ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 21
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Научно-исследовательский проект на тему: «Как рождаются слова в русском языке»
Выполнила: Сочина Анна, ученица 8 класса
Предмет: русский язык
Руководитель: Ольнева Наталья Юрьевна,
учитель русского языка и литературы
Оглавление
1. Введение
2. Актуальность, проблема, гипотеза
3. Словообразование
4. Как рождаются новые слова в русском языке?
5. Ведущим способом русского словообразования является морфемный
6. Заключение
7. Список используемых источников
Введение
Тема нашего исследовательского проекта «Как рождаются слова в русском языке».
Цели и задачи проекта:
- Расширить познания в теме «Словообразование».
- Рассмотреть условия появления новых слов.
3. Вызывать интерес к родному языку у сверстников.
Объект исследования: русское слово
Методы исследования: поисковый, исследовательский.
Обоснование проблемы:
Мне стало интересно узнать о происхождении слов.
Актуальность проблемы:
Проблема актуальна, так как знание состава слова помогает лучше понять значение слова, видеть родственные связи и грамотно писать.
Гипотеза:
Я предполагаю, что новые слова появляются вместе с новыми предметами, а изменяются благодаря словообразующим морфемам.
Словообразование (деривация) — образование новых слов (дериватов) от однокоренных слов и возникшее в результате этого формально-семантическое соотношение между дериватом и его производящим словом. Например: профессор → профессорский, работа → работник.
Раздел языкознания, изучающий структуру слов и законы их образования.
Образование новых слов путем соединения друг с другом корневых и аффиксальных морфем либо безаффиксным способом по определенным моделям, существующим в данном языке.
Лексико -семантический способ словообразования.
Образование новых слов в результате распадения слова на омонимы, т. е. приобретение одной и той же лексической единицей разных значений. Долг (задолженность) — долг (обязанность). Мир (вселенная) — мир (состояние без войны). Пионер (первооткрыватель) — пионер (член детской коммунистической организации). Реакция (ответ организма на раздражение;
химическое взаимодействие между веществами)-реакция (политика подавления общественного прогресса).
С появлением новых вещей, предметов культуры, новых технологий и представлений о мире в русском языке появляются новые слова или словосочетания. Их называют неологизмами (др.-греч. νέος — новый + λόγος — слово). Неология — наука, которая занимается изучением неологизмов.
Как рождаются новые слова в русском языке?
Новые слова заимствуются из других языков (общеязыковые неологизмы);
Новые слова создаются писателями и журналистами (авторские неологизмы).
1 Примеры слов, которые были новыми в прошлом веке и стали общеупотребительными, а некоторые из них перешли в раздел устаревших:
Калькулятор, космонавт, магнитофон, пионер, пылесос.
2 Примеры некоторых неологизмов, которые появились в конце прошлого века (в наши дни можно говорить о том, что слова стали общеупотребительными):
вай-фай, джо́йстик, интерне́т, компью́тер, ме́неджер, моби́льник, сма́йлик.
3 Примеры неологизмов современного русского языка, которые появились в последние года:
Се́лфи, смартфо́н, спи́ннер, фэйк
Ведущим способом русского словообразования является морфемный.
В зависимости от того, какие морфемы и как используются для образования слова, выделяются следующие основные способы морфемного словообразования:
1. Приставочный – образование слова при помощи приставки: переписать – писать, сверхпрочный – прочный.
2. Суффиксальный – образование слова при помощи суффикса: картофельный – картофель, грибник– гриб.
Разновидностью суффиксального способа является нулевая суффиксация: синь
Примечание.
Часто способ образования при помощи нулевого суффикса называют либо бессуффиксным, либо безаффиксным.
3. Постфиксальный – образование слова при помощи постфикса: расчесываться–расчесывать, кто-либо–кто.
4. Приставочно-суффиксальный – образование слова при помощи одновременного присоединения приставки и суффикса: проглотить – глотать, пододеяльник – одеяло.
5. Приставочно-постфиксальный – образование слова при помощи одновременного присоединения приставки и постфикса: вдуматься–думать, выспаться – спать.
6. Суффиксально-постфиксальный – образование слова при помощи одновременного присоединения суффикса и постфикса: резвиться– резвый, холмиться– холм
7. Приставочно-суффиксально-постфиксальный — образование слова при помощи одновременного присоединения приставки, суффикса и постфикса: прицениться–цена, расщедриться– щедрый.
Примечание. Приставочно-постфиксальный, суффиксально-постфиксальный, приставочно-суффиксально-постфиксальный способы словообразования характерны только для глаголов.
8. Сложение – образование слова в результате объединения двух или более полных основ : лесостепь – лес + степь, диван-кровать – диван + кровать.
Путем сложения образуются сложные слова: водоустойчивый, плащ-палатка, юго-восток.
9. Сложение сокращенных основ (аббревиация) – образование слова в результате сложения: а) нескольких сокращенных основ: завуч – заведующий учебной частью;
б) сокращенной основы с целым словом: турпоход – туристический поход.
Сложносокращенные слова также называются аббревиатурами (от лат. abreviare— сокращенно излагать).
Аббревиатуры бывают (основные виды):
а) слоговые – состоящие из начальных слогов (частей) слов: профком – профсоюзный комитет;
б) слого-словные – состоящие из начальной части одного слова и целого другого слова: агитпункт –агитационный пункт;
в) буквенные – состоящие из названий начальных букв:
БГУ [бэ-гэ-у] – Белорусский государственный университет;
г) звуковые – состоящие из начальных звуков каждого слова: вуз – высшее учебное заведение.
Аббревиация характерна только для имен существительных.
10. Сложно-суффиксальный – образование слова путем сложения с одновременным присоединением суффикса: ширококостный–широкий+ кость,скороварка – скоро + варить.
Необходимо помнить, что при словообразовании могут происходить различные явления, например:
а) чередование звуков: глушить –глухой (ш // х), продукци[йа] - продукт (ц // т);
б) усечение основы: даль
в) наложение морфем (полное либо частичное), имеющих одинаковые звуки: Минск + -ск- – минский (полное наложение суффикса -ск-), такси + -ист–таксист (частичное наложение суффикса -ист-), пальто + -ов- – пальтовый и т. д.
Понаблюдаем, как образовано слово самолёт. Сам летает. В слове два корня сам-, лёт-. Слова, имеющие два или более корней, называются сложными.
Понаблюдаем, какие буквы гласных соединяют два корня в сложных словах:
мореход (ходит в море, корни мор-, ход-),
пароход (ходит на пару, корни пар-, ход-)
Сложное слово — слово, имеющее в своём составе два (и более) корня. Образуются, как правило, от самостоятельных частей речи, сохраняя в своём составе целиком слово или его часть.
- Расширила познания в теме «Словообразование».
- Рассмотрела условия появления новых слов.
3. Постаралась вызвать интерес к изучению родного языка у сверстников.
Выполняя данный проект, я смогла убедиться в том, что слова действительно рождаются с появлением новых предметов и научно-технического прогресса, а также благодаря словообразующим морфемам.
Значит, выдвинутая мною гипотеза верна.
Исследуя тему, я достигла поставленных целей:
Заключение
Используемая литература:
- https://dic.academic.ru/dic.nsf/lingvistic/1472/%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5
- https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5
- Д.Э. Розенталь «Современный русский язык»
- Д.Э. Розенталь «Справочник по правописанию и литературной правке»