Файл: Пояснительная записка 3 Раздел Целевые ориентиры и планируемые результаты программы. Цель программы воспитания.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 61
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тематические выставки
Здесь представляют фотографии, детские работы, поделки, изготовленные детьми, педагогами или совместно детьми и родителями, образцы пособий, книг, игрушек, рекомендуемых родителям для занятий с ребенком дома.
Выставки могут организовываться в масштабах детского сада или быть групповыми.
Их тематика обычно отражает направления работы дошкольного учреждения, разделы программы воспитания и обучения детей и определяется спецификой группы.
Выставка может стать формой подведения итогов какого-то этапа работы с детьми (проекта), привлекать внимание родителей к разным сторонам жизни детского сала, а также предварять или завершать мероприятия, проводимые с родителями: родительские собрания, конференции, консультации.
Тематические папки
Тематические папки подразделяются на папки-передвижки и папки-раскладушки (ширмы).
В папке-передвижке помешаются рекомендации и советы по разным вопросам воспитания, обучения и развития детей: оздоровлению, интеллектуальному развитию, игровой деятельности и др. Она дастся во временное пользование отдельным семьям. Материал должен быть содержательным, конкретным, интересным для родителей, красиво оформленным.
Небольшую по объему информацию с рисунками и фотографиями помещают в «папку-раскладушку», которая размешается на столе или детских шкафчиках в приемной комнате.
Расширению представлений родителей о жизни ребенка в детском саду и педагогов о воспитании ребенка в семье способствуют взаимные посещения педагогов и родителей: визиты в группу, дни открытых дверей, посещение семьи.
Визиты в группу
Многим родителям интересно, как ведут себя их дети в группе, как общаются со сверстниками и педагогом, выполняют задания, во что играют, как отвечают на вопросы. Однако, многие из них из-за незнания того, что и как им можно делать в группе, боязни совершить ошибку, неуверенности в том, что педагог действительно нуждается в их помощи. чувствуют себя в детском салу скованно.
В то же время и воспитатель, не привыкший к присутствию в группе «посторонних» и заинтересованных наблюдателей, может ощущать определенный дискомфорт.
Присутствуя в группе, родители ощущают личную причастность к педагогическому процессу и принимают на себя часть ответственности за его успех.
Они больше узнают о своем ребенке и его друзьях, получают реальное представление о работе педагога и начинают испытывать к нему большее уважение.
Наконец, они могут наладить прочные дружеские отношения с другими семьями.
Воспитатель при поддержке родителей в группе, в свою очередь, получает больше возможностей для работы с отдельными детьми или подгруппами, лучше узнает, как общаются родители со своим ребенком, насколько умело помогают в воспитании и обучении.
Дни открытых дверей
Ознакомление родителей с жизнью своих детей в детском саду происходит также во время дней открытых дверей, проводимых 1— 2 раза в год. В назначенные дни родители без специальной договоренности могут побывать в дошкольном учреждении.
Подготовка к встрече с ними начинается задолго до назначенного времени и включает в себя продумывание программы мероприятия.
Она может состоять из показа открытых занятий с детьми, совместной деятельности педагогов и воспитанников в разных возрастных группах. При этом родителям заранее сообщаются цель, программное содержание, обращается внимание на характер заданий, методы активизации воспитанников.
Посещение семьи
Посещение воспитанников на дому — одна из важных форм работы с родителями. Принято посещать семьи один раз в год.
Цель первого посещения семьи — выяснение условий семейного воспитания. Если оно предшествует приходу ребенка в детский сад, его цель — облегчение процесса адаптации. В этом случае воспитателю следует заранее поближе узнать ребенка, его привычки, характер, контактность, интересы, любимые занятия, условия проведения режимных моментов.
Повторные посещения проводятся по мере необходимости и решают более частные задачи: коррекция выявленных особенностей поведения ребенка, установление единых требований к его воспитанию в семье и др.
Задача педагога — установление доверительно-деловых отношений с семьей, а для этою необходимо признавать авторитет родителей в воспитании детей, видеть в них равных партнеров.
После визита нужно зафиксировать полученную информацию в удобной для воспитателя форме.
Тренинги. Тренинговые игровые упражнения и задания помогают дать оценку различным способам взаимодействия с ребенком, выбрать более удачные формы обращения к нему и общения с ним, заменять нежелательные конструктивными. Родитель, вовлекаемый в игровой тренинг, начинает общение с ребенком, постигает новые истины.
Благотворительные акции. Организуются для материальной поддержки нуждающихся семей через сбор средств (одежды, игрушек, детских книг), оказание спонсорской помощи.
Раздел III. Организационный
3.1. Общие требования к условиям реализации Программы воспитания
Программа воспитания в МБОУ СОШ №3 МО «Барышский район» реализуется через формирование социокультурного воспитательного пространства при соблюдении условий создания уклада, отражающего готовность всех участников образовательного процесса руководствоваться едиными принципами и регулярно воспроизводить наиболее ценные для нее воспитательно значимые виды совместной деятельности. Уклад дошкольных групп направлен на сохранение преемственности принципов воспитания с уровня дошкольного образования на уровень начального общего образования:
Условия реализации Программы воспитания .
Материально-техническое обеспечение воспитательного процесса:
-соответствие санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам;
-соответствие правилам пожарной безопасности;
-средства обучения и воспитания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития детей;
-оснащенность помещений развивающей предметно-пространственной средой;
-учебно-методический комплект, оборудование, оснащение.
В дошкольных группах имеются материально- технические ресурсы, необходимые для эффективной организации образовательного процесса и успешного усвоения воспитанниками программных задач.
Общая площадь дошкольных групп составляет 411,73 м². Вся территория школы имеет ограждение (деревянный забор). На территории дошкольных групп имеются игровые участки, спортивная площадка, цветники. Развивающая предметная среда оборудована с учетом возрастных особенностей детей. Все элементы среды связаны между собой по содержанию, масштабу и художественному решению.
В ОО имеются:
- кабинет учителя-логопеда,
- музыкально-спортивный зал;
- групповые помещения с учетом возрастных особенностей детей.
В образовательной организации имеется медицинский и процедурные блоки, пищеблок.
Каждая группа имеет отдельный участок для прогулок.
В ОО имеется современная информационная база: выход в Интернет, электронная почта, имеется свой сайт, на котором представлена деятельность детского сада по различным направлениям, что обеспечивает открытость и доступность информации. В наличии методическая литература соответствующая Образовательной программе. Имеется спортивное оборудование, игрушки, настольные игры.
Психолого-педагогическое обеспечение воспитательного процесса.
Программа предполагает создание следующих психолого-педагогических условий, обеспечивающих развитие ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными возможностями и интересами.
1. Личностно-порождающее взаимодействие взрослых с детьми, предполагающее создание таких ситуаций, в которых каждому ребенку предоставляется возможность выбора деятельности, партнера, средств и пр.; обеспечивается опора на его личный опыт при освоении новых знаний и жизненных навыков.
2. Ориентированность педагогической оценки на относительные показатели детской успешности, то есть сравнение нынешних и предыдущих достижений ребенка, стимулирование самооценки.
3. Формирование игры как важнейшего фактора развития ребенка.
4. Создание развивающей образовательной среды, способствующей физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности.
5. Сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей готовый образец) и продуктивной (производящей субъективно новый продукт) деятельности, то есть деятельности по освоению культурных форм и образцов и детской исследовательской, творческой деятельности; совместных и самостоятельных, подвижных и статичных форм активности.
6. Участие семьи как необходимое условие для полноценного развития ребенка дошкольного возраста.
7. Профессиональное развитие педагогов, направленное на развитие профессиональных компетентностей, в том числе коммуникативной компетентности и мастерства мотивирования ребенка, а также владения правилами безопасного пользования Интернетом, предполагающее создание сетевого взаимодействия педагогов и управленцев, работающих по Программе.
Нормативно-методическое обеспечение реализации Программы воспитания.
3.2. Взаимодействия взрослого с детьми. События дошкольных групп
Событие – это форма совместной деятельности ребенка и взрослого, в которой активность взрослого приводит к приобретению ребенком собственного опыта переживания той или иной ценности. Для того чтобы стать значимой, каждая ценность воспитания должна быть понята, раскрыта и принята ребенком совместно с другими людьми в значимой для него общности. Этот процесс происходит стихийно, но для того, чтобы вести воспитательную работу, он должен быть направлен взрослым.
Воспитательное событие – это спроектированная взрослым образовательная ситуация. В каждом воспитательном событии педагог продумывает смысл реальных и возможных действий детей и смысл своих действий в контексте задач воспитания. Событием может быть не только организованное мероприятие, но и спонтанно возникшая ситуация, и любой режимный момент, традиции утренней встречи детей, индивидуальная беседа, общие дела, совместно реализуемые проекты и пр. Планируемые и подготовленные педагогом воспитательные события проектируются в соответствии с календарным планом воспитательной работы группы, ситуацией развития конкретного ребенка.
Проектирование событий в дошкольных группах возможно в следующих формах:
Здесь представляют фотографии, детские работы, поделки, изготовленные детьми, педагогами или совместно детьми и родителями, образцы пособий, книг, игрушек, рекомендуемых родителям для занятий с ребенком дома.
Выставки могут организовываться в масштабах детского сада или быть групповыми.
Их тематика обычно отражает направления работы дошкольного учреждения, разделы программы воспитания и обучения детей и определяется спецификой группы.
Выставка может стать формой подведения итогов какого-то этапа работы с детьми (проекта), привлекать внимание родителей к разным сторонам жизни детского сала, а также предварять или завершать мероприятия, проводимые с родителями: родительские собрания, конференции, консультации.
Тематические папки
Тематические папки подразделяются на папки-передвижки и папки-раскладушки (ширмы).
В папке-передвижке помешаются рекомендации и советы по разным вопросам воспитания, обучения и развития детей: оздоровлению, интеллектуальному развитию, игровой деятельности и др. Она дастся во временное пользование отдельным семьям. Материал должен быть содержательным, конкретным, интересным для родителей, красиво оформленным.
Небольшую по объему информацию с рисунками и фотографиями помещают в «папку-раскладушку», которая размешается на столе или детских шкафчиках в приемной комнате.
Расширению представлений родителей о жизни ребенка в детском саду и педагогов о воспитании ребенка в семье способствуют взаимные посещения педагогов и родителей: визиты в группу, дни открытых дверей, посещение семьи.
Визиты в группу
Многим родителям интересно, как ведут себя их дети в группе, как общаются со сверстниками и педагогом, выполняют задания, во что играют, как отвечают на вопросы. Однако, многие из них из-за незнания того, что и как им можно делать в группе, боязни совершить ошибку, неуверенности в том, что педагог действительно нуждается в их помощи. чувствуют себя в детском салу скованно.
В то же время и воспитатель, не привыкший к присутствию в группе «посторонних» и заинтересованных наблюдателей, может ощущать определенный дискомфорт.
Присутствуя в группе, родители ощущают личную причастность к педагогическому процессу и принимают на себя часть ответственности за его успех.
Они больше узнают о своем ребенке и его друзьях, получают реальное представление о работе педагога и начинают испытывать к нему большее уважение.
Наконец, они могут наладить прочные дружеские отношения с другими семьями.
Воспитатель при поддержке родителей в группе, в свою очередь, получает больше возможностей для работы с отдельными детьми или подгруппами, лучше узнает, как общаются родители со своим ребенком, насколько умело помогают в воспитании и обучении.
Дни открытых дверей
Ознакомление родителей с жизнью своих детей в детском саду происходит также во время дней открытых дверей, проводимых 1— 2 раза в год. В назначенные дни родители без специальной договоренности могут побывать в дошкольном учреждении.
Подготовка к встрече с ними начинается задолго до назначенного времени и включает в себя продумывание программы мероприятия.
Она может состоять из показа открытых занятий с детьми, совместной деятельности педагогов и воспитанников в разных возрастных группах. При этом родителям заранее сообщаются цель, программное содержание, обращается внимание на характер заданий, методы активизации воспитанников.
Посещение семьи
Посещение воспитанников на дому — одна из важных форм работы с родителями. Принято посещать семьи один раз в год.
Цель первого посещения семьи — выяснение условий семейного воспитания. Если оно предшествует приходу ребенка в детский сад, его цель — облегчение процесса адаптации. В этом случае воспитателю следует заранее поближе узнать ребенка, его привычки, характер, контактность, интересы, любимые занятия, условия проведения режимных моментов.
Повторные посещения проводятся по мере необходимости и решают более частные задачи: коррекция выявленных особенностей поведения ребенка, установление единых требований к его воспитанию в семье и др.
Задача педагога — установление доверительно-деловых отношений с семьей, а для этою необходимо признавать авторитет родителей в воспитании детей, видеть в них равных партнеров.
После визита нужно зафиксировать полученную информацию в удобной для воспитателя форме.
Тренинги. Тренинговые игровые упражнения и задания помогают дать оценку различным способам взаимодействия с ребенком, выбрать более удачные формы обращения к нему и общения с ним, заменять нежелательные конструктивными. Родитель, вовлекаемый в игровой тренинг, начинает общение с ребенком, постигает новые истины.
Благотворительные акции. Организуются для материальной поддержки нуждающихся семей через сбор средств (одежды, игрушек, детских книг), оказание спонсорской помощи.
Раздел III. Организационный
3.1. Общие требования к условиям реализации Программы воспитания
Программа воспитания в МБОУ СОШ №3 МО «Барышский район» реализуется через формирование социокультурного воспитательного пространства при соблюдении условий создания уклада, отражающего готовность всех участников образовательного процесса руководствоваться едиными принципами и регулярно воспроизводить наиболее ценные для нее воспитательно значимые виды совместной деятельности. Уклад дошкольных групп направлен на сохранение преемственности принципов воспитания с уровня дошкольного образования на уровень начального общего образования:
-
Обеспечение личностно развивающей предметно-пространственной среды, в том числе современное материально-техническое обеспечение, методические материалы и средства обучения. -
Наличие профессиональных кадров и готовность педагогического коллектива к достижению целевых ориентиров Программы воспитания. -
Взаимодействие с родителями по вопросам воспитания. -
Учет индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста, в интересах которых реализуется Программа воспитания (возрастных, физических, психологических, национальных и пр.).
Условия реализации Программы воспитания .
Материально-техническое обеспечение воспитательного процесса:
-соответствие санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам;
-соответствие правилам пожарной безопасности;
-средства обучения и воспитания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития детей;
-оснащенность помещений развивающей предметно-пространственной средой;
-учебно-методический комплект, оборудование, оснащение.
В дошкольных группах имеются материально- технические ресурсы, необходимые для эффективной организации образовательного процесса и успешного усвоения воспитанниками программных задач.
Общая площадь дошкольных групп составляет 411,73 м². Вся территория школы имеет ограждение (деревянный забор). На территории дошкольных групп имеются игровые участки, спортивная площадка, цветники. Развивающая предметная среда оборудована с учетом возрастных особенностей детей. Все элементы среды связаны между собой по содержанию, масштабу и художественному решению.
В ОО имеются:
- кабинет учителя-логопеда,
- музыкально-спортивный зал;
- групповые помещения с учетом возрастных особенностей детей.
В образовательной организации имеется медицинский и процедурные блоки, пищеблок.
Каждая группа имеет отдельный участок для прогулок.
В ОО имеется современная информационная база: выход в Интернет, электронная почта, имеется свой сайт, на котором представлена деятельность детского сада по различным направлениям, что обеспечивает открытость и доступность информации. В наличии методическая литература соответствующая Образовательной программе. Имеется спортивное оборудование, игрушки, настольные игры.
Психолого-педагогическое обеспечение воспитательного процесса.
Программа предполагает создание следующих психолого-педагогических условий, обеспечивающих развитие ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными возможностями и интересами.
1. Личностно-порождающее взаимодействие взрослых с детьми, предполагающее создание таких ситуаций, в которых каждому ребенку предоставляется возможность выбора деятельности, партнера, средств и пр.; обеспечивается опора на его личный опыт при освоении новых знаний и жизненных навыков.
2. Ориентированность педагогической оценки на относительные показатели детской успешности, то есть сравнение нынешних и предыдущих достижений ребенка, стимулирование самооценки.
3. Формирование игры как важнейшего фактора развития ребенка.
4. Создание развивающей образовательной среды, способствующей физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности.
5. Сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей готовый образец) и продуктивной (производящей субъективно новый продукт) деятельности, то есть деятельности по освоению культурных форм и образцов и детской исследовательской, творческой деятельности; совместных и самостоятельных, подвижных и статичных форм активности.
6. Участие семьи как необходимое условие для полноценного развития ребенка дошкольного возраста.
7. Профессиональное развитие педагогов, направленное на развитие профессиональных компетентностей, в том числе коммуникативной компетентности и мастерства мотивирования ребенка, а также владения правилами безопасного пользования Интернетом, предполагающее создание сетевого взаимодействия педагогов и управленцев, работающих по Программе.
Нормативно-методическое обеспечение реализации Программы воспитания.
-
Федеральный закон от 31 июля 2020г .№304-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся”. -
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, приказ Минобрнауки №1155 от 17.10.2013г, (ФГОСДО). -
-Устав МБОУ СОШ №3 (дошкольные группы) МО «Барышский район» -
Основная общеобразовательная программа МБОУ СОШ №3 (дошкольные группы) МО «Барышский район». При составлении учебного плана ОО ориентировалось на стратегии и тактики образования, сформулированные в национальной доктрине образования в РФ, в уставе ОО; учитывали социально-экономические, научно-культурные особенности Ульяновской области, мнения участников образовательного процесса - педагогов, родителей (законных представителей) и органов государственно-общественного управления.
3.2. Взаимодействия взрослого с детьми. События дошкольных групп
Событие – это форма совместной деятельности ребенка и взрослого, в которой активность взрослого приводит к приобретению ребенком собственного опыта переживания той или иной ценности. Для того чтобы стать значимой, каждая ценность воспитания должна быть понята, раскрыта и принята ребенком совместно с другими людьми в значимой для него общности. Этот процесс происходит стихийно, но для того, чтобы вести воспитательную работу, он должен быть направлен взрослым.
Воспитательное событие – это спроектированная взрослым образовательная ситуация. В каждом воспитательном событии педагог продумывает смысл реальных и возможных действий детей и смысл своих действий в контексте задач воспитания. Событием может быть не только организованное мероприятие, но и спонтанно возникшая ситуация, и любой режимный момент, традиции утренней встречи детей, индивидуальная беседа, общие дела, совместно реализуемые проекты и пр. Планируемые и подготовленные педагогом воспитательные события проектируются в соответствии с календарным планом воспитательной работы группы, ситуацией развития конкретного ребенка.
Проектирование событий в дошкольных группах возможно в следующих формах: