Файл: Основная образовательная программа основного общего образования населенный пункт, 2023 г. пп содержание.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 1353
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Русский язык».
20. Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Литература».
21. Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Родной (русский) язык».
Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Родная литература (русская)».
135. Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Иностранный (английский) язык».
Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Иностранный (немецкий) язык».
137. Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Иностранный (французский) язык».
140. Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Второй иностранный (английский) язык».
141. Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Второй иностранный (немецкий) язык».
142. Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Второй иностранный (французский) язык».
145. Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Математика» (базовый уровень).
147. Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Информатика».
149. Федеральная рабочая программа по учебному предмету «История».
150. Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Обществознание».
151. Федеральная рабочая программа по учебному предмету «География».
152. Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Физика» (базовый уровень).
154. Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Химия» (базовый уровень).
156. Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Биология».
159. Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство».
160. Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Музыка».
161. Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Технология».
162. Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Физическая культура».
163. Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности».
160. Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Музыка».
160.1. Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Музыка» (предметная область «Искусство») (далее соответственно – программа
по музыке, музыка) включает пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения программы по музыке.
160.2. Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения музыки, место в структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания
и планируемым результатам.
160.3. Содержание обучения раскрывает содержательные линии, которые предлагаются для изучения на уровне основного общего образования. Содержание обучения завершается перечнем универсальных учебных действий (познавательных, коммуникативных и регулятивных), которые возможно формировать средствами музыки с учетом возрастных особенностей обучающихся на уровне основного общего образования.
160.4. Планируемые результаты освоения программы по музыке включают личностные, метапредметные и предметные результаты за весь период обучения
на уровне основного общего образования. Предметные результаты, формируемые
в ходе изучения музыки, сгруппированы по учебным модулям.
160.5. Пояснительная записка.
160.5.1. Программа разработана с целью оказания методической помощи учителю музыки в создании рабочей программы по учебному предмету.
160.5.2. Программа по музыке позволит учителю:
реализовать в процессе преподавания музыки современные подходы
к формированию личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, сформулированных в ФГОС ООО;
определить и структурировать планируемые результаты обучения
и содержание учебного предмета по годам обучения в соответствии с ФГОС ООО, федеральной программой воспитания;
разработать календарно-тематическое планирование с учетом особенностей конкретного региона, образовательной организации, класса, используя рекомендованное в программе примерное распределение учебного времени
на изучение определенного раздела (темы), а также предложенные основные виды учебной деятельности для освоения учебного материала.
160.5.3. Музыка – универсальный антропологический феномен, неизменно присутствующий во всех культурах и цивилизациях на протяжении всей истории человечества. Используя интонационно-выразительные средства, она способна порождать эстетические эмоции, разнообразные чувства и мысли, яркие художественные образы, для которых характерны, с одной стороны, высокий уровень обобщенности, с другой – глубокая степень психологической вовлеченности личности. Эта особенность открывает уникальный потенциал
для развития внутреннего мира человека, гармонизации его взаимоотношений
с самим собой, другими людьми, окружающим миром через занятия музыкальным искусством.
Музыка действует на невербальном уровне и развивает такие важнейшие качества и свойства, как целостное восприятие мира, интуиция, сопереживание, содержательная рефлексия. Огромное значение имеет музыка в качестве универсального языка, не требующего перевода, позволяющего понимать
и принимать образ жизни, способ мышления и мировоззрение представителей других народов и культур.
Музыка, являясь эффективным способом коммуникации, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие людей, в том числе является средством сохранения и передачи идей и смыслов, рожденных в предыдущие века
и отраженных в народной, духовной музыке, произведениях великих композиторов прошлого. Особое значение приобретает музыкальное воспитание в свете целей
и задач укрепления национальной идентичности. Родные интонации, мелодии
и ритмы являются квинтэссенцией культурного кода, сохраняющего в свернутом виде всю систему мировоззрения предков, передаваемую музыкой не только
через сознание, но и на более глубоком – подсознательном – уровне.
Музыка – временное искусство. В связи с этим важнейшим вкладом
в развитие комплекса психических качеств личности является способность музыки развивать чувство времени, чуткость к распознаванию причинно-следственных связей и логики развития событий, обогащать индивидуальный опыт в предвидении будущего и его сравнении с прошлым.
Музыка обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающегося, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует умения и навыки в сфере эмоционального интеллекта, способствует самореализации и самопринятию личности. Таким образом музыкальное обучение
и воспитание вносит огромный вклад в эстетическое и нравственное развитие обучающегося, формирование всей системы ценностей.
160.5.4. Музыка жизненно необходима для полноценного образования
и воспитания обучающегося, развития его психики, эмоциональной
и интеллектуальной сфер, творческого потенциала. Признание самоценности творческого развития человека, уникального вклада искусства в образование
и воспитание делает неприменимыми критерии утилитарности.
Основная цель реализации программы – воспитание музыкальной культуры как части всей духовной культуры обучающихся. Основным содержанием музыкального обучения и воспитания является личный и коллективный опыт проживания и осознания специфического комплекса эмоций, чувств, образов, идей, порождаемых ситуациями эстетического восприятия (постижение мира
через переживание, интонационно-смысловое обобщение, содержательный анализ произведений, моделирование художественно-творческого процесса, самовыражение через творчество).
160.5.5. В процессе конкретизации учебных целей их реализация осуществляется по следующим направлениям:
становление системы ценностей обучающихся, развитие целостного миропонимания в единстве эмоциональной и познавательной сферы;
развитие потребности в общении с произведениями искусства, осознание значения музыкального искусства как универсальной формы невербальной коммуникации между людьми разных эпох и народов, эффективного способа
авто-коммуникации;
формирование творческих способностей ребенка, развитие внутренней мотивации к интонационно-содержательной деятельности.
160.5.6. Важнейшие задачи обучения музыке на уровне основного общего образования:
приобщение к общечеловеческим духовным ценностям через личный психологический опыт эмоционально-эстетического переживания;
осознание социальной функции музыки, стремление понять закономерности развития музыкального искусства, условия разнообразного проявления и бытования музыки в человеческом обществе, специфики ее воздействия на человека;
формирование ценностных личных предпочтений в сфере музыкального искусства, воспитание уважительного отношения к системе культурных ценностей других людей, приверженность парадигме сохранения и развития культурного многообразия;
формирование целостного представления о комплексе выразительных средств музыкального искусства, освоение ключевых элементов музыкального языка, характерных для различных музыкальных стилей;
расширение культурного кругозора, накопление знаний о музыке
и музыкантах, достаточное для активного, осознанного восприятия лучших образцов народного и профессионального искусства родной страны и мира, ориентации в истории развития музыкального искусства и современной музыкальной культуре;
развитие общих и специальных музыкальных способностей, совершенствование в предметных умениях и навыках, в том числе:
слушание (расширение приемов и навыков вдумчивого, осмысленного восприятия музыки, аналитической, оценочной, рефлексивной деятельности в связи с прослушанным музыкальным произведением);
исполнение (пение в различных манерах, составах, стилях, игра на доступных музыкальных инструментах, опыт исполнительской деятельности на электронных
и виртуальных музыкальных инструментах);
сочинение (элементы вокальной и инструментальной импровизации, композиции, аранжировки, в том числе с использованием цифровых программных продуктов);
музыкальное движение (пластическое интонирование, инсценировка, танец, двигательное моделирование);
творческие проекты, музыкально-театральная деятельность (концерты, фестивали, представления);
исследовательская деятельность на материале музыкального искусства.
160.5.7. Программа по музыке составлена на основе модульного принципа построения учебного материала и допускает вариативный подход к очередности изучения модулей, принципам компоновки учебных тем, форм и методов освоения содержания.
Содержание учебного предмета структурно представлено девятью модулями (тематическими линиями), обеспечивающими преемственность с образовательной программой начального общего образования и непрерывность изучения предмета
и образовательной области «Искусство» на протяжении всего курса школьного обучения:
модуль № 1 «Музыка моего края»;
модуль № 2 «Народное музыкальное творчество России»;
модуль № 3 «Музыка народов мира»;
модуль № 4 «Европейская классическая музыка»;
модуль № 5 «Русская классическая музыка»;
модуль № 6 «Истоки и образы русской и европейской духовной музыки»;
модуль № 7 «Современная музыка: основные жанры и на правления»;
модуль № 8 «Связь музыки с другими видами искусства»;
модуль № 9 «Жанры музыкального искусства».
160.5.8. Каждый модуль состоит из нескольких тематических блоков, рассчитанных на 3–6 часов учебного времени. Модульный принцип допускает перестановку блоков, перераспределение количества учебных часов между блоками. Могут быть полностью опущены отдельные тематические блоки в случае,
если данный материал был хорошо освоен на уровне начального общего образования.
Вариативная компоновка тематических блоков позволяет существенно расширить формы и виды деятельности за счет внеурочных и внеклассных мероприятий – посещений театров, музеев, концертных залов, работы
над исследовательскими и творческими проектами. В таком случае количество часов, отводимых на изучение данной темы, увеличивается за счет внеурочной деятельности в рамках часов, предусмотренных эстетическим направлением плана внеурочной деятельности образовательной организации. Виды деятельности, которые может использовать в том числе (но не исключительно) учитель
для планирования внеурочной, внеклассной работы, обозначены «на выбор
или факультативно».
160.5.9. Общее число часов, рекомендованных для изучения музыки, –
136 часов: в 5 классе 34 часа (1 час в неделю), в 6 классе 34 часа (1 час в неделю),
в 7 классе 34 часа (1 час в неделю), в 8 классе 34 часа (1 час в неделю).
160.5.10. При разработке рабочей программы по музыке образовательная организация вправе использовать возможности сетевого взаимодействия,
в том числе с организациями системы дополнительного образования детей, учреждениями культуры, организациями культурно-досуговой сферы (театры, музеи, творческие союзы).
Изучение музыки предполагает активную социокультурную деятельность обучающихся, участие в исследовательских и творческих проектах,
в том числе основанных на межпредметных связях с такими учебными предметами, как изобразительное искусство, литература, география, история, обществознание, иностранный язык.
160.6. Содержание обучения музыке на уровне основного общего образования.
160.6.1. Модуль № 1 «Музыка моего края».
160.6.1.1. Фольклор – народное творчество27 (3–4 часа).
Содержание: Традиционная музыка – отражение жизни народа. Жанры детского и игрового фольклора (игры, пляски, хороводы).
Виды деятельности обучающихся:
знакомство со звучанием фольклорных образцов в аудио- и видеозаписи;
определение на слух:
принадлежности к народной или композиторской музыке;
исполнительского состава (вокального, инструментального, смешанного);
жанра, основного настроения, характера музыки;
разучивание и исполнение народных песен, танцев, инструментальных наигрышей, фольклорных игр.
160.6.1.2. Календарный фольклор28 (3–4 часа).
Содержание: Календарные обряды, традиционные для данной местности (осенние, зимние, весенние – на выбор учителя).
Виды деятельности обучающихся:
знакомство с символикой календарных обрядов, поиск информации
о соответствующих фольклорных традициях;
разучивание и исполнение народных песен, танцев;
на выбор или факультативно:
реконструкция фольклорного обряда или его фрагмента;
участие в народном гулянии, празднике на улицах своего города, поселка.
160.6.1.3. Семейный фольклор (3–4 часа).
Содержание: Фольклорные жанры, связанные с жизнью человека: свадебный обряд, рекрутские песни, плачи-причитания.
Виды деятельности обучающихся:
знакомство с фольклорными жанрами семейного цикла;
изучение особенностей их исполнения и звучания;