Файл: Томский государственный педагогический университет.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 207
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Общая характеристика скоростно-силовых способностей
Средства и методы воспитания скоростно-силовых качеств юных лыжников-гонщиков
Применение средств скоростно-силовой подготовки в годичном цикле тренировки юных лыжников-гонщиков
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Имитация одновременного бесшажного хода на тренажере
у квалифицированных спортсменов их действие проявляется комплексно, одновременное техническое и функциональное совершенствование и развитие скоростно-силовых качеств.
На разных этапах подготовительного периода происходят изменения и в соотношении собственно скоростно-силовых средств подготовки. У лыжников-гонщиков 14-15 лет объем циклической нагрузки в беге с имитацией, равный 24 % от общего объема, считается наиболее оптимальным, позволяющим на 1-м и 2-м этапах подготовительного периода поддерживать достигнутый уровень развития скоростно-силовых качеств. Лыжероллерная подготовка в объеме 76 % обеспечивает дальнейшее развитие силовой выносливости. А. В. Пермяков считает, что изменение соотношения в специальных средствах (на тех же режимах интенсивности) в сторону увеличения до 85-90 % или уменьшения до 40-50 % в передвижении на лыжероллерах менее эффективно. Планирование бега с имитацией в подъемы по пересеченной местности в объеме 25-30 % создает основную базу
скоростно-силовой подготовки на втором этапе подготовительного периода [19].
Рациональное построение тренировочного процесса – это, в первую очередь, оптимальное соотношение различных тренировочных средств, направленных на развитие ведущих для лыжников-гонщиков физических качеств.
Ф. П. Суслов считает, что увеличение средств силовой подготовки в лыжных гонках всегда сопровождается увеличением циклических аэробных нагрузок и, наоборот,
увеличение аэробных средств сопровождается увеличением силовых нагрузок при обязательном контроле за уровнем выносливости по критерию анаэробного порога. Снижение этого порога – сигнал к коррекции как силовых, так и аэробных нагрузок. Время, затраченное на аэробную работу, превышает время, затраченное на силовую работу в 3-5 раз. Для воспитания силовой выносливости выполняются действия, соответствующие основному или аналогичному соревновательному упражнению с отягощениями или в утяжеленных условиях [19].
Учитывая важность скоростно-силовых нагрузок в подготовке юных лыжников-гонщиков, И. В. Листопад и И. Н. Лопухов предлагают концентрировать их в июле подготовительного периода. После использования специально разработанной системы скоростно-силовых упражнений они рекомендуют применять тренировочные нагрузки на выносливость. Такая последовательность в развитии физических качеств, по их мнению, обеспечивает лыжникам-гонщикам реализацию отставленного тренировочного эффекта скоростно-силовых нагрузок и способствует дальнейшему развитию специальных видов выносливости [25].
С целью повышения физической подготовленности юных лыжников- гонщиков в подготовительном периоде Р. Г. Гилязов рекомендует увеличить количество часов на развитие скоростно-силовых качеств до 30% времени от общего объема нагрузки за год. Автор предлагает сделать это поочередно: в первый год увеличить объем нагрузки для развития выносливости, на
следующий год увеличить объем нагрузки для развития
скоростно-силовых качеств.
Специальные исследования А. В. Кондрашова показали, что объемы скоростно-силовой подготовки пропорционально повышаются с ростом спортивной квалификации и возрастом спортсменов.
Большинство авторов считает, что планирование средств тренировки лыжников-гонщиков должно исходить из учёта многих факторов, главными из которых являются возрастные особенности, уровень подготовленности, спортивные способности и условия учебно-тренировочной деятельности.
В. Н. Платонов утверждает, что структура тренировочных занятий определяется многими факторами: целью и задачами, закономерными колебаниями функциональной активности организма спортсмена в процессе более или менее длительной мышечной деятельности, величиной нагрузки [36]. По направленности применяемых в занятиях средств и методов различают занятия избирательной (преимущественной) и комплексной направленности. В последнее время в тренировочном процессе юных лыжников-гонщиков увеличение напряженности физических нагрузок осуществляется за счет увеличения количества средств скоростно-силовой направленности. Так, А. И. Першин на втором этапе подготовительного периода рекомендует применять занятия скоростно-силовой направленности не реже 2-3-х раз в недельном микроцикле. Первая тренировка проводится во 2-й день микроцикла с использованием бега по пересеченной местности. В 3-й день автор предлагает прохождение серии отрезков в подъем; в 5-й – проведение
круговой тренировки [21].
Концентрированные скоростно-силовые нагрузки в тренировочном процессе юных лыжников-гонщиков, по мнению И. В. Листопада, дают
значительный прирост скоростно-силовых способностей и способствуют их реализации в совершенствовании техники лыжных ходов [25].
В построении тренировочных
занятий, направленных на развитие специальной силы, скоростно-силовой и силовой выносливости юных лыжников-гонщиков очень важным является равномерное распределение тренировочной нагрузки на все группы мышц, участвующих в передвижении на лыжах. Такое распределение упражнений весьма действенно осуществляется в круговой тренировке [15].
Порядок применения упражнений в круговой тренировке, направленной на развитие силы, скоростно-силовой и силовой выносливости юных лыжников-гонщиков, на 1-м этапе подготовительного периода выглядит следующим образом:
Комплекс составлен таким образом, что в нем соблюдено чередование упражнений для мышц рук, затем для мышц ног и туловища. Такая последовательность упражнений способствует лучшему восстановлению мышц после выполнения нагрузки. По рекомендациям В. М. Зациорского и Е. И. Кудрявцева продолжительность одного тренировочного занятия, направленного на развитие скоростно-силовых качеств, не должна превышать двух часов [16].
Серию занятий, проводимых в течение нескольких дней и обеспечивающих комплексное решение задач данного этапа подготовки, принято называть тренировочным микроциклом. Наиболее распространены
На разных этапах подготовительного периода происходят изменения и в соотношении собственно скоростно-силовых средств подготовки. У лыжников-гонщиков 14-15 лет объем циклической нагрузки в беге с имитацией, равный 24 % от общего объема, считается наиболее оптимальным, позволяющим на 1-м и 2-м этапах подготовительного периода поддерживать достигнутый уровень развития скоростно-силовых качеств. Лыжероллерная подготовка в объеме 76 % обеспечивает дальнейшее развитие силовой выносливости. А. В. Пермяков считает, что изменение соотношения в специальных средствах (на тех же режимах интенсивности) в сторону увеличения до 85-90 % или уменьшения до 40-50 % в передвижении на лыжероллерах менее эффективно. Планирование бега с имитацией в подъемы по пересеченной местности в объеме 25-30 % создает основную базу
скоростно-силовой подготовки на втором этапе подготовительного периода [19].
Рациональное построение тренировочного процесса – это, в первую очередь, оптимальное соотношение различных тренировочных средств, направленных на развитие ведущих для лыжников-гонщиков физических качеств.
Ф. П. Суслов считает, что увеличение средств силовой подготовки в лыжных гонках всегда сопровождается увеличением циклических аэробных нагрузок и, наоборот,
увеличение аэробных средств сопровождается увеличением силовых нагрузок при обязательном контроле за уровнем выносливости по критерию анаэробного порога. Снижение этого порога – сигнал к коррекции как силовых, так и аэробных нагрузок. Время, затраченное на аэробную работу, превышает время, затраченное на силовую работу в 3-5 раз. Для воспитания силовой выносливости выполняются действия, соответствующие основному или аналогичному соревновательному упражнению с отягощениями или в утяжеленных условиях [19].
Учитывая важность скоростно-силовых нагрузок в подготовке юных лыжников-гонщиков, И. В. Листопад и И. Н. Лопухов предлагают концентрировать их в июле подготовительного периода. После использования специально разработанной системы скоростно-силовых упражнений они рекомендуют применять тренировочные нагрузки на выносливость. Такая последовательность в развитии физических качеств, по их мнению, обеспечивает лыжникам-гонщикам реализацию отставленного тренировочного эффекта скоростно-силовых нагрузок и способствует дальнейшему развитию специальных видов выносливости [25].
С целью повышения физической подготовленности юных лыжников- гонщиков в подготовительном периоде Р. Г. Гилязов рекомендует увеличить количество часов на развитие скоростно-силовых качеств до 30% времени от общего объема нагрузки за год. Автор предлагает сделать это поочередно: в первый год увеличить объем нагрузки для развития выносливости, на
следующий год увеличить объем нагрузки для развития
скоростно-силовых качеств.
Специальные исследования А. В. Кондрашова показали, что объемы скоростно-силовой подготовки пропорционально повышаются с ростом спортивной квалификации и возрастом спортсменов.
Большинство авторов считает, что планирование средств тренировки лыжников-гонщиков должно исходить из учёта многих факторов, главными из которых являются возрастные особенности, уровень подготовленности, спортивные способности и условия учебно-тренировочной деятельности.
- 1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 18
Построение тренировочных занятий и микроциклов с направленным развитием скоростно-силовых качеств юных лыжников-гонщиков
В. Н. Платонов утверждает, что структура тренировочных занятий определяется многими факторами: целью и задачами, закономерными колебаниями функциональной активности организма спортсмена в процессе более или менее длительной мышечной деятельности, величиной нагрузки [36]. По направленности применяемых в занятиях средств и методов различают занятия избирательной (преимущественной) и комплексной направленности. В последнее время в тренировочном процессе юных лыжников-гонщиков увеличение напряженности физических нагрузок осуществляется за счет увеличения количества средств скоростно-силовой направленности. Так, А. И. Першин на втором этапе подготовительного периода рекомендует применять занятия скоростно-силовой направленности не реже 2-3-х раз в недельном микроцикле. Первая тренировка проводится во 2-й день микроцикла с использованием бега по пересеченной местности. В 3-й день автор предлагает прохождение серии отрезков в подъем; в 5-й – проведение
круговой тренировки [21].
Концентрированные скоростно-силовые нагрузки в тренировочном процессе юных лыжников-гонщиков, по мнению И. В. Листопада, дают
значительный прирост скоростно-силовых способностей и способствуют их реализации в совершенствовании техники лыжных ходов [25].
В построении тренировочных
занятий, направленных на развитие специальной силы, скоростно-силовой и силовой выносливости юных лыжников-гонщиков очень важным является равномерное распределение тренировочной нагрузки на все группы мышц, участвующих в передвижении на лыжах. Такое распределение упражнений весьма действенно осуществляется в круговой тренировке [15].
Порядок применения упражнений в круговой тренировке, направленной на развитие силы, скоростно-силовой и силовой выносливости юных лыжников-гонщиков, на 1-м этапе подготовительного периода выглядит следующим образом:
-
имитация попеременного двухшажного хода с резиновым амортизатором; -
выпрыгивание из низкого приседа; -
в висе подтягивание коленей к груди; -
сгибание и разгибание рук в упоре лежа; -
прыжки со скакалкой; -
подтягивание на перекладине; -
многоскоки; -
наклоны в стороны с гантелями в руках; -
имитация одновременного бесшажного хода с резиновым амортизатором [8].
Комплекс составлен таким образом, что в нем соблюдено чередование упражнений для мышц рук, затем для мышц ног и туловища. Такая последовательность упражнений способствует лучшему восстановлению мышц после выполнения нагрузки. По рекомендациям В. М. Зациорского и Е. И. Кудрявцева продолжительность одного тренировочного занятия, направленного на развитие скоростно-силовых качеств, не должна превышать двух часов [16].
Серию занятий, проводимых в течение нескольких дней и обеспечивающих комплексное решение задач данного этапа подготовки, принято называть тренировочным микроциклом. Наиболее распространены