Файл: Билет 1 предыстория руси кто такие индоевропейцы 2 Билет Древнейшие сведения о славянах. 3.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 365
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Билет 1 предыстория руси кто такие индоевропейцы
Билет 2. Древнейшие сведения о славянах.
Билет 3 распад славянского единства восточные славяне в 6-7 вв
Билет 4. Восточные славяне в VIII – IX вв.
Билет 5 Язычество древних славян
Билет 6. Два центра государственности у восточных славян (Киев и Новгород).
Билет 7. Норманнская теория происхождения древнерусского государства
Билет 8. Полит ситуация 10 век
Билет 9 . Дань и полюдье в Х веке
Билет 10 крещение руси и языческие реформы
Билет 11. Полит организация конец 10-12в
Билет 12 эк и соц развитие руси 9-12
Билет 13. Князь и вече на Руси к. X-XI вв.
Билет 14. Город-государство в Киевской земле.
Билет 15. Город-государство в Новгородской земле.
Билет 16. Город-государство в смоленской земле.
Билет 17. Город-государство в Ростово-Суздальской земле.
Билет 18. Город-государство в Галицко-Волынской земле.
Билет 19. Культура Древней Руси.
Билет 20 слово о полку игореве и литературные традиции Киевской руси.
Билет 21 правовая культура руси
Билет 22 век турбулентности характеристика общая
Билет 23 борьба руси с западными угрозами:галицкий и невский
Билет 24 Экспансия литвы и возникновение великого княжества литовского
Билет 26 Борьба руси с ордой куликовская битва
Билет 27 смута во второй четверти 15 века
Билет 28 Господа великий новгород и псков в 13-15 в
Билет 29 образование российского централизованного государства
Билет 30 внешняя политика ивана 3
Билет 28 Господа великий новгород и псков в 13-15 в
1. Великий Новгород.
Земли, подвластные Новгороду, были огромны и заселены многими
народами: водью, ижорой, корелой, чудью и др., с которых новгородцы
собирали дань.
Дань была одним из источников, пополнявших богатства Новгорода.
Новгородские купцы вели оживленную торговлю с союзом германских
городов - Ганзой и Готландом и осуществляли транзитную торговлю по всей
Руси. Еще одним источником благоденствия города был повседневный труд его ремесленников и хлеборобов.
Впрочем, природные условия не давали
возможности выращивать большие урожаи и ставили великий город в
зависимость от «низового» хлеба, что часто использовалось его
противниками как козырь.
В XIII в. Новгород развивался по пути дальнейшей демократизации
общественного строя, о чем свидетельствовала начавшаяся межкончанская
борьба, распространение избирательного принципа не только на
архиепископов, но и на архимандритов крупнейших монастырей. Сказывалась
эта демократизация и на отношениях с князьями. Упоминания о «рядах» с
князьями дошли уже от XII в., а от второй половины XIII в. дошли и сами эти
«ряды» - древнейшие из них - договорные грамоты с Ярославом Тверским. Из
этих грамот узнаем, что князь мог выполнять свои функции лишь под
контролем посадника. Он имел право лишь на определенный корм, не
приобретая в собственность земли. Судить он мог лишь при участии посадника;
должен был покровительствовать новгородской торговле.
Как показал В.Л. Янин, посадник возглавлял исполнительную власть,
которая в это время сосредоточивается в руках нескольких боярских семейств,
но прерогативы посадника замыкались на вече - высшем органе власти в
Новгороде.
Большую роль в управлении городом, в политической и экономической
жизни играл архиепископ. Военные действия новгородцы начинали не иначе,
как по благословению архиепископа, и прислушивались к его мнению в ходе
частых споров между различными группировками.
Как и в давние времена, «мужи новгородцы» по звону вечевого колокола
собирались на площади и решали свои проблемы. Вече - высший орган
государственной власти, прерогативы которого были чрезвычайно широки: оно
приглашало князя и заключало с ним договор, распоряжалось должностью
посадника и тысяцкого, ведало государственными землями, осуществляло
высший суд, объявляло войну и заключало мир и т.д.
Бояре в Новгороде в это время становятся крупными
землевладельцами. Их дворы располагались в городе, а земельные владения
боярских родов были на территории округи. Промежуточной категорией
землевладельцев были житьи люди Близки им по положению сельские
жители - «своеземцы» или «земцы», статус и происхождение которых
вызывает в науке споры «Черные люди», городские и сельские, - низшая
категория свободного люда. В городе - это ремесленники: плотники,
каменщики гончары, кузнецы, портные, кожевники и т.д. В сельской
местности - это крестьяне, жившие на черных, государственных землях и
также организованные в общины, пользовавшиеся самоуправлением. Из
зависимых людей известны смерды, половники, холопы. Они работали в
боярских вотчинах, прислуживали в домах.
В городе нарастает социальное напряжение, показателем которого
стало ушкуйничество. Отряды молодежи, видимо, не нашедшей себя в жизни
Новгорода, на своих судах (ушкуях) спускались по рекам, прежде всего по
Волге, и грабили города. Постоянно шли жалобы из «Низовых» земель, но
остановить эту вольницу новгородское правительство не могло. Впрочем,
искусственно ускорять и усиливать процесс социальной дифференциации в
Новгороде нельзя. Сословные интересы здесь приносились в жертву
кончанским, уличанским и тд.
Кроме того, уже в конце XIII в. при посаднике появился
территориально-представительный совет из бояр. В 1360-е гг.
сформировалась коллегия из шести посадников, в которой были
представлены все концы. В начале следующего столетия коллегия
расширилась сначала до 12, а затем до 36 человек. Причем эта боярская
олигархия оставалась достаточно демократической, ибо новгородские бояре
сохраняли связь со своими общинами и действовали не сами по себе, а как
представители городских концов.
Все закончилось большой войной, в ходе которой новгородцы
потерпели поражение на р. Шелони в 1471 г. Близился конец
самостоятельности Новгорода
ПСКОВ
Несколько иным был путь развития «молодшего брата» Новгорода - Пскова. Город на берегу реки Великой является одним из древнейших русских городов. В административном отношении он, подобно Новгороду, делился на шесть самоуправляющихся районов - концов.. Постоянная военная угроза, позднее выделение из новгородского города-государства, отсутствие большой территории - все эти причины привели к тому, что черты демократического волостного быта, характерного для Новгорода, приобрели в Пскове еще более яркую окраску. В 1397 г. была составлена Псковская Судная грамота - один из важнейших правовых памятников средневековой
Руси. (Новгородская Судная грамота дошла до нас только в нескольких фрагментах.) Грамота рисует нам политический и социальный строй Псковского городагосударства. Внимательно изучивший Псковскую Судную грамоту Ю.Г. Алексеев обнаружил, что основными звеньями политического строя было вече, гораздо более консолидированное, чем в Новгороде; князь, посадник и сотские. Рядовые общинники активно участвовали в политической жизни и суде. Здесь отсутствовали крупные боярские латифундии; преобладало мелкое вотчинное землевладение. Горожане-псковичи (бояре и черные люди) были объединены в общину, в зависимости от которой нахидились пригородские общины. Но если пригорожане пользовались определенными правами, так же как и земцы (одна из категорий сельского люда), то черные крестьяне (смерды) коллективно эксплуатировались псковской городской общиной, что порождало иной раз серьезные конфликты, подобные «брани о смердах» 1483-1486 гг. Купцы, так же как и в Новгороде, объединялись в свои общины, и только член такого сообщества считался настоящим «пошлым купцом», т.е. купцом, чей статус официально признан. В Псковской Судной грамоте фигурируют и категории зависимого населения. Это наймит, который вынужден по тем или иным причинам работать на хозяина. Обращает на себя внимание промежуточность его положения: в кабального человека он может превратиться только при определенных условиях. Есть еще изорник - человек, находящийся в определенной поземельной зависимости от государя, причем эта зависимость реализуется в виде выплаты оброка и зачастую осложняется еще долговыми обязательствами. Характерно, что поземельная зависимость изорника не приводит к утрате им гражданских прав. Частное землевладение в тех масштабах и формах, которые существовали в Пскове, не могло изменить общинной сущности городагосударства. В Пскове довольно рано проявилось стремление к отделению от Новгорода, что выразилось в проявлении княжеской власти. Завершается процесс становления самостоятельного Господина Пскова к середине XIV в. (по новым данным - в 1342 г.), когда был подписан Болотовский договор с Новгородом. Но в этом столетии псковичи уже вынуждены принимать князя «из московской руки». В начале XV в. в борьбе с Великим княжеством Литовским жители Пскова старались опереться на Москву, что привело к усилению влияния великого московского князя. После покорения Новгорода Иван III обещал держать псковичей по старине, но все меньше считался с этой «стариной». Василий III менял посадников и в 1509 г. поставил жестокого Ивана Репню-Оболенского. Псковичи жаловались великому князю на притеснения со стороны наместника и в январе 1510 г.
отправили в Новгород, где находился в это время великий князь, своих челобитчиков - знатных горожан. Они были «пойманы» и отправлены в Москву, а прибывший в Псков дьяк Третьяк Далматов предъявил городу ультиматум: уничтожить вече, должность посадника и назначить двух великокняжеских наместников в Псков. Состоялось последнее вече и вечевой колокол был снят. Начинался новый этап псковской истории: в составе Российского государства.