Файл: Развитие автомобилестроительной отрасли ссср (19301941 гг.).docx
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 114
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В конце 50-х годов появились более производительные и экономичные грузовые автомобили ГАЗ-51 А, ЗИЛ-164А, «Урал-355М» и более совершенные легковые автомобили «Москвич-407», «Волга М-21», «Чайка» и ЗИЛ-111.
Третий этап (1961-1975 гг.) характерен увеличением выпуска автомобилей. На этом этапе «технически перевооружены многие действующие автомобильные заводы и построены новые. Одним из таких заводов является ВАЗ ― Волжский автомобильный завод, который по праву можно назвать лидером отечественного машиностроения» [6].
С 1976 г. по настоящее время продолжается четвертый этап автомобилестроения. Он начат выпуском автомобилей КамАЗ-5320 на Камском автозаводе по производству большегрузных автомобилей. В автомобильной промышленности созданы и развиваются такие производственные объединения как ВАЗ, ГАЗ, ЗИЛ и др. В общем выпуске автомобилей увеличилась доля автомобилей с дизелями. В целях экономии топлива и сохранения окружающей среды некоторые заводы приступили к изготовлению опытной партии электромобилей.
Рассмотрим, указанные выше этапы, более подробно. Массовое автомобилестроение в Советском Союзе было создано в тридцатые годы в рамках программы «социалистической индустриализации». Буквально за шесть лет, с 1931 по 1937 год, производство автомобилей в стране выросло в 50 раз – до 200 тысяч единиц в год. Советский Союз вошел в пятерку ведущих автомобилестроительных держав мира. Причем по выпуску грузовых автомобилей, составлявших до 90% от общего объема производства автомобилей, он вышел на второе место в мире, после Соединенных Штатов Америки. Общее число автомобилей в стране приблизилось к довольно внушительной по тем временам цифре – одному миллиону единиц. Из хронического импортера автомобилей СССР превратился в их экспортера. В отрасли произошла революция, связанная с введением конвейерного производства – веяние прогресса, впервые воплощенного Генри Фордом на своем заводе в Детройте, позволившее ускорить сборку автомобиля и сократить затраты на нее.
Основу автомобильной промышленности страны составили два завода – гиганта: Горьковский Автомобильный Завод «ГАЗ» и Московский «АМО», который в 1931 году переименовали в «ЗИС» (ныне «АМО ЗИЛ»). При содействии американской корпорации «Форд» в Нижнем Новгороде (с 1932 по 1993 год – город Горький) в 1932 году был построен крупнейший автомобильный завод, рассчитанный на производство 100 тысяч автомобилей в год. Выбор Нижнего Новгорода был обусловлен несколькими причинами: наличием квалифицированной рабочей силы, дешевизной подвоза сырья по Волге, близостью уральской металлургической базы и значительной удаленностью от государственной границы. Московский завод «ЗИС» после проведенной реконструкции многократно увеличил свои мощности: до семидесяти тысяч машин в год.
В 1930 в столице также был построен автосборочный завод имени Коммунистического Интернационала Молодежи «КИМ» (позже «АЗЛК», а ныне АО «Москвич»), рассчитанный на годовой выпуск более 20 тысяч машин в год. Существенно выросли мощности Ярославского автозавода, выпускавшего тяжелые грузовые автомобили. В Горьком, на «ГАЗе», производили легкие грузовички – «полуторки» и легковые автомобили среднего класса, на «ЗИСе» – средние (по меркам тех лет) грузовики и правительственные представительские легковые автомобили. Перед самой войной московский завод имени «КИМа», собиравший прежде грузовики «ГАЗ», был перепрофилирован на производство легковых автомобилей.
Заключение
История автомобильной промышленности нашей страны всё время переживала взлёты и падения. Первые исторические факты российского автомобилестроения связаны с именами Е. А. Яковлева и П. А. Фрезе. Именно эти конструкторы представили отечественное транспортное средство на художественно-промышленной выставке в 1896 году. Это были годы индустриального бума. Тогда в России быстрыми темпами шло развитие военного судостроения, паровозостроение и оружейной промышленности.
Годом рождения советского автомобилестроения можно считать 1924 г., когда на Московском автомобильном заводе, созданном на базе автомобильных мастерских, был выпущен первый полуторатонный грузовой автомобиль. В 1925 г. Ярославский автозавод, созданный на базе авторемонтного завода, начал серийно выпускать уже трехтонные грузовики. В годы первой пятилетки вступили в строй два автомобильных завода-гиганта в Москве и Горьком.
С 1976 г. по настоящее время продолжается четвертый этап автомобилестроения. Он начат выпуском автомобилей КамАЗ-5320 на Камском автозаводе по производству большегрузных автомобилей. В автомобильной промышленности созданы и развиваются такие производственные объединения как ВАЗ, ГАЗ, ЗИЛ и др. В общем выпуске автомобилей увеличилась доля автомобилей с дизелями. В целях экономии топлива и сохранения окружающей среды некоторые заводы приступили к изготовлению опытной партии электромобилей.
Строительство Волжского автомобильного завода началось в 1967 году. В настоящее время из-за сравнительно невысокого качества российских автомобилей российские рынки захватывают корейские и японские автофирмы. Вследствие этого российские автопроизводители, в частности, АвтоВАЗ предпринимают шаги, чтобы противостоять рыночной конъюнктуре.
Список литературы
-
Антонов, И. С. Краткая история автомобилестроения / И. С. Антонов. — М.: Флинта, 2014. — 340 с. -
Гоголев, Л. Д. Автомобили-солдаты: Очерки об истории развития автомобиля и военном применении автомобилей. — М.: Патриот, 2014. — 191 с. -
Ошарин, А. В., Ткачёв, А. В., Чепагина, Н. И. История науки и техники А. В. Ошарин, А. В. Ткачёв, Н. И. Чепагина. — СПб.: СПбГУ ИТМО, 2016. — 143 с. -
Пузанков, А. Г. Автомобили: Конструкция, теория и расчёт / А. Г. Пузанков. — М.: Академия, 2017. — 544 с. -
Рикошинский, А. Е. Мировой рынок автомобилей переживает кризис / А. Е. Рикошинский // Снабженец. — 2013. — № 37 (341). — С. 11-12. -
Рубец, А. Д. История автомобильного транспорта России / А. Д. Рубец. — М.: Эксмо, 2012. — 304 с. -
Якименко, А. Е. Развитие автомобильной техники / А. Е. Якименко, Р. Р. Масленников. — Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2014. — 225 с.