Файл: Пояснительная записка 3 Раздел Целевые ориентиры и планируемые результаты программы. Цель программы воспитания.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 58
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Содержание
Пояснительная записка | 3 |
Раздел 1. Целевые ориентиры и планируемые результаты программы. Цель программы воспитания | 5 |
1.2. Методологические основы и принципы построения Программы воспитания | |
1.2.1. Уклад МБОУ СОШ №3 МО «Барышский район» 1.2.2. Воспитывающая среда МБОУ СОШ №3 МО «Барышский район» (дошкольные группы) 1.2.3. Общности (сообщества) дошкольных групп МБОУ СОШ №3 МО «Барышский район» | 6 |
1.2.4. Социокультурный контекст | 8 |
1.2.5. Деятельности и культурные практики в дошкольных группах МБОУ СОШ №3 МО «Барышский район» 1.3. Требования к планируемым результатам освоения программы 1.3.1. Целевые ориентиры воспитательной работы для детей дошкольного возраста (до 8 лет) | 9 |
Раздел II. Содержательный 2.1. Содержание воспитательной работы по направлениям воспитания | 10 |
2.1.1. Патриотическое направление воспитания | 11 |
2.1.2. Социальное направление воспитания | 12 |
2.1.3. Познавательное направление воспитания 2.1.4. Физическое и оздоровительное направление воспитания | 13 |
2.1.5. Трудовое направление воспитания | 14 |
2.1.6. Этико-эстетическое направление воспитания | 15 |
2.2. Особенности реализации воспитательного процесса 2.3. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников в процессе реализации Программы воспитания | 16 |
Раздел III. Организационный 3.1. Общие требования к условиям реализации Программы воспитания | 20 |
3.2. Взаимодействия взрослого с детьми. События дошкольных групп | 22 |
3.3. Организация предметно-пространственной среды 3.4. Кадровое обеспечение воспитательного процесса | 23 |
3.5. Нормативно-методическое обеспечение реализации Программы воспитания | 24 |
3.6. Особые требования к условиям, обеспечивающим достижение планируемых личностных результатов в работе с особыми категориями детей | 25 |
3.7. Календарный план воспитательной работы на 2021-2022 учебный год | 26 |
Пояснительная записка
Рабочая программа воспитания МБОУ СОШ №3 МО «Барышский район», реализующая образовательные программы дошкольного образования (далее – Программа воспитания), предусматривает обеспечение процесса разработки рабочей программы воспитания на основе требований Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» с учетом Плана мероприятий по реализации в 2021–2025 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Работа по воспитанию, формированию и развитию личности обучающихся в дошкольных группах МБОУ СОШ №3 МО «Барышский район» предполагает преемственность по отношению к достижению воспитательных целей начального общего образования (далее – НОО), к реализации Программы воспитания, одобренной федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (протокол от 2 июня 2020 г. № 2/20) и размещенной на портале https://fgosreestr.ru.
МБОУ СОШ №3 МО «Барышский район» руководствуется определением понятия «образовательная программа», предложенным в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон): «образовательная программа – комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты) и организационно-педагогических условий, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, оценочных и методических материалов, а также в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях в виде рабочей программы воспитания, календарного плана воспитательной работы, форм аттестации».
Программа воспитания является компонентом основной образовательной программы дошкольного образования (далее – ДО). В связи с этим структура Программы воспитания включает три раздела – целевой, содержательный и организационный, в каждом из них предусматривается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений.
Под воспитанием понимается «деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде»1.
Программа основана на воплощении национального воспитательного идеала, который понимается как высшая цель образования, нравственное (идеальное) представление о человеке.
В основе процесса воспитания детей в МБОУ СОШ №3 МО «Барышский район» лежат конституционные и национальные ценности российского общества.
Целевые ориентиры рассматриваются как возрастные характеристики возможных достижений ребенка, которые коррелируют с портретом выпускника дошкольных групп МБОУ СОШ №3 МО «Барышский район» и с базовыми духовно-нравственными ценностями. Планируемые результаты определяют направления для разработчиков программы воспитания.
С учетом особенностей социокультурной среды, в которой воспитывается ребенок, в программе воспитания отражено взаимодействие участников образовательных отношений (далее – ОО) со всеми субъектами образовательных отношений. Только при подобном подходе возможно воспитать гражданина и патриота, раскрыть способности и таланты детей, подготовить их к жизни в высокотехнологичном, конкурентном обществе.
Для того чтобы эти ценности осваивались ребёнком, они находят свое отражение в основных направлениях воспитательной работы дошкольных групп МБОУ СОШ №3 МО «Барышский район».
Ценности Родины и природы лежат в основе патриотического направления воспитания.
Ценности человека, семьи, дружбы, сотрудничества лежат в основе социального направления воспитания.
Ценность знания лежит в основе познавательного направления воспитания.
Ценность здоровья лежит в основе физического и оздоровительного направления воспитания.
Ценность труда лежит в основе трудового направления воспитания.
Ценности культуры и красоты лежат в основе этико-эстетического направления воспитания.
Реализация программы основана на взаимодействии с разными субъектами образовательных отношений.
МБОУ СОШ №3 МО «Барышский район» в части, формируемой участниками образовательных отношений, дополняет приоритетные направления воспитания с учетом реализуемой основной образовательной программы, региональной и муниципальной специфики реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, того, что воспитательные задачи, согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (далее – ФГОС ДО), реализуются в рамках образовательных областей – социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического развития, физического развития.
Реализация Программы воспитания предполагает социальное партнерство с другими организациями: МБУ ДО ДДТ МО «Барышский район», МБУ ДО ДЮСШ МО «Барышский район», МАУК ЦКиД, ДК «Текстильщик» и предприятиями Барышского района.
Раздел I. Целевые ориентиры и планируемые результаты программы
Цель Программы воспитания
Общая цель воспитания в МБОУ СОШ №3 МО «Барышский район» (дошкольные группы) – личностное развитие дошкольников и создание условий для их позитивной социализации на основе базовых ценностей российского общества через:
-
формирование ценностного отношения к окружающему миру, другим людям, себе; -
овладение первичными представлениями о базовых ценностях, а также выработанных обществом нормах и правилах поведения; -
приобретение первичного опыта деятельности и поведения в соответствии с базовыми национальными ценностями, нормами и правилами, принятыми в обществе.
Задачи воспитания формируются для возрастного периода 3 года – 7 лет на основе планируемых результатов достижения цели воспитания и реализуются в единстве с развивающими задачами, определенными действующими нормативными правовыми документами в сфере ДО. Задачи воспитания соответствуют основным направлениям воспитательной работы.
1.2. Методологические основы и принципы построения Программы воспитания
Методологической основой программы являются антропологический, культурно-исторический и практичные подходы. Концепция Программы основывается на базовых ценностях воспитания, заложенных в определении воспитания, содержащемся в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Методологическими ориентирами воспитания также выступают следующие идеи отечественной педагогики и психологии: развитие личного субъективного мнения и личности ребенка в деятельности; духовно-нравственное, ценностное и смысловое содержание воспитания; идея о сущности детства как сенситивного периода воспитания; амплификация (обогащение) развития ребёнка средствами разных «специфически детских видов деятельности».
Программа воспитания руководствуется принципами ДО, определенными ФГОС ДО.
Программа воспитания построена на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и опирается на следующие принципы:
-
принцип гуманизма. Приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности; воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования; -
принцип ценностного единства и совместности. Единство ценностей и смыслов воспитания, разделяемых всеми участниками образовательных отношений, содействие, сотворчество и сопереживание, взаимопонимание и взаимное уважение; -
принцип общего культурного образования. Воспитание основывается на культуре и традициях России, включая культурные особенности региона; -
принцип следования нравственному примеру. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребенка, побудить его к открытому внутреннему диалогу, пробудить в нем нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребенку реальную возможность следования идеалу в жизни; -
принципы безопасной жизнедеятельности. Защищенность важных интересов личности от внутренних и внешних угроз, воспитание через призму безопасности и безопасного поведения; -
принцип совместной деятельности ребенка и взрослого. Значимость совместной деятельности взрослого и ребенка на основе приобщения к культурным ценностям и их освоения; -
принцип инклюзивности. Организация образовательного процесса, при котором все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования.