ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 65
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Юридический факт: понятие, признаки, виды
Применение права: понятие, признаки, виды, стадии, принципы
понятие, признаки, виды, стадии, принципы
Акты применения права: понятие, признаки, виды, соотношение с нормативными правовыми актами
13. Толкование норм права: понятие, способы, виды, необходимость и значение
Акты толкования норм права: понятие, признаки, виды
14. Правомерное поведение: понятие, признаки, виды
15. Правонарушение: понятие, признаки, виды
16. Состав правонарушения: понятие, элементы
17. Государственное принуждение: понятие,виды
18. Юридическая ответственность: понятие, цели, функции, принципы, виды
19. Законность: понятие, принципы, гарантии
Правопорядок: понятие, черты, соотношение с законностью, общественным порядком и демократией
Прим
Применение права: понятие, признаки, виды, стадии, принципы
понятие, признаки, виды, стадии, принципы
Применение права – это регламентированная нормами права и осуществляемая в процедурной форме властная деятельность компетентных государственных или иных уполномоченных органов (должностных лиц) по реализации норм права для конкретного случая и индивидуально-определенного субъекта, выражающаяся в принятии индивидуально-конкретного государственно-властного предписания (правоприменительного акта).
Таким образом, применение права представляет собой властную деятельность компетентных органов (должностных лиц) по решению конкретных юридических дел, выражающуюся в принятии правоприменительных актов.
Признаки правоприменения:
1. | Осуществляется только уполномоченными органами (должностными лицами) в пределах их компетенции. |
2. | Имеет государственно-властный характер. |
3. | Представляет собой индивидуальное поднормативное регулирова-ние общественных отношений, так как осуществляется на основе норм права. |
4. | Осуществляется в установленной нормами права процедурной форме. |
5. | Направлено на решение конкретных юридических дел. |
6. | Его результатом является принятие правоприменительного акта, содержащего индивидуально-конкретное властное предписание. |
Правоприменение представляет собой комплексную деятельность, так как применение одних норм одновременно требует использования, соблю-дения и исполнения других норм.
Необходимость в применении права возникает, когда:
а) субъективное право и/или юридическая обязанность не могут возникнуть и/или реализоваться без властной деятельности компетентных органов (должностных лиц);
б) имеется спор о праве, и стороны не могут сами прийти к согласованному решению;
в) имеются препятствия для осуществления прав и/или обязанностей;
г) юридические обязанности не исполняются добровольно;
д) совершено правонарушение и возникает необходимость в привлечении правонарушителя к юридической ответственности;
е) необходимо установить наличие фактов или признать их юридически значимыми;
ж) определенные правоотношения должны пройти контроль со стороны соответствующих правоприменительных органов, а также в иных случаях.
Виды правоприменения:
1. | Позитивное правоприменение/правоисполнительная деятельность. Осуществляется на основе регулятивных норм права в целях индивидуального регулирования положительных общественных отношений и связано реализацией регулятивной функции права. |
2. | Юрисдикционное правоприменение/правоохранительная деятельность. Осуществляется на основе охранительных норм права и направле-нона охрану положительных и вытеснение вредных для общества отношений и связано реализацией охранительной функции права. |
Стадии правоприменения:
I. Установление фактических обстоятельств дела:
1. | определение круга юридически значимых фактов; |
2. | сбор и процессуальное закрепление добытых фактов; |
3. | исследование фактов, т.е. установление их достоверности и достаточности. |
II. Установление юридической основы дела:
1. | выбор нормы права (или нескольких норм права), рассчитанной на данные фактические обстоятельства и подлежащей применению в данном деле; |
2. | проверка правильности текста нормы права; |
3. | проверка действия нормы права во времени, пространстве и по кругу лиц; |
4. | уяснение содержания нормы права путем ее толкования. |
Первые две стадии имеют подготовительный характер. Их разделение достаточно условно. На практике они протекают одновременно, так как правоприменителю приходится обращаться как к фактической, так и к юридической основе дела. Таким образом, устанавливается и то, и другое.
III. Принятие решения (эта стадия является основной и завершающей):
1. | подготовка проекта правоприменительного акта; |
2. | проверка соответствия проекта правоприменительного акта нормам права; |
3. | принятие правоприменительного акта: его надлежащее оформление и подписание; |
4. | доведение принятого правоприменительного акта до исполнителя и заинтересованных лиц. |
Факультативные стадии:
IV. Исполнение решения.
V. Контроль исполнения.
Принципы правоприменения:
1. | Законность. Означает, что решение по делу принято на основе норм права. |
2. | Обоснованность. Означает, что решение, принятое по делу, основывается на полном, точном, всестороннем исследовании фактических обстоятельств дела, на их объективной оценке и на непредвзятом отношении к заинтересованным лицам. |
3. | Целесообразность. Означает, что правоприменитель должен при-нять по делу наиболее целесообразное решение, т.е. решение, наиболее соответствующее данной ситуации. Целесообразное решение – это всегда законное решение. Незаконное решение не может быть целесообразным. |
4. | Справедливость. Означает, что правоприменитель должен принять по делу наиболее справедливое решение, т.е. решение, основанное на нравственных принципах. Справедливость решения основывается на его законности и обоснованности. |
5. | Своевременность. Правоприменитель должен принять решение по делу в сроки, установленные нормами права, либо в разумные сроки (если они точно не определены). |
6. | Экономичность. Правоприменительная деятельность должна быть основана на рациональном использовании различных ресурсов (материальных, финансовых, информационных, трудовых и т.д.). |
7. | Эффективность. В результате правоприменительной деятельности должна достигаться цель – упорядочение конкретных общественных отношений. |
Акты применения права: понятие, признаки, виды, соотношение с нормативными правовыми актами
Правоприменительный акт – официальный правовой документ, принятый уполномоченным органом (должностным лицом) в ходе решения конкретного юридического дела и содержащий индивидуально-конкретное властное предписание.
Признаки правоприменительного акта:
1. | Принимается уполномоченным органом (должностным лицом) в пределах его компетенции. |
2. | Принимается в ходе правоприменительной деятельности. |
3. | Направлен на решение конкретного юридического дела. |
4. | Имеет государственно-властный характер. |
5. | Принимается на основе норм права и индивидуализирует их применительно к конкретной ситуации и конкретным лицам. |
6. | Оформляется в виде официального правового документа, имеет установленную форму и реквизиты. |
7. | Адресован индивидуально-определенным лицам. |
8. | Реализуется однократно. |
9. | Выступает в качестве юридического факта и влечет наступление правовых последствий, т.е. возникновение, изменение или прекращение правоотношения. |
Соотношение нормативного правового акта и правоприменительного акта
1. Общие черты:
а) являются правовыми актами;
б) принимаются уполномоченными органами (должностными лицами) в пределах их компетенции;
в) принимаются в порядке, предусмотренном нормами права;
г) имеют государственно-властный характер и обязательны к исполнению;