Файл: Томский государственный педагогический университет.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 219
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Общая характеристика скоростно-силовых способностей
Средства и методы воспитания скоростно-силовых качеств юных лыжников-гонщиков
Применение средств скоростно-силовой подготовки в годичном цикле тренировки юных лыжников-гонщиков
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Имитация одновременного бесшажного хода на тренажере
-
быструю силу; -
взрывную силу.
При проявлении скоростно-силовых качеств ведущее место занимает градиент силы (прирост силы в единицу времени). Среди многочисленных форм проявления скоростно-силовых качеств наиболее распространенными считают прыжковые упражнения. Быстрота реакции, частота и скорость движений зависят от уровня спортивной техники. Овладение наиболее рациональной формой движений (правильное расположение центра тяжести тела, направление усилий, ускорение рычагов, использование инерции и т.д.) позволяет выполнять их быстрее. Но быстрое движение в спорте большей частью выполняется с проявлением быстрой и взрывной силы [3].
По мнению И.С. Барчукова, быстрая сила – это непредельное напряжение мышц, проявляемое в физических упражнениях, которые выполняются на относительно высокой скорости, не достигающей максимальных пределов [4].
Ю.Ф. Курамшин утверждает, что взрывная сила – это способность человека выполнять двигательное действие и при этом достигать максимальных показателей силы в предельно короткое время. Взрывная сила характеризуется двумя компонентами: ускоряющей силой и стартовой силой. Ускоряющая сила – это способность мышц к быстроте наращивания рабочего усилия в условиях их начавшегося сокращения. Стартовая сила – это способность мышц к быстрому развитию рабочего усилия в начальный момент их напряжения [23].
В.П. Лукьяненко считает, что скоростно-силовые способности могут проявляться и успешно развиваться лишь в условиях
конкретной двигательной деятельности, в процессе выполнения определенных двигательных действий. Главным признаком соответствующих упражнений является направленность на достижение высоких скоростей перемещения тела или его частей в пространстве. Любые проявления быстроты связаны с техникой движений, зависят от нее и, следовательно, обусловливаются координационными способностями. Поэтому скоростно-силовые способности должны развиваться в единстве с формированием и совершенствованием двигательных умений [26]. Т.В. Габай отмечает, что воспитание скоростно-силовых способностей требует настойчивого, многократного повторения концентрированных физических напряжений. Необходимы и волевые усилия для сосредоточения внимания, мобилизации в нужный момент скоростных или же силовых возможностей. Поэтому воспитание скоростно-силовых способностей важно сочетать с воспитанием таких волевых качеств, как целеустремленность,
настойчивость, упорство [10].
По мнению многих авторов, значительное место в процессе физического воспитания спортсменов должно быть отведено воспитанию скоростно- силовых способностей, так как высокий уровень их развития способствует достижению высоких спортивных результатов.
- 1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 18
Средства и методы воспитания скоростно-силовых качеств юных лыжников-гонщиков
Наибольший объем скоростно-силовой подготовки выполняется лыжниками-гонщиками в подготовительном периоде. По мнению В. Н. Манжосова, в бесснежный период тренировки скоростно-силовые качества вырабатываются специфическими и неспецифическими упражнениями, такими как общеразвивающие упражнения, трудовые процессы, передвижение по пересеченной местности, упражнения на тренажерах. Такие авторы, как Е. К.
Кудрявцев, Б. И. Сергеев, Г. Б. Чукардин считают, что к неспецифическим упражнениям для развития скоростно-силовых качеств лыжников-гонщиков относятся прыжки, прыжковые упражнения, многоскоки, метание лёгких снарядов, различные упражнения для мышц рук и туловища, выполняемые рывком. Из специфических средств подготовки М. А. Аграновский выделяет имитацию попеременного двухшажного хода в подъём, А. В. Пермяков – передвижение на лыжероллерах одновременными ходами или только за счёт отталкивания ногами или руками, а также многие авторы акцентируют внимание на имитационных упражнениях с резиновыми амортизаторами или блоками [21,29,41].
Перед непосредственным развитием скоростно-силовых качеств авторы обращают большое внимание на развитие «специальной» силы лыжника- гонщика, силы мышц, задействованных при передвижении на лыжах. Так, В. Н. Манжосов отмечает, что в качестве средств силовой подготовки используют многие виды спорта, отдельные их элементы. Например, гребля способствует развитию силы мышц рук, спины, брюшного пресса [30].
Развивать «специальную» силу Е. Н. Степанов и Ф. П.
Суслов предлагают специфическими средствами, в частности, имитацией лыжных ходов с резиновыми амортизаторами. Они считают, что применение резиновых амортизаторов на летне-осеннем этапе подготовительного периода оказывает существенное влияние на уровень развития силы мышц верхних конечностей. Для развития силовых качеств юных лыжников-гонщиков наибольшее значение имеет повторная работа с весом отягощений 25-50 % от проявления максимальной силы [13,27].
Начиная со второго этапа подготовительного периода скоростно-силовые качества у юных лыжников-гонщиков развивают в начале неспецифическими, а затем специфическими средствами тренировки. Применяют различные методы развития силовой выносливости:
-
вес отягощений или вес партнера не превышает 30-40 % от максимально возможного, выполнение подобных упражнений в течение 30-50
секунд с интервалом отдыха 2-3 минуты (в 3-5 сериях) развивает силовую выносливость мышц нижних конечностей;
-
для развития силовой выносливости лыжник-гонщик применяет повторный метод, при котором упражнения выполняются с одинаковой умеренной скоростью при усилии 50-60 % от максимальных возможностей [32]. Для развития силовой выносливости М. А. Аграновский рекомендует использовать метод «до отказа», когда производится медленное непрерывное поднимание веса при усилии 50-70 % от максимальных возможностей до нарушения правильного выполнения упражнения или невозможности его выполнять. Метод «до отказа» предлагает и Н. А. Андреев, однако вес отягощения, по его мнению, не должен превышать 30-35 % от максимального. По данным Ю. К. Лукина, интенсивность упражнений при тренировках на развитие силовых качеств должна составлять в рабочих фазах, где повторяются основные двигательные действия, по показателям ЧСС в начале фазы 120-140
уд./мин, в конце – 170-180 уд./мин [30].
Для развития скоростно-силовых качеств применяется метод непредельных отягощений. Суть этого метода заключается в многократном повторении упражнений с отягощением небольшого веса (до 30 % от максимального) с числом повторений от 20 до 70 раз. Используя данный метод, достигается наибольший эффект в развитии специфических проявлений скоростно-силовых качеств, идентичных соревновательной деятельности лыжника-гонщика.
В рекомендациях Ж. К. Холодова, В. С. Кузнецова обращается внимание на развитие общей и локальной силовой выносливости юных лыжников- гонщиков методом круговой тренировки с общим количеством станций от 5 до 15-20 и с отягощением 40-50 % от максимального. Данный метод используется для воздействия на различные группы мышц при выполнении упражнений одно за другим. Упражнения выполняются на снарядах или с отягощением, подбирая их вес так, чтобы при умеренном темпе упражнения можно было выполнять 30-
60 секунд. Паузы между упражнениями не должны быть слишком
продолжительными (до 25-90 секунд). Отдых между повторениями должен составлять до 5 минут [47].
После локального развития силы мышц у юных лыжников-гонщиков В. JI. Ростовцев, С. Н. Зеленовский рекомендуют развивать быстроту и скоростную выносливость. Для этой цели авторы предлагают использовать как специфические упражнения циклического характера (лыжи, лыжероллеры, имитация), так и неспецифические (бег, прыжки, плавание, гребля и т.д.).
В. Н. Манжосов, И. Г. Огольцов считают, что для развития скоростных качеств целесообразно использовать повторные упражнения