Файл: Томский государственный педагогический университет.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 220
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Общая характеристика скоростно-силовых способностей
Средства и методы воспитания скоростно-силовых качеств юных лыжников-гонщиков
Применение средств скоростно-силовой подготовки в годичном цикле тренировки юных лыжников-гонщиков
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Имитация одновременного бесшажного хода на тренажере
технологиях воспитания скоростно-силовых качеств юных лыжников-гонщиков, что дает основания для поиска средств, методов и форм организации учебно-тренировочного процесса, адекватных возрастным и индивидуальным особенностям спортсменов. Это позволило определить методы и организацию исследования.
Для решения поставленных задач применены следующие методы организации исследования:
Теоретический анализ научно-методической литературы проведен с целью выявления степени научной разработанности данной проблемы, определения общих теоретических позиций и сопоставления мнений различных учёных и исследователей.
Теоретический анализ научно-методической литературы проведен по направлениям, затрагивающим вопросы о силовых способностях юных лыжников-гонщиков, физиологических характеристиках силы как физического качества, а также большое внимание уделено средствам и методам воспитания скоростно-силовых качеств юных лыжников-гонщиков. С этой целью проведен анализ 47 источников литературы. Использование данного метода в работе позволило обосновать тему исследования, правильно поставить задачи и выбрать методы исследования, с точки зрения современных требований и взглядов обсудить полученные результаты.
Педагогическое наблюдение осуществлено в процессе проведения
педагогического эксперимента для получения информации об уровне развития скоростно-силовых способностей у лыжников-гонщиков 14-15 лет. Объектами педагогического наблюдения
являлись средства и методы воспитания скоростно-силовых качеств у спортсменов, а также характер и величина физических нагрузок в учебно-тренировочной и соревновательной деятельности лыжников-гонщиков 14-15 лет.
Педагогическое тестирование применено с целью получения объективных данных об изменении уровня развития скоростно-силовых качеств лыжников-гонщиков 14-15 лет. В качестве контрольных тестов применены упражнения, отражающие характер двигательной деятельности в лыжных гонках и широко используемые в тренировочной практике.
В тестировании использованы следующие контрольные упражнения:
Техника выполнения: испытуемый встает перед линией так, чтобы носки ног не пересекали ее. Приседая, отвести руки назад. Разгибая ноги, взмах руками вперед-вверх, толчок двумя ногами, полет и вынос ног вперед, приземление на обе ноги. Дальность прыжка определяется расстоянием от стартовой линии до отметки приземления, расположенной ближе к стартовой линии. Дается 3 попытки, в протокол заносится лучший результат [28].
«ERCOLINA» (кол-во раз за 60 с). Упражнение оценивает уровень развития быстрой силы мышц верхнего плечевого пояса.
Техника выполнения: испытуемый надевает петли эспандеров на кисти рук, как петли лыжных палок. Приподнимая корпус, прямые руки вынести вперед-вверх до уровня глаз. Резко наклониться вперед, руки маятниковым движением отвести назад. Тестируется количество раз за 1 минуту [42].
Техника выполнения: испытуемый стоит боком к скакалке, толчком двух ног, с приземлением на обе, выполняет прыжковые движения через горизонтальную скакалку, расположенную на высоте 30 см от пола, руки произвольно. Тестируется количество выполненных прыжков за 20 с [35].
Педагогический эксперимент проведен с целью выявления эффективности экспериментальной методики воспитания скоростно-силовых качеств лыжников-гонщиков 14-15 лет, включающей использование упражнений с резиновыми амортизаторами, имитацию лыжных ходов, передвижение на лыжероллерах и лыжах, а также применение разнообразных прыжковых упражнений.
При проведении эксперимента учитывались уравниваемые условия, обеспечивающие сходство и неизменчивость в контрольной и экспериментальной группах:
обеспечение полного равенства начальных данных (состав, количество, возраст, уровень физической подготовленности у испытуемых в двух группах), обеспечение равенства условий работы (использование одних и тех же тестов физической подготовленности, одно и то же время и место проведения тестов, одно и то же оборудование и инвентарь). Варьируемые условия – это проведение тренировок у лыжников-гонщиков 14- 15 лет с использованием усовершенствованной методики в экспериментальной группе.
Анализ данных, полученных в ходе педагогического эксперимента,
проведен методами математической статистики [14].
Определялись показатели средней арифметической величины, среднего квадратического отклонения, ошибки средней величины, а также достоверность различий по t-критерию Стьюдента.
Средняя арифметическая величина отражает наиболее характерные свойства изучаемых явлений. Она определяется путем деления суммы отдельных показателей на их количество (n):
????̅ = ∑????????
????
????̅ – средняя арифметическая величина;
∑ – сумма значений;
???????? – значение отдельного измерения; n – общее число измерений.
, где
Среднее квадратическое отклонение показывает отклонение от среднего значения в абсолютных единицах. Оно вычисляется по формуле:
???? = √∑(????????−????̅)2 , где
????−1
???? – среднее квадратическое отклонение;
∑ – сумма значений;
???????? – значение отдельного измерения;
????̅ – средняя арифметическая величина; n – общее число измерений.
Ошибка средней величины характеризует надежность оценки среднего значения генеральной совокупности по среднему значению выборки. Она вычисляется по формуле:
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
-
Методы исследования
Для решения поставленных задач применены следующие методы организации исследования:
-
теоретический анализ научно-методической литературы; -
педагогическое наблюдение; -
педагогическое тестирование; -
педагогический эксперимент; -
методы математической статистики.
-
Теоретический анализ научно-методической литературы
Теоретический анализ научно-методической литературы проведен с целью выявления степени научной разработанности данной проблемы, определения общих теоретических позиций и сопоставления мнений различных учёных и исследователей.
Теоретический анализ научно-методической литературы проведен по направлениям, затрагивающим вопросы о силовых способностях юных лыжников-гонщиков, физиологических характеристиках силы как физического качества, а также большое внимание уделено средствам и методам воспитания скоростно-силовых качеств юных лыжников-гонщиков. С этой целью проведен анализ 47 источников литературы. Использование данного метода в работе позволило обосновать тему исследования, правильно поставить задачи и выбрать методы исследования, с точки зрения современных требований и взглядов обсудить полученные результаты.
-
Педагогическое наблюдение
Педагогическое наблюдение осуществлено в процессе проведения
педагогического эксперимента для получения информации об уровне развития скоростно-силовых способностей у лыжников-гонщиков 14-15 лет. Объектами педагогического наблюдения
являлись средства и методы воспитания скоростно-силовых качеств у спортсменов, а также характер и величина физических нагрузок в учебно-тренировочной и соревновательной деятельности лыжников-гонщиков 14-15 лет.
-
Педагогическое тестирование
Педагогическое тестирование применено с целью получения объективных данных об изменении уровня развития скоростно-силовых качеств лыжников-гонщиков 14-15 лет. В качестве контрольных тестов применены упражнения, отражающие характер двигательной деятельности в лыжных гонках и широко используемые в тренировочной практике.
В тестировании использованы следующие контрольные упражнения:
-
Прыжок в длину с места (см). Упражнение оценивает уровень развития взрывной силы мышц ног.
Техника выполнения: испытуемый встает перед линией так, чтобы носки ног не пересекали ее. Приседая, отвести руки назад. Разгибая ноги, взмах руками вперед-вверх, толчок двумя ногами, полет и вынос ног вперед, приземление на обе ноги. Дальность прыжка определяется расстоянием от стартовой линии до отметки приземления, расположенной ближе к стартовой линии. Дается 3 попытки, в протокол заносится лучший результат [28].
- 1 ... 4 5 6 7 8 9 10 11 ... 18
Имитация одновременного бесшажного хода на тренажере
«ERCOLINA» (кол-во раз за 60 с). Упражнение оценивает уровень развития быстрой силы мышц верхнего плечевого пояса.
Техника выполнения: испытуемый надевает петли эспандеров на кисти рук, как петли лыжных палок. Приподнимая корпус, прямые руки вынести вперед-вверх до уровня глаз. Резко наклониться вперед, руки маятниковым движением отвести назад. Тестируется количество раз за 1 минуту [42].
-
Прыжки через горизонтальную скакалку (кол-во раз за 20 с). Упражнение оценивает уровень развития взрывной силы мышц сгибателей и разгибателей ног.
Техника выполнения: испытуемый стоит боком к скакалке, толчком двух ног, с приземлением на обе, выполняет прыжковые движения через горизонтальную скакалку, расположенную на высоте 30 см от пола, руки произвольно. Тестируется количество выполненных прыжков за 20 с [35].
-
Педагогический эксперимент
Педагогический эксперимент проведен с целью выявления эффективности экспериментальной методики воспитания скоростно-силовых качеств лыжников-гонщиков 14-15 лет, включающей использование упражнений с резиновыми амортизаторами, имитацию лыжных ходов, передвижение на лыжероллерах и лыжах, а также применение разнообразных прыжковых упражнений.
При проведении эксперимента учитывались уравниваемые условия, обеспечивающие сходство и неизменчивость в контрольной и экспериментальной группах:
обеспечение полного равенства начальных данных (состав, количество, возраст, уровень физической подготовленности у испытуемых в двух группах), обеспечение равенства условий работы (использование одних и тех же тестов физической подготовленности, одно и то же время и место проведения тестов, одно и то же оборудование и инвентарь). Варьируемые условия – это проведение тренировок у лыжников-гонщиков 14- 15 лет с использованием усовершенствованной методики в экспериментальной группе.
-
Методы математической статистики
Анализ данных, полученных в ходе педагогического эксперимента,
проведен методами математической статистики [14].
Определялись показатели средней арифметической величины, среднего квадратического отклонения, ошибки средней величины, а также достоверность различий по t-критерию Стьюдента.
Средняя арифметическая величина отражает наиболее характерные свойства изучаемых явлений. Она определяется путем деления суммы отдельных показателей на их количество (n):
????̅ = ∑????????
????
????̅ – средняя арифметическая величина;
∑ – сумма значений;
???????? – значение отдельного измерения; n – общее число измерений.
, где
Среднее квадратическое отклонение показывает отклонение от среднего значения в абсолютных единицах. Оно вычисляется по формуле:
???? = √∑(????????−????̅)2 , где
????−1
???? – среднее квадратическое отклонение;
∑ – сумма значений;
???????? – значение отдельного измерения;
????̅ – средняя арифметическая величина; n – общее число измерений.
Ошибка средней величины характеризует надежность оценки среднего значения генеральной совокупности по среднему значению выборки. Она вычисляется по формуле: