Файл: 1. История педиатрии. Основные пути развития отечественной педиатрии. Педиатрия.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 604

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1. История педиатрии. Основные пути развития отечественной педиатрии.
Педиатрия(от греч. paid - ребенок и iatria - лечение) - самостоятельная область медицинской науки, которая изучает закономерности развития ребенка, причины, патогенез, клинические проявления, лечение и профилактику заболеваний детского возраста.

Первые отрывочные сведения о здоровом и больном ребенке появились в трудах ученых Индии, Китая, Древнего Египта. Они содержали советы по вскармливанию и уходу за детьми, лечению некоторых заболеваний. Учение о ребенке получило дальнейшее развитие в трудах Галена, Абу Али ибн Сины (Авиценны). В «Каноне врачебной науки», содержащем все имеющиеся сведения о медицине того времени, Авиценна описал физиологию и патологию детского возраста, подчеркнул важность вскармливания детей, особенно новорожденных, грудным молоком. В XV-XVII вв. появились первые работы, в которых были описаны корь, коклюш, оспа.

В связи с высокой заболеваемостью и смертностью детского населения ученые начали усиленно изучать патологию детского возраста. Были изданы работы: «Опыт вскармливания и ухода за детьми от рождения до 3 лет», «Очерк о наиболее опасных детских болезнях», «Руководство по детским болезням».

Официально история педиатрии начинается со второй половины 19 века. В это время она начинает выступать в роли отдельной клинической дисциплины.

Первая детская больница появилась в Париже в 1802 году. Она же была крупнейшим учебным центром и готовила медиков-педиатров.

Основоположником отечественной педиатрии (и акушерства) следует считать профессора Повивального института Максимовича-Амбодика, который в 1784 — 1786 гг. опубликовал обширную книгу «Искусство повивания, или наука о бабичем деле…». В своем двухтомнике он описал вопросы ухода за ребенком и заболевания детей раннего возраста.

В 1834 году открылась первая детская больница в Санкт-Петербурге - Николаевская больница(позднее детская больница имени Филатова).

В 1835 в России педиатрический курс включили в учебную программу врачей.

Автор первого российского учебника по детским болезням стал С.Ф. Хотовицкий. Он составил первое русское руководство по детским болезням, названное им «Педиятрика», определил цели и задачи педиатрии. С. Ф. Хотовицкий впервые высказал мысль, что детский организм растет и развивается только по присущим ему законам и ребенок - это не уменьшенная копия взрослого. Учеником Хотовицкого был Н.Ф. Филатов, который продолжил исследования по развитию педиатрии и основал свою научную школу, способствовавшую подъему в развитии отечественной педиатрии. Он был основоположником клинической педиатрии, описал первую клинику инфекционного мононуклеоза, ранний признак кори - пятна Филатова, поражение сердца при скарлатине.


В 1842 году было открытие Ольгинской больницы в Москве при московском университете (сейчас тоже носит имя Филатова). В 1844 году была открыта еще одна детская больница в С-Петербурге - Елизаветинская больница - позже носила имя Л. Пастера.

В 1885 г. по инициативе и под руководством Н. И. Быстрова в Петербурге было организовано первое в России (и второе в мире) Общество детских врачей.

В 1901 году в Петербурге была открыто первое учреждение “Капля молока”, которое представляло собой примитивный вариант молочной фермы. Помимо выдачи молочных смесей, здесь давали советы матерям и проводили сан-просветительские беседы.

В 1908 г. Г. Н. Сперанский организовал консультацию для матерей по уходу за грудными детьми при Абрикосовском родильном доме в Москве.

После Октябрьской революции охрана материнства и детства была объявлена государственной задачей и развернута широкая сеть яслей, молочных кухонь, домов матери и ребенка, консультаций детей грудного и раннего возраста, детских профилактических амбулаторий и поликлиник.

В годы Советской власти развитию педиатрии уделялось значительное внимание.

В 1912 году был проведен первый Всероссийский съезд врачей-педиатров.

В 1922 г. в Москве открыт институт охраны материнства и младенчества под руководством Г. Н. Сперанского.

В 1932 г. в СССР появился первый в мире педиатрический факультет на базе 2-го Московского мединститута.

В 1935 г. в Ленинграде открыт педиатрический медицинский институт, предназначенный для подготовки высококвалифицированных врачей-педиатров.

Наряду с другими крупными достижениями отечественной педиатрии в XX в. следует отметить успешное развитие оздоровительных учреждений, использование для укрепления детского здоровья физкультуры и спорта.
Московская школа педиатров:

  • Филатов Н. Ф. - основоположник.

  • Сперанский Г.Н. - изучал расстройства питания и пищеварения у детей

  • Молчанов В. И. - изучал заболевания органов дыхания у детей, расстройства роста и развития, связь скарлатины с ревматизмом.

  • Кисель А. А. - изучал хроническую туберкулезную интоксикацию, ревматизм, детские инфекции. Организовал 1-ю ревматологическую клинику.

  • Домбровская Ю. Ф. - изучала заболевания органов дыхания и витаминную недостаточность у детей.


Петербургская школа педиатров:

  • Гундобин Н.П - изучал возрастные особенности анатомии, физиологии и патологии у детей.

  • Маслов М.С. - изучал обменные процессы при детских заболеваниях, написал учебник “Детские болезни”

  • Раухфус К. А. - разработал основы детского больничного дела. Размещал впервые больных по профилю заболевания.

  • Тур А. Ф. - автор учебника “ Пропедевтика детских болезней”, монографий “Гематология детского возраста”, “Кровь здоровых детей”, “Болезни новорожденных”, “Рахит” итд



2. Казанская школа педиатров.

Кафедра детских болезней Казанского университета - одна из старейших педиатрических кафедр в России. Основана в 1875 году и была третьей после педиатрической кафедр петербурга и москвы. Первый руководитель кафедры - профессор Толмачев Н. А. С этого момента начинается следующий этап истории педиатрии в Казани. Он был ознаменован деятельностью профессоров Н.А. Толмачева, П.М. Аргутинского-Долгорукого, благодаря которым была проведена огромная работа по изучению этиопатогенеза наиболее распространенных в Казанской губернии детских заболеваний. Толмачев в 1878 году открыл первую факультетскую детскую клинику на 5 коек. Долгоруков заведовал кафедрой после Толмачева и был учеником Раухфуса. В 1900 г он построил самостоятельную детскую клинику (клиника Меньшикова). Его научные труды были посвящены изучению малярии и заболеваний щитовидной железы у детей. После Долгорукова кафедрой заведовал В. К. Меньшиков. По его инициативе было организовано общество по борьбе с детской смертностью. В 1912 году организовал в клинике грудное отделение и молочную кухню детского питания. Основные его труды посвящены вопросам питания и диетического лечения заболеваний. В 1946 году кафедру возглавил Макаров Ю.В. Он изучал острые желудочно-кишечные заболевания раннего возраста. Дальнейшие руководители кафедры - профессоры Белогородская и Шамова.
3. Периоды детского возраста. Характеристика дошкольного и преддошкольного возраста.

I Внутриутробный этап:

  • фаза эмбрионального развития

  • фаза плацентарного развития

II Интранатальный

III Внеутробный:

  • неонатальный – ранний и поздний

  • грудной

  • преддошкольный

  • дошкольный

  • младший школьный

  • старший школьный

Внутриутробный ( гестационный ) этап - 270 дней ( от момента оплодотворения до рождения ребенка )

Практически - гестационный этап длится 280 дней (40 недель), начиная с первого дня последнего менструального цикла у матери
Фазы внутриутробного этапа:

  • эмбрионального развития - от момента оплодотворения до 2 месяцев

  • плацентарного развития (фетальный период) - с 3-го месяца до конца беременности

Фаза эмбрионального развития:

  • закладка внутренних органов и внешних частей тела

  • образуется амнион и хорион

  • интенсивные процессы дифференцировки и созревания всех тканей

  • питание из желточного мешка

  • к концу второго месяца эмбрион превращается в плод с органами и системами, присущими раннему периоду онтогенеза чело­века



Фаза плацентарного развития:

1. Созревание всех органов и систем

  • образуется система кровообращения, обособленная от матери, питание и кислород поступает к ребенку через функционирующую плаценту

  • на 18-й неделе появляется подобие дыхательных движений, что способствует развитию древовидной структуры бронхов, а в дальнейшем — и легочной ткани

  • формируется пищеварительная система: глотательные движения появляются на 14-й неделе, на 17—20-й неделе плод выпячивает губы, с 28—29-й недели он способен к активным сосательным движениям

  • мышечные движения появляются к 8-й неделе, на 13—14-й неделе мать начинает ощущать движения плода

2. Питание плода через плаценту

3. Увеличиваются длина и масса тела плода
Фаза плацентации делится на два периода:

  • ранний фетальный - с начала 9й недели до конца 28 недели. Происходит интенсивный рост и дифференцировка тканей

  • поздний фетальный - после 28 недели и до родов

    • депонирование компонентов питания, которые впоследствии не могут быть в достаточном количестве введены ребенку с материнским молоком;

    • формирование пассивного иммунитета путем трансплацентарной передачи материнских иммуноглобулинов;

    • созревает сурфактант, обеспечивающий нормальную функцию легких и желудочно-кишечного тракта;

    • достигаются определенной зрелости жизненно важные органы


Интранатальный этап
- от времени появления схваток до момента перевязки пуповины, длится от 2-4 до 18-20 часов

Периоды внеутробного этапа:

  • период новорожденности ( неонатальный период ) - первые 28 дней жизни ребенка

  • период грудного возраста - с 29 дня до 1 года

  • преддошкольный (ранний период) –

  • с 1 года до 3 лет

  • дошкольный период - от 4-го года до 6 лет

  • младший школьный период (период отрочества) - от 7-го года до 11 лет

  • старший школьный период (период полового созревания) - от 12-го года до 17-18 лет


III Преддошкольный и дошкольный периоды
Преддошкольный период(старший ясельный) отличается от грудного тем, что энергия роста заметно замедляется. Быстро созревает центральная и периферическая нервная система, расширяются условно-рефлекторные связи, происходит становление второй сигнальной системы. Отличаются быстрым развитием двигательной системы.

Также характеризуется совершенствованием пищеварительной системы, речи и психики, формируется лимфоидная ткань. Моторная деятельность совершенствуется. Ребенок очень подвижен, любознателен. Основная форма развития является игра. Ребенок начинает рисовать, различать цвета. Рацион питания становится более разнообразный. В этом периоде они наиболее восприимчивы к таким инфекциям как коклюш, ветряная оспа, вирусный гепатит, дизентерия, ОРЗ, скарлатина, дифтерия. Часто возникают заболевания желудочно-кишечного тракта.

Дошкольный период:

  • замедляется нарастание общей массы тела, но происходит первое физиологическое вытяжение, заметно увеличивается длина конечностей. Продолжается развитие скелета, увеличивается объем движений в крупных суставах, развивается и крепнет мускулатура, ребенок переходит на режим питания взрослого. Увеличиваются физические нагрузки при относительной слабости скелета могут привести к нарушениям осанки. Часто ввиду любознательности и отсутствия опыта возникают травмы.

  • К концу дошкольного возраста начинается смена молочных зубов на постоянные и увеличивается их количество до 28-30

  • интеллектуальная деятельность усложняется, продолжается формирование навыков речи.

  • после 3х лет начинает осознавать себя как личность

  • продолжает совершенствоваться координация движений

  • проводится подготовка к школьному обучению



4. Характеристика антенатального периода
Внутриутробный ( гестационный ) этап - 270 дней ( от момента оплодотворения до рождения ребенка )

Практически - гестационный этап длится 280 дней (40 недель), начиная с первого дня последнего менструального цикла у матери
Фазы внутриутробного этапа:

  • эмбрионального развития - от момента оплодотворения до 2 месяцев

  • плацентарного развития (фетальный период) - с 3-го месяца до конца беременности

Фаза эмбрионального развития:

  • закладка внутренних органов и внешних частей тела

    • в течение 3-ей недели- закладываются нервная трубка, сердечная трубка.

    • На 4 –ой неделе- закладываются органы и ткани- первичная кишка, зачатки почек, костей и хрящей осевого скелета, поперечно-полосатой мускулатуры и кожных покровов, шеи, глаз, щитовидной железы, глотки, печени.

    • образуется амнион и хорион

    • в возрасте 31-32 суток появляются зачатки рук

    • 40-му дню появляются зачатки ног

    • к 12-ой недели формируется кроветворение в костном мозге, в крови появляются лейкоциты, гемоглобин

  • интенсивные процессы дифференцировки и созревания всех тканей

  • питание из желточного мешка

  • к концу второго месяца эмбрион превращается в плод с органами и системами, присущими раннему периоду онтогенеза чело­века


При влагалищном исследовании плод размером с куриное яйцо.
В эмбриональной стадии развития плода различные заболевания матери могут привести к самопроизвольному прерыванию беременности, а различные эндогенные и экзогенные тератогенные факторы - к врожденным порокам развития (эмбриопатии)