Файл: Как рождаются слова в русском языке.pptx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 22

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Научно-исследовательский проект на тему: «Как рождаются слова в русском языке»


Выполнила: Сочина Анна, ученица 8 класса

Предмет: русский язык

Руководитель: Ольнева Наталья Юрьевна,

учитель русского языка и литературы

Оглавление


1. Введение

2. Актуальность, проблема, гипотеза

3. Словообразование

4. Как рождаются новые слова в русском языке?

5. Ведущим способом русского словообразования является морфемный

6. Заключение

7. Список используемых источников

Введение

Тема нашего исследовательского проекта «Как рождаются слова в русском языке». 

Цели и задачи проекта:
  • Расширить познания в теме «Словообразование».
  • Рассмотреть условия появления новых слов.

  • 3. Вызывать интерес к родному языку у сверстников.

    Объект исследования: русское слово

    Методы исследования: поисковый, исследовательский.



Обоснование проблемы:

Мне стало интересно узнать о происхождении слов.

Актуальность проблемы:

Проблема актуальна, так как знание состава слова помогает лучше понять значение слова, видеть родственные связи и грамотно писать.

Гипотеза:

Я предполагаю, что новые слова появляются вместе с новыми предметами, а изменяются благодаря словообразующим морфемам.

Словообразование (деривация) — образование новых слов (дериватов) от однокоренных слов и возникшее в результате этого формально-семантическое соотношение между дериватом и его производящим словом. Например: профессор → профессорскийработа → работник.

Раздел языкознания, изучающий структуру слов и законы их образования. 

Образование новых слов путем соединения друг с другом корневых и аффиксальных морфем либо безаффиксным способом по определенным моделям, существующим в данном языке.


Лексико -семантический способ словообразования. 

Образование новых слов в результате распадения слова на омонимы, т. е. приобретение одной и той же лексической единицей разных значений. Долг (задолженность) — долг (обязанность). Мир (вселенная) — мир (состояние без войны). Пионер (первооткрыватель) — пионер (член детской коммунистической организации). Реакция (ответ организма на раздражение; 

химическое взаимодействие между веществами)-реакция (политика подавления общественного прогресса).

С появлением новых вещей, предметов культуры, новых технологий и представлений о мире в русском языке появляются новые слова или словосочетания. Их называют неологизмами (др.-греч. νέος — новый + λόγος — слово). Неология — наука, которая занимается изучением неологизмов.

Как рождаются новые слова в русском языке?

Новые слова заимствуются из других языков (общеязыковые неологизмы);

Новые слова создаются писателями и журналистами (авторские неологизмы).

1 Примеры слов, которые были новыми в прошлом веке и стали общеупотребительными, а некоторые из них перешли в раздел устаревших:

Калькулятор, космонавт, магнитофон, пионер, пылесос.

2 Примеры некоторых неологизмов, которые появились в конце прошлого века (в наши дни можно говорить о том, что слова стали общеупотребительными):

вай-фай, джо́йстик, интерне́т, компью́тер, ме́неджер, моби́льник, сма́йлик.

3 Примеры неологизмов современного русского языка, которые появились в последние года:

Се́лфи, смартфо́н, спи́ннер, фэйк

Ведущим способом русского словообразования является морфемный.

В зависимости от того, какие морфемы и как ис­пользуются для образования слова, выделяются следующие основные способы морфемного словообразования:

1. Приставочный – образование слова при помо­щи приставки: переписать – писать, сверхпроч­ный – прочный.

2. Суффиксальный – образование слова при по­мощи суффиксакартофельный – картофель, грибник– гриб.

Разновидностью суффиксального способа явля­ется нулевая суффиксациясиньо– синий, насыпьо – насыпать, четвертьо – четвертый.

Примечание. 

Часто способ образования при помощи нулевого суффикса называют либо бессуффиксным, либо безаффиксным.

3. Постфиксальный – образование слова при помощи постфикса: расчесыватьсярасчесывать, кто-либокто.

4. Приставочно-суффиксальный – образование слова при помощи одновременного присоединения приставки и суффикса: проглотить – глотать, пододеяльник – одеяло.

5. Приставочно-постфиксальный – образование слова при помощи одновременного присоединения приставки и постфикса: вдуматьсядумать, выспаться – спать.

6. Суффиксально-постфиксальный – образова­ние слова при помощи одновременного присоедине­ния суффикса и постфикса: резвиться– резвый, холмиться– холм

7. Приставочно-суффиксально-постфиксальный — образование слова при помощи одновре­менного присоединения приставки, суффикса и постфикса: приценитьсяцена, расщедриться– щедрый.

Примечание. Приставочно-постфиксальный, суффиксально-постфиксальный, приставочно-суффиксально-постфиксальный способы словообразования характерны только для глаголов.

8. Сложение – образование слова в результате объединения двух или более полных основ : лесостепь – лес степь, диван-кровать – диван + кровать.

Путем сложения образуются сложные слова: во­доустойчивый, плащ-палатка, юго-восток.

9. Сложение сокращенных основ (аббревиация) – образование слова в результате сложения: а) нескольких сокращенных основ: завуч – заведую­щий учебной частью;

б) сокращенной основы с целым словом: турпоход – туристический поход.

Сложносокращенные слова также называются аббревиатурами (от лат. abreviare— сокра­щенно излагать).

Аббревиатуры бывают (основные виды):

а) слоговые – состоящие из начальных слогов (частей) слов: профком – профсоюзный комитет;

б) слого-словные – состоящие из начальной части одного слова и целого другого слова: агитпункт –агитационный пункт;

в) буквенные – состоящие из названий началь­ных букв: 
БГУ [бэ-гэ-у] – Белорусский государст­венный университет;

г) звуковые – состоящие из начальных звуков ка­ждого слова: вуз – высшее учебное заведение.

Аббревиация характерна только для имен суще­ствительных.

10. Сложно-суффиксальный – образование слова путем сложения с одновременным присоединени­ем суффикса: ширококостный–широкий+ кость,скороварка – скоро + варить.

Необходимо помнить, что при словообразовании могут происходить различные явления, например:

а) чередование звуковглушить –глухой (ш // х), продукци[йа] продукт (ц // т);

б) усечение основыдальо – далёкий, глубина – глубокий, самбист«- самбо,снижени[йэ] – снизить;

в) наложение морфем (полное либо частичное), имеющих одинаковые звуки:  Минск + -ск- – минский (полное наложение суффикса -ск-), такси + -исттаксист (частичное наложение суффикса -ист-), пальто + -ов- – пальтовый и т. д.

Понаблюдаем, как образовано слово самолёт. Сам летает. В слове два корня сам-, лёт-. Слова, имеющие два или более корней, называются сложными.

Понаблюдаем, какие буквы гласных соединяют два корня в сложных словах:

мореход (ходит в море, корни мор-, ход-),

пароход (ходит на пару, корни пар-, ход-)

Сложное слово — слово, имеющее в своём составе два (и более) корня. Образуются, как правило, от самостоятельных частей речи, сохраняя в своём составе целиком слово или его часть.
  • Расширила познания в теме «Словообразование».
  • Рассмотрела условия появления новых слов.

  • 3. Постаралась вызвать интерес к изучению родного языка у сверстников.

Выполняя данный проект, я смогла убедиться в том, что слова действительно рождаются с появлением новых предметов и научно-технического прогресса, а также благодаря словообразующим морфемам.

Значит, выдвинутая мною гипотеза верна.

Исследуя тему, я достигла поставленных целей:

Заключение

Используемая литература:

  • https://dic.academic.ru/dic.nsf/lingvistic/1472/%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5
  • https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5
  • Д.Э. Розенталь «Современный русский язык»
  • Д.Э. Розенталь «Справочник по правописанию и литературной правке»