Файл: 1. История педиатрии. Основные пути развития отечественной педиатрии. Педиатрия.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 604
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Средние отделы дыхательных путей
Спазмофилия бывает двух форм: скрытая (латентная) и явная (манифестная).
Нарушение мышечного тонуса. Имеется 3 варианта нарушения тонуса мышц:
Параличи и парезы – это состояния, при которых движение мышц
Возрастные границы относительной сердечной тупости
Семиотика поражения лимфатических узлов
Лабораторныедиагностическиеисследования
ДИАГНОСТИКА И ЛЕЧЕНИЕ НА АМБУЛАТОРНОМ УРОВНЕ:
Лабораторные исследования: ОАК:
1. История педиатрии. Основные пути развития отечественной педиатрии.
Педиатрия(от греч. paid - ребенок и iatria - лечение) - самостоятельная область медицинской науки, которая изучает закономерности развития ребенка, причины, патогенез, клинические проявления, лечение и профилактику заболеваний детского возраста.
Первые отрывочные сведения о здоровом и больном ребенке появились в трудах ученых Индии, Китая, Древнего Египта. Они содержали советы по вскармливанию и уходу за детьми, лечению некоторых заболеваний. Учение о ребенке получило дальнейшее развитие в трудах Галена, Абу Али ибн Сины (Авиценны). В «Каноне врачебной науки», содержащем все имеющиеся сведения о медицине того времени, Авиценна описал физиологию и патологию детского возраста, подчеркнул важность вскармливания детей, особенно новорожденных, грудным молоком. В XV-XVII вв. появились первые работы, в которых были описаны корь, коклюш, оспа.
В связи с высокой заболеваемостью и смертностью детского населения ученые начали усиленно изучать патологию детского возраста. Были изданы работы: «Опыт вскармливания и ухода за детьми от рождения до 3 лет», «Очерк о наиболее опасных детских болезнях», «Руководство по детским болезням».
Официально история педиатрии начинается со второй половины 19 века. В это время она начинает выступать в роли отдельной клинической дисциплины.
Первая детская больница появилась в Париже в 1802 году. Она же была крупнейшим учебным центром и готовила медиков-педиатров.
Основоположником отечественной педиатрии (и акушерства) следует считать профессора Повивального института Максимовича-Амбодика, который в 1784 — 1786 гг. опубликовал обширную книгу «Искусство повивания, или наука о бабичем деле…». В своем двухтомнике он описал вопросы ухода за ребенком и заболевания детей раннего возраста.
В 1834 году открылась первая детская больница в Санкт-Петербурге - Николаевская больница(позднее детская больница имени Филатова).
В 1835 в России педиатрический курс включили в учебную программу врачей.
Автор первого российского учебника по детским болезням стал С.Ф. Хотовицкий. Он составил первое русское руководство по детским болезням, названное им «Педиятрика», определил цели и задачи педиатрии. С. Ф. Хотовицкий впервые высказал мысль, что детский организм растет и развивается только по присущим ему законам и ребенок - это не уменьшенная копия взрослого. Учеником Хотовицкого был Н.Ф. Филатов, который продолжил исследования по развитию педиатрии и основал свою научную школу, способствовавшую подъему в развитии отечественной педиатрии. Он был основоположником клинической педиатрии, описал первую клинику инфекционного мононуклеоза, ранний признак кори - пятна Филатова, поражение сердца при скарлатине.
В 1842 году было открытие Ольгинской больницы в Москве при московском университете (сейчас тоже носит имя Филатова). В 1844 году была открыта еще одна детская больница в С-Петербурге - Елизаветинская больница - позже носила имя Л. Пастера.
В 1885 г. по инициативе и под руководством Н. И. Быстрова в Петербурге было организовано первое в России (и второе в мире) Общество детских врачей.
В 1901 году в Петербурге была открыто первое учреждение “Капля молока”, которое представляло собой примитивный вариант молочной фермы. Помимо выдачи молочных смесей, здесь давали советы матерям и проводили сан-просветительские беседы.
В 1908 г. Г. Н. Сперанский организовал консультацию для матерей по уходу за грудными детьми при Абрикосовском родильном доме в Москве.
После Октябрьской революции охрана материнства и детства была объявлена государственной задачей и развернута широкая сеть яслей, молочных кухонь, домов матери и ребенка, консультаций детей грудного и раннего возраста, детских профилактических амбулаторий и поликлиник.
В годы Советской власти развитию педиатрии уделялось значительное внимание.
В 1912 году был проведен первый Всероссийский съезд врачей-педиатров.
В 1922 г. в Москве открыт институт охраны материнства и младенчества под руководством Г. Н. Сперанского.
В 1932 г. в СССР появился первый в мире педиатрический факультет на базе 2-го Московского мединститута.
В 1935 г. в Ленинграде открыт педиатрический медицинский институт, предназначенный для подготовки высококвалифицированных врачей-педиатров.
Наряду с другими крупными достижениями отечественной педиатрии в XX в. следует отметить успешное развитие оздоровительных учреждений, использование для укрепления детского здоровья физкультуры и спорта.
Московская школа педиатров:
-
Филатов Н. Ф. - основоположник. -
Сперанский Г.Н. - изучал расстройства питания и пищеварения у детей -
Молчанов В. И. - изучал заболевания органов дыхания у детей, расстройства роста и развития, связь скарлатины с ревматизмом. -
Кисель А. А. - изучал хроническую туберкулезную интоксикацию, ревматизм, детские инфекции. Организовал 1-ю ревматологическую клинику. -
Домбровская Ю. Ф. - изучала заболевания органов дыхания и витаминную недостаточность у детей.
Петербургская школа педиатров:
-
Гундобин Н.П - изучал возрастные особенности анатомии, физиологии и патологии у детей. -
Маслов М.С. - изучал обменные процессы при детских заболеваниях, написал учебник “Детские болезни” -
Раухфус К. А. - разработал основы детского больничного дела. Размещал впервые больных по профилю заболевания. -
Тур А. Ф. - автор учебника “ Пропедевтика детских болезней”, монографий “Гематология детского возраста”, “Кровь здоровых детей”, “Болезни новорожденных”, “Рахит” итд
2. Казанская школа педиатров.
Кафедра детских болезней Казанского университета - одна из старейших педиатрических кафедр в России. Основана в 1875 году и была третьей после педиатрической кафедр петербурга и москвы. Первый руководитель кафедры - профессор Толмачев Н. А. С этого момента начинается следующий этап истории педиатрии в Казани. Он был ознаменован деятельностью профессоров Н.А. Толмачева, П.М. Аргутинского-Долгорукого, благодаря которым была проведена огромная работа по изучению этиопатогенеза наиболее распространенных в Казанской губернии детских заболеваний. Толмачев в 1878 году открыл первую факультетскую детскую клинику на 5 коек. Долгоруков заведовал кафедрой после Толмачева и был учеником Раухфуса. В 1900 г он построил самостоятельную детскую клинику (клиника Меньшикова). Его научные труды были посвящены изучению малярии и заболеваний щитовидной железы у детей. После Долгорукова кафедрой заведовал В. К. Меньшиков. По его инициативе было организовано общество по борьбе с детской смертностью. В 1912 году организовал в клинике грудное отделение и молочную кухню детского питания. Основные его труды посвящены вопросам питания и диетического лечения заболеваний. В 1946 году кафедру возглавил Макаров Ю.В. Он изучал острые желудочно-кишечные заболевания раннего возраста. Дальнейшие руководители кафедры - профессоры Белогородская и Шамова.
3. Периоды детского возраста. Характеристика дошкольного и преддошкольного возраста.
I Внутриутробный этап:
-
фаза эмбрионального развития -
фаза плацентарного развития
II Интранатальный
III Внеутробный:
-
неонатальный – ранний и поздний -
грудной -
преддошкольный -
дошкольный -
младший школьный -
старший школьный
Внутриутробный ( гестационный ) этап - 270 дней ( от момента оплодотворения до рождения ребенка )
Практически - гестационный этап длится 280 дней (40 недель), начиная с первого дня последнего менструального цикла у матери
Фазы внутриутробного этапа:
-
эмбрионального развития - от момента оплодотворения до 2 месяцев -
плацентарного развития (фетальный период) - с 3-го месяца до конца беременности
Фаза эмбрионального развития:
-
закладка внутренних органов и внешних частей тела -
образуется амнион и хорион -
интенсивные процессы дифференцировки и созревания всех тканей -
питание из желточного мешка -
к концу второго месяца эмбрион превращается в плод с органами и системами, присущими раннему периоду онтогенеза человека
Фаза плацентарного развития:
1. Созревание всех органов и систем
-
образуется система кровообращения, обособленная от матери, питание и кислород поступает к ребенку через функционирующую плаценту -
на 18-й неделе появляется подобие дыхательных движений, что способствует развитию древовидной структуры бронхов, а в дальнейшем — и легочной ткани -
формируется пищеварительная система: глотательные движения появляются на 14-й неделе, на 17—20-й неделе плод выпячивает губы, с 28—29-й недели он способен к активным сосательным движениям -
мышечные движения появляются к 8-й неделе, на 13—14-й неделе мать начинает ощущать движения плода
2. Питание плода через плаценту
3. Увеличиваются длина и масса тела плода
Фаза плацентации делится на два периода:
-
ранний фетальный - с начала 9й недели до конца 28 недели. Происходит интенсивный рост и дифференцировка тканей -
поздний фетальный - после 28 недели и до родов-
депонирование компонентов питания, которые впоследствии не могут быть в достаточном количестве введены ребенку с материнским молоком; -
формирование пассивного иммунитета путем трансплацентарной передачи материнских иммуноглобулинов; -
созревает сурфактант, обеспечивающий нормальную функцию легких и желудочно-кишечного тракта; -
достигаются определенной зрелости жизненно важные органы
-
Интранатальный этап
- от времени появления схваток до момента перевязки пуповины, длится от 2-4 до 18-20 часов
Периоды внеутробного этапа:
-
период новорожденности ( неонатальный период ) - первые 28 дней жизни ребенка -
период грудного возраста - с 29 дня до 1 года -
преддошкольный (ранний период) – -
с 1 года до 3 лет -
дошкольный период - от 4-го года до 6 лет -
младший школьный период (период отрочества) - от 7-го года до 11 лет -
старший школьный период (период полового созревания) - от 12-го года до 17-18 лет
III Преддошкольный и дошкольный периоды
Преддошкольный период(старший ясельный) отличается от грудного тем, что энергия роста заметно замедляется. Быстро созревает центральная и периферическая нервная система, расширяются условно-рефлекторные связи, происходит становление второй сигнальной системы. Отличаются быстрым развитием двигательной системы.
Также характеризуется совершенствованием пищеварительной системы, речи и психики, формируется лимфоидная ткань. Моторная деятельность совершенствуется. Ребенок очень подвижен, любознателен. Основная форма развития является игра. Ребенок начинает рисовать, различать цвета. Рацион питания становится более разнообразный. В этом периоде они наиболее восприимчивы к таким инфекциям как коклюш, ветряная оспа, вирусный гепатит, дизентерия, ОРЗ, скарлатина, дифтерия. Часто возникают заболевания желудочно-кишечного тракта.
Дошкольный период:
-
замедляется нарастание общей массы тела, но происходит первое физиологическое вытяжение, заметно увеличивается длина конечностей. Продолжается развитие скелета, увеличивается объем движений в крупных суставах, развивается и крепнет мускулатура, ребенок переходит на режим питания взрослого. Увеличиваются физические нагрузки при относительной слабости скелета могут привести к нарушениям осанки. Часто ввиду любознательности и отсутствия опыта возникают травмы. -
К концу дошкольного возраста начинается смена молочных зубов на постоянные и увеличивается их количество до 28-30 -
интеллектуальная деятельность усложняется, продолжается формирование навыков речи. -
после 3х лет начинает осознавать себя как личность -
продолжает совершенствоваться координация движений -
проводится подготовка к школьному обучению
4. Характеристика антенатального периода
Внутриутробный ( гестационный ) этап - 270 дней ( от момента оплодотворения до рождения ребенка )
Практически - гестационный этап длится 280 дней (40 недель), начиная с первого дня последнего менструального цикла у матери
Фазы внутриутробного этапа:
-
эмбрионального развития - от момента оплодотворения до 2 месяцев -
плацентарного развития (фетальный период) - с 3-го месяца до конца беременности
Фаза эмбрионального развития:
-
закладка внутренних органов и внешних частей тела-
в течение 3-ей недели- закладываются нервная трубка, сердечная трубка. -
На 4 –ой неделе- закладываются органы и ткани- первичная кишка, зачатки почек, костей и хрящей осевого скелета, поперечно-полосатой мускулатуры и кожных покровов, шеи, глаз, щитовидной железы, глотки, печени. -
образуется амнион и хорион -
в возрасте 31-32 суток появляются зачатки рук -
40-му дню появляются зачатки ног -
к 12-ой недели формируется кроветворение в костном мозге, в крови появляются лейкоциты, гемоглобин
-
-
интенсивные процессы дифференцировки и созревания всех тканей -
питание из желточного мешка -
к концу второго месяца эмбрион превращается в плод с органами и системами, присущими раннему периоду онтогенеза человека
При влагалищном исследовании плод размером с куриное яйцо.
В эмбриональной стадии развития плода различные заболевания матери могут привести к самопроизвольному прерыванию беременности, а различные эндогенные и экзогенные тератогенные факторы - к врожденным порокам развития (эмбриопатии)