Файл: Билет Зарождение и основные этапы развития экономической науки. Становление экономической теории как синтеза экономической мысли.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 380
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Билет 2. Экономические законы и категории.
Билет 3. Предмет и метод современной экономической теории
Билет 4. Структура экономической теории и задачи, решаемые на каждом из ее уровней.
Билет 7. Факторы производства: сущность, способы соединения и замещения.
Билет 8. Производственная функция и ее разновидности. Учет фактора времени в экономике.
Билет 9. Цели производственной деятельности и экономические формы получаемых результатов.
Билет 10. Собственность как экономическая категория и основа экономической системы.
Билет 12. Виды собственности и формы хозяйствования. «Пучок прав» собственности.
Билет 13. Экономическая система. Институты, формирующие экономическую систему.
Билет 14. Типы экономических систем и их характеристика.
Билет 19. Деньги. Сущность, функции и формы денег. Денежная система и ее эволюция.
Билет 21. Субъекты и объекты рынка. Функции, выполняемые субъектами рынка, и причины их усложнения.
Билет 22. Условия и принципы работы рыночной экономики. Функции рынка.
Билет 23. Классификация и сегментация рынков. Рыночная инфраструктура.
Билет 24. Классическая и современные модели рынка. Границы рыночных отношений.
Билет 25. Противоречия рыночной экономики и механизм их сглаживания.
Билет 26. Понятие, сущность и виды конкуренции. Функции конкуренции.
Билет 28. Эластичность спроса и предложения. Эффект замены и эффект дохода.
Билет 29. Механизм функционирования рынка несовершенной конкуренции. Виды несовершенной конкуренции.
Билет 30. Виды рыночного равновесия и механизмы их достижения
Билет 31. Предпринимательская деятельность: экономическое содержание и условия ее формирования.
Билет 32. Характеристика предпринимателя как базового субъекта предпринимательской деятельности
Билет 33. Основные формы организации предпринимательства в современной экономике.
Билет 34. Формирование предпринимательского капитала: виды, методы и источники
Билет 36. Виды предпринимательских рисков и инструменты их минимизации.
Билет 40. Предельные издержки и производительность. Закон убывающей отдачи.
Билет 43. Сущность, функции и виды прибыли. Факторы, определяющие прибыль.
Билет 45. Теория процента в современной экономической науке
Билет 51. Роль домашних хозяйств в воспроизводстве товаров, услуг и рабочей силы.
Билет 54. Инфраструктура национальной экономики и ее совершенствование.
Билет 55. Система макроэкономических показателей и их измерение. Национальное счетоводство.
Билет 56. Экономическое равновесие и его достижение.
Билет 59. Макроэкономическое равновесие и его виды
Билет 61. Потребление и сбережение в национальной экономике.
Билет 62. Формирование доходов и расходов государства.
Билет 63. Накопления и инвестиции. Сущность, функции, классификация инвестиций.
Билет 70. Цикличность в экономике. Причины циклических колебаний. Виды экономических циклов.
БИЛЕТ 72. Проблема экономического кризиса. Виды экономических кризисов и их характеристика
Билет 76 Социальная основа заработной платы. Неравенство доходов.
Билет 77. Трудовая миграция и ее регулирование в интересах национальной экономики.
Билет 78. Безработица. Причины безработицы. Виды безработицы. Кривая Филлипса. Закон Оукена.
Билет 79. Методы борьбы с безработицей.
Билет 80. Рынок денег. Спрос и предложение на деньги. Денежная масса. Денежные агрегаты.
Билет 81. Кредит: сущность, функции и виды. Кредитно-банковская система и ее структура.
Билет 86. Экономические и социальные последствия инфляции. Взаимосвязь безработицы и инфляции.
Билет 91. Золотовалютные резервы и их влияние на устойчивость национальной экономики.
Билет 94. Этапы становления и основные черты мирового хозяйства.
Билет 97. Институты и инструменты регулирования глобальной экономики.
Билет 100. Экономические санкции как инструмент воздействия на экономику отдельных стран.
Доходная часть – показывает источники денежных средств бюджета;
Расходная часть – показывает, на какие цели направляются аккумулированные государством средства
Структура доходов бюджета
Основными доходами в Российской Федерации, как и в других странах с рыночной экономикой, стали налоги.
К налоговым доходам относятся федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы.
К неналоговым доходам относятся:
• доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
• доходы от продажи или иного возмездного отчуждения имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;
• доходы от платных услуг; штрафы, конфискации, компенсации; средства, полученные в возмещение вреда, причиненного РФ, ее субъектам, муниципальным образованиям; иные суммы принудительного изъятия;
• доходы в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд, полученных от бюджетов других уровней;
• иные налоговые доходы.
Кроме того, в федеральный бюджет поступают доходы целевых бюджетных фондов. К этим фондам прежде всего следует отнести:
• Федеральный бюджетный фонд РФ;
• Фонд развития таможенной системы РФ;
• Межведомственный фонд развития системы и налоговой службы РФ;
• Государственный фонд борьбы с преступностью;
• Федеральный экономический фонд;
• Фонд развития Федеральной пограничной службы и др.
Структура доходов федерального бюджета определяется не только на стадии его формирования, она также зависит от фактического поступления доходов, и прежде всего налогов.
Источники доходной части:
• налоги;
• государственные займы (ценные бумаги, казначейские векселя и др.);
• эмиссия (дополнительный выпуск) бумажных и кредитных денег;
• займы у международных организаций
Билет 90. Причины возникновения, виды и способы финансирования бюджетного дефицита. Государственный долг и экономическая безопасность.
Бюджетный дефицит — превышение расходов бюджета над его доходами Причинами возникновения бюджетного дефицита могут выступать:
1. Рост государственных расходов в связи со структурной перестройкой экономики и необходимостью развития промышленности.
2. Сокращение доходов государственного бюджета в период экономического кризиса.
3. Чрезвычайные обстоятельства (войны, массовые беспорядки, крупные катастрофы, стихийные бедствия)
4. Неэффективность финансовой системы государства.
5. Политический популизм, выражающийся в росте социальных программ, не обеспеченных финансовыми ресурсами.
6. Коррупция в государственном секторе.
7. Неэффективность налоговой политики, вызывающая увеличение теневого сектора экономики.
Бюджетный дефицит можно классифицировать по ряду критериев.
По характеру возникновения, бюджетный дефицит может быть случайным либо действительным. Случайный (кассовый) бюджетный дефицит как правило обусловлен временными разрывами в поступлении и расходовании средств. Действительный дефицит объясняется не восполняемым отставанием роста доходов бюджета от роста расходов.
По продолжительности, бюджетный дефицит может быть хроническим или временным. Хронический дефицит повторяется в бюджете из года в год. Временный дефицит может длиться в течение не столь долгого срока. Он является не столь опасным для экономики и возникает в силу случайных колебаний доходов и расходов.
По отношению к плану бюджетный дефицит может быть плановым, то есть предусмотренным законодательным актом о бюджете или внеплановым, объясняющимся непредвиденным ростом расходов или резким сокращением доходов.
С учетом расходов по обслуживанию государственного долга, бюджетный дефицит может быть первичным либо вторичным. Первичный дефицит — это чистое превышение расходов бюджета над доходами. Вторичный бюджетный дефицит не подразумевает
превышения расходов над доходами, но объясняется наличием дополнительных расходов на процентное обслуживание уже существующего бюджетного долга.
виды дефицита госбюджета:
• циклический дефицит — спад деловой активности и сокращение налоговых поступлений.
• структурный дефицит — положительное либо отрицательное сальдо бюджета при наличии естественного уровня безработицы, при наличии естественного уровня ВВП, при ставках налога и трансфертных платежей, определенных законодательством.
меры по управлению бюджетным дефицитом.
1. Эмиссионное покрытие бюджетного дефицита. Бюджетный дефицит может быть уменьшен или даже полностью покрыт за счёт выпуска дополнительных денег. Такая мера провоцирует инфляцию, которая обесценивает внутренний долг и фактически удешевляет его обслуживание.
2. Налоговое покрытие бюджетного дефицита. Введение дополнительных налогов и увеличение ставок существующих налогов в краткосрочной перспективе позволяет наполнить бюджет.
3. Секвестирование бюджета. Представляет собой пропорциональное снижение всех расходных статей бюджета на определённую долю. Применяется с момента ввода и до конца бюджетного года.
4. Для финансирования дефицита бюджета используются различные источники, которые делятся на внутренние и внешние.
Внутренние источники:
• средства, поступившие от размещения государственных ценных бумаг, номинированных в национальной валюте;
• бюджетные кредиты;
• кредиты, предоставленные кредитными организациями, международными
финансовыми организациями и тд
Внешние источники
• средства, поступившие от размещения государственных займов, которые осуществляются путем выпуска государственных ценных бумаг от имени государства или соответствующего региона, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте;
• кредиты иностранных государств, международных финансовых организаций, иных субъектов международного права и иностранных юридических лиц в иностранной валюте, включая целевые иностранные кредиты (заимствования);
• кредиты кредитных организаций в иностранной валюте.
• прочие источники внешнего финансирования дефицита бюджета.
Государственный долг — это сумма задолженности по выпущенным и непогашенным государственным займам. Он связан с использованием государственных займов в качество одной из форм привлечения денежных ресурсов с целью обеспечения экономического развития страны и решения назревших социальных проблем.
Механизм обеспечения экономической безопасности
Меры и механизмы экономической политики, разрабатываемые и реализуемые на федеральном и региональных уровнях, должны быть направлены на предотвращение внутренних и внешних угроз экономической безопасности Российской Федерации.
1. Мониторинг факторов, определяющих угрозы экономической безопасности Российской Федерации
Мониторинг как оперативная информационно-аналитическая система наблюдений за динамикой показателей безопасности экономики имеет большое значение для переходного состояния экономики при наличии серьезных межотраслевых пропорций и острой недостаточности ресурсов (прежде всего финансовых).
2. Разработка критериев и параметров (пороговых значений) экономической безопасности Российской Федерации
Для реализации Государственной стратегии должны быть разработаны количественные и качественные параметры (пороговые значения) состояния экономики, выход за пределы которых вызывает угрозу экономической безопасности страны, характеризующие:
состояние природно-ресурсного, производственного и научно-технического потенциала страны;
способность хозяйственного механизма адаптироваться к меняющимся внутренним и внешним факторам;
состояние финансово-бюджетной и кредитной систем; качество жизни населения.
3. Деятельность государства по обеспечению экономической безопасности Российской Федерации осуществляется по следующим основным направлениям:
Выявление случаев, когда фактические или прогнозируемые параметры экономического развития отклоняются от пороговых значений экономической безопасности, и разработка комплексных государственных мер по выходу страны из зоны опасности.
Организация работы в целях реализации комплекса мер по преодолению или недопущению возникновения угроз экономической безопасности Российской Федерации.
Экспертиза принимаемых решений по финансовым и хозяйственным вопросам с позиции экономической безопасности Российской Федерации.
Билет 91. Золотовалютные резервы и их влияние на устойчивость национальной экономики.
Официальные золотовалютные (точнее - международные) резервы представляют собой национальные высоколиквидные финансовые активы. Центральный банк РФ осуществляет управление резервами в соответствии с федеральным законодательством, принятыми его Советом директоров «Основными принципами управления валютными резервами Банка России», установленными им нормами и процедурами. Основной целью управления резервами являются обеспечение оптимального сочетания сохранности, ликвидности и поддержание их доходности.
Золотой запас пополняется путем приобретения золота у золотодобывающих предприятий, а с 1997 г. и у коммерческих банков. Валютные резервы до июля 1993 г. формировались за счет прямой продажи Банку России выручки экспортеров. После отмены этого порядка каналом пополнения валютного резерва стали операции на валютном рынке. Другой источник приобретения валюты Центральным банком РФ - ее покупки у Министерства финансов РФ, особенно средств, которые оно получало в 1990-е гг. в виде кредитов международных финансовых организаций и иностранных государств. Валютные ресурсы Министерства финансов складываются из поступлений от централизованного экспорта, таможенных пошлин, иностранных кредитов. Валютные резервы пополняются и в результате продаж золота за рубежом или получения кредита под залог желтого металла.
Проблема управления международными резервами России состоит в обеспечении эффективности их использования по следующим направлениям.
Во-первых, определение необходимого совокупного объема резервов. Чрезмерное их сокращение чревато опасностью того, что страна не сможет обеспечить свои потребности в валюте за счет импорта и обслуживать внешний долг. В то же время непомерное увеличение резервов может вызвать расширение денежной массы, что при отсутствии стерилизующих мер стимулирует инфляцию и вызывает неоправданный перелив ресурсов из производственной сферы в денежную.
В мировой практике минимально достаточной считается величина резервных активов, соответствующая стоимости импорта товаров и нефакторных услуг за три месяца.
Во-вторых, существует проблема соотношения между компонентами резервов, в первую очередь между золотом и иностранной валютой. Золото - высоколиквидный актив, который может быть в любое время реализован на мировом рынке в обмен на свободно конвертируемые валюты или использован для получения валютных кредитов посредством залоговых операций и сделок своп. Для стран-производителей золота, естественна более высокая доля золота в резервах.