Файл: Томский государственный педагогический университет.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 208

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Задачи исследования:

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ СКОРОСТНО- СИЛОВЫХ КАЧЕСТВ У ЮНОШЕЙ 14-15 ЛЕТ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ЛЫЖНЫМИ ГОНКАМИ

Общая характеристика скоростно-силовых способностей

Средства и методы воспитания скоростно-силовых качеств юных лыжников-гонщиков

Применение средств скоростно-силовой подготовки в годичном цикле тренировки юных лыжников-гонщиков

Построение тренировочных занятий и микроциклов с направленным развитием скоростно-силовых качеств юных лыжников-гонщиков

ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Имитация одновременного бесшажного хода на тренажере

ГЛАВА 3. ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ

Содержание и методика воспитания скоростно-силовых качеств в учебно-тренировочном процессе лыжников-гонщиков 14-15 лет

ВЫВОДЫ

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ СКОРОСТНО- СИЛОВЫХ КАЧЕСТВ У ЮНОШЕЙ 14-15 ЛЕТ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ЛЫЖНЫМИ ГОНКАМИ




    1. Анатомо-физиологические особенности развития скоростно-силовых качеств у юношей 14-15 лет, занимающихся лыжными гонками



В подростковом возрасте происходит завершение биологического созревания организма. В этот период окончательно оформляется двигательная индивидуальность, свойственная взрослым людям. Для подростка характерно ослабление координационных способностей при интенсивном развитии скоростно-силовых качеств. В сфере психического развития происходит сложный процесс формирования характера, потребностей, склонностей, интересов [2].

Подростковый возраст это период максимального темпа роста и развития всего организма, очень важный этап биологического созревания и социального взросления личности. При осуществлении физического воспитания следует учитывать различные анатомо-физиологические особенности организма подростка.

Установлено, что наибольший эффект физического воспитания в развитии отдельных способностей достигается в период их бурного естественного развития. Эффективность педагогических воздействий в другие возрастные периоды для данной способности может быть нейтральной или даже отрицательной. Поэтому при совершенствовании конкретных физических способностей очень важно не упустить наиболее благоприятные возрастные периоды, поскольку впоследствии сделать это будет
намного сложнее [23].

В таблице 1 приведены периоды интенсивного развития отдельных физических способностей у мальчиков.
Таблица 1 Сенситивные периоды развития физических способностей у мальчиков (по

А.П. Матвееву)



Физические способности

Возраст

7-8

8-9

9-10

10-11

11-12

12-13

13-14

14-15

15-16

16-17

СИЛО- ВЫЕ

Собственно силовые



















+







+

Скоростно-силовые










+










+

+




СКОРОСТНЫЕ

Частота движений

+













+













Скорость одиночного

движения










+










+

+




Время двигательной реакции













+










+




К ДЛИТЕЛЬНОМУ ВЫПОЛНЕНИЮ РАБОТЫ

Статический режим






















+







Динамический режим













+

+







+




Зона максимальной

интенсивности






















+

+




Зона субмаксимальной

интенсивности










+













+

+

Зона большой

интенсивности




+

+

+













+

+

Зона умеренной интенсивности




+




+










+

+




КООРДИНА- ЦИОННЫЕ

Простые координации

+

+
















+







Сложные координации










+










+







Равновесие




+
















+







Точность движений




+
















+










Гибкость




+










+















Из таблицы 1 видно, что каждая из физических способностей имеет свой сенситивный период, в частности, наиболее оптимальным возрастом для
специального развития скоростно-силовых способностей у юношей считается 14-15 лет. Этому способствует интенсивное и разностороннее развитие двигательной функции, приходящееся на этот возрастной период.

В 14-15 лет у юношей наиболее активно протекают процессы полового созревания, усиливается интенсивность функционирования желез внутренней секреции, повышается реактивность нервной системы и пульса при нагрузке [2].

Основными предпосылками проявления скоростно-силовых качеств является подвижность нервных процессов и эффективность нервно-мышечной координации. Скоростно-силовые качества определяются и особенностями строения мышечной ткани, соотношением различных мышечных волокон, их эластичностью, растяжимостью, эффективностью внутримышечной и межмышечной координации. Проявление скоростно-силовых качеств тесно связано с возможностями биохимических механизмов к быстрейшей мобилизации и ресинтезу анаэробных поставщиков энергии.

Мышечная сила является одним из важнейших двигательных качеств, которое в значительной мере определяет спортивный результат в лыжных гонках. Выполнение силовых упражнений приводит к расходованию энергии, которое проявляется при мышечном сокращении. Чем больше величина прилагаемых усилий, тем более активно протекают окислительные процессы и больше требуется
энерготрат при выполнении упражнения [22].

С 13 лет мышечная масса у юношей заметно увеличивается. Постепенно возрастает ее доля в общей массе тела, и к 15 годам она составляет уже примерно 33%. Наиболее значительно у юношей 14-15 лет изменяется сила мышц-разгибателей туловища, бедра и сгибателей стопы. В мышцах увеличивается преимущественно сухожильная часть, мышечная часть также растет, но в меньшей мере. Это несколько снижает сократительную способность мышц, но увеличивает их выносливость. Сила растет за счет увеличения поперечника мышечных волокон. Количество мышечных веретен увеличивается особенно в тех участках мышечного волокна, которые
испытывают наибольшее растяжение. Это повышает быстроту сокращений мышцы [9].

Повышение объемов тренировочной нагрузки за счет применения большого количества скоростно-силовых упражнений или увеличения интенсивности передвижения в лыжных гонках позволяет приблизить технические характеристики движений к соревновательным, увеличить быстроту и силу отталкивания. Скоростно-силовые упражнения благодаря своему локальному воздействию могут усилить тренировочные нагрузки, не перегружая вегетативную систему организма [40].

При проведении тренировочных занятий со скоростно-силовой направленностью необходимо учитывать возраст занимающихся, функциональную и физическую подготовленность лыжников-гонщиков.

    1. 1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18

Общая характеристика скоростно-силовых способностей




Скоростно-силовая подготовка это составная часть современного тренировочного процесса, направленная на повышение функциональных возможностей спортсменов и достижение высоких результатов в избранном виде спорта [7].

Под скоростно-силовой подготовкой понимается эффективное сочетание средств и методов комплексного воспитания быстроты и силы.

Скоростно-силовые способности – это непредельное напряжение мышц, которое проявляется с максимальной мощностью в упражнениях, осуществляемых со значительной скоростью (но не до предела). Например, они проявляются в финальном усилии при метании снарядов, прыжках в высоту, в длину с места или с разбега, так как в таких двигательных действиях требуется значительная сила мышц и быстрота движений. При этом, чем значительнее внешнее отягощение, преодолеваемое спортсменом, тем большую роль играет силовой компонент, а при меньшем отягощении возрастает значимость скоростного компонента [16].
Э.И. Аршавская, Я.М. Коц утверждают, что скоростно-силовые способности зависят от:

  1. состояния нервно-мышечного аппарата;

  2. абсолютной силы мышц;

  3. способности мышц к быстрому нарастанию усилия в начале движения [2,22].

В теории и методике спорта скоростно-силовые способности включают: