Файл: Билет Зарождение и основные этапы развития экономической науки. Становление экономической теории как синтеза экономической мысли.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 395
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Билет 2. Экономические законы и категории.
Билет 3. Предмет и метод современной экономической теории
Билет 4. Структура экономической теории и задачи, решаемые на каждом из ее уровней.
Билет 7. Факторы производства: сущность, способы соединения и замещения.
Билет 8. Производственная функция и ее разновидности. Учет фактора времени в экономике.
Билет 9. Цели производственной деятельности и экономические формы получаемых результатов.
Билет 10. Собственность как экономическая категория и основа экономической системы.
Билет 12. Виды собственности и формы хозяйствования. «Пучок прав» собственности.
Билет 13. Экономическая система. Институты, формирующие экономическую систему.
Билет 14. Типы экономических систем и их характеристика.
Билет 19. Деньги. Сущность, функции и формы денег. Денежная система и ее эволюция.
Билет 21. Субъекты и объекты рынка. Функции, выполняемые субъектами рынка, и причины их усложнения.
Билет 22. Условия и принципы работы рыночной экономики. Функции рынка.
Билет 23. Классификация и сегментация рынков. Рыночная инфраструктура.
Билет 24. Классическая и современные модели рынка. Границы рыночных отношений.
Билет 25. Противоречия рыночной экономики и механизм их сглаживания.
Билет 26. Понятие, сущность и виды конкуренции. Функции конкуренции.
Билет 28. Эластичность спроса и предложения. Эффект замены и эффект дохода.
Билет 29. Механизм функционирования рынка несовершенной конкуренции. Виды несовершенной конкуренции.
Билет 30. Виды рыночного равновесия и механизмы их достижения
Билет 31. Предпринимательская деятельность: экономическое содержание и условия ее формирования.
Билет 32. Характеристика предпринимателя как базового субъекта предпринимательской деятельности
Билет 33. Основные формы организации предпринимательства в современной экономике.
Билет 34. Формирование предпринимательского капитала: виды, методы и источники
Билет 36. Виды предпринимательских рисков и инструменты их минимизации.
Билет 40. Предельные издержки и производительность. Закон убывающей отдачи.
Билет 43. Сущность, функции и виды прибыли. Факторы, определяющие прибыль.
Билет 45. Теория процента в современной экономической науке
Билет 51. Роль домашних хозяйств в воспроизводстве товаров, услуг и рабочей силы.
Билет 54. Инфраструктура национальной экономики и ее совершенствование.
Билет 55. Система макроэкономических показателей и их измерение. Национальное счетоводство.
Билет 56. Экономическое равновесие и его достижение.
Билет 59. Макроэкономическое равновесие и его виды
Билет 61. Потребление и сбережение в национальной экономике.
Билет 62. Формирование доходов и расходов государства.
Билет 63. Накопления и инвестиции. Сущность, функции, классификация инвестиций.
Билет 70. Цикличность в экономике. Причины циклических колебаний. Виды экономических циклов.
БИЛЕТ 72. Проблема экономического кризиса. Виды экономических кризисов и их характеристика
Билет 76 Социальная основа заработной платы. Неравенство доходов.
Билет 77. Трудовая миграция и ее регулирование в интересах национальной экономики.
Билет 78. Безработица. Причины безработицы. Виды безработицы. Кривая Филлипса. Закон Оукена.
Билет 79. Методы борьбы с безработицей.
Билет 80. Рынок денег. Спрос и предложение на деньги. Денежная масса. Денежные агрегаты.
Билет 81. Кредит: сущность, функции и виды. Кредитно-банковская система и ее структура.
Билет 86. Экономические и социальные последствия инфляции. Взаимосвязь безработицы и инфляции.
Билет 91. Золотовалютные резервы и их влияние на устойчивость национальной экономики.
Билет 94. Этапы становления и основные черты мирового хозяйства.
Билет 97. Институты и инструменты регулирования глобальной экономики.
Билет 100. Экономические санкции как инструмент воздействия на экономику отдельных стран.
Билет 25. Противоречия рыночной экономики и механизм их сглаживания.
Основное противоречие рыночной экономики заключается в противоречии между осознанным, целесообразным характером деятельности частных субъектов и стихийным характером функционирования рынка, который соединяет их в единое целое и формирует экономический организм общества. Частный субъект действует согласно сознательно выбранным целям, а общество не может сознательно ставить и реализовать экономические цели.
Недостатки рыночного механизма требуют государственного вмешательства в экономику. Как правило, это корректирует "несовершенства" рыночного механизма, с которыми он сам неэффективен или не в состоянии справиться. Государство обязано взять на себя ответственность за создание равных условий для предпринимателей, для эффективной конкуренции, за ограничение власти монополий, а также заботится о производстве достаточного количества общественных товаров и услуг, удовлетворяющих коллективные потребности людей. Государство должно обеспечивать социально справедливое распределение дохода, заботиться об инвалидах, малоимущих, стариках. Ему также принадлежит сфера фундаментальных научных разработок, потому что для предпринимателей это очень рискованно, чрезвычайно дорого и, как правило, не приносит быстрых доходов. Государство регулирует рынок труда, принимает меры по сокращению безработицы.
Билет 26. Понятие, сущность и виды конкуренции. Функции конкуренции.
Конкуренция – общественная форма столкновения субъектов рыночного хозяйства в процессе реализации их индивидуальных экономических интересов.
Виды конкуренции: функциональная; видовая; межфирменная; внутриотраслевая и межотраслевая; совершенная и несовершенная; ценовая и неценовая; добросовестная и недобросовестная.
Совершенная конкуренция - структура рынка, описывающая идеализированное состояние рынка, когда отдельные покупатели и продавцы не могут влиять на рыночную цену в одиночку, но формируют её своими суммарными вкладами в рыночный спрос и в рыночное предложение.
Под несовершенной конкуренцией понимается рынок, на котором не выполняется хотя бы одно из условий чистой конкуренции. Несовершенную конкуренцию принято подразделять на три основных типа: монополистическая конкуренция, олигополия, монополия.
Монополистическая конкуренция – это такая рыночная структура, при которой достаточно большое количество фирм предлагает дифференцированную продукцию
Олигополия - рынок, на котором доминирует несколько крупных фирм, а появление новых продавцов затруднено или невозможно. В зависимости от типа продукции различают чистую олигополию и дифференцированную. Предприятия чистой олигополии производят однородный стандартизированный продукт. Олигополия, производящая разнообразную продукцию одного функционального назначения, называется дифференцированной.
Чистая монополия – это когда один субъект хозяйствования является единственным производителем продукта, у него нет конкурентов.
Билет 27. Рыночный механизм формирования цены. Количественная и качественная характеристика спроса и предложения. Равновесная цена.
Спрос – это одна из сторон многомерного процесса рыночного ценообразования. Характерные для него причинно-следственные зависимости имеют вид устойчиво действующих экономических законов. В частности, закон спроса выражает:
- обратную зависимость между ценой и покупаемым количеством товаров;
- постепенное убывание спроса на данный товар или услугу.
Кривая спроса
1. Движение «по кривой спроса» и изменение «объема спроса» происходит под влиянием цены товара.
2. движение «самой кривой спроса» и «изменение спроса» происходит под влиянием неценовых факторов.
Qdi=f(T; Pi,...,Pk;J;...),
где: Qdi - объем спроса на i-ый товар (где i=1,2…к);
Т - вкусы и предпочтения;
Рi...Pk - цены всех товаров, включая i;
J - денежный доход
D- спрос; Р — цена, Q – количество.
Предложение товаров на рынке – это другая, не менее существенная, сторона предпринимательства, выражающая прямую зависимость между ценой и количеством товаров, производимых и предлагаемых к продаже. Цены и объем продаж товаров изменяются однонаправленно: если цена повышается, то на рынке будет поступать в продажу больше товаров. И, наоборот, если цены на данный товар снижаются, его производство и предложение на рынках будут также сокращаться. Эту зависимость можно изобразить на графике в виде кривой предложения S, где S — предложение, Р — цена, Q – количество.
Qsi=f(Li,Pi,...,Pk;Ti,N...),
где: Qsi - объем предложения i- то товара (i=1,2,...,k); Li - технологии при производстве; Pi...Pk - цены товаров, включая i-ый товар; Тi - налоги по i-му товару; N - природные условия.
Кривая предложения
1.Движение «по кривой предложения» и изменение «объема предложения» происходит под влиянием цены товара.
2.Движение «самой кривой предложения» и «изменение предложения» происходит под воздействием неценовых факторов.
Равновесная рыночная цена – это цена, при которой по каждому данному товару на рынке нет ни излишка, ни дефицита. Она устанавливается в результате уравновешивания спроса и предложения как денежный эквивалент строго определенного количества товара.
Спрос и предложение уравновешиваются под влиянием конкурентной среды рынка, вследствие чего о цене говорят как о конкурентном рыночном равновесии.
При прочих равных условиях равновесная рыночная цена устанавливается при таком соотношении спроса и предложения, когда количество товаров, которое покупатели хотят приобрести, соответствует тому их количеству, которое производители предлагают на рынке. При этом на рынке отсутствуют тенденции изменения цен и количества товаров.
Точка пересечения кривых спроса и предложения Е соответствует определенному уровню цены РЕ, отмеченной на оси ординат, и количеству, или объему товара QЕ, продаваемому по этой равновесной цене (отмечено на оси абсцисс). Товарный излишек, толкает цену товаров вниз, к точке равновесия Е. Любой товарный дефицит, нехватка товаров на рынке будет толкать цену товаров вверх, к точке равновесия спроса и предложения Е. В конечном итоге установится равновесная цена РЕ, по которой будет продаваться QЕ товаров на рынке.
Билет 28. Эластичность спроса и предложения. Эффект замены и эффект дохода.
Понятие эластичности спроса раскрывает процесс адаптации рынка к изменениям в основных факторах (цены данного товара, цены других товаров, доходов потребителей и т.д.), определяющих спрос.
Коэффициент эластичности спроса по цене — показатель чувствительности объема спроса к изменению его цены. Он определяется как отношение процентного изменения объема спроса к процентному изменению цены.
Эластичность спроса относительно цены показывает относительное изменение объема спроса под влиянием изменения цены на 7%
Можно выделить три варианта зависимости объема спроса от колебания рыночных цен: неэластичный спрос имеет место в том случае, если приобретаемое количество товара увеличивается меньше, чем на 1%, на каждый 1% снижения его цены. Это означает сильную реакцию и характеризуется понятием эластичного спроса, увеличение приобретаемого товара больше, чем 1%, на каждый 1% снижения его цены означает сильную реакцию и характеризуется понятием эластичного спроса, приобретаемое количество товара возрастает вдвое вследствие снижения его цены в 2 раза — означает единичную эластичность спроса.
Различают точечную и дуговую эластичность Точечная эластичность может быть определена, если провести касательную к кривой спроса. Наклон кривой спроса в любой своей точке, как известно, определяется значением тангенса угла касательной с горизонтальной осью.
П рактически значимость изменения эластичности спроса состоит в том, что различные случаи эластичности непосредственно влияют на получаемую выручку, которая определяется как произведение цены и количества реализованного товара (PQ).
Д
уговая эластичность — показатель средней реакции спроса на изменение цены товара, выраженной кривой спроса на некотором отрезке D1D2.
Т ак как объем спроса зависит не только от цены данного товара, но также от цен других товаров, для характеристики данного процесса используется перекрестная эластичность спроса по цене, измеряющая чувствительность объема спроса на один товар к изменению цены другого.
Степень изменения объема предложения в зависимости от изменения цены характеризует эластичность предложения по цене. Мерой этого изменения является коэффициент эластичности предложения, который рассчитывается как отношение объема предложения (в %) к росту цен (в %), т.е. по формуле:
Эластичность предложения служит показателем относительного изменения предложения в соответствии с относительным изменением рыночной цены. Если предлагаемое количество товара остается неизменным для перепродажи по любой цене, то имеет место неэластичное предложение. Когда же малейшее уменьшение цены товара вызывает сокращение предложения до нуля, а малейшее увеличение цены обусловливает увеличение предложения, то имеем дело с абсолютно эластичным предложением.
Эластичность предложения обычно бывает больше на протяжении длительного времени, чем в короткие сроки. Это вызвано приспособлением производителей к более высокой цене. Эластичность предложения меняется под воздействием технического прогресса, изменения качественного и количественного состава используемых ресурсов. Усиление ограниченности ресурсов, применяемых при производстве того или иного товара, ведет к уменьшению значения эластичности предложения.
Эффект дохода — эффект в микроэкономике, когда изменение цены товара оказывает влияние на доход потребителя (потребительскую способность), и это сопровождается изменением спроса на этот товар.