, чудью и др., с которых новгородцы

собирали дань.

Дань была одним из источников, пополнявших богатства Новгорода.

Новгородские купцы вели оживленную торговлю с союзом германских

городов - Ганзой и Готландом и осуществляли транзитную торговлю по всей

Руси. Еще одним источником благоденствия города был повседневный труд его ремесленников и хлеборобов.

Впрочем, природные условия не давали

возможности выращивать большие урожаи и ставили великий город в

зависимость от «низового» хлеба, что часто использовалось его

противниками как козырь.

В XIII в. Новгород развивался по пути дальнейшей демократизации

общественного строя, о чем свидетельствовала начавшаяся межкончанская


борьба, распространение избирательного принципа не только на

архиепископов, но и на архимандритов крупнейших монастырей. Сказывалась

эта демократизация и на отношениях с князьями. Упоминания о «рядах» с

князьями дошли уже от XII в., а от второй половины XIII в. дошли и сами эти

«ряды» - древнейшие из них - договорные грамоты с Ярославом Тверским. Из

этих грамот узнаем, что князь мог выполнять свои функции лишь под

контролем посадника. Он имел право лишь на определенный корм, не

приобретая в собственность земли. Судить он мог лишь при участии посадника;

должен был покровительствовать новгородской торговле.

Как показал В.Л. Янин, посадник возглавлял исполнительную власть,

которая в это время сосредоточивается в руках нескольких боярских семейств,

но прерогативы посадника замыкались на вече - высшем органе власти в

Новгороде.

Большую роль в управлении городом, в политической и экономической

жизни играл архиепископ. Военные действия новгородцы начинали не иначе,

как по благословению архиепископа, и прислушивались к его мнению в ходе

частых споров между различными группировками.

Как и в давние времена, «мужи новгородцы» по звону вечевого колокола

собирались на площади и решали свои проблемы. Вече - высший орган

государственной власти, прерогативы которого были чрезвычайно широки: оно

приглашало князя и заключало с ним договор, распоряжалось должностью

посадника и тысяцкого, ведало государственными землями, осуществляло

высший суд, объявляло войну и заключало мир и т.д.

Бояре в Новгороде в это время становятся крупными

землевладельцами. Их дворы располагались в городе, а земельные владения

боярских родов были на территории округи. Промежуточной категорией

землевладельцев были житьи люди Близки им по положению сельские

жители - «своеземцы» или «земцы», статус и происхождение которых

вызывает в науке споры «Черные люди», городские и сельские, - низшая

категория свободного люда. В городе - это ремесленники: плотники,



каменщики гончары, кузнецы, портные, кожевники и т.д. В сельской

местности - это крестьяне, жившие на черных, государственных землях и

также организованные в общины, пользовавшиеся самоуправлением. Из

зависимых людей известны смерды, половники, холопы. Они работали в

боярских вотчинах, прислуживали в домах.

В городе нарастает социальное напряжение, показателем которого

стало ушкуйничество. Отряды молодежи, видимо, не нашедшей себя в жизни

Новгорода, на своих судах (ушкуях) спускались по рекам, прежде всего по

Волге, и грабили города. Постоянно шли жалобы из «Низовых» земель, но

остановить эту вольницу новгородское правительство не могло. Впрочем,

искусственно ускорять и усиливать процесс социальной дифференциации в

Новгороде нельзя. Сословные интересы здесь приносились в жертву

кончанским, уличанским и тд.

Кроме того, уже в конце XIII в. при посаднике появился

территориально-представительный совет из бояр. В 1360-е гг.

сформировалась коллегия из шести посадников, в которой были

представлены все концы. В начале следующего столетия коллегия

расширилась сначала до 12, а затем до 36 человек. Причем эта боярская

олигархия оставалась достаточно демократической, ибо новгородские бояре

сохраняли связь со своими общинами и действовали не сами по себе, а как

представители городских концов.

Все закончилось большой войной, в ходе которой новгородцы

потерпели поражение на р. Шелони в 1471 г. Близился конец

самостоятельности Новгорода
ПСКОВ

Несколько иным был путь развития «молодшего брата» Новгорода - Пскова. Город на берегу реки Великой является одним из древнейших русских городов. В административном отношении он, подобно Новгороду, делился на шесть самоуправляющихся районов - концов.. Постоянная военная угроза, позднее выделение из новгородского города-государства, отсутствие большой территории - все эти причины привели к тому, что черты демократического волостного быта, характерного для Новгорода, приобрели в Пскове еще более яркую окраску. В 1397 г. была составлена Псковская Судная грамота - один из важнейших правовых памятников средневековой
Руси. (Новгородская Судная грамота дошла до нас только в нескольких фрагментах.) Грамота рисует нам политический и социальный строй Псковского городагосударства. Внимательно изучивший Псковскую Судную грамоту Ю.Г. Алексеев обнаружил, что основными звеньями политического строя было вече, гораздо более консолидированное, чем в Новгороде; князь, посадник и сотские. Рядовые общинники активно участвовали в политической жизни и суде. Здесь отсутствовали крупные боярские латифундии; преобладало мелкое вотчинное землевладение. Горожане-псковичи (бояре и черные люди) были объединены в общину, в зависимости от которой нахидились пригородские общины. Но если пригорожане пользовались определенными правами, так же как и земцы (одна из категорий сельского люда), то черные крестьяне (смерды) коллективно эксплуатировались псковской городской общиной, что порождало иной раз серьезные конфликты, подобные «брани о смердах» 1483-1486 гг. Купцы, так же как и в Новгороде, объединялись в свои общины, и только член такого сообщества считался настоящим «пошлым купцом», т.е. купцом, чей статус официально признан. В Псковской Судной грамоте фигурируют и категории зависимого населения. Это наймит, который вынужден по тем или иным причинам работать на хозяина. Обращает на себя внимание промежуточность его положения: в кабального человека он может превратиться только при определенных условиях. Есть еще изорник - человек, находящийся в определенной поземельной зависимости от государя, причем эта зависимость реализуется в виде выплаты оброка и зачастую осложняется еще долговыми обязательствами. Характерно, что поземельная зависимость изорника не приводит к утрате им гражданских прав. Частное землевладение в тех масштабах и формах, которые существовали в Пскове, не могло изменить общинной сущности городагосударства. В Пскове довольно рано проявилось стремление к отделению от Новгорода, что выразилось в проявлении княжеской власти. Завершается процесс становления самостоятельного Господина Пскова к середине XIV в. (по новым данным - в 1342 г.), когда был подписан Болотовский договор с Новгородом. Но в этом столетии псковичи уже вынуждены принимать князя «из московской руки». В начале XV в. в борьбе с Великим княжеством Литовским жители Пскова старались опереться на Москву, что привело к усилению влияния великого московского князя. После покорения Новгорода Иван III обещал держать псковичей по старине, но все меньше считался с этой «стариной». Василий III менял посадников и в 1509 г. поставил жестокого Ивана Репню-Оболенского. Псковичи жаловались великому князю на притеснения со стороны наместника и в январе 1510 г.
отправили в Новгород, где находился в это время великий князь, своих челобитчиков - знатных горожан. Они были «пойманы» и отправлены в Москву, а прибывший в Псков дьяк Третьяк Далматов предъявил городу ультиматум: уничтожить вече, должность посадника и назначить двух великокняжеских наместников в Псков. Состоялось последнее вече и вечевой колокол был снят. Начинался новый этап псковской истории: в составе Российского государства.