Файл: Конспект 1 органы прокуратуры российской федерации 1 История развития органов прокуратуры в России 1 Прокуратура в России учреждена Петром I..doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 24

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Основные данные о работе





Версия шаблона

1.1

Вид учебного занятия

Штудирование

Название дисциплины

Правоохранительные и судебные органы

Тема

Органы прокуратуры и юстиции

Фамилия

Григорьева

Имя

Анастасия

Отчество

Владимировна

№ контракта

032240030122090007


Конспект



1 ОРГАНЫ ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 1.1 История развития органов прокуратуры в России 1.1.1 Прокуратура в России учреждена Петром I. В именном Высочайшем Указе от 12 января 1722 г. говорилось: «Надлежит быть при Сенате Генерал-прокурору и Обер-прокурору, также во всякой Коллегии по прокурору, которые должны будут рапортовать Генерал-прокурору». Вслед за этим последовал Указ государя «Об установлении должности прокуроров в надворных судах и в пределах компетенции надворных судов в делах по доносам фискальных и прочих людей» и другие. Перед прокурорами ставилась задача «уничтожить или ослабить зло, проистекающее из беспорядков в делах неправосудия, взяточничества и беззакония». Первым Генерал-прокурором при Правительствующем Сенате стал ближайший сподвижник Петра I – граф Павел Иванович Ягужинский. В дальнейшем прокуроры следили за соблюдением интересов казны, правильностью сбора налогов, за местами содержания арестантов и осужденных уголовников. В губерниях и уездах на прокуроров возлагался надзор за правильным применением законов всеми государственными органами. Они участвовали в рассмотрении уголовных и казенных (гражданских) дел, проверяли соответствие законам их приговоров и постановлений, опротестовывали неправомерные судебные акты. 1.1.2 В 1755 г. Екатерина II своим указом утвердила «Учреждения для управления губерний Всероссийской Империи» – знаковый документ в истории страны и прокуратуры. 1.1.3 1802 г. прокуратура стала составной частью нового органа – Министерства юстиции, а Министр юстиции по должности одновременно являлся Генерал-прокурором. Судебная реформа 1864 г. проводилась в соответствии с «Основными началами судебных преобразований», установившими, что «при судебных местах необходимы особые прокуроры, которые по множеству и трудности возлагаемых на них занятий, должны иметь товарищей». Прокуратура из института, осуществляющего надзор за исполнением законов, превратилась в орган уголовного преследования в структуре исполнительной власти. за прокуратурой сохранилось руководство расследованием преступлений и надзор за законностью его производства. После провозглашения Советской власти прокуратура была упразднена. Декретом № 1 (О суде), опубликованным 24 ноября 1917 г., Совет Народных Комиссаров – высший исполнительный орган Советской власти распустил существовавшие ранее институты судебных следователей и прокурорского надзора, а вместе с ними суды, присяжную и частную адвокатуру и лишь спустя почти пять лет большевики пришли к необходимости возрождения прокуратуры. 1.1.4 В мае 1922 г. ВЦИК РСФСР утвердил Положение о прокурорском надзоре, в соответствии с которым учреждалась Государственная прокуратура, во главе которой «в качестве Прокурора Республики стоит Народный Комиссар Юстиции». На прокуратуру возлагалось: • осуществление надзора от имени государства за
законностью действий всех органов власти, хозяйственных учреждений, общественных и частных организаций, частных организаций и частных лиц и опротестование нарушений законов, постановлений и распоряжений; • непосредственное наблюдение за деятельностью следственных органов дознания в области раскрытия преступлений, а также за деятельностью органов Государственного политического управления; • поддержание обвинения на суде; • наблюдение за правильностью содержания заключенных под стражей. С образованием Союза ССР 23 ноября 1923 г. прокуратура Российской Федерации стала составной частью общесоюзной прокурорской системы, а в 1933 г. была осуществлена ее централизация1 . Прокуратура вышла из состава Наркомата Юстиции, то есть из исполнительной власти. Утвержденное в декабре того же года «Положение о Прокуратуре Союза ССР» дало начало независимости прокуратуры от каких-либо государственных органов, обособлению органов прокуратуры в самостоятельный институт прокурорского надзора. В систему прокуратуры наряду с территориальными органами входили военная и транспортная прокуратуры, а в 1936 г. в систему органов прокуратуры СССР были переведены следственные органы. 1.1.5 В 1979 г. был принят закон СССР «О прокуратуре СССР». В нем определялись задачи прокуратуры, вся деятельность которой должна быть направлена на укрепление социалистической законности, правопорядка, охрану от всяких посягательств закрепленного Конституцией СССР общественного строя СССР, его экономической и политической систем; социально-экономических, политических и личных прав и свобод граждан, провозглашенных и гарантированных Конституцией СССР и советскими законами; прав и законных интересов государственных предприятий, учреждений и организаций, колхозов, кооперативных и иных общественных организаций. 1.1.6 После распада СССР и провозглашения Российской Федерации демократическим правовым государством большинство учрежденных ранее и действовавших в стране правоохранительных органов, включая прокуратуру, были сохранены. Однако цели и задачи их деятельности существенно скорректированы на реализацию основополагающего конституционного принципа, закрепленного в ст. 2 Конституции РФ, в соответствии с которым человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защита – обязанность государства. В стране началась широкомасштабная судебная реформа, концепция которой одобрена 24 октября 1991 г. Постановлением Верховного Совета РСФСР № 18001-1, в котором специальная глава была посвящена реформированию прокуратуры. С учетом концептуальных положений судебной реформы 17 января 1995 г. был принят Закон Российской Федерации «О прокуратуре Российской Федерации», действующий до настоящего времени с вносившимися в него изменениями и дополнениями. Вывод Прокуратура в России учреждена Петром I и развивается до настоящего времени. 1.2 Правовая основа организации и деятельности прокуратуры



1.2.1 Прокуратура Российской Федерации – единая централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, а также выполняет иные функции, установленные федеральными законами. Осуществление прокурорского надзора – основополагающая функция прокуратуры. Прокурорский надзор – деятельность прокуратуры по проверке соблюдения Конституции РФ и исполнения законов, действующих на территории РФ, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов. Задача прокурорского надзора состоит в том, чтобы выявить незаконные акты, издаваемые перечисленными субъектами надзора, установить нарушителей закона, принять меры для устранения нарушений и обстоятельств, способствовавших его совершению. 1.2.2 Прокурорский надзор осуществляется по направлениям (отраслям): • надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам
издаваемых ими правовых актов; • надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; • надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие; • надзор за исполнением законов судебными приставами; • надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу. 1.2.3 Полномочия прокуратуры для реализации надзорных функций:

Выводы



Органы юстиции – это государственное ведомство, на которое возложен следующий перечень задач: Непосредственное влияние на нормотворческую деятельность правящих органов страны — президента и Правительства РФ. Контроль за изданием нормативно-правовых актов на региональном и местном уровне, а также проверка их законности и соответствия международным актам, федеральным законам и подзаконным нормативным документам.

Логическая схема / Классификация



Органы прокуратуры и юстиции
-История развития органов прокуратуры в России
-Правовая основа организации и деятельности прокуратуры
-Принципы организации и деятельности прокуратуры
-Система и организационная структура органов прокуратуры
-Управление в органах прокуратуры
-Правовой статус прокурорских работников

\

Глоссарий






п/п

Понятие

Определение

1

Гласность как принцип организации и деятельности прокуратуры

организационный принцип деятельности прокуратуры, в соответствии с которым органы прокуратуры действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства РФ об охране прав и свобод граждан, а также законодательства о государственной и иной специально охраняемой законом тайне

2

Единство как принцип организации и деятельности прокуратуры

выражается в единстве организации и деятельности всех прокурорских органов, общности целей, задач, правовых средств осуществления надзора в стране

3

Законность как принцип организации и деятельности прокуратуры

каждое требование прокурора, каждый исходящий от него правовой акт должны основываться на законе и выполняться в формах, предусматриваемых законом



Каталог личной библиотеки



  1. https://combat.roweb.online/iscoa/summary.aspx?action=gettpc&sid=d239a03d-ce54-47a9-9e98-8596586ab62a&file=393062/7516.04.01;%d0%a0%d0%a3.01;1_%d0%91%d0%9b.pdf