Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 56
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. СПЕЦИФИКА ИНСТИТУТА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ
1.1 Понятие и сущность социального страхования
1.2 Основные принципы социального страхования
1.3 Функции социального страхования
1.4 Формы социального страхования
ГЛАВА 2. ЗАРУБЕЖНЫЕ МОДЕЛИ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ
2.1 Основные модели социального страхования
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И
НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Дальневосточный федеральный университет»
(ДВФУ)
ШколА МЕДИЦИНЫ
Департамент общественного здоровья и профилактической медицины
Реферат
Социальное страхование как форма социального обеспечения
по основной образовательной программе подготовки магистров
по направлению 32.04.01 «Общественное здравоохранение»
Выполнил: магистр группы М10122-32.04.01 оумфд
Одинцова Н.Д
Проверил: преподаватель, к.м.н.
И.С. Горелова
Владивосток
2022 г.
Содержание:
Введение 2
ГЛАВА 1. СПЕЦИФИКА ИНСТИТУТА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ 3
1.1 Понятие и сущность социального страхования 3
1.2 Основные принципы социального страхования 7
1.3 Функции социального страхования 10
1.4 Формы социального страхования 11
ГЛАВА 2. ЗАРУБЕЖНЫЕ МОДЕЛИ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ 13
2.1 Основные модели социального страхования 13
2.2 Либеральная модель 14
2.3 Консервативная модель 15
2.4 Социально-демократическая модель 16
Заключение 18
Библиографический список 19
Введение
В системе современных рыночных отношений трудно переоценить роль социального страхования. Оно является основной формой социальной защиты населения по объему финансовых ресурсов, массовости охвата, разнообразию оказываемых социальных услуг и выплат.
Однако к настоящему времени в процессе его становления обозначились существенные проблемы, являющиеся препятствием для дальнейшего развития как непосредственно социального страхования, так и социально-экономических отношений в стране в целом.
Усиление страховых принципов в функционировании социального страхования требует новых методологических подходов на основе актуарных расчетов и персонифицированного учета движения страховых средств, что в настоящий момент затруднено ввиду неполной «прозрачности» финансовых потоков социального страхования.
Именно поэтому тема социального страхования является достаточно актуальной в современном обществе.
Так, цель данного реферата заключается в анализе основополагающих начал социального страхования.
Задачами реферата будут являться:
1. Выявление понятия «социального страхования»;
2. Анализ моделей социального страхования на примерах зарубежного опыта;
3. Определения основных функций и форм социального обеспечения.
ГЛАВА 1. СПЕЦИФИКА ИНСТИТУТА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ
1.1 Понятие и сущность социального страхования
В классическом понимании социальное страхование представляет собой систему ослабления и компенсации последствий социального риска от определенной опасности, связанного с утратой заработной платы наемных работников1.
В свою очередь, социальный риск – это предполагаемое событие, при наступлении которого осуществляется обязательное социальное страхование2.
Стоит заметить, что на законодательном уровне понятие «социальное страхование» отсутствует, однако в Федеральном законе №165-ФЗ имеется определение обязательного социального страхования.
Обязательное социальное страхование – это часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам3.
Здесь можно сделать вывод о том, что два этих понятия являются синонимичными.
Социальное страхование органично связано с трудовыми отношениями работодателей и работников, а потому его финансы формируются работодателями и работниками в форме целевых страховых ресурсов.
Социальное страхование основано:
1) на страховых взносах, внесенных до наступления страхового случая;
2) распределении последствий социального риска между всеми
застрахованными лицам;
3) принципе гарантированных по размеру страховых выплат и оказания медицинской помощи.
Страховые взносы, уплаченные работниками и работодателями (в пользу работников), поступают в специализированный страховой фонд (организованный по видам социальных рисков), который используется для покрытия расходов, понесенных теми, для кого наступил один из видов страховых случаев.
Социальное страхование включает в свое предметное поле все пособия и услуги в денежной и натуральной форме, которые предназначены для оказания защиты, в том числе:
а) от утраты заработка вследствие временной нетрудоспособности, инвалидности, беременности и родов, производственной травмы и профессионального заболевания, старости или смерти, а также безработицы;
б) расходы, связанные с медицинской помощью в связи с заболеваемостью или травматизмом.
Ключевой аспект, который отличает социальное страхование от других форм социальной защиты, состоит в том, что застрахованное лицо (или пережившие его иждивенцы) имеет право на страховые выплаты при условии, что они и их работодатели (в их пользу) уплачивали страховые взносы.
Мировой опыт свидетельствует, что система социального страхования — это основной институт социальной защиты в условиях рыночной экономики, призванный обеспечивать реализацию конституционного права экономически активных граждан на материальное обеспечение в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, потери кормильца, безработицы.
Объектом социального страхования являются трудовые, социальные и правовые условия жизнедеятельности наемных и самозанятых работников (и членов их семей) как способы и факторы, определяющие возможность участия человека в общественном производстве и в организованных формах социальной защиты в случаях массовых и объективных причин выбытия из процесса общественного производства.
Предмет социального страхования включает в себя комплекс трудовых и социальных отношений по поводу социальной защиты работников и членов их семей в случае наступления для них массовых социальных рисков утраты трудоспособности и (или) места работы.
Являясь наукой, социальное страхование разрабатывает категории (понятийный аппарат) и принципы построения своих экономических, социальных и правовых механизмов.
В круг задач научной дисциплины «социальное страхование» входят:
1) получение объективных знаний о способах, качестве и об уровне социальной защиты работников и членов их семей;
2) формирование ценностных ориентиров в области организации солидарной взаимопомощи людей труда, т. е. знаний о механизмах социальной поддержки друг друга в трудных жизненных обстоятельствах.
Сущность любого вида страхования состоит в уменьшении и компенсации риска материальных потерь посредством распределения его негативных последствий во времени и между возможно большим числом субъектов (юридических и физических лиц), которые подвержены определенным видам риска.
Для этого данные лица формируют денежные (материальные) ресурсы для целевого их использования при наступлении страховых случаев, приводящих к потере материальных средств.
В рыночной экономике государство в сфере социальной защиты видит свою роль в оказании поддержки уязвимым слоям населения — инвалидам, детям, пожилым людям.
Что касается обеспеченного трудом населения, то его социальная защита считается обязанностью прежде всего самих работников и работодателей.
Это достигается путем их участия в формировании специализированных финансовых ресурсов, передачи функций по распоряжению этими ресурсами в ведение полномочных представителей работников и работодателей.
1.2 Основные принципы социального страхования
Основными принципами социального страхования являются4:
1) гарантированность соблюдения прав граждан по защите от социальных (профессиональных) рисков и выполнения обязательств по государственному социальному страхованию независимо от финансового положения страхователя и страховщика;
2) паритетность представителей всех субъектов государственного социального страхования в управлении государственным социальным страхованием (представители государства, страховщика, объединений работодателей и работников в лице профсоюзов или иных органов);
3) всеобщность и обязательность уплаты страхователями страховых взносов в бюджет государственного социального страхования;
4) дифференциация страховых взносов на государственное социальное страхование в зависимости от уровня социального (профессионального) риска;
5) ответственность государства за использование, размещение и сохранность средств государственного социального страхования;
6) солидарность всех субъектов социального страхования в виде коллективной ответственности за каждого застрахованного;
7) экономическая заинтересованность субъектов страхования в снижении уровня социальных (профессиональных) рисков;
8) зависимость размера выплат, связанных с социальным (профессиональным) риском, от величины страховых взносов за застрахованных и их страхового стажа;
9) доступность для каждого застрахованного лица сведений, которые имеются о нем в системе индивидуального (персонифицированного) учета.
Основные принципы современной модели социального страхования России были сформированы в советский период, характеризовавшийся тотальной ролью государства в деле обеспечения компенсации социальных рисков.
Заложенные подходы к формам и механизмам обеспечения социальной защиты застрахованных, при которых вместо социального, профессионального и личного страхования введено строго регламентированное государственное обеспечение, в ряде случаев сохраняются и сегодня.
Современная система социального страхования России по-прежнему отдалена от страховых принципов.
С одной стороны, внебюджетные социальные фонды наделили экономической самостоятельностью, при которой они обязаны обеспечивать эффективность своего функционирования, используя рыночные (страховые) инструменты, а с другой стороны, они являются государственными и служат одним из основных инструментов обеспечения минимальных социальных стандартов.
Таким образом, социальное страхование в России организовано по принципу функционирования вертикали органов исполнительной власти, непосредственно подчиняющихся Правительству Российской Федерации, которое несет исключительную ответственность за компенсацию социальных рисков.
В то же время рыночный механизм хозяйствования предполагает наличие системы социального страхования, построенной на строго страховой основе и паритетном участии сторон социального партнерства: работодателей - профсоюзов - государства в распределении ответственности за действие тех или иных социальных рисков.
Наиболее широко это положение проявляется в виде параллельного существования публично-правовых страховых учреждений и частной страховой инициативы
Принципы обязательного страхования5:
1) автоматичность распространения на объекты, указанные в законодательстве;
2) независимость внесения страховых платежей (в случае неуплаты- изымаются в судебном порядке);