ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 66
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Юридический факт: понятие, признаки, виды
Применение права: понятие, признаки, виды, стадии, принципы
понятие, признаки, виды, стадии, принципы
Акты применения права: понятие, признаки, виды, соотношение с нормативными правовыми актами
13. Толкование норм права: понятие, способы, виды, необходимость и значение
Акты толкования норм права: понятие, признаки, виды
14. Правомерное поведение: понятие, признаки, виды
15. Правонарушение: понятие, признаки, виды
16. Состав правонарушения: понятие, элементы
17. Государственное принуждение: понятие,виды
18. Юридическая ответственность: понятие, цели, функции, принципы, виды
19. Законность: понятие, принципы, гарантии
Правопорядок: понятие, черты, соотношение с законностью, общественным порядком и демократией
д) их реализация обеспечивается возможностью применения государственного принуждения.
2. Отличия указаны в табл. 3.
Таблица 3
Отличия нормативного правового акта от правоприменительного акта
Структура правоприменительного акта:
1. | Вводная часть – содержит указание на правоприменительный орган, место и дату принятия решения. |
2. | Описательная часть – содержит описание существа дела, т.е. сведения о фактических обстоятельствах. |
3. | Мотивировочная часть – содержит обоснование выносимого решения. |
4. | Резолютивная (постановляющая) часть – содержит выносимое решение. |
Виды правоприменительных актов:
1. По субъектам принятия:
• | принятые государственными органами (например, органами законодательной, исполнительной и судебной власти); |
• | иными уполномоченными органами (например, органами местного самоуправления); |
• | принятые должностными лицами (например, ректором вуза). |
2. По наименованию:
• | указы (например, Указ Президента РФ о награждении гражданина А. орденом Дружбы); |
• | распоряжения (например, распоряжение губернатора области о назначении гражданина Б. на должность начальника отдела); |
• | приказы (например, приказ ректора о назначении гражданина В. на должность преподавателя); |
• | определения (например, частное определение суда); |
• | решения (например, решение суда о расторжении брака); |
• | приговоры (например, обвинительный приговор суда). |
3. По функциям права:
• | регулятивные (например, приказ о назначении на должность или об увольнении по собственному желанию); |
• | охранительные (например, приказ о увольнении за совершение прогула). |
4. По юридической природе:
• | основные (содержат конечное решение дела, например обвинительный или оправдательный приговор суда). |
• | вспомогательные (не содержат конечного решения дела, а подготавливают принятие основных актов, например постановление о возбуждении уголовного дела); |
5. По правовым последствиям:
• | правообразующие (влекут возникновение правоотношения, например, приказ о назначении на должность); |
• | правоизменяющие (влекут изменение правоотношения, например, приказ о переводе с одной должности на другую); |
• | правопрекращающие (влекут прекращение правоотношения, например приказ об увольнении). |
6. По порядку принятия:
• | принимаемые единоначально (например, Указ Президента, приказ директора учреждения, решение мирового судьи); | |||||||||||||||||||||||||||||||
• | принимаемые коллегиально (например, решение Совета Федерации о назначении гражданина А. на должность судьи Конституционного Суда РФ, решение суда о разделе имущества).
В правоприменительной деятельности иногда возникает ситуации, когда требующий юридического решения вопрос не урегулирован нормой права. В этом случае правоприменитель сталкивается с пробелом в праве – полным или частичным отсутствием правовых норм, необходимых для правового регулирования общественных отношений. При установлении пробелов в праве необходимо учитывать два признака пробела:
Причины пробелов в праве:
Виды пробелов в праве: 1. По причинам образования:
2. По времени образования:
3. По объему:
Пробелы в праве – явление нежелательное, поэтому они должны своевременно выявляться и устраняться. Устранить пробел можно в ходе правотворческой деятельности путем принятия нормы права. Преодолеть пробел (пока он не устранен) можно в ходе правоприменительной деятельности путем применения права по аналогии. Существуют два вида аналогии в правоприменении: Аналогия закона – решение конкретного юридического дела на основе нормы права, рассчитанной не на данное, а на сходное общественное отношение. Аналогия права – решение конкретного юридического дела на основе общих принципов права и смысла законодательства. Требования к применению права по аналогии:
|
13. Толкование норм права: понятие, способы, виды, необходимость и значение
Реализация норм права невозможна без предварительного установления их содержания. Поэтому толкование норм права представляет собой необходимый и важнейший элемент процесса реализации права.
Реализация права – деятельность субъектов, направленная на установление содержания правовых норм. Объектом толкования является норма права, в которой выражена воля субъекта правотворчества. Цель толкования – установление (выявление) содержания толкуемой нормы права.
Способы толкования норм права (совокупность приемов, правил, используемых для уяснения содержания нормы права):
1. | Грамматический (языковой, филологический, текстовой, словесный). Он основан на уяснении содержания нормы права путем анализа ее словесной формулировки. Выражается в установлении значения отдельных слов, связи слов в предложении, в установлении значения союзов, знаков препинания. |
2. | Логический. Основан на использовании законов и правил формальной логики. |
3. | Систематический. Основан на установлении связи толкуемой нормы права с другими нормами права. |
4. | Историко-политический. Основан на анализе исторических условий принятия нормы права. |
5. | Телеологический. Основан на установлении целей принятия нормы права. |
6. | Специально-юридический. Основан на использовании специальных юридических знаний. Способы толкования используются, как правило, в комплексе, а не изолированно. Однако они имеют разное значение в процессе толкования. Первая (обязательная) ступень толкования – анализ словесной формулировки нормы права. Поэтому грамматический способ толкования является обязательным и важнейшим. |
На практике во многих случаях этого бывает достаточно для уяснения содержания нормы права. Но и в этом случае не следует исключать и другие способы толкования, которые позволят либо подтвердить, либо опровергнуть выводы, полученные в результате грамматического толкования.
После использования грамматического способа, как правило, совсем не требуется соблюдение очередности в использовании других способов толкования. Они часто переплетаются, т.е. происходит возвращение к уже использованным способам. В итоге, умелое использование различных способов толкования приводит к установлению содержания нормы права.
Виды толкования норм права:
По объему толкования:
1. | буквальное (содержание нормы права полностью совпадает с ее словесной формулировкой); |
2. | ограничительное (содержание нормы права уже ее словесной формулировки); |
3. | распространительное (содержание нормы права шире ее словесной формулировки). |
(Абсолютное большинство правовых норм сформулированы таким образом, что они должны толковаться буквально.)
Акты толкования норм права: понятие, признаки, виды
Акт толкования – официальный правовой документ, принятый уполномоченным субъектом в ходе интерпретационной деятельности и содержащий официальное разъяснение нормы права. Является одним из видов правовых актов.
Признаки акта толкования:
1. | Принимается уполномоченным субъектом. |
2. | Принимается в ходе интерпретационной деятельности. |
3. | Принимается в порядке, предусмотренном нормами права. |
4. | Имеет государственно-властный характер. |
5. | Оформляется в виде официального правового документа, имеет установленную форму и реквизиты. |
6. | Содержит официальное разъяснение нормы права (он не устанавливает, не изменяет и не отменяет норм права, а содержит разъяснение содержания толкуемой нормы права и порядка ее применения). |