Файл: Общественное здравоохранение.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 62

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


3) сплошной охват (регистрация застрахованных объектов ежегодно);

4) бессрочность (в течение всего периода пользования застрахованными факторами);

5) нормирование страхового обеспечения;

6) устанавливается законодательством перечень объектов страхования, а также объем страховой ответственности, уровень нормы страхового обеспечения, порядок установления тарифных ставок, периодичность внесения страховых платежей, основные права страховщиков и страхователей;

7) устойчивость финансовой системы обязательного социального страхования, обеспечиваемая на основе эквивалентности страхового обеспечения и страховых взносов;

8) всеобщий обязательный характер социального страхования, доступность для застрахованных лиц реализации своих социальных гарантий;

9) государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков и исполнение обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика;

10) государственное регулирование системы обязательного социального страхования;

11) паритетность участия представителей субъектов обязательного социального страхования в органах управления системы обязательного социального страхования;

12) обязательность уплаты страхователями страховых взносов в бюджеты фондов конкретных видов обязательного социального страхования;

13) ответственность за целевое использование средств обязательного социального страхования;

14) обеспечение надзора и общественного контроля;

15) автономность финансовой системы обязательного социального страхования.

1.3 Функции социального страхования


В первую очередь, важно сказать, что страхование имеет черты, соединяющие его с такими категориями, как «финансы» и «кредит», однако как экономическая категория имеет характерные только для него функции, выполняет присущую только ему роль.

В качестве общих функций можно выделить следующие:

1) формирование специализированного страхового фонда денежных средств, который может формироваться как в обязательном, так и в добровольном порядке.

Через эту функцию осуществляются:

а) инвестиции временно свободных средств в банковские и другие коммерческие структуры;

б) вложения денежных средств в недвижимость
;

в) приобретение ценных бумаг и т. д.;

2) возмещение ущерба и личное материальное обеспечение граждан.

Право на возмещение ущерба имеют только юридические и физические лица, которые являются участниками формирования страхового фонда.

Посредством этой функции они реализуют экономическую необходимость в страховой защите;

3) предупреждение страхового случая и минимизация ущерба.

Данная функция предполагает широкий комплекс мер, в том числе финансирование мероприятий по недопущению или уменьшению негативных последствий стихийных бедствий, несчастных случаев.

В целях реализации этой функции страховщик образует особый денежный фонд предупредительных мероприятий.

Источником формирования фонда служат отчисления от страховых платежей.

Категория финансов выражает свою сущность прежде всего через распределительную функцию, которая находит свое конкретное проявление в специфических функциях, присущих страхованию: рисковой; предупредительной; сберегательной; контрольной.

Рассмотри данные функции более подробно.

Предупредительная функция связана с использованием части средств страхового фонда на уменьшение степени и последствий страхового риска.

Сберегательная функция – сбережение денежных сумм с помощью страхования на дожитие связано с потребностью в страховой защите достигнутого семейного достатка.

Контрольная функция страхования выражает такое свойство этой категории, как строго целевое формирование и использование средств страхового фонда. Данная функция вытекает из указанных выше специфических функций страхования и проявляется одновременно с ними в конкретных страховых отношениях, в условиях страхования. В соответствии с требованием контрольной функции осуществляется финансовый страховой контроль за правильным проведением страховых операций.

1.4 Формы социального страхования


Исторически определились три формы организации социального страхования:

1) государственное;

2) коллективное (страхование, организуемое профсоюзами);

3) смешанное (основанное на взаимодействии государства и профсоюзов).

Государственное социальное страхование является обязательным и формируется из налогов, которые отчисляют все активные трудоспособные граждане.

Работодатель обязан удерживать с каждого работника налоги в фонд социального страхования. Государственное страхование финансирует не только пенсии пожилым членам общества, инвалидам, но и декретные выплаты, пособия на детей, а также пенсии детям, лишенных кормильцев.



Коллективное социальное страхование имеет те же цели и задачи, что и государственное. Однако его объект значительно уже: он ограничивается трудовым коллективом, профсоюзом, отраслью или регионом.

Страховые фонды коллективного социального страхования образуются за счет работников и работодателей. Однако, в отличие от государственных, они являются независимыми самоуправляемыми организациями, форма которых устанавливается государственным социальным законодательством.

Коллективным социальным страхованием могут заниматься любые страховые организации, получившие от государства в установленном порядке разрешение на этот вид деятельности.

Смешанным социальным страхованием называются проекты, которые профсоюзы реализуют вместе с государством.

ГЛАВА 2. ЗАРУБЕЖНЫЕ МОДЕЛИ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ




2.1 Основные модели социального страхования


Национальные системы социальной защиты сформировались с учетом специфики экономического, социального и культурного развития стран. Однако, несмотря на различия в направлениях развития и особенностях организации, качестве и объеме услуг, а также методах финансирования, все системы социальной защиты функционируют на основе единых принципов:

1) принцип социального страхования;

2) принцип социального обеспечения;

3) принцип вспомоществования;

4) принцип социальной солидарности.

Как показывает опыт западноевропейских государств, существование продуманной системы социального страхования, охватывающей всех граждан, не только приводит к улучшению их благосостояния, расширяет и укрепляет трудовые ресурсы страны, но и способствует экономическому росту и стабилизации политической и социальной ситуации в стране.

Тем самым социальное страхование оказывает позитивное влияние на общество, содействуя социальному согласию и обеспечению общего чувства социальной защищенности среди его членов.

Социальные отчисления тесно связаны с социальной политикой государства.

Существуют три вида социальной политики:

1) либеральная, характерная для англосаксонских стран;

2) консервативная, преобладающая в странах континентальной Европы;

3) социально-демократическая – для скандинавских стран.

Переходное состояние системы социальных отчислений в нашей стране открывает благоприятные возможности для использования наиболее удачных и эффективных примеров из опыта социально-экономического развития отдельных стран.

2.2 Либеральная модель


Либеральная (или англо-саксонская) модель социальной защиты, применяемая в США, Канаде, Великобритании, Австралии, базируется на следующих принципах:

а) принцип всеобщности (универсальности) системы социальной защиты – распространение ее на всех нуждающихся в материальной помощи граждан;

б) принцип единообразия и унификации социальных услуг и выплат, что выражается в одинаковом размере пенсий, пособий и медицинского обслуживания, а также условий их предоставления.

Финансирование таких систем социальной защиты производится как за счет страховых взносов, так и из средств налогообложения.

Так, финансирование семейных пособий и здравоохранения осуществляется из государственного бюджета, а прочих социальных пособий – за счет страховых взносов наемных работников и работодателей.

В отличие от континентальной, эта модель включает в себя социальное страхование с достаточно низкими социальными выплатами и социальную помощь, которая в этой системе играет доминирующую роль.

Основные черты модели:

1. Низкая зависимость между размерами взносов и стоимостью социальных услуг.

2. Национальная солидарность.

3.Бюджетные отчисления доминируют над взносами работников и работодателей.

4. Финансовая основа – бюджетные средства и частное страхование.

Отрицательные качества:

1. Различия между уровнями потребления граждан.

2. Небольшая величина социальных выплат.

3. Сохранение минимальных доходов граждан.

2.3 Консервативная модель


Консервативная (континентальная) модель социальной защиты применяется в Австрии, Германии, Италии, Франции, и устанавливает жесткую связь между уровнем социальной защиты и длительностью профессиональной деятельности.

В основе этой модели лежит принцип профессиональной солидарности, предусматривающий существование страховых фондов, управляемых на паритетных началах наемными работниками и предпринимателями. Они аккумулируют социальные отчисления из заработной платы, из которых и производятся страховые выплаты. Финансирование таких систем, как правило, не осуществляется из государственного бюджета, так как принцип бюджетной универсальности противоположен такой модели социальной защиты. Однако в современных условиях существования социального государства в Европе с его обширной сетью социальных программ, эта модель социальной защиты, как правило, не всегда основывается только на данном принципе. Поэтому для малообеспеченных членов общества, не имеющих возможности получать страховые социальные выплаты по ряду причин (например, вследствие отсутствия необходимого страхового стажа), национальная солидарность реализуется через системы социальной помощи.


Таким образом, в основе этой модели лежит принцип актуарной справедливости, когда величина страховых выплат определяется в первую очередь величиной страховых взносов.

На сегодняшний день значительное развитие системы социальной помощи (строящейся на принципе вспомоществования, а не страхования) приводит к модификации этой модели и увеличению доли бюджетного финансирования социальной защиты.

Основные черты модели:

1.Величина социальных пособий находится в пропорциональной

зависимости от доходов.

2. Корпоративная солидарность.

3. Роль государственных структур минимизирована.

4.Финансовая основа – средства предприятий и корпоративных социальных фондов.

Отрицательные качества:

1. Невелика степень перераспределения средств.

2. Появление «двойного общества».

3. Наличие проблем у незанятого и незастрахованного населения.

2.4 Социально-демократическая модель


Скандинавская модель социальной защиты характерна для Дании, Швеции и Финляндии. Социальная защита в ней понимается как законное право гражданина.

Отличительной чертой скандинавской модели является широкий охват различных социальных рисков и жизненных ситуаций, которые требуют поддержки общества.

Получение социальных услуг и выплат, как правило, гарантируется всем жителям страны и не обусловливается занятостью и уплатой страховых взносов. В целом уровень социальной защищенности, предлагаемый этой моделью, довольно высок. Не в последнюю очередь это достигается за счет активной перераспределительной политики, направленной на выравнивание доходов. Необходимым предварительным условием функционирования данной модели является высокоорганизованное общество, строящееся на основе приверженности принципам институционального общества благосостояния.

Финансирование систем социальной защиты, относящихся к данной модели, осуществляется преимущественно за счет налогообложения, хотя определенную роль играют страховые взносы предпринимателей и наемных работников. Единственной частью социальной защиты, выделенной из общей системы, является страхование по безработице, которое является добровольным и управляется профсоюзами. До недавнего времени работающие по найму были практически освобождены от уплаты страховых взносов и участвовали в системе социальной защиты путем уплаты налогов.